Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф125366
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения в КоАП РФ и иное законодательство РФ правил, разрешающих назначение минимальных сроков и размеров административных и иных наказаний, не являющихся уголовными, предусмотренных нормами Общей части КоАП РФ и иного законодательства РФ

Необходимо введение в КоАП РФ и иное законодательство РФ правил, разрешающих назначение минимальных сроков и размеров административного ареста и других административных наказаний, предусмотренных нормами Общей части КоАП РФ, а также назначение минимальных сроков или размеров дисциплинарного ареста и других наказаний (взысканий), назначаемых за административные или иные правонарушения (проступки), законодательно не отнесенные к административным или уголовным наказаниям, предусмотренных нормами Общей части КоАП РФ, и иных законодательных актов, предусматривающих ответственность за конкретные правонарушения и наказания за их совершение, и (или) отменяющих наказания в виде административного и дисциплинарного ареста в КоАП РФ и ином законодательстве РФ с включением данных видов наказаний в УК РФ в качестве уголовных наказаний либо их полной отменой в законодательстве РФ.
Внесение данных изменений необходимо, поскольку в ст. 64 и ряде других норм УК РФ разрешено назначение минимальных сроков или размеров любых видов наказаний, в том числе ниже низшего предела, предусмотренного нормами Особенной части УК РФ (если он установлен в конкретных нормах Особенной части УК РФ), за многие виды преступлений (первоначально оно было разрешено в УК РФ за все преступления (ст. 64 УК РФ)).
В КоАП РФ разрешено назначение ниже низшего предела наказаний в виде административных штрафов за определенные правонарушения, если они заменяются предупреждением за определенные правонарушения, штрафов в размере не менее 500 рублей за нарушения правил дорожного движения, если они оплачиваются в течение 20 дней, штрафов не менее 4000 рублей, предусмотренных законами субъектов РФ об административной ответственности, и штрафов не менее 10000 рублей, предусмотренных КоАП РФ, размер которых уменьшается в 2 раза (до размера, составляющего не менее 250, 2000 или 5000 рублей).
Указанные правила назначения административных штрафов ниже низшего предела не позволяет назначать административный штраф в размере менее 5000, 2000 или 250 рублей соответственно, административный штраф в минимальном размере (100 рублей, а за административные правонарушения в области дорожного движения – 500 рублей (если размер штрафа, уменьшенного в 2 раза, превышает 500 рублей)) или предупреждение, а замена административного штрафа предупреждением запрещена по целому ряду норм КоАП РФ и в значительном числе случаев (о которых указано ниже).
При этом минимальный размер административного штрафа может превышать минимальные размеры уголовных наказаний в виде штрафа (1000 рублей для несовершеннолетних осужденных и осужденных совершивших преступления в возрасте до 18 лет или (в исключительных случаях) от 18 до 20 лет (ч. 2 ст. 88 и ст. 96 УК РФ) и 5000 рублей – для совершеннолетних (ч.2 ст. 46 УК РФ)) или даже их максимальные размеры, предусмотренные за различные преступления (10000 (ч. 2 ст. 161 УК РФ), 40000 (ст. 308, 319 и ряд других норм УК РФ) или 80000 рублей (ст. 165, ч.1 и 7 ст. 222, ч. 4 ст. 223, ч. 1 ст. 307, ст. 324 и целый ряд других норм УК РФ)).
Согласно ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 4.1.1 КоАП РФ, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 13.37, 14.31 - 14.33, 14.56, 15.21, 15.27.3, 15.30, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 настоящего Кодекса.
В случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение дополнительное административное наказание, предусмотренное соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, не применяется.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (предупреждением, предусмотренным КоАП РФ в качестве административного наказания, является мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме (ч. 1 ст. 3.4 КоАП РФ)).
Согласно ч. 2.2 и 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей, либо административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта РФ об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее четырех тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее сорока тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта РФ об административных правонарушениях.
При этом наказание в виде административного штрафа не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (ч. 6 ст. 3.5 КоАП РФ), которым, несмотря на указанное положение КоАП РФ, не запрещено назначение уголовного наказания в виде штрафа, согласно положениям ст. 46 УК РФ.
Таким образом, наказание в виде административного штрафа не может быть назначено целому ряду категорий граждан, независимо от того, является ли оно единственным или наиболее строгим наказанием за конкретные административные правонарушения, а также от наличия возможности назначения им уголовного наказания в виде штрафа за совершение преступления.
