Необходимо решение вопросов о введении в ФЗ Об оружии категорий призового, подарочного или памятного оружия, либо видов оружия, являющихся наградным оружием, согласно прежнему законодательству или законодательству других стран, либо врученных в качестве награды представителями власти или приравненными к ним лицами, не уполномоченными награждать оружием, согласно положениям норм ФЗ Об оружии.
Внесение данных изменений необходимо, учитывая:
1. отсутствие запрета на отнесение к наградному оружия, не подлежащего регистрации в органах Росгвардии и (или) приобретаемого без лицензии;
2. наличие в ст. 20.1 ФЗ Об оружии и подзаконных актах обязанности получения разрешения на хранение и ношение любого наградного оружия;
3. наличие в ст. 20.1 ФЗ Об оружии запрета на отнесение к наградному оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, служебного оружия, боевого длинноствольного огнестрельного оружия, предусмотренного наряду с запретом на отнесение к наградному оружия, запрещенного к обороту в РФ, и оружия, позволяющего вести огонь очередями (огнестрельного, нелетального, пневматического, метательного (арбалетов) и т.п.), при равной поражающей способности указанных видов огнестрельного и иного оружия соответственно;
4. наличие запрета на ношение и использование в РФ наградного оружия иностранными гражданами; введение запрета на отнесение к наградному оружия, полученного гражданами РФ от глав иностранных государств или их правительств;
5. наличие строгих ограничений на оборот многих видов огнестрельного короткоствольного или нарезного оружия, холодного и метательного оружия, предусмотренных ФЗ Об оружии, затрудняющих их дарение, продажу и иной оборот;
6. равную поражающую способность и степень опасности холодного оружия и бытовых предметов, метательного и целого ряда других видов оружия и предметов, не отнесенных к оружию, или видов оружия, не предусмотренных ФЗ Об оружии;
7. значимость и исключительность самого факта награждения оружием, отличающего его от иного сбыта оружия;
8. выдачу награжденному наградных документов, подтверждающих награждение оружием;
9. наличие запрета на выдачу наградного оружия, награжденному, имеющему противопоказания к владению оружием по разрешению, или не получившему разрешение на наградное оружие по другим причинам, с возможной последующей передачи оружия в музей, в который обеспечивается доступ награжденному оружием;
10. наличие запрета на посмертное награждение оружием.
Согласно ст. 20.1 ФЗ Об оружии наградным оружием является гражданское, боевое короткоствольное ручное стрелковое и холодное оружие, полученное гражданами Российской Федерации в качестве награды на основании указа Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, а также на основании приказов руководителей государственных военизированных организаций.
Разрешение на хранение и ношение наградного оружия гражданами Российской Федерации выдается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства.
Виды, типы, модели боевого короткоствольного ручного стрелкового и холодного оружия, которым могут награждаться граждане Российской Федерации, а также порядок награждения указанным оружием устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Продажа, дарение и наследование боевого короткоствольного ручного стрелкового наградного оружия не допускаются.
Граждане Российской Федерации, награжденные боевым короткоствольным ручным стрелковым оружием, на основании разрешения на его хранение и ношение вправе приобретать у юридических лиц, имеющих лицензию на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему, и хранить патроны к гражданскому огнестрельному оружию, имеющие равные калибр и размеры с патронами к боевому короткоствольному ручному стрелковому оружию, которым они награждены. Спортивные и образовательные организации вправе передавать на стрелковых объектах указанным гражданам патроны к гражданскому огнестрельному оружию для их использования при проведении учебных и тренировочных стрельб из наградного оружия.
Получение иностранными гражданами оружия в качестве награды осуществляется на основании указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации, а также на основании приказов руководителей государственных военизированных организаций, наделенных такими полномочиями Президентом Российской Федерации.
Виды, типы, модели боевого короткоствольного ручного стрелкового и холодного оружия, которым могут награждаться иностранные граждане, а также порядок награждения указанным оружием устанавливается Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 08.08.2024 N 250-ФЗ отменено право граждан РФ на получение оружия в качестве награды от глав иностранных государств или их правительств, а данное оружие исключено из перечня видов наградного оружия. При этом данный ФЗ не распространяется на оборот оружия, полученного в качестве награды до 8 августа 2024 года, на которое выдано соответствующее разрешение.
