В последние годы назрела массовая проблема "холодных" рекламных обзвонов и рассылок посредством сервиса коротких сообщений (SMS).
Во время совершения звонка происходит нарушение как минимум двух законов: "О рекламе" и "О персональных данных".
Рекламные обзвоны нарушают покой граждан, но сами граждане лишний раз не хотят связываться с созданием обращений в УФАС, поскольку процедура эта сложна и неудобна: требуется написать подробное обращение, предоставить подробные доказательства совершения рекламного обзвона (детализация звонков, скриншоты входящих SMS, записи разговоров и т. п.), рассмотрение обращения длится в течение 30 дней. Если же указать операторам о нарушении законодательства с их стороны, они тут вычеркивают конкретно взятый номер из списка, но беспокоить обзвонами других граждан не перестают, потому что обращения и штрафы носят единичный характер и выгода от "холодных" звонков по-прежнему превышает расходы на взыскания и судебные издержки.
В то же время существуют "народные" сервисы, где любой желающий может проверить незнакомый телефонный номер и самостоятельно добавить номер с указанием причины добавления и названия звонившей организации.
Очень полезным было бы создание подобного централизованного Федерального государственного реестра нежелательных телефонных номеров, куда любой желающий мог бы внести спам-номер и подтвердить, либо опровергнуть факт совершения с данного номера противоправных действий. В случае попадания телефонного номера в данный реестр и множественном подтверждении со стороны граждан противоправных действий должна автоматически инициироваться масштабная проверка в отношении организации, совершающей обзвоны с данного номера, со стороны УФАС. В случае, если рекламными обзвонами занимается сторонний колл-центр, должны привлекаться к ответственности сразу и он сам, как непосредственный исполнитель, и организация, заказавшая совершение рекламного обзвона (в настоящий момент, очевидно, есть лазейка, позволяющая заказчику обзвона избежать наказания, свалив всю вину только лишь на колл-центр или просто отписавшись, что конкретный номер организации, от имени которой совершен обзвон, не принадлежит).
Практический результат
Возможность проверки незнакомых телефонных номеров на предмет спам-звонков гражданами на официальном государственном онлайн-сервисе.
Упрощение процедуры направления фактов о незаконных рекламных обзвонах в УФАС.
Неотвратимость наказания в отношении владельцев телефонных номеров, в отношении лиц, совершающих рекламные обзвоны, и в отношении владельцев организаций, от имени которых происходят спам-обзвоны.
Увеличение количества штрафов в отношении нарушения законодательства о рекламе и о персональных данных.
Снижение выгоды для организаций в совершении незаконных "холодных" рекламных обзвонов, если суммы по выписываемым штрафам превысят прибыль от недобросовестной рекламы.
Увеличение уровня покоя граждан.