Устав муниципального образования – это основополагающий акт муниципального образования всеобъемлющего характера, служащий основой для дальнейшего нормотворчества, имеющий высшую юридическую силу в системе муниципальных правовых актов, характеризующийся особым порядком принятия, внесения изменений и дополнений, придающий фактически сложившимся отношениям самоорганизации населения правовой, юридический характер.
Устав муниципального образования своего рода «малая конституция», наиболее приближенный к населению правовой акт, закрепляющий основы проживания населения на определенной территории с учетом исторических традиций.
Одной из стадией принятия устава муниципального образования являются публичные слушания - вынесения проекта акта на обсуждение и последующем обязательном рассмотрении органами, должностными лицами местного самоуправления при принятии правового акта результатов проведенного обсуждения. Перечень вопросов, которые обязательно подлежат вынесению на публичные слушания, устанавливается федеральным законодательством, одним из них является проект устава муниципального образования. По смыслу содержания статьи 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на публичные слушания выносятся все проекты уставов муниципальных образований, а также проекты муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований без исключения.
Подлинная задача публичных слушаний - получить указания доверителя (избирательного корпуса) по вопросу о решении, которое предстоит принять представительному органу в дальнейшем правотворческом процессе. Следовательно, публичные слушания представляют собой стадию правотворческого процесса, форма которой позволяет получить достоверный, вызывающий доверие корректный и легитимный результат о мнении населения по проекту правового акта, вынесенного на публичные слушания.
Однако порядок проведение публичных слушаний еще до конца не урегулирован, так законодателем не регламентируется в какие дни допустимо или недопустимо проводить публичные слушания, что может создать препятствия работающим гражданам в осуществлении своего права принять участие в публичных слушаниях. Оповещение осуществляется посредством опубликования (обнародования) муниципального правового акта о назначении публичных слушаний в муниципальных СМИ в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации.
Также представляется неприемлемым проведение публичных слушаний с ограниченным количеством представителей населения муниципального образования. Так в соответствии с Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании городе-курорте Пятигорске количество представителей от населения ограничивается количеством свободных посадочных мест.
Подобный порядок проведения публичных слушаний, тем более по проекту устава муниципального образования, малоэффективен, так как, к сожалению, далеко не все муниципальные образования имеют свои официальные сайты или официальные печатные органы. Также нынешнее поколение «информационных технологий» довольно редко обращается к печатным источником информации или посещает сайты муниципальных образований, молодые люди могут не посещать подобные мероприятия, боясь быть просто не услышанными или не принятыми в серьез. Ограниченное количество сидячих мест в помещении, где проводятся публичные слушания, также не позволяет в полной мере раскрыть мнение населения муниципального образования по поводу темы проводимых публичных слушаний. Все это в совокупности, не отвечает принципу демократизма при принятии устава муниципального образования.
Таким образом, Федеральный закон № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" должен быть дополнен статьей «Интернет-обсуждение». Интернет-обсуждение проекта устава муниципального образования необходимо проводить параллельно с публичными слушаниями, в обязательном порядке, без выявления какой-либо инициативы. Порядок организации и проведения интернет-обсуждения должен определяться в самом уставе.На интернет-обсуждение могут выноситься те же вопросы, что и на публичные слушания.
Такой опыт уже имеется в Российской Федерации, так по решению бывшего Президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева было объявлено о проведении публичных обсуждений проекта Федерального закона «О полиции», был создан официальный сайт Комиссии по модернизации i-Russia.ru, в итоге переросший в разветвленную сеть онлайн-площадок. До процесса запуска публичного обсуждения было оговорено, что комментарии будут использованы при доработке законопроекта организационным комитетом по подготовке законопроекта и экспертным советом МВД по нормотворчеству, затем он будет внесен в Думу и принят. Всего было принято 3784 предложений.
Практический результат
Подводя итог можно с уверенностью можно утверждать, что интернет-обсуждение принимаемого муниципального правового акта в большей мере отвечает целям, поставленным перед институтом публичных слушаний. Так интернет-обсуждение позволит в большей мере охватить количества жителей муниципального образования. Интернет-обсуждение не будет ограниченно временными рамками, то есть оно может проводиться не только в определенный день, а в течение всего процесса разработки проекта муниципального правового акта. Интернет-обсуждение позволит сделает местное самоуправление более прзрачным, повысит степень ответственности органов местного самоуправления перед населением и позволит более продуктивно воспитать в молодом поколении институты гражданского общества.
Все это наиболее отвечает принципу демократизма в местном самоуправлении. Необходимо проведение интернет-обсуждение параллельно с публичными слушаниями, так как более взрослое поколение может не пользоваться ресурсами Интернет.
Итогом становится полноценный муниципальный правовой акт, учитывающий наиболее обширное мнение населения муниципального образования.
Интернет-обсуждение проекта устава муниципального образования может проходить с задействованием такого проекта, как электронная демократия для муниципалитетов, что в полной мере отвечает сущности "Российской общественной инициативы". Любой желающий получит право высказать свои замечания по проекту муниципального правового акта путем авторизации и дальнейшем оставлении комментария.