Ношение и использование наградного оружия награжденными иностранными гражданами в РФ запрещено (п. 13 Постановления Правительства РФ от 19.03.2020 N 301 Об утверждении Правил награждения иностранных граждан боевым короткоствольным ручным стрелковым и холодным оружием и перечня видов, типов и моделей боевого короткоствольного ручного стрелкового и холодного оружия, которым могут награждаться иностранные граждане).
Служебное оружие и боевое оружие, не являющееся боевым короткоствольным ручным стрелковым (огнестрельным) или холодным оружием, относились к наградному оружию до 2003 года (ст. 20 ФЗ Об оружии в редакциях до 2003 года), но с указанного года исключены из перечня видов наградного оружия. При этом граждане, награжденные ими до 2003 года, могут владеть ими пожизненно по разрешению на хранение наградного оружия.
Оружие, не предусмотренное ФЗ Об оружии, не могло быть отнесено к наградному оружию и до 2003 года, учитывая наличие в преамбуле ФЗ Об оружии положения о регулировании им оборота только гражданского, служебного, боевого ручного стрелкового и холодного оружия, а также боеприпасов и патронов к данным видам оружия, исключающего возможность регулирования им оборота оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, и предметов, не отнесенных к оружию, к которым можно отнести и оружие, имеющее культурную ценность, учитывая положения ст. 243 УК РФ и ст. 24 ФЗ Об оружии, а также отсутствия характеристик, соответствующих действующим критериям холодного и иного оружия, у целого ряда видов холодного и метательного оружия, имеющего культурную ценность, и некоторых видов неисправного и иного пневматического и огнестрельного оружия, имеющего культурную ценность, и отсутствие правил, относящих к оружию или относивших к нему в каких-либо законодательных актах прошлого, сигнальное, газовое, списанное и многие другие виды оружия, не отнесенные к оружию в РФ до 1994, 1997 и 2012 годов.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. №718 «О награждении оружием граждан Российской Федерации», в перечень видов, типов, моделей боевого короткоствольного ручного стрелкового и холодного оружия, которым государство может наградить россиян, были включены:
боевое короткоствольное ручное стрелковое оружие:
5,45 мм пистолет ПСМ (6П23);
5,45 мм пистолет «Малыш» ОЦ-26;
9 мм пистолет ПМ (56-А-125);
9 мм пистолет ПММ (56-А-125М);
9 мм пистолет ГШ-18 (6П54);
9 мм пистолет ПСА «Бердыш» ОЦ-27;
9 мм пистолет ПЯ (6П35);
9 мм пистолет П-96М;
9 мм пистолет «Малыш» ОЦ-21;
7,62 мм револьвер системы наган;
9 мм револьвер РСА «Кобальт» (ОЦ-01, ТКБ-0216);
9 мм револьвер Р-92;
9 мм револьвер «Никель» ОЦ-11;
7,62 мм пистолет ТТ (56-А-132);
9 мм пистолет Глок-17 (Glock-17);
9 мм пистолет Парабеллум 08-П (Parabellum 08-P);
9 мм пистолет Беретта-92 ФС (Beretta-92 FS);
9 мм пистолет ЧЗ-75 БД (CZ-75 BD);
9 мм пистолет Глок-26 (Glock-26);
9 мм пистолет STEYR M-A1;
холодное оружие:
кортики офицерские, в том числе видов Вооруженных сил Российской Федерации, генеральские, адмиральские (включая юбилейные и художественно оформленные);
сабли офицерские, шашки драгунские солдатские, палаши морской и драгунский, ножи (за исключением специального назначения и стреляющих);
антикварное холодное клинковое оружие;
авторское холодное клинковое оружие;
копии и реплики авторского и антикварного холодного клинкового оружия.
С 2021 года данный перечень утратил силу, но подобные перечни сохраняют силу в отношении награждения оружием иностранных граждан и награждения оружием в системе государственных военизированных организаций (Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2020 года №301, а также акты министерств и приравненных к ним органов, их принявших).