При этом неуплата административного штрафа в установленный срок влечет как его принудительное взыскание, так и административную ответственность по ст. 20.25 КоАП РФ и наказания в виде административного штрафа в двукратном размере, но не менее 1000 рублей, либо административного ареста на срок до 15 суток, либо обязательных работ на срок до 50 часов, а привлечение к административную ответственность по ст. 20.25 КоАП РФ (в особенности неоднократное) влечет временные ограничения на владение оружием по лицензии, работу в частной охранной организации, деятельность добровольных народных дружинников и внештатных сотрудников полиции, а также службу в полиции (если административное наказание (в частности, в виде административного штрафа) назначено судом), ряд других серьезных ограничений, включая наличие права на выдворение из РФ или временный запрет на въезд в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства на сроки до 3 или 5 лет, а также является основанием для продления испытательного срока условно осужденному, либо отмены условного осуждения или условно-досрочного освобождения с направлением осужденного для реального отбывания наказания, которым может являться и лишение свободы на срок до 8 лет, вынесенное по одному или нескольким приговорам с условным осуждением, или неотбытой части наказания, которая может превышать 10 лет лишения свободы для совершеннолетних осужденных, учитывая отнесение неуплаты административного штрафа и уклонения от других административных наказаний, указанных в ст. 20.25 КоАП РФ, к административным правонарушениям, за которые предусмотрено наказание в виде административного ареста, посягающим на общественный порядок, а также наличие более строгих ограничений для иностранных граждан и лиц без гражданства, привлеченных к административной ответственности.
Правила, обязывающие назначать административный штраф ниже низшего предела, предусмотренного нормами Особенной части КоАП РФ или законов субъектов РФ об административной ответственности, и регламентирующие порядок его назначения, были введены после вынесения ряда постановлений Конституционного Суда РФ с 2014 года (Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П и др.). При этом данными постановлениями и принятыми во их исполнение ФЗ, вносящими в КоАП РФ соответствующие изменения, не были учтены положения ст. 64 и ряда других норм УК РФ, а также более строгие административные наказания, чем административный штраф. Поэтому были введены более строгие правила смягчения административных наказаний, чем предусмотренные нормами УК РФ, и сохранен запрет на назначение административного штрафа в минимальном размере (100 рублей) по нормам, предусматривающим более строгие наказания, при установлении правил уменьшения размера штрафа не более, чем в 2 раза.
При этом указанные правила не позволяют обеспечить соблюдение положений ст. 2, 19 и других норм Конституции РФ, а также делают ряд административных наказаний более строгими, чем определенные сроки или размеры ряда видов уголовных наказаний (за исключением наличия судимости в качестве правового последствия уголовного наказания и ряда правил их замены более строгими видами уголовных наказаний), а вышеуказанные постановления Конституционного Суда РФ не содержат запрета на введение права на назначение в минимальном размере или на минимальный срок любых видов наказаний и не могут противоречить положениям Конституции РФ. Это требует введение правил, разрешающих назначение в минимальном размере или на минимальный срок любых видов административных и иных наказаний.
Положениями КоАП РФ запрещено назначение административного ареста на меньший срок, чем предусмотренный соответствующими нормами КоАП РФ, и для административного ареста установлены только минимальное возрастное ограничение на его применение (18 лет) и ограниченные перечни заболеваний и других оснований, освобождающих от его отбывания (административный арест не применяется к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ) и при наличии различных заболеваний (любых острых инфекционных заболеваний в тяжелой стадии и (или) заразных для окружающих, сахарного диабета с осложнениями, эпилепсии, психических расстройств и расстройств поведения, требующих оказания экстренной медицинской помощи, слепоты обоих глаз, любых заболеваний, травм и отравлений, требующих оказания экстренной медицинской помощи, и др. (Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2014 г. № 1358 «Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих отбыванию административного ареста»))).
Самовольное оставление места отбывания административного ареста или уклонение от отбывания административного ареста влечет административную ответственность по ст. 20.25 КоАП РФ и наказание в виде административного ареста на срок до 15 суток, срок которого засчитывается в отбытый срок административного ареста, или обязательные работы на срок до 50 часов, а также вышеуказанные ограничения для лиц, привлеченных к административной ответственности, учитывая отнесение уклонения от административных наказаний, указанных в ст. 20.25 КоАП РФ, к административным правонарушениям, за которые предусмотрено наказание в виде административного ареста, посягающим на общественный порядок, а также наличие более строгих ограничений для иностранных граждан и лиц без гражданства, привлеченных к административной ответственности.
