Федеральным законом от 08.08.2024 № 259-ФЗ внесены существенные изменения в Налоговый кодекс РФ в части увеличения размеров государственной пошлины, оплачиваемой, в том числе простыми гражданами (физическим лицами), при обращении в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов.
Так, для физических лиц увеличены размеры пошлины от 30 до 10 000 раз, т.е с 0 по отдельным категория дел до 10 000 руб.
Таким образом за счет финансовых санкций, несоразмерных материальному положению, в частнрости, пенсионеров, государство ограничивает их доступ к правосудию, значительно ущемляет их конституционные права на справедливую, эффективную и своевременную судебную защиту.
Например, пенсионер со средней пенсией 20-24 тыс. руб. теперь вынуждан платить только за подачу искового заявления не менее 3 000 руб., за апелляционное обжалование неправосудных судебных актов еще 3 000 руб., за кассационное обжалование еще 3 000, за обращение в Верховный Суд в порядке кассации еще 7 000 руб., в порядке надзора еще 7 000 руб., итого 23 000 рублей.
При этом соразмерного улучшения качества правосудия, повышения объективности и беспристрастности судебных постановлений не гарантируется, ответственность судей за принятие незаконных и необоснованный решений не вводится.
В действующей редакции, например, ГПК РФ предусматривает для простых граждан в основном рассмотрение споров с их участием единолично судьями, в том числе в апелляционных и кассационных инстанциях, что не способствует в отличие от коллегиального рассмотрения повышению законности.
Более того, введение новой госпошлины при подаче заявлений об отсрочке или рассрочке исполнения судебного постановления, изменении способа и порядка его исполнения, о повороте исполнения судебного постановления, о разъяснении судебного постановления, о пересмотре судебных постановлений по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, т.е. когда законопослушные граждане пытаются исправить допущенные судами ошибки, внутренние противоречия и неясности судебных актов, означает, что государство с них же взыскивает новую плату за судебную защиту и восстановление нарушенных судами их прав.
Кроме того, новые размеры пошлин без разумной дифференциации не учитывают правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 13 июня 2006 г. № 274-О, о том, что отсутствие у заинтересованного лица возможности - в силу его имущественного положения - исполнить обязанность по уплате государственной пошлины не должно препятствовать осуществлению им права на судебную защиту, поскольку иное вступало бы в противоречие с положениями Конституции Российской Федерации, гарантирующими государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод (часть 1 статьи 45, часть 1 статьи 46).
В Постановлении от 4 апреля 1996 г. № 9-П по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в регионы РФ, Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, имеющую общий характер для всего налогового регулирования: в целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенства требует учета фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности; налогообложение, парализующее реализацию гражданами их конституционных прав, должно быть признано несоразмерным.
Действующее законодательство РФ определяет особое значение размера пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение.
Практический результат
Предлагаемые дополнения в НК РФ позволят восстановить законодательный баланс интересов и обеспечить конституционные права пенсионеров на доступ к правосудию и судебную защиту без неоправданных финансовых обременений.