Таким образом, к наградному оружию отнесены все виды гражданского оружия (включая оружие, имеющее культурную ценность, спортивное холодное клинковое и метательное оружие, охотничье холодное клинковое и метательное стрелковое оружие и виды оружия, приобретаемые без лицензии или регистрации), а также боевое короткоствольное ручное стрелковое и холодное оружие. При этом в перечне видов наградного боевого короткоствольного ручного стрелкового и холодного оружия предусмотрены различные виды российских и иностранных кортиков, палаши, сабли, ножи (кроме специального назначения и стреляющих), авторское холодное клинковое оружие, его копии или реплики и антикварное холодное клинковое оружие, т.е. виды холодного оружия, не отнесенные к боевому холодному оружию, учитывая положения ст. 5 ФЗ Об оружии (кортики, сабли, палаши, авторское и антикварное холодное клинковое оружие и т.п.), включая его виды, отнесенные к оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии (многие виды кортиков, палашей, сабель и т.п.). При этом многие виды указанных предметов не могут быть отнесены к оружию по экспертным критериям (многие виды кортиков, часть видов ножей, кинжалов, палашей, сабель и т.п.) или по причине запрета проведения разрушающих криминалистических экспертиз оружия и иного их использования в качестве оружия (холодное оружие, имеющее культурную ценность). Поэтому перечень видов наградного оружия противоречит ФЗ Об оружии.
На хранение всех видов наградного оружия необходимо получение разрешения награжденным ими гражданином. При этом оборот большинства видов наградного оружия после его сбыта другим лицам или смерти награжденного гражданина специально не регламентируется, а сбыт наградного боевого короткоствольного ручного стрелкового оружия запрещен (запрещены его продажа, мена, дарение и наследование). Это означает, что многие виды наградного оружия могут быть отчуждены любому лицу, имеющему право на приобретение конкретного вида гражданского или боевого оружия, к которому отнесено отчуждаемое наградное оружие, и после их сбыта находятся в таком же обороте, как и конкретные виды гражданского или боевого оружия, т.е. гражданское наградное оружие, отнесенное к оружию, приобретаемому по лицензии или разрешению, приобретается и хранится по лицензиям и (или) разрешениям на конкретные виды оружия самообороны, охотничьего, спортивного или иного гражданского оружия, а оружие, приобретаемое без лицензий или разрешений, приобретается без каких-либо разрешительных документов совершеннолетними или любыми гражданами РФ и иностранными гражданами или любыми лицами и может свободно храниться любыми лицами (в зависимости от его отнесения к газовому оружию самообороны или иному гражданскому оружию, приобретаемому без лицензии, оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, или иному оружию, правила приобретения которого отсутствуют).
Оружие, имеющее культурную ценность, может быть приобретено гражданином РФ свободно или по лицензии на коллекционирование оружия в любом возрасте или с 14 лет (в зависимости от его отнесения к холодному или старинному (антикварному) оружию) и иностранным гражданином – по специальной для него лицензии на приобретение гражданского оружия, но запреты на повреждение культурных ценностей (ст. 243 УК РФ) и использование оружия, имеющего культурную ценность, способное его повредить (ст. 24 ФЗ Об оружии) указывают на фактическое наличие законодательного запрета на его отнесение к оружию, означающего его нахождение в свободном обороте для любых лиц и невозможность его отнесения к наградному оружию.
Порядок иного сбыта (продажи, дарения, обмена и т.п.) видов гражданского и иного оружия, не подлежащего регистрации в Росгвардии, законодательно не определен, поэтому его сбыт не запрещен и не ограничен для любых его владельцев, а основаниями для его сбыта и приобретения является наличие у сторон сделки (особенно, у приобретателя) законного основания для приобретения конкретного вида оружия либо нахождение оружия в свободном обороте, т.е. наличия каких-либо лицензий или разрешений не требуется, если они не являются необходимыми документами для приобретения конкретного вида оружия, в том числе для сбыта и приобретения оружия, которое может является или является наградным.
Таким образом, для приобретения или сбыта оружия, приобретаемого без лицензии и не подлежащего регистрации, в большинстве случаев не требуется наличия разрешения для его хранения или иного оборота, но в случае его получения в качестве награды, награжденному необходимо получение разрешения на хранение и ношение наградного оружия с последующей регистрацией оружия в Росгвардии именно потому, что он награжден данным оружием, при наличии права награжденного на свободное или иное отчуждение без обязательного получения приобретателем лицензии или разрешения и права приобретателя на свободный или иной оборот данного оружия без получения лицензий или разрешений. Это явно нелогично и нарушает конституционные права лиц, награжденных оружием, т.к. ставит их в неравное с другими лицами положение, возлагая на них обязанность получения специального разрешения на хранение оружия без ее возложения на других лиц, а также лишая их права на получение данного оружия именно по причине отсутствия права на получение указанного разрешения.
