Федеральным законом от 08.08.2024 № 259-ФЗ внесены существенные изменения в Налоговый кодекс РФ в части увеличения размеров государственной пошлины, оплачиваемой, в том числе простыми гражданами (физическим лицами), при обращении в суд за защитой нарушенных прав и законных интереосв.
Так, для физических лиц установлены новые размеры пошлины:
- при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, искового заявления неимущественного характера - 3 000 руб. (ранее 300 руб.);
- при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными - 3 000 руб. (ранее 300 руб.);
- при подаче апелляционной жалобы, частной жалобы, а также при подаче кассационной жалобы на судебный приказ - 3 000 руб. (ранее 150 руб.);
- при подаче кассационной жалобы - 5 000 руб. (ранее 150 руб.);
- при подаче кассационной или надзорной жалобы в Верховный Суд Российской Федерации, а также жалобы на определение судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче кассационной или надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании - 7 000 рублей (ранее 150 руб).
Введены госпошлины и по ряду новых категорий дел, которые ранне не подлежали такому обложению:
- при подаче заявления о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению, об отсрочке или рассрочке исполнения судебного постановления, изменении способа и порядка его исполнения, о повороте исполнения судебного постановления, о разъяснении судебного постановления - 3 000 рублей;
- при подаче заявления о пересмотре судебных постановлений по новым или вновь открывшимся обстоятельствам - 10 000 рублей.
Таким образом за счет финансовых санкций, несоразмерных материальному положению большинства народа, государство ограничивает доступ простым гражданам к правосудию, значительно ущемляет конституционные права граждан на справедливую, эффективную и своевременную судебную защиту.
Например, пенсионер со средней пенсией 20-24 тыс. руб. теперь вынуждан платить только за подачу искового заявления не менее 3 000 руб., за апелляционное обжалование неправосудных судебных актов еще 3 000 руб., за кассационное обжалование еще 3 000, за обращение в Верховный суд в порядке кассации еще 7 000 руб., в порядке надзора еще 7 000 руб., итого 23 000 рублей.
При этом соразмерного улучшения качества правосудия, повышения объективности и беспристрастности судебных постановлений не гарантируется, ответственность судей за принятие незаконных и необоснованный решений не вводится. А в нынешней редакции, например, ГПК РФ предусматривает для простых граждан в основном рассмотрение споров с их участием единолично судьями, в том числе в апелляционных и кассационных инстанциях, что не способствует в отличие от коллегиального рассмотрения повышению законности.
Более того, введение госпошлины при подаче заявления об отсрочке или рассрочке исполнения судебного постановления, изменении способа и порядка его исполнения, о повороте исполнения судебного постановления, о разъяснении судебного постановления, о пересмотре судебных постановлений по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, т.е. когда законопослушные граждане пытаются исправить допущенные судами ошибки, внутренние противоречия и неясности судебных актов, означает, что государство с них же взыскивает новую плату за судебную защиту и восстановление нарушенных судами их прав.
Кроме того, новые размеры пошлин не учитывают правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 13 июня 2006 г. № 274-О, о том, что отсутствие у заинтересованного лица возможности - в силу его имущественного положения - исполнить обязанность по уплате государственной пошлины не должно препятствовать осуществлению им права на судебную защиту, поскольку иное вступало бы в противоречие с положениями Конституции Российской Федерации, гарантирующими государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод (часть 1 статьи 45, часть 1 статьи 46).
Практический результат
Предлагаемые дополнения в НК РФ позволят восстановить законодательный баланс частных и государственных интересов и обеспечить конституционные права всех граждан на доступ к правосудию и судебную защиту без неоправданных финансовых обременений.