Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф125364
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости исключения минимальных сроков административного ареста за административные правонарушения, не влекущие причинения вреда здоровью человека, с его отменой при отсутствии угрозы причинения такого вреда или во всех случаях

Необходимо исключить минимальные сроки административного ареста (в частности, от 5 или 10 дней) за административные правонарушения, не влекущие причинения вреда здоровью человека, не граничащие по признакам своих составов с составами преступлений, за которые предусмотрены минимальные сроки лишения свободы, исключить максимальные сроки административного ареста, превышающие 5 или 3 суток, за административные правонарушения, не влекущие умышленного причинения человеку телесных повреждений, и отменить данный вид наказания за все указанные деяния, если они совершены по неосторожности, либо без угрозы наступления тяжких последствий и наступления любых опасных для жизни или здоровья человека последствий, или полностью отменить данный вид административного наказания в КоАП РФ с его включением в УК РФ в качестве уголовного наказания либо его полной отменой в законодательстве РФ, поскольку минимальный срок административного ареста, предусмотренный ст. 5.35.1, ч. 2 и 3 ст. 7.27, ст. 6.1.1, 20.10 и ряда других норм КоАП РФ, не соответствует степени опасности данных деяний и не предусмотрен многими другими нормами КоАП РФ, а наказание в виде административного ареста предусмотрено за значительное число других административных правонарушений, но не предусмотрено за стрельбу из оружия в не отведенных для этого местах или в нарушение установленных правил (ст. 20.13), т.е. за деяние, которое может представлять большую опасность, чем незаконные хранение и ношение оружия, а также иной его незаконный оборот (в зависимости от дульной энергии оружия, типов применяемых в нем снарядов и обстоятельств, при которых производилась стрельба из оружия (в общественных местах, в направлении людей, находящихся близко к стреляющему, во время любых игр (спортивной или развлекательной стрельбы, квеста, страйкбола, хардбола и др.) или поединка (дуэли) и т.п.)).
При этом положениями КоАП РФ запрещено назначение административного ареста на меньший срок, чем предусмотренный соответствующими нормами КоАП РФ, и для административного ареста установлены только минимальное возрастное ограничение на его применение (18 лет) и ограниченные перечни заболеваний и других оснований, освобождающих от его отбывания (административный арест не применяется к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ) и при наличии различных заболеваний (любых острых инфекционных заболеваний в тяжелой стадии и (или) заразных для окружающих, сахарного диабета с осложнениями, эпилепсии, психических расстройств и расстройств поведения, требующих оказания экстренной медицинской помощи, слепоты обоих глаз, любых заболеваний, травм и отравлений, требующих оказания экстренной медицинской помощи, и др. (Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2014 г. № 1358 «Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих отбыванию административного ареста»))).
При этом максимальное возрастное ограничение на применение административного ареста не предусмотрено (в отличие от положений КоАП ряда других стран СНГ, в которых они установлены (возраста от 55 до 65 лет (в КоАП Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Азербайджана, Молдовы и др.))).
Наказание в виде административного ареста в ряде стран мира предусмотрено на срок не более 7 суток, а не до 15 или 30 суток (в различных КоАП Кыргызстана до 2007 года и с 2022 года и законах части стран мира, в которых арест обычно предусмотрен за уголовные проступки или иные правонарушения, не называемые административными правонарушениями, но в части данных стран аналогичные им по виду (полицейские нарушения, дисциплинарные проступки и многие другие виды проступков)).
Наказание в виде административного ареста временно отменялось в КоАП Кыргызстана (с 2007 по 2022 год) и отменено в ряде стран мира (Армении, Латвии, Германии, Франции и др.).
При этом в КоАП Армении и Латвии административный арест отменен, учитывая его противоречие конституциям указанных государств и нормам международного права, т.к. административный арест означает изоляцию от общества человека, не являющегося осужденным за совершение преступления, либо подозреваемым или обвиняемым в его совершении и, тем самым, носит уголовно-правовой характер, а также излишние затраты бюджетных средств на его исполнение (на содержание арестованных лиц, помещений для отбывания ареста и т.п.). В Германии различные виды наказаний и обязанности граждан отменялись именно по причине излишних затрат на них бюджетных средств, влекущих рост налогов (в частности, по данной причине в Германии с 2011 года приостановлен призыв на военную службу).
Вышеизложенное является актуальным и для РФ, учитывая положения ст. 2, 19, 55 и других норм Конституции РФ, положения международных договоров РФ и общих принципов права, на которых основано как международное, так и национальное законодательство государств (конституционное, федеральное и иное), а также высокие расходы бюджета РФ и рост обязательных платежей (налогов, сборов, госпошлин, тарифов и цен).