Для получения указанного разрешения награжденному необходимо наличие медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к владению оружием, которое не требуется для приобретения оружия, приобретаемого без лицензии и других разрешительных документов, но необходимо при получении любого гражданского оружия в качестве награды (Приказ Росгвардии от 12.08.2019 N 283 Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и ношение наградного оружия и патронов к нему).
Минимальный возраст награждения оружием и получения разрешения на его хранение законодательно не определен, поэтому он может соответствовать минимальным возрастам приобретения конкретных видов спортивного, охотничьего и иного гражданского оружия или лицензии на коллекционирование оружия (18, 16 или 14 годам) или отсутствовать (в первую очередь, в отношении приобретения видов гражданского оружия, правила приобретения которого отсутствуют (включая часть видов оружия, имеющего культурную ценность (которое не может быть отнесено к оружию, учитывая положения ст. 243 УК РФ и ст. 18 ФЗ Об оружии), и спортивное огнестрельное короткоствольное гладкоствольное оружие (критерии отнесения пистолетов, револьверов и других подобных предметов к такому спортивному оружию законодательно не определены, но их отнесение к нему не запрещено)), и боевого оружия, не запрещенного к обороту в РФ (минимальный возраст приобретения всех видов боевого оружия, отнесенного к боевому в ст. 5 ФЗ Об оружии, законодательно не определен), а также приобретения оружия иностранными гражданами (минимальное возрастное ограничение на приобретение ими оружия, которое они могут приобретать без лицензии, отсутствует, а минимальное возрастное ограничение на приобретение ими оружия, приобретаемого иностранными гражданами по лицензии, не предусмотрено, но оно может быть установлено только законодательством государств, гражданами которых они являются (ст. 14 ФЗ Об оружии))).
При этом 27 ноября 2024 года в ГД ФС РФ был внесен законопроект № 780543-7 О внесении изменений в ФЗ Об оружии, в котором планируются введение правил наследования наградного боевого холодного оружия, в порядке, установленном ч. 6 ст. 20 ФЗ Об оружии для наследования кортиков, состоящих на вооружении в РФ, выданных сотрудникам государственных военизированных организаций, ушедшим в отставку (необходимо получение наследником лицензии на приобретение данного холодного оружия, выдаваемой гражданам РФ, достигшим возраста 18 лет), и установление минимального возраста награждения оружием, составляющего 21 год для граждан РФ, награжденных боевым или гражданским огнестрельным оружием и 18 лет для граждан РФ, награжденных им, проходящих военную и ряд других видов государственной службы, или для граждан РФ, награжденных боевым холодным оружием или гражданским холодным клинковым оружием. Принятие данного законопроекта повлечет усугубление неравного положения граждан РФ, являющихся владельцами наградного огнестрельного и холодного оружия, и граждан РФ, которые могут быть награждены указанным оружием, в сравнении с другими лицами и, следовательно, большее нарушение их конституционных прав. При этом им не будут учтены наличие права на приобретение многих видов оружия в любом возрасте (в отношении видов оружия, правила приобретения и (или) иного оборота которых отсутствуют либо приобретения оружия иностранными гражданами (в отношении видов оружия, приобретаемых иностранными гражданами без лицензии, или иностранных граждан, являющихся гражданами государств, в которых отсутствует возрастное ограничение на приобретение видов оружия, приобретаемых в РФ иностранными гражданами по лицензии)), либо с 14 или 16 лет (в отношении приобретения гражданами РФ видов оружия, приобретаемых ими только по лицензии на коллекционирование оружия, и приобретения охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия в части субъектов РФ рядом категорий граждан РФ, а также иностранных граждан, являющихся гражданами государств, в которых предусмотрены данные возрастные ограничения на приобретение видов оружия, приобретаемых в РФ иностранными гражданами по лицензии), 18 или 19 лет (в отношении приобретения гражданами РФ многих видов огнестрельного и иного оружия и приобретения отдельными их категориями или в ряде субъектов РФ охотничьего оружия, а также иностранных граждан, являющихся гражданами государств, в которых предусмотрены данные возрастные ограничения на приобретение видов оружия, приобретаемых в РФ иностранными гражданами по лицензии), а также отсутствие минимального возраста награждения граждан РФ метательным, пневматическим, газовым или иным оружием, не отнесенным к холодному или огнестрельному оружию, и награждения любым оружием иностранных граждан.
