Сегодня в российском уголовном законодательстве существуют институт условно-досрочного освобождения (далее УДО) и у осужденных за целый ряд уголовных преступлений, в т.ч. тяжких, есть право выйти на свободу досрочно. В то же время, за менее тяжкие преступления с точки зрения общественности - за административные правонарушения такая возможность отсутствует. Ранее ст.297 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях - «Основание и порядок сокращения срока лишения специального права», предусматривалось, что при добросовестном отношении к труду и примерном поведении лица, лишенного на определенный срок права управления транспортным средством или права охоты, орган (должностное лицо), наложивший взыскание, может по истечении не менее половины назначенного срока сократить по ходатайству общественной организации, трудового коллектива срок лишения указанного права.
Настоящим законом предусматривается установление условно-досрочного освобождения от административного наказания в виде лишения водительских прав для гражданина, если судом будет признано, что для дальнейшего исправления он не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, поскольку в период отбывания наказания он возместил вред (полностью или частично), причиненный преступлением, раскаялся в совершенном деянии, а также могут содержаться иные сведения, свидетельствующие об исправлении осужденного.
Условно-досрочное освобождение от административного наказания в виде лишения специального права не может быть применено к лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные статьями 12. 8, 12. 26, 12. 27 ч.3 КоАП РФ.
Досрочное возвращение прав водителям, возможно лишь по истечении половины срока этого наказания.
Введение УДО не противоречит положениям ст.3.8 КоАП (Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом…), т.к. не исключает факта лишения специального права, а предусматривает лишь сроки его сокращения.
Возможность УДО послужит ощутимым стимулом законопослушного поведения гражданина.
О целесообразности введения данной нормы свидетельствуют сведения о количестве решений судов о лишении права управления транспортными средствами, представленными в ГУОБДД МВД России. Количество водителей лишенных права на управление транспортными средствами за нарушения, не связанные с управлением в состоянии опьянения, в 2013 г. составило более 100 тыс. человек, а за 11 мес. 2014 г. - более 70 тыс. человек.
Законом устанавливается обязательность пересдачи экзаменов на право управления транспортным средством только за те виды нарушений Правил дорожного движения, по которым срок их лишения превышает один год. Представляется, что навыки вождения и знания Правил дорожного движения при сроке лишения от трех месяцев до одного года не утрачиваются.
Учитывая, что настоящее время в подразделениях Госавтоинспекции число лиц, впервые сдающих экзамены на получение водительского удостоверения, превышает 2 млн. человек в год, и это без учета тех, кто сдает их второй раз и более, введение этой нормы позволит снизить нагрузку на экзаменационные подразделения Госавтоинспекции, и повысить качество обслуживания населения.
Кроме того хочу дополнительно добавить.
С 2013 года введена ч.4.1 Статья 32.6 КоАП, которая обязывает сдавать ПДД для возврата прав после лишения водительского удостоверения, т.е только после проверки знания ПДД выдаются права.
Согласно ч.4.1 статьи 32.6 КоАП человек должен сдавать ПДД.
Для того чтобы получить водительское удостоверение, порядочные водители, которые лишены прав до полугода, одного года, должны сдавать ПДД на равне с лишенными за более грубые нарушения, таких как за езду в нетрезвом виде, уголовные преступления.
ПДД сдавать, на это тоже уходит немало времени, и что самое интересное на равне с лишенными на более года, это нечестно и несправедливо.
Кроме того хочу обратить огромное внимание, что по большой логике у водителя, лишенного специального права управления ТС, не утрачиваются теоретические навыки. По логике не нужно сдавать ПДД (теорию), а вот практические навыки наоборот утрачиваются, а значит нужно вообще изменить пункт ч.4.1 статьи 32.6 КоАП на сдачу не теории ПДД, а практики, т.к утрачивается именно практика.
Правильней вообще убрать ч.4.1 в статье 32.6 КоАП, т.к. никто же не следит за обычными водителями, которые просто ездят с правами, они могут также не ездить год, полгода и т.д., а потом садиться и опять ездить, т.е. им тогда тоже надо сдавать ПДД.
Практический результат
Возможность УДО послужит ощутимым стимулом законопослушного поведения гражданина.
В результате в КоАП будет возможность условно-досрочного освобождения (УДО).
Водителям которые не по своей воле лишились права управления, смогут вернуть свои права досрочно.
Будет меньше вымогательства взяток со стороны сотрудников ГИБДД в связи с лишением водительского удостоверения, дабы избежать данного наказания. С применением данного законопроекта не будет смысла поддерживать коррупцию в стране. В общем смысле все будет логично.
Будет справедливость, т.к в уголовном законодательстве существуют институт условно-досрочного освобождения (далее УДО), и у осужденных за целый ряд уголовных преступлений есть право выйти на свободу досрочно.
В то же время, за менее тяжкие преступления с точки зрения общественности - за административные правонарушения такая возможность отсутствует.
Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» не потребует дополнительных затрат за счет средств федерального бюджета и не приведет к сокращению его доходов.
Принятие указанного закона не потребует внесения изменений в федеральные законы Российской Федерации или принятия новых законов, признания утратившими силу, приостановления иных федеральных законов.
1) Главу 4. дополнить статьей 4.9. следующего содержания:
«4.9. Условно-досрочное освобождение от административного наказания в виде лишения специального права управления транспортным средством
1. Лицо, в отношении которого назначено административное наказание в виде лишения специального права управления транспортным средством, подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что с учетом примерного поведения оно не нуждается в дальнейшем лишении данного специального права.
2. В суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания вправе обратиться лицо, в отношении которого назначено административное наказание в виде лишения специального права управления транспортным средством, а также его адвокат (законный представитель).
В ходатайстве должны содержаться сведения, свидетельствующие о том, что лицо, в отношении которого назначено административное наказание в виде лишения специального права управления транспортным средством не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, поскольку в период его отбывания оно возместило вред (полностью или частично), причиненный его противоправными действиями, раскаялся в совершенном деянии, не совершал другие правонарушения, а также могут содержаться иные сведения, свидетельствующие об исправлении этого лица.
3. Условно-досрочное освобождения от административного наказания лица, в отношении которого назначено административное наказание в виде лишения специального права в виде права управления транспортным средством может быть применено только по истечении не менее половины срока лишения.
4. Условно-досрочное освобождение от административного наказания в виде лишения специального права управления транспортным средством не может быть применено к лицам, совершившим административные правонарушения предусмотренных статьями 12. 8, 12. 26, 12. 27 ч. 3 КоАП РФ.
5. В случае совершения лицом, которому условно-досрочно восстановлено его специальное право на управление транспортным средством правонарушения, за которое предусмотрено лишение того же права, суд, по представлению органа, исполняющего постановление о лишении специального права, может постановить об отмене условно-досрочного освобождения от административного наказания и исчислении остатка неотбытой части наказания.
2) В части 4.1 статьи 32.6
после слов «возвращаются после проверки знания им Правил дорожного движения,» записать «в случаях, если срок лишения специального права за совершение административных правонарушений превышает 1 год,», далее по тексту.