Назначение административного ареста запрещено в отношении военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и ряда других категорий должностных лиц, указанных в ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ (в отношении имеющих специальные звания сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов). При этом части категорий военнослужащих (за исключением офицеров), а также граждан, призванных на военные сборы, имеющих данные воинские звания, может быть назначен дисциплинарный арест, в том числе вместо административного ареста и на его сроки, предусмотренные нормами КоАП РФ, но целому ряду категорий указанных военнослужащих назначение дисциплинарного ареста запрещено в соответствии с положениями ст. 28.4 ФЗ «О статусе военнослужащих». К указанным категориям отнесены все военнослужащие женского пола, несовершеннолетние военнослужащие, военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, не приведенные к Военной присяге (не принесшие обязательство), офицеры и граждане, призванные на военные сборы в качестве офицеров (в ФЗ от 08.08.2024 N 231-ФЗ «Об особенностях применения и исполнения дисциплинарного ареста в отношении военнослужащих, принимающих участие в специальной военной операции» введен дисциплинарный арест для прапорщиков и мичманов).
Таким образом, части категорий военнослужащих за административные правонарушения вместо административного ареста может быть назначен дисциплинарный арест, отбываемый на гауптвахте, но всем женщинам военнослужащим и многим категориям мужчин военнослужащих, а также ряду других вышеуказанных категорий должностных лиц дисциплинарный и административный аресты на назначаются, при отсутствии запретов на назначение административного ареста женщинам, людям пенсионного или преклонного возраста, многим категориям граждан, ограниченно годных или негодных к военной службе по состоянию здоровья, если указанные категории лиц не отнесены к тем категориям лиц, которым административный арест не назначается. Это означает наличие возможности более строгого наказания за одни и те же правонарушения женщин, не являющихся военнослужащими или должностными лицами ряда других категорий, лицам пенсионного или преклонного возраста и целому ряду других категорий лиц, чем женщинам, являющимся военнослужащими, и ряду других категорий военнослужащих, а также вышеуказанным должностным лицам, что явно нелогично и несправедливо, противоречит основным конституционным принципам и не может способствовать противодействию преступному и иному противоправному поведению.
В отношении многих других наказаний, связанных с изоляцией от общества, в УК, УИК и ином законодательстве РФ отсутствуют максимальные возрастные ограничения на их применение, а минимальные возрастные ограничения составляют от 14 до 18 лет. При этом перечни заболеваний и других оснований, освобождающих от их отбывания, часто являются более узкими, чем предусмотренные для освобождения от отбывания административного и дисциплинарного ареста, а также от ряда других видов наказаний.
Таким образом, административный арест на сроки от 1 или 5 до 15 или 30 дней и лишение свободы на определенный срок (на сроки от 2 месяцев до 10, 15, 20 – 35 лет) могут быть применены и к лицу, достигшему возраста более 90 или 100 лет, а лицо, отбывающее указанные наказания, достигшее данных возрастов, не может быть освобождено по возрасту как от указанных видов наказаний, так и от пожизненного лишения свободы или смертной казни (если данные виды наказаний были назначены осужденному лицу до достижения возраста 65 лет, а осужденный отбывает пожизненное лишение свободы (в особенности, с лишением права на условно-досрочное освобождение) или подлежит данным наказаниям в соответствии с законодательством (не истек или не установлен срок давности исполнения наказаний или отсутствуют иные основания отмены их исполнения))), и может быть подвергнуто административному аресту или многим другим наказаниям, связанным с лишением свободы, в случае предъявления ему новых обвинений в соответствующих правонарушениях. При этом суммирование сроков административного ареста не ограничено для лица, его отбывающего, положениями КоАП РФ, а в законодательстве РФ не предусмотрены максимальные сроки непрерывного содержания лица в местах отбывания административного ареста, лишения свободы на определенный срок (в части наличия сроков лишения свободы, составляющих менее 10 – 35 лет для осужденных, отбывающих указанные его сроки), пожизненного лишения свободы (в части наличия сроков лишения свободы, составляющих менее или более 25 лет, либо от 50 до 100 лет для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, как имеющих, так и не имеющих права на условно-досрочное освобождение) и многих других видов наказаний (для дисциплинарного ареста предусмотрен максимальный непрерывный срок содержания под арестом на гауптвахте, составляющий 45 дней (ст. 28.4 ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ФЗ от 08.08.2024 N 231-ФЗ «Об особенностях применения и исполнения дисциплинарного ареста в отношении военнослужащих, принимающих участие в специальной военной операции» максимальный непрерывный срок содержания под дисциплинарным арестом на гауптвахте сокращен до 15 дней))), по истечении которых лицо должно быть освобождено от отбывания наказания или в обязательном порядке должен быть решен вопрос о его освобождении, независимо от его поведения или других обстоятельств (в отличии от законодательства части стран мира (в части стран мира предусмотрены максимальные возраста применения ареста или ряда других наказаний (от 55 до 70 лет или иные возраста (в КоАП и УК Казахстана, КоАП Кыргызстана, Туркменистана, Молдовы, УК Судана, КНР, Сингапура и др.)).
В законодательстве РФ не предусмотрены максимальные сроки непрерывного содержания лица в местах отбывания лишения свободы на определенный срок (в части наличия сроков лишения свободы, составляющих менее 10 – 35 лет для осужденных, отбывающих указанные его сроки) и пожизненного лишения свободы (в части наличия сроков лишения свободы, составляющих менее или более 25 лет, либо от 50 до 100 лет для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, как имеющих, так и не имеющих права на условно-досрочное освобождение), по истечении