Таким образом, именно при награждении оружием гражданину искусственно создаются препятствия для получения оружия, приобретаемого без лицензии, право на приобретение которого он имеет даже в том случае, если у него выявлены медицинские противопоказания к владению оружием, но минимальный возраст награждения оружием не определен, что может влечь награждение им несовершеннолетних и малолетних граждан, при условии получения ими разрешения на хранение данного оружия во всех случаях, в которых они могут его получить, а возможное увеличение минимального возраста награжденных холодным или огнестрельным оружием граждан РФ до 18 лет и 21 года соответственно будет влечь дискриминацию данных награжденных оружием граждан РФ в сравнении с другими лицами и не будет иметь смысла в отношении лиц, приобретающих оружие, приобретаемое без лицензии или по лицензии либо по иным разрешительным документам в любом возрасте, либо с 14 или 16 лет, 18 или 19 лет.
Общий перечень наградного гражданского оружия в законодательстве РФ отсутствует, а существующие перечни предусматривают только различные виды холодного клинкового оружия, многие из которых не могут быть отнесены к гражданскому или боевому холодному оружию либо ко всем видам холодного оружия, соответствующим действующим экспертным критериям холодного оружия (длина клинка более 50, 90 или 150 мм, толщина клинка от 2,6 до 6 мм, длина рукоятки более 70 мм, твердость клинка более 25, 40 или 42 HRC, травмобезопасная рукоятка, прочность конструкции, обеспечивающая отсутствие остаточных деформаций и люфта клинка при нанесении 20 колющих ударов в сосновую доску или 5 ударов клинком плашмя по бревну с энергией от 20 до 50 Дж, возможность проникновения более чем на 20 мм в желатиновую мишень, имитирующую прочность тела человека, при нанесении одного удара и др.), т.к. они не предусмотрены ФЗ Об оружии или не соответствуют одному или нескольким (чаще нескольким) экспертным критериям холодного оружия, действующим в РФ, либо отнесены к оружию, имеющему культурную ценность, которое запрещено использовать в качестве оружия и повреждать какими-либо способами, и ряд моделей пистолетов и револьверов, отнесенных к боевому оружию в ст. 5 ФЗ Об оружии, являющихся огнестрельным оружием с нарезным стволом, многие из которых отнесены и к гражданскому спортивному оружию (пистолеты систем: Беретта, Глок, пистолет ЧЗ-75 БД, пистолет «Браунинг Хай Пауэр» и др.), а ряд их видов могут быть отнесены к оружию, имеющему культурную ценность (револьвер системы наган, пистолеты «Парабеллум», ТТ и отдельные образцы пистолетов: ПМ, ПСМ, «Браунинг Хай Пауэр» и др.), фактически находящемуся в свободном обороте без права на производство выстрела из него.
Поэтому перечень видов наградного метательного, пневматического, сигнального, нелетального и иного гражданского оружия в законодательстве РФ отсутствует, что позволяет относить любое гражданское оружие к наградному и награждать им (кроме оружия, позволяющего вести огонь очередями (пневматического, нелетального, сигнального или метательного (арбалетов)), ножей специального назначения и стреляющих ножей (если данные ножи отнесены к гражданскому холодному, метательному бросковому, пневматическому или иному оружию)).
Таким образом, граждане РФ и иностранные граждане могут быть награждены большинством видов гражданского пневматического, нелетального, сигнального или метательного оружия, другими видами гражданского оружия, гражданским или боевым холодным оружием, холодным оружием, не предусмотренным ФЗ Об оружии (учитывая перечень видов наградного холодного оружия), а также определенными моделями боевых пистолетов и револьверов, являющихся огнестрельным оружием с нарезным стволом, многие из которых могут быть отнесены к гражданскому оружию (спортивному оружию или оружию, имеющему культурную ценность), т.е. в перечне видов наградного оружия заведомо предусмотрены виды оружия, приобретаемые без лицензий многими или всеми категориям граждан РФ, иностранными гражданами или любыми лицами, и даже предметы, которые не могут быть отнесены к оружию (многие виды кортиков и ряд других видов предметов, сходных с холодным оружием, а также оружие, имеющее культурную ценность), но для получения любого наградного оружия награжденному необходимо оформление разрешения на хранение и ношение наградного оружия и прохождение трехдневного инструктажа по обращению с оружием перед выдачей наградного оружия, чего не требуется в других случаях приобретения оружия, приобретаемого без лицензии, и ряда других видов оружия, а также в случаях их приобретения другими лицами, в том числе у награжденного ими лица.
