Люди постоянно покупают товары, но не всегда они покупают то, что нужно именно им. Это происходит по двум причинам:
1. Люди не разбираются в классе покупаемого товара.
2. Людей "сбивает" с правильной покупки информационный шум (реклама, маркетинг, ложные оценки подставных лиц и т.д.).
Предположим мне нужно купить ноутбук. У меня есть два пути сделать более-менее правильную покупку.
1. Изучить предметную область. Определиться с моими требованиями к компьютеру. Исходя из полученных знаний и требований выбрать нужный товар.
Что же происходит на самом деле. В предметной области разбираться никто не хочет. Все приходят в магазин и поручают (доверяют) покупку продавцу магазина. Теперь этот продавец магазина, может вам предложить залежавшийся товар, который ему нужно срочно сбыть, но он, по его словам "абсолютно соответствует требованиям навороченного компьютера". Он может знать о том, что у него есть какая-то неисправность, но вам об этом не скажет. Потому что он продавец. А вы покупатель.
Итак, этот вариант покупки был бы самым надежным, если бы мы не ленились разбираться в предметной области, но опять же, по ряду причин (лень, нет времени и т.д.) мы предпочитаем поручить наш выбор другому человеку. Кстати, замечу, что очень много современного бизнеса основывается на нашей лени или невозможности охватить своим разумом все сферы человеческой деятельности. То, как бизнес ведет себя с потребителями чем-то похоже на то, как таксисты в курортных странах пытаются разделить непутевых туристов на мелкие группы, чтобы каждый заплатил отдельно. Сила потребителей всегда в объединении. Бизнес ведь не стесняется объединяться против потребителей...
2. Путь номер два - получить совет от незаинтересованного во лжи человека, у которого есть опыт приобретения и использования данного товара.
Плюсы такого подхода:
- не нужно изучать предметную область, а значит Вы выигрываете во времени;
- даже если вы бы изучили предметную область, зачастую товар нужно "покрутить в руках", чтобы понять, что он из себя представляет, а у других людей такой опыт уже есть. То есть тут мы имеем реальный (проверенный временем) опыт использования товара.
Минусы такого подхода:
- Вы полагаетесь на субъективную оценку других людей. Не все люди читают инструкции и то, что они Вам напишут в своем отзыве может совсем не быть правдой. Но не потому что Вас хотели обмануть, а потому что человек описал всего лишь свой опыт. В таких случаях хорошо, когда есть несколько отзывов, чтобы можно было сравнить. Хотя, может попасться и довольно объективная оценка. Так что, это не совсем минус;
- второй минус данного подхода, который я бы и хотел устранить - это подставные отзывы.
Разберем его отдельно. Зачем верить человеку, который заинтересован Вас обмануть? Сколько из Вас тех, кто в магазине спрашивает у продавца "а это хороший товар?!" Если это правильный продавец, он обязательно скажет Вам, что товар отличный, даже если это не так. Почему мы задаем этот вопрос? Потому что нам нужен совет. А спросить больше не у кого, кроме продавца, ведь он смотрим на нас такими добрыми глазками (наверняка он наш друг). Иногда очень редко бывает, что продавцы в тихую отговаривают от покупки не очень качественного товара, это большая редкость, поэтому этим можно пренебречь.
Итак у нас не у кого спросить в магазине, но у нас есть Интернет с его отзывами. Но вот в чем проблема: оказывается в Интернете существует уже целый рабочий класс людей, которые занимаются написанием хвалебных отзывов за деньги: "Хотите чтобы Ваш товар лучше покупался - обращайтесь к нам. Мы напишем Вам хорошие отзывы". Можете не верить мне на слово, просто напишите в поисковых системах что-нибудь вроде "купить отзывы на ..." и сами все поймете. Этот виртуальный друг, который стоит с Вами рядом, опираясь на Ваше плечо и дает с умными видом совет что лучше купить, оказывается работает на продавца. Могу предположить, что у любого популярного товара среди множества отзывов, есть как настоящие, так и вымышленные. Почему так происходит? Потому что те, кто эти выдуманные отзывы пишут остаются в тени. Они могут множество отзывов писать от имени разных людей.
Вот было бы здорово, если на разных сайтах, которые продают товары или предлагают услуги можно было бы оставлять отзыв (пусть даже анонимно) от имени своей учетной записи, созданной в ЕСИА (Единой системе идентификации и авторазиции), т.е. от имени гражданина страны. На сайте государственных услуг зарегистрировалось уже много людей, вот пусть они и оставляют отзывы. Мы будем знать, что некий отзыв оставил конкретный существующий человек (пусть даже нам не видно его имени). Если мы посчитаем этот отзыв враньем, мы можем поставить ему минус, так что всем будет видно, что этот человека, что называется "заврался" или просто не может дать правильную оценку товару. Мы не будем видеть какому конкретно гражданину соответствует данная оценка, не будем знать его в лицо, но будем знать, что, возможно к этому отзыву следует (или наоборот не следует) прислушаться. Это не значит что наши персональные данные должны "разлететься" с сайта госуслуг по всему Интернету. Просто мы будем голосовать за товар в интернет-магазинах от имени нашей учетной записи, созданной в ЕСИА (если захотим конечно), точно так же как мы сейчас голосуем от имени учетных записей созданных в различных социальных сетях.
Проблема социальных сетей в том, что наши учетные записи не подтверждаются документально (достаточно сим-карту и телефон), мы как граждане можем не соответствовать тому, что мы там написали на своей страничке в контакте или где-либо еще. А это создает почву для махинаций.
Ложь возможна из-за анонимности. Если бы вы в суде сидели с пакетом на голове и были бы уверены что этот пакет никто с Вас не снимет и никто не узнает кто Вы на самом деле, то какая разница, какие басни Вы там суду рассказываете?
Еще раз повторюсь, это никого ни к чему не принуждает. Вы можете голосовать как и раньше, можете вообще не голосовать, но если захотите поделиться полезным отзывом можете его написать анонимно, но с проверенной учетной записи.
Практический результат
Если эта идея реализуется, на сайтах интернет-магазинов появиться возможность посредством ЕСИА (Единая система идентификации и авторизации) создавать отзывы о товаре от существующих людей и мы избавимся от целой ниши махинаторов, которые за деньги пишут лживые отзывы о товарах - пусть себе подостойнее работу поищут. Людям не будет интересно писать ложь, потому что от этого будет зависеть их рейтинг, а обнулить рейтинг простой сменной сим-карты и созданием новой учетной записи как в социальных сетях уже не получится. При этом, они могут продолжать писать отзывы за деньги, но честные отзывы и их рейтинг будет расти для всех сайтов сразу. По-моему выигрывают все (ну, кроме контор, наживающихся на невежестве народа).