Согласно положениям статей 123 (ч.2), 124 (ч.4), 132 (п.1), 322 (ч.4), 378 (ч.7), 390.5 (ч.6), 391.3 (ч.6), 419 (п.4 ч.4), 427 (п.5 ч.4) ГПК РФ, к заявлению о вынесении судебного приказа, исковому заявлению, другим заявлениям, апелляционной, кассационной, надзорной жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере
Согласно ч.2 ст.88 ГПК РФ, размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
Главой 25.3 Налогового кодекса РФ (НК РФ) определены размеры и льготы при оплате государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями.
Согласно ст.333.19 НК РФ, физические лица обязаны оплатить за обращение в суд пошлины в размере от 3000 до 10000 рублей.
Согласно статьям 333.16 и 333.17 НК РФ, государственная пошлина - сбор, взимаемый с физических лиц и организаций при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сборы, как и налоги, - это конституционно допустимый платеж публичного характера, уплачиваемый в бюджет в силу обязанности, установленной законом; государственная пошлина, будучи законно установленным сбором, является единственным и достаточным платежом за совершение уполномоченным органом соответствующих юридически значимых действий (Постановление от 28.02.2006 N 2-П, Определения от 01.03.2007 N 326-О-П, от 16.12.2008 N 1079-О-О и др.).
В соответствии с разъяснениями Минфина России (письмо от 01.03.2024 №03-05-06-03/18607) при определении конкретного размера государственной пошлины учитываются фактические затраты каждого органа власти по совершению юридически значимого действия. Уплата государственной пошлины является одним из условий совершения в отношении плательщиков юридически значимых действий вышеназванными органами, действующими в общественных интересах и реализующими свои государственно-властные функции. Таким образом, государственная пошлина, по мнению Минфина, является сбором, который должен компенсировать затраты, связанные с совершением уполномоченными органами юридически значимых действий.
Как следует из положений пункта 1 статьи 333.16 НК РФ, государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц за совершение в отношении их юридически значимых действий.
Законодательством Российской Федерации о налогах и сборах установлены положения об уплате государственной пошлины при подаче заинтересованным лицом искового заявления, иных ходатайств, частной, апелляционной, кассационной или надзорной жалобы как за отдельное юридически значимое действие.
Из указанных норм следует, что обращение граждан в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов отождествляется с совершением государством «юридически значимых действий», которые обусловлены оплатой государствеyной пошлины.
При этом размер госпошлин для многих граждан РФ является чрезмерным обременением и недопустимым ввиду галопирующей инфляции в 9-10%, тяжелого материального положения при средней зарплате в 85000 руб., средней пенсии в 24000 руб. и прожиточном минимуме на 2025г. на душу населения в 17733 рубля, для трудоспособного населения - 19329 рублей, пенсионеров - 15250 рублей, детей - 17201 рубль. Очевидно, что уплата госпошлины в размере от 3 до 10 тыс. руб. для большинста населения, безусловно, ухудшает их текущее материальное положение.
Согласно главе 25.3 НК РФ, обращения граждан в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов приравнивается к совершению государственными органами юридически значимых действий, типа нотариальных действий нотариусами, регистрации актов гражданского состояния, оформления въезда или выезда из страны, государственной регистрации юридических лиц, сделок с недвижимостью и пр.
В силу ч.5 ст.10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Следовательно, любое обращение граждан в суд презумируется обусловленным целью защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав, исправления вышестоящими судебными инстанциями судебных ошибок, нарушений норм права, допущенных судами при предыдущем рассмотрении спора.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ (определения от 31.01.2023 №186-О, от 13.06.2006 №272-О и др.), отсутствие у заинтересованного лица возможности - в силу его имущественного положения - исполнить обязанность по оплате госпошлины не должно препятствовать осуществлению им права на судебную защиту, поскольку иное вступало бы в противоречие с положениями Конституции РФ, гарантирующими государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод (статья 45, часть 1; статья 46, часть 1).
Согласно ч.3 ст.3 НК РФ налоги и сборы (а значит и госпошлины) должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Исходя из конституционных прав граждан на судебную зашиту: государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (ст.45); каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст.46); никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст.47); в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ст.55) и др.
Предлагается законодательно отменить взимание с граждан госпошлин за реализацию их конституционных прав на судебную защиту.
Практический результат
Предлагаемые изменения в законодательстве позволят восстановить презумпцию добросовестности граждан, обеспечить фактическую реализацию гражданами России их конституционных прав на беспрепятственный доступ к правосудию и справедливую судебную защиту без каких-либо финансовых ограничений.