Учитывая вышеизложенное, положения ФЗ Об оружии делают неудобным награждение видами оружия, приобретаемыми без лицензии, граждан РФ (совершеннолетних или всех) и иностранных граждан, имеющих право на его приобретение без лицензии, но делают удобным награждение видами гражданского и боевого оружия, приобретение которых в ином порядке для граждан РФ (несовершеннолетних, либо не достигших возрастов 14, 16, 19 или 21 года) и (или) иностранных граждан более затруднительно, т.к. именно для получения видов оружия, приобретаемых без лицензии, получаемых в качестве награды, необходимо наличие разрешения на хранение и ношение оружия, выдаваемого только гражданам, не имеющим противопоказаний к владению оружием по разрешению, и прохождение трехдневного инструктажа по обращению с оружием, а в иных случаях его приобретения (путем покупки, мены, получения в дар и т.п.) не требуется получения разрешительных документов и прохождение каких-либо проверок, т.е. обязательность наличия у награжденного видами оружия, приобретаемыми без лицензии, разрешения на его хранение и ношение является пустой бюрократической нормой, не ограничивающей оборот данного оружия в других случаях его сбыта, а необоснованно ограничивающей только права награжденным им граждан. Поэтому в отношении видов оружия, приобретаемых без лицензии, предпочтительнее его получения в качестве награды являются его получение в дар, мена, продажа и т.п., т.к. получения разрешительных документов для его приобретения указанными способами не требуется. Иначе обстоит дело с приобретением отношении видов гражданского оружия, приобретаемых без лицензии, совершеннолетними гражданами РФ, видов гражданского оружия, приобретаемых по лицензиям, или разрешениям гражданами РФ с 14 или 16 лет, 18, 19 или 21 года, либо иностранными гражданами, т.к. награждение оружием граждан РФ может быть произведено и до достижения ими указанных возрастов, иностранные граждане не обязаны вывозить из РФ наградное оружие, поэтому могут быть им награждены раньше достижения возрастов, установленных законодательством государств, гражданами которых они являются (если в указанных государствах установлены возрастные ограничения на приобретение конкретных видов оружия), а несовершеннолетние граждане РФ не имеют права на приобретение видов гражданского оружия, приобретаемых без лицензии с 18 лет, даже по лицензии, что делает награждение их данным оружием единственным способом его законного приобретения ими. При этом право на приобретение без лицензии указанных видов гражданского оружия имеют несовершеннолетние иностранные граждане, а право на приобретение без лицензии видов гражданского оружия, правила приобретения и (или) иного оборота которых отсутствуют, имеют граждане РФ любого возраста, но иностранные граждане не могут приобретать их без получения лицензии или наличия статуса награжденных ими лиц, учитывая положения ст. 14 и 20.1 ФЗ Об оружии, а лица без гражданства не имеют права на приобретение гражданского и иного оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии, а также не могут быть награждены данным оружием, учитывая положения ст. 10, 13, 14 и 20.1 ФЗ Об оружии.
Положения ФЗ Об оружии, запрещающие приобретение, продажу и награждение всеми видами гражданского оружия, приобретаемого без лицензии, и иного оружия, предусмотренного им, лиц без гражданства любого возраста, являются дискриминационными по отношению к данным лицам, учитывая положения Конституции РФ и степень опасности конкретных видов оружия, что требует внесения изменений, исключающих из ФЗ Об оружии запреты на приобретение, продажу или получение оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии, в качестве награды лицами без гражданства и на награждение их данным оружием.
Кортики и другие виды холодного и иного оружия, не предусмотренные ФЗ Об оружии, имеют право свободно приобретать любые лица, а отнесение подзаконными актами к наградному боевому или гражданскому оружию кортиков, палашей и других указанных видов холодного оружия противоречит положениям ст. 20.1 ФЗ Об оружии, поэтому награждение ими не является награждением оружием и любое их приобретение является свободным для любых лиц.
