Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф126329
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения в КоАП РФ ответственности за мелкое вымогательство и его декриминализации в УК РФ

Необходимо введение в КоАП РФ ответственности за мелкое вымогательство, совершенное без применения насилия или угрозы его применения, или за любое вымогательство, не причинившее существенного вреда, поскольку такое вымогательство не представляет достаточной опасности для сохранения уголовной ответственности за его совершение, учитывая его отличие от мошенничества только по признаку требования передачи вещи без совершения хищения, отсутствие уголовной ответственности за многие виды мелкого хищения, умышленное открытое повреждение или уничтожение чужого имущества, причинившее незначительный ущерб (менее 5000 рублей или большей суммы, признанной судом значительным ущербом), мелкое хулиганство, сопровождающиеся им, и иное открытое причинение имущественного вреда, не связанное с хищением (включая его причинение путем обмана или злоупотребления доверием, не повлекшее причинения ущерба в крупном размере (в размере не более 1000000 (одного миллиона) рублей (ст. 7.27.1 КоАП РФ и ст. 165 УК РФ)), и ростовщичество, повлекшее ущерб в любом размере), а также распространение в гражданском обороте технических средств, способных пресечь совершение вымогательств (видеокамер, средств самообороны и т.п.).
Вымогательство предусмотрено только в УК РФ (ст. 163 и ряд других норм УК РФ) и влечет наказания, достигающие 4, 7 или 15 лет лишения свободы, при наличии признаков требования передачи чужого имущества или права на него, либо совершения других действий имущественного характера с угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких, повреждения его имущества или применения к нему насилия, либо с применением к нему насилия, независимо от стоимости вымогаемого имущества и размера причиненного потерпевшему вреда.
Мелкое вымогательство может быть признано малозначительным деянием, согласно ч. 2 ст. 14 УК РФ, и в данном случае виновное лицо не понесет даже административной ответственности, поскольку нормы о данной ответственности отсутствуют в КоАП РФ. Это нелогично и требует введения административной ответственности за мелкое вымогательство. Понятие мелкого вымогательства, не влекущего уголовной ответственности при отсутствии отягчающих обстоятельств, предусмотрено законодательством КНР (ст. 49 Положения КНР 2005г. о взысканиях за нарушение общественного порядка), в котором многие деяния, включая различные преступления (как ненасильственные, так и насильственные), могут быть отнесены к административным правонарушениям в незначительных случаях (грабеж, вымогательство, угон транспорта, незаконный оборот огнестрельного и ряда других видов оружия, радиоактивных, взрывчатых, наркотических и иных опасных видов веществ, подделка документов и др. (ст. 49, 64, 32, 43, 46, 47, 52 и др.)).
При этом административная ответственность предусмотрена за завладение личной собственностью путем вымогательства или шантажа, если оно не влечет уголовной ответственности, а преступлением является вымогательство путем шантажа государственного или частного имущества в сравнительно крупном размере, что логично и может способствовать пресечению ложных обвинений в совершении вымогательств и противодействию коррупции.
Наказаниями за многие из указанных деяний в законодательстве КНР являются штраф или административный арест. При этом виновное лицо не может быть задержано за их совершение или заключено под стражу в зале суда, если ему назначен арест, а обязано получить повестку и явиться по ней в место рассмотрение дела или отбывания административного ареста соответственно. Лицо, совершившее административное правонарушение, находящееся в состоянии опьянения, разрешается связать, если ненасильственные меры воздействия на него не являются эффективными, но это не влечет применения к нему задержания, а задержано может быть только лицо, не явившееся по повестке на рассмотрение своего дела или для отбывания административного ареста.
При этом административный арест является излишне строгим наказанием для лиц, привлеченных к административной или иной мере ответственности, не являющейся уголовной, носящим уголовно-правовой характер, а любой арест является излишне строгим наказанием за ненасильственные правонарушения, не повлекшие тяжких последствий, и в отношении лиц, для которых он может стать очень тяжелым или пожизненным наказанием (престарелых (особенно, долгожителей), лиц, страдающих тяжелыми или опасными для жизни заболеваниями, несовершеннолетних лиц и целого ряда других категорий лиц). Более того, арест является очень дорогим для бюджета государства наказанием.
В законодательстве многих стран мира основным признаком вымогательства является применение насилия, при этом ненасильственное вымогательство в большинстве данных стран отнесено к шантажу (подобное распределение видов вымогательства встречалось в законодательстве СССР, РСФСР и других союзных республик). При этом в УК ряда стран мира любое вымогательство называется шантажом (в частности, в ст. 189 УК Молдовы).
В законодательстве СССР и союзных республик максимальные наказания за вымогательство обычно не превышали 3 или 4 лет лишения свободы (в зависимости от наличия или отсутствия применения насилия или угрозы его применения, а также от положений норм УК союзных республик), а применение насилия влекло более строгие наказания только, если они были предусмотрены конкретной нормой УК РСФСР (в редакции до 1994 года) или иного уголовного закона о насильственном преступлении. При этом наказания по совокупности вымогательства и многих насильственных преступлений не превышали 5 – 12 лет лишения свободы даже, если имело место умышленное причинение тяжкого вреда здоровью или неосторожное причинение смерти, либо умышленное причинение смерти, которое не влекло срока лишения свободы до 15 лет, а 15 лет лишения свободы в качестве максимальной меры уголовного наказания как без права, так и с правом на назначение смертной казни, имели право назначать только за квалифицированное умышленное убийство, разбой, массовые беспорядки и ряд других преступлений.
Введение административного ареста за мелкие вымогательство, грабеж, разбой, угон и другие подобные правонарушения кажется логичным, учитывая степень их опасности и его наличие за мелкое хищение в ст. 7.27 КоАП РФ, но, как уже отмечалось выше, административный арест является излишне строгим наказанием для лиц, привлеченных к административной или иной мере ответственности, не являющейся уголовной, или совершивших ненасильственные правонарушения, не повлекшие тяжких последствий, а также для тех категорий лиц, для которых он может стать очень тяжелым или пожизненным наказанием (престарелых (особенно, долгожителей), лиц, страдающих тяжелыми или опасными для жизни заболеваниями, несовершеннолетних лиц и целого ряда других категорий лиц). При этом административный и иной арест является очень затратным для бюджета государства наказанием.
Более того, в нормах КоАП РФ разрешены задержание уполномоченными лицами лица, совершившего административное правонарушение (в случаях, когда наказание не было или не могло быть назначено на месте совершения административного правонарушения, либо оспаривалось лицом при его назначении, а протокол об административном правонарушении, составление которого было обязательным, невозможно было составить на месте совершения административного правонарушения, либо в случаях, когда задержание необходимо для обеспечения исполнения назначенного административного наказания), и его заключение под стражу в случае назначения ему административного ареста без отсрочки его отбывания, а срок задержания может составлять 48 часов, если за административное правонарушение предусмотрен административный арест, и в ряде других случаев, но оно может достигать 48 часов, если задержанное лицо находилось в состоянии опьянения или не было доставлено к месту задержания в течение 45 – 48 часов, т.к. срок административного задержания исчисляется не со времени фактического задержания лица, а со времени его доставления или вытрезвления, что отличает его от большинства других видов задержаний, включая задержание по подозрению в совершении преступления.
Поэтому необходима может быть именно отмена административного или всех видов ареста, являющегося наказанием, в особенности, учитывая его отсутствие за многие виды причинения имущественного вреда в КоАП РФ и за целый ряд деяний, отнесенных к преступлениям, а также наличие запрета на задержание органами предварительного расследования или судом и заключение под стражу лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые не предусмотрено наказания в виде лишения свободы (ст. 91 и 108 УПК РФ), и за многие другие виды правонарушений, не являющиеся административными правонарушениями, при наличии права на задержание любыми лицами только лиц, совершивших преступления, для их доставления органам власти, на короткие сроки до его доставления (до 3 часов или на меньший возможно короткий срок), без превышения мер по его задержанию.

Практический результат

Внесение вышеуказанных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека, борьбе с насильственной преступностью, а также противодействию коррупции, упорядочиванию законодательства и его либерализации.

Решение

Необходимо введение в КоАП РФ ответственности за мелкое вымогательство, совершенное без применения насилия или угрозы его применения, или за любое вымогательство, не причинившее существенного вреда.
При введении понятия мелкого вымогательства и ответственности за него в КоАП РФ, учитывая наличие в ч. 2 ст. 14 УК РФ запрета на отнесение к преступлениям малозначительных деяний (деяний, не представляющих общественной опасности), необходимо установить административную ответственность за вымогательство, признанное малозначительным деянием, согласно ч. 2 ст. 14 УК РФ, и минимальные критерии ущерба, причинение которого будет влечь административную ответственность за данное деяние.
При установлении минимальных критериев ущерба, влекущего административную или уголовную ответственность за вымогательство, различные виды хищений и иные противоправные деяния, необходимо учитывать общий размер вреда причиненный имуществу и здоровью потерпевших, а не только имущественный ущерб, либо ввести минимальные размеры имущественного вреда, влекущего административную или уголовную ответственность, в определения вымогательства, кражи, грабежа, разбоя и иных видов хищений, повреждения различных видов имущества, угона транспорта и других правонарушений, содержащиеся в нормах УК или КоАП РФ соответственно, ниже которых возможно будет привлечение причинителя вреда только к уголовной или административной ответственности за насильственные преступления или административные правонарушения, если его действия будут содержать их состав.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 939 голосов

61

Против решения: 251 голос

К началу списка инициатив