Согласно ч.3 ст. 3.13 КоАП РФ, обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, войск национальной гвардии РФ, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения РФ, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.
Уклонение от отбывания административного наказания в виде обязательных работ влечет административную ответственность по ст.20.25 КоАП РФ и наказания в виде административного штрафа в размере от 150000 (от 75000 рублей, если наказание назначено ниже низшего предела) до 300000 рублей или административный арест на срок до 15 суток, а также вышеуказанные ограничения для лиц, привлеченных к административной ответственности.
Назначение любых видов уголовных наказаний ниже низшего предела, предусмотренного нормами Особенной части УК РФ, разрешено за многие виды преступлений, поскольку согласно ст. 64 УК РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, ролью виновного, его поведением во время или после совершения преступления, и других обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, а равно при активном содействии участника группового преступления раскрытию этого преступления наказание может быть назначено ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса, или суд может назначить более мягкий вид наказания, чем предусмотрен этой статьей, или не применить дополнительный вид наказания, предусмотренный в качестве обязательного.
Исключительными могут быть признаны как отдельные смягчающие обстоятельства, так и совокупность таких обстоятельств.
Виновным в совершении преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, частями третьей и четвертой статьи 206, частью четвертой статьи 210, статьей 210.1, частью четвертой статьи 211, статьей 361 настоящего Кодекса, либо виновным в совершении сопряженных с осуществлением террористической деятельности преступлений, предусмотренных статьями 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, не может быть назначено наказание ниже низшего предела, предусмотренного указанными статьями, или назначен более мягкий вид наказания, чем предусмотренный соответствующей статьей, либо не применен дополнительный вид наказания, предусмотренный в качестве обязательного.
Согласно ряду других норм УК РФ (ч.6 ст.15, ст.66 и др.) наказание может быть назначено ниже низшего предела за любое преступление, если суд понижает его категорию (максимальное наказание составляет не более 7 лет лишения свободы) или назначает наказание за неоконченное преступление (приготовление к тяжкому или особо тяжкому преступлению (максимальное наказание составляет не более 10 лет лишения свободы для совершеннолетних и 5 лет – для несовершеннолетних осужденных) либо покушение на любое преступление (максимальное наказание составляет не более 15 лет лишения свободы для совершеннолетних и 7,5 лет – для несовершеннолетних осужденных)), либо применяет другие подобные правила смягчения наказания за преступление.
В случае вышеуказанных смягчений наказаний, суд, применяя положения ч. 6 ст. 15, ст. 64, 66 и ряда других норм УК РФ, по которым суд имеет право или обязан смягчить наказание, может назначить минимальные сроки или размеры любых видов уголовных наказаний, не являющихся более строгими, чем виды наказаний, предусмотренные за соответствующие преступления (1000 или 5000 рублей - для штрафа, 40 или 60 часов – для обязательных работ (минимальные размеры и сроки уголовных наказаний в виде штрафа и обязательных работ для лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте или в возрасте от 18 до 20 лет (в исключительных случаях), и для лиц, совершивших преступления в совершеннолетнем возрасте, соответственно(ст. 88, 96, 46 и 49 УК РФ)), 1 месяц – для ареста ( (ст. 54 УК РФ) арест запрещено применять в качестве уголовного наказания до введения федерального закона, вводящего его в действие. При этом учреждения для его отбывания большинством категорий осужденных, которым не запрещено его назначение после его введения в действие (арестные дома), не созданы в РФ до настоящего времени), 2 месяца для исправительных работ (ст. 50 УК РФ), ограничения свободы (ст. 53 УК РФ), принудительных работ (ст. 53.1 УК РФ) или лишения свободы на определенных срок (ст. 56 УК РФ), 3 месяца – для ограничения по военной службе (ст. 51 УК РФ) и содержания в дисциплинарной воинской части (ст. 55 УК РФ), а также минимальные сроки ряда других видов наказаний).
Таким образом, из всего вышеизложенного следует, что УК РФ предусматривает менее строгие правила назначения наказаний, чем КоАП РФ, что нелогично и несправедливо.
Поэтому необходимо введение правил назначения любых наименее строгих административных наказаний в КоАП РФ.
Максимальные возрастные ограничения на применение административного ареста, обязательных работ и многих других административных и уголовных наказаний не предусмотрены (в отличие от положений КоАП и УК ряда других стран постсоветского пространства, в которых они установлены в отношении ареста и (или) ряда других видов наказаний (возраста от 55 до 65 лет (в КоАП и УК Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Азербайджана, Молдовы, ПМР и др.))).
Наказание в виде административного ареста в ряде стран мира предусмотрено на срок не более 7 суток, а не до 15 или 30 суток (в различных КоАП Кыргызстана до 2007 года и с 2022 года и законах части стран мира, в которых арест обычно предусмотрен за уголовные проступки или иные правонарушения, не называемые административными правонарушениями, но в части данных стран аналогичные им по виду (полицейские нарушения, дисциплинарные проступки и многие другие виды проступков)).
Наказание в виде административного ареста временно отменялось в КоАП Кыргызстана (с 2007 по 2022 год) и отменено в КоАП целого ряда стран мира (Армении, Латвии, Франции, Германии и др.) как наказание, противоречащие положениям конституций указанных государств и нормам международного законодательства, фактически являющееся лишением свободы лица, которое не было осуждено или задержано за совершение преступления.
Назначение административного ареста запрещено в отношении военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и ряда других категорий должностных лиц, указанных в ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ (в отношении имеющих специальные звания сотрудников Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения РФ, войск национальной гвардии РФ, Государственной противопожарной службы и таможенных органов). При этом части категорий военнослужащих (за исключением офицеров), а также граждан, призванных на военные сборы, имеющих данные воинские звания, может быть назначен дисциплинарный арест, в том числе вместо административного ареста и на его сроки, предусмотренные нормами КоАП РФ, но целому ряду категорий указанных военнослужащих назначение дисциплинарного ареста запрещено в соответствии с положениями ст. 28.4 ФЗ «О статусе военнослужащих».
К указанным категориям отнесены все военнослужащие женского пола, несовершеннолетние военнослужащие, военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, не приведенные к Военной присяге (не принесшие обязательство), офицеры и граждане, призванные на военные сборы в качестве офицеров (в принятом ФЗ «Об особенностях применения и исполнения дисциплинарного ареста в отношении военнослужащих, принимающих участие в специальной военной операции» планируется введение дисциплинарного ареста для прапорщиков и мичманов).
Таким образом, части категорий военнослужащих за административные правонарушения не могут быть назначены многие виды административных и иных наказаний, а вместо административного ареста может быть назначен дисциплинарный арест, отбываемый на гауптвахте, но всем женщинам военнослужащим и многим категориям мужчин военнослужащих, а также ряду других вышеуказанных категорий должностных лиц дисциплинарный и административный аресты на назначаются, при отсутствии запретов на назначение административного ареста женщинам, людям пенсионного или преклонного возраста, многим категориям граждан, ограниченно годных или негодных к военной службе по состоянию здоровья, если указанные категории лиц не отнесены к тем категориям лиц, которым административный арест не назначается. Это означает наличие возможности более строгого наказания за одни и те же правонарушения женщин, не являющихся военнослужащими или должностными лицами ряда других категорий, лицам пенсионного или преклонного возраста и целому ряду других категорий лиц, чем женщинам, являющимся военнослужащими, и ряду других категорий военнослужащих, а также вышеуказанным должностным лицам, что явно нелогично и несправедливо, противоречит основным конституционным принципам и не может способствовать противодействию преступному и иному противоправному поведению.
В отношении многих других наказаний, связанных с изоляцией от общества, в УК, УИК и ином законодательстве РФ отсутствуют максимальные возрастные ограничения на их применение, а минимальные возрастные ограничения составляют от 14 до 18 лет. При этом перечни заболеваний и других оснований, освобождающих от их отбывания, часто являются более узкими, чем предусмотренные для освобождения от отбывания административного и дисциплинарного ареста, а также от ряда других видов наказаний.
Таким образом, административный арест на сроки от 1 или 5 до 15 или 30 дней и лишение свободы на определенный срок (на сроки от 2 месяцев до 10, 15, 20 – 35 лет) могут быть применены и к лицу, достигшему возраста более 90 или 100 лет, а лицо, отбывающее указанные наказания, достигшее данных возрастов, не может быть освобождено по возрасту как от указанных видов наказаний, так и от пожизненного лишения свободы или смертной казни (если данные виды наказаний были назначены осужденному лицу до достижения возраста 65 лет, а осужденный отбывает пожизненное лишение свободы (в особенности, с лишением права на условно-досрочное освобождение) или подлежит данным наказаниям в соответствии с законодательством (не истек или не установлен срок давности исполнения наказаний или отсутствуют иные основания отмены их исполнения))), и может быть подвергнуто административному аресту или многим другим наказаниям, связанным с лишением свободы, в случае предъявления ему новых обвинений в соответствующих правонарушениях.
Любые меры наказания, связанные с изоляцией от общества, логично и справедливо предусматривать только за противоправные деяния, сопряженные с применением насилия к другим лицам, либо повлекшие причинение вреда здоровью человека или другие тяжкие последствия, учитывая тяжесть подобных мер и адекватность их применения только к лицам, совершившим данные противоправные деяния, т.к. они оказывают крайне отрицательное воздействие на личность, могут быть использованы в различных противоправных целях и ограничивают основные конституционные права человека. Поэтому произвольное или частое применение лишения свободы, ареста и других подобных наказаний без учета степени опасности совершенных деяний и их последствий нарушает принцип высшей ценности, человека, его прав и свобод, равенства всех перед законом и судом, а также другие конституционные принципы.
Учитывая вышеизложенное, необходимо введение в КоАП РФ и иное законодательство РФ правил, разрешающих назначение минимальных сроков и размеров административного ареста и других административных наказаний, предусмотренных нормами Общей части КоАП РФ (штрафа в размере 100 рублей и др.), а также назначение минимальных сроков или размеров дисциплинарного ареста и других наказаний (взысканий), назначаемых за административные или иные правонарушения (проступки), законодательно не отнесенные к административным или уголовным наказаниям, предусмотренных нормами Общей части КоАП РФ, и иных законодательных актов, предусматривающих ответственность за конкретные правонарушения и наказания за их совершение, и (или) отменяющих наказания в виде административного и дисциплинарного ареста в КоАП РФ и ином законодательстве РФ с включением данных видов наказаний в УК РФ в качестве уголовных наказаний либо их полной отменой в законодательстве РФ.
Штраф является наименее строгим уголовным наказанием только в УК РФ и ряда других стран мира, а в законодательстве СССР, в УК РСФСР 1960 г. и УК других союзных республик СССР до их отмены наименее строгим наказанием являлось общественное порицание, а в настоящее время общественное порицание предусмотрено в УК Болгарии. При этом виды наказаний, подобные ему, предусмотрены в УК различных стран мира: Вьетнама (предупреждение), Голландии и Сан-Марино (опубликование обвинительного приговора) и др.
Поэтому в законодательстве СССР и РФ до 1996 года, а также в законодательстве части других различных стран мира предусмотрены менее строгие уголовные наказания и большие возможности для смягчения наказаний, чем в УК РФ.
Предупреждение в качестве административного наказания предусмотрено в КоАП РФ и части других стран мира, а в КоАП Белоруссии оно исключено из перечня видов наказаний и включено в перечень иных мер воздействия.
Поэтому подходы к отнесению предупреждения к видам наказаний или иным мерам различаются и возможно исключение предупреждения из перечня видов административных наказаний с отменой всех ограничений для лиц, ему подвергнутых, либо его указания как общественного порицания или иного подобного наказания, заключающегося в публичном порицании от имени государства лица, ему подвергнутого, с указанием нарушенных им положений законодательства, законных способов исправления допущенных нарушений и правовых последствий указанного административного наказания.
При этом возможно введение подобного уголовного наказания, но устанавливая такое уголовное наказание и (или) сохраняя его в качестве административного наказания, необходимо четко отграничить его от простого письменного или, тем более, устного предупреждения лица судом и от более строгих уголовных наказаний, учитывая нелогичность и излишнюю строгость приравнивания по правовым последствиям предупреждения к уголовному или иному наказанию лица без предоставления ему возможности подчинения вынесенному ему предупреждению и исправления или доказывания своей невиновности, если он является невиновным в противоправном деянии, а также несправедливость применения к лицу всех правовых последствий наказания (наличие судимости и срока ее погашения, составляющего 6 месяцев или 1 год, пожизненный или длительный учет лица в базе данных лиц, привлеченных к уголовной ответственности, учет лица, привлеченного к административной ответственности в течение 1 года или более длительного времени и др.).
При этом целесообразно введение правил, обязывающих погашать судимости и отменять любые сроки, в течение которых лицо, считается привлеченным к уголовной или административной ответственности, либо исключать само наличие судимости или привлечений к указанным видам юридической ответственности, сразу после исполнения таких наименее строгих уголовных и административных наказаний, как общественное порицание или предупреждение, и исполнения или отбытия других уголовных наказаний, менее строгих, чем лишение свободы, и административных наказаний, назначаемых впервые или в случаях выявления административных правонарушений системами видеонаблюдения с автоматическим оформлением административного штрафа, либо в случаях получения предупреждения или постановления об административном штрафе на месте совершения физическим лицом административного правонарушения без составления протокола об административном правонарушении уполномоченным на то лицом, а также во всех случаях назначения наказания без составления указанного протокола, либо во всех случаях, когда административное наказание (предупреждение или административный штраф) назначается субъектами, не являющимися судами, рассматривающими дело об административном правонарушении в первой инстанции в соответствии с нормами КоАП РФ и законов субъектов РФ об административной ответственности, или в случаях своевременного добровольного исполнения лицом назначенного ему наказания (уплаты административного штрафа в установленный срок или добровольного исполнения иного административного наказания), при несовершении новых административных правонарушений в течение короткого промежутка времени (например, не более 1 месяца или 1 года) после назначения наказания (предупреждения, штрафа и др.), либо исключить все меры, сходные с предупреждением, добровольно уплаченные или любые штрафы, а также другие подобные меры наказания или иные меры воздействия, добровольно исполненные лицом или сходные с мерами, не являющимися наказаниями или иными мерами воздействия на преступников или и правонарушителей, из перечней уголовных и административных наказаний, а также иных мер воздействия, подобных данным наказаниям по правовым последствиям.
Вопрос о погашении судимости сразу после исполнения или отбытия наказаний, не связанных с лишением свободы, рассматривался в СССР, в частности, в Объяснительной записке комиссий законодательных предположений Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР к проекту Указа Президиума Верховного Совета СССР «о замене уголовной ответственности за некоторые преступления мерами административного и дисциплинарного порядка и о смягчении уголовной ответственности за отдельные преступления» от 28 апреля 1953 года, где указывалось, что: “В проекте Указа предлагается установить положение, согласно которому лица, приговоренные к наказанию, не связанному с лишением свободы, признаются несудимыми с момента отбытия ими наказания.”, т.е. предполагалось, что лица, осужденные к общественному порицанию, штрафу, исправительным работам и другим наказаниям, не связанным с лишением свободы, не будут иметь действующей судимости после исполнения или отбытия указанных наказаний. Данное положение так и не было включено в законодательство СССР и союзных республик, а после отмены общественного порицания и целого ряда других наказаний (увольнения от должности, возложения обязанности загладить причиненный вред, ссылки, высылки, возмездного изъятия транспортного средства (данный вид наказания был предусмотрен в УК Таджикской ССР 1961 г.), исправительных работ (в УК Армении 2003 г. (с 2006 года)) и др.) в УК РФ и других стран постсоветского пространства, а лица, осужденные к ним были освобождены от указанных наказаний со снятием судимости.
Исходя из степени строгости вышеуказанных наказаний и степени опасности многих противоправных деяний, за которые они предусматриваются или назначаются, правильным решением данной проблемы являются отмена для лиц, в отношении которых исполнены данные уголовные или административные наказания, статуса судимых либо привлеченных к уголовной или административной ответственности лиц, либо исключение данных мер государственного принуждения из перечня видов наказаний и устранение для лиц, в отношении которых исполнены (в особенности лиц, не совершивших до окончания их исполнения новых противоправных деяний), всех правовых последствий, связанных с судимостью либо привлечением к уголовной или административной ответственности.

Практический результат

Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, экономии репрессивных мер, противодействию коррупции, а также упорядочиванию правовых норм законодательства РФ.

Решение

Необходимо введение в КоАП РФ и иное законодательство РФ правил, разрешающих назначение минимальных сроков и размеров административного ареста и других административных наказаний, предусмотренных нормами Общей части КоАП РФ (штрафа в размере 100 рублей и др.), а также назначение минимальных сроков или размеров дисциплинарного ареста и других наказаний (взысканий), назначаемых за административные или иные правонарушения (проступки), законодательно не отнесенные к административным или уголовным наказаниям, предусмотренных нормами Общей части КоАП РФ, и иных законодательных актов, предусматривающих ответственность за конкретные правонарушения и наказания за их совершение, и (или) отменяющих наказания в виде административного и дисциплинарного ареста в КоАП РФ и ином законодательстве РФ с включением данных видов наказаний в УК РФ в качестве уголовных наказаний либо их полной отменой в законодательстве РФ.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 979 голосов

21

Против решения: 62 голоса

К началу списка инициатив