Существуют виды оружия, не предусмотренные ФЗ Об оружии, но ограниченные или запрещенные к обороту иным законодательством РФ (артиллерийские орудия, не отнесенные к гражданскому оружию или предметам, не являющимся оружием, другие виды огнестрельного и иного опасного оружия, не являющегося ручным стрелковым оружием, гражданским или служебным оружием, оружием, запрещенным к обороту именно ст. 6 ФЗ Об оружии и (или) Криминалистическими требованиями, принимаемыми в соответствии с ее положениями, являющиеся боевым оружием, или сопоставимые с ним по поражающей способности, взрывные устройства, взрывчатые материалы и т.п.) либо международными договорами РФ (оружие массового поражения). Награждение данными видами оружия запрещено, а иной их оборот строго ограничен или запрещен, поэтому они не могут быть отнесены к оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, правила оборота которого отсутствуют, а для четкого регулирования их оборота необходимо принятие отдельных федеральных законов, регулирующих их оборот, или введение правил их оборота в ФЗ Об оружии. При этом необходимо их отнесение к видам оружия, запрещенного к обороту в РФ, или боевого оружия, а также к иным видам оружия, в зависимости от их поражающей способности, степени опасности, принятия на вооружение в РФ в качестве боевого оружия, отнесения к продукции военного назначения или наличия конкретных ограничений или запретов на их оборот в международных договорах РФ.
Оружие, имеющее культурную ценность, и предметы, не отнесенные к оружию, могут быть свободно приобретены любыми лицами, а награждение ими не является награждением оружием, т.к. экспертизы оружия, имеющего культурную ценность, повреждающие его, и его использование в качестве оружия запрещены (ст. 243 УК РФ и ст. 24 ФЗ Об оружии), а ФЗ Об оружии регулирует только оборот оружия (гражданского, служебного, боевого и запрещенного к обороту в РФ), включая награждение им (ст. 20.1 ФЗ Об оружии), поэтому отнесение к наградному оружию антикварного и авторского холодного клинкового оружия, многих видов кортиков, палашей, части видов сабель и ряда других видов холодного оружия, а также любого оружия, имеющего культурную ценность, в подзаконных актах и в ст. 3, 13 и 20.1 ФЗ Об оружии (в части отнесения к гражданскому оружию оружия, имеющего культурную ценность, и введения ряда ограничений на его оборот) является ошибочным и противоречит ст. 1 и 24 ФЗ Об оружии.
В ФЗ Об оружии отсутствуют категории призового, подарочного или памятного оружия, либо видов оружия, являющихся наградным оружием, согласно прежнему законодательству или законодательству других стран, либо врученных в качестве награды представителями власти или приравненными к ним лицами, не уполномоченными награждать оружием, согласно положениям норм ФЗ Об оружии.
Поэтому порядок их вручения в качестве награды, наследования и иного оборота регулируется общими положениями ФЗ Об оружии и иного законодательства РФ о приобретении, дарении, наследовании и ином сбыте оружия, хранении, ношении и ином обороте оружия.
Учитывая это, необходимо введение специальных правил оборота данного оружия или отмена специальных правил награждения оружием с введением правил приобретения и сбыта оружия, соответствующих положениям Конституции РФ, поражающей способности и степени опасности конкретных видов оружия, исключающих установление излишних бюрократических ограничений на оборот оружия.
При этом необходимо решение вопроса о введении правил награждения видами оружия, не предусмотренными ФЗ Об оружии, оружия, имеющего культурную ценность, а также предметами, не отнесенными к оружию, но сходными с ним, и правил награждения любыми другими видами предметов, государственных и иных наград, либо об исключении из понятия награждения вручения всех предметов, не отнесенных к гражданскому оружию, приобретаемому без лицензии, служебному или боевому оружию, либо к государственным или иным наградам.
Незаконный оборот оружия с 2021 года влечет строгую административную ответственность по ст. 20.10 КоАП РФ или уголовную ответственность по ст. 222, 222.2, 223 и 226.1 УК РФ, если он совершен в отношении ряда видов оружия, является общественно опасным деянием и содержит иные признаки преступления, а наказания за незаконный оборот оружия могут достигать сроков административного ареста от 5 до 15 суток (при этом возможно назначение конфискации оружия в качестве дополнительного административного наказания (ст. 20.10 КоАП РФ)) или сроков лишения свободы до 2, 4 (по ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ в отношении незаконных сбыта или изготовления холодного и ряда других видов оружия, а также части других незаконных действий с огнестрельным оружием ограниченного поражения), 5 – 8, 10, 12 и 15 лет лишения свободы (по ч. 1 - 6 ст. 222, ст. 222.2, ч. 1 - 3 ст. 223 и ч. 1.1 - 3 ст. 226.1 УК РФ в отношении незаконного оборота многих видов огнестрельного оружия, их основных частей и патронов к ним, незаконных изготовления, ремонта или переделки всех видов данных предметов, а также контрабанды огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, любого оружия и других предметов, отнесенных к вооружению и иной военной технике). Как без их назначения, так и в дополнение к данным длительным срокам лишения свободы либо срокам или размерам других уголовных наказаний или иных мер уголовно-правового воздействия возможно применение специальной конфискации имущества, являющегося орудием или иным средством совершения преступлений, имуществом, полученным или использованным для совершения преступлений или полученным на средства от реализации данного имущества (ст. 104.1 – 104.3 УК РФ), включая недвижимое имущество (даже единственное), антикварное и иное ценное имущество, предметы первой необходимости и любое другое имущество, поскольку перечень имущества, не подлежащего специальной конфискации в уголовном и ином законодательстве РФ отсутствует (в отличие от законодательства Казахстана и многих других стран мира, в УК и (или) УПК которых предусмотрена специальная и (или) общая конфискация имущества).
Незаконный оборот оружия, влекущий уголовную ответственность (ст. 222 -223.1, 226 и 226.1 УК РФ), с 2022 года отнесен к действиям, направленным против безопасности РФ, в ст. 104.1 УК РФ, а публичные призывы к ним влекут уголовную ответственность и могут влечь лишение свободы на сроки от 2, 3 или 5 до 4, 6 или 7 лет (ст. 280.4 УК РФ), т.е. не меньшие или большие сроки лишения свободы, чем предусмотренные за незаконные сбыт или изготовление холодного и ряда других видов оружия в ч. 7 ст. 222 и 4 ч. ст. 223 УК РФ и за незаконный оборот огнестрельного оружия в ч. 1 ст. 222, 222.2 и 223 УК РФ, а также превышающие максимальные наказания за целый ряд других преступлений, отнесенных к действиям, направленным против безопасности РФ. Это требует внесения в УК РФ изменений, исключающих установление или сохранение уголовной ответственности за заведомо незначительные деяния в сфере оборота оружия, и сокращающих понятия незаконных действий с предметами, публичных призывов и иных ненасильственных действий, влекущих уголовную ответственность, путем отнесения к ним только действий, соответствующих понятию общественной опасности, т.е. причинивших определенный опасный вред людям, или (что более правильно) повлекших тяжкие последствия, при наличии доказанной причинной связи между деяниями и их последствиями, а также внесения изменений корректирующих определение действий, направленных против безопасности РФ, исключающих действия, не представляющие большой опасности для государства, и изменений в ФЗ Об оружии, исключающих излишние ограничения на оборот оружия и отнесение к оружию слишком широкого круга предметов, а также устанавливающих минимальные и максимальные экспертные критерии конкретных видов оружия именно в ФЗ Об оружии, а также критерии правил оборота оружия, разделяющие правила, нарушение которых влечет уголовную или административную ответственность, и нарушение которых не влечет ответственности и иных мер принуждения.
По указанным выше причинам правила оборота оружия не должны содержать двусмысленных или нечетких формулировок и излишних ограничений на оборот любого оружия, в частности, наградного оружия, либо должны устанавливать четкие условия исключения уголовной и иной ответственности владельца оружия и других лиц, в особенности, лица, награжденного оружием, и других лиц, имеющих наградное оружие на законном основании, особенно его виды, находящиеся в свободном обороте для многих или всех лиц, либо не имеющие большей поражающей способности, чем бытовые предметы и другие предметы материального мира, доступные любым лицам.
Практический результат
Внесение изменений, указанных в обращении, будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции, экономии мер уголовной и иной репрессии, сохранению культурных ценностей, упорядочиванию правовых норм и дальнейшей либерализации законодательства.