В настоящий момент в Российской Федерации сложилась парадоксальная ситуация.
В условиях «кадрового голода» множество предприятий нашей страны ежегодно приглашают на работу более 3 миллионов граждан иностранных государств.
В то же время более 1,5 миллионов граждан РФ зарегистрированы в качестве безработных в центрах занятости населения. В декабре 2023 года безработица в РФ была на уровне 3,0%, в октябре-ноябре - 2,9%, с июля по сентябрь - 3,0%, в июне - 3,1%, в мае - 3,2%, в апреле - 3,3%, в марте - 3,5%, в феврале - также 3,5%, в январе - 3,6%. Общая численность безработных в России в августе 2024 года составила 1 млн. 841 тыс. человек.
Особо следует отметить, что в ряде случаев иностранные граждане, прибыв для выполнения работы в качестве сотрудников производственных и коммунальных предприятий, через некоторое время бросают эту работу и находят себе иные источники дохода, в том числе - нелегальные (производства контрафактной продукции, незаконная предпринимательская деятельность, участие в криминальной деятельности). Работодатели приглашают новых иностранных трудовых мигрантов, а те, что прибыли ранее - нередко переходят на нелегальное положение или устраиваются на другие виды работ, создавая дополнительную конкуренцию за рабочие места в этих сферах! В связи с этим, необходимо так же усиление ответственности работодателей за приглашённых ими иностранных граждан, включая сопровождение их после окончания трудовой деятельности до транспорта и отбытия домой.
Принцип приоритета трудоустройства граждан РФ перед иностранными гражданами был ранее провозглашён статьей 17 «Закона о занятости населения», согласно которой право привлечения на территории Российской Федерации иностранной рабочей силы является приоритетным правом Российской Федерации. На данный момент, к сожалению, эта норма была отменена, что вызывает большое недоумение!
Приоритет трудоустройства граждан РФ на региональном уровне уже содержится в некоторых правовых актах. Так, согласно разделу 2 Постановления Правительства Москвы № 718-ПП от 12 декабря 2012 года, в городе Москве при регулировании рынка труда должен соблюдаться приоритет трудоустройства жителей города Москвы, что, к сожалению, фактически НЕ обеспечивается Правительства Москвы в должной мере!
Недобросовестные работодатели придумывают различные схемы ухода от налогов и социальных выплат, в связи с чем предпочитают приглашать иностранных граждан, а не граждан России! Дело в том, что иностранные граждане чаще соглашаются на «кабальные» условия труда и с большей готовностью идут на различные махинации в финансовой сфере - получение большей части заработной платы «чёрным налом», работу без реального учёта рабочего времени и пр.
Кроме того, иностранные граждане предпочитают выводить заработанные деньги за пределы РФ (теми или иными способами, иногда - нелегальными), а граждане РФ тратят заработанные деньги на территории России, что увеличивает оборот товаров и услуг, и, без сомнения, улучшает состояние экономики нашей страны.
В связи с этим необходимо внести в федеральное законодательство (включая Трудовой кодекс РФ) дополнения и изменения, содержащие нормы обязывающие работодателя отдавать предпочтение при трудоустройстве гражданам РФ, жителям соответствующего региона и предоставлять им достойную заработную плату и условия труда! Приглашать на текущие вакансии иностранных граждан работодатель должен иметь право лишь в том случае, если обеспечив конкурентоспособную зарплату и условия труда, используя все доступные информационные ресурсы (включая базы данных местных центров занятости населения) он не нашёл работников из числа граждан РФ и жителей данного региона.
Практический результат
1. Снижение уровня безработицы среди граждан Российской Федерации.
2. Обеспечение граждан РФ рабочими местами и общий рост их покупательской способности.
3. Уменьшение для граждан РФ уровня конкуренции за рабочие места с иностранными гражданами.
4. Снижение социального напряжения и общее улучшение благосостояния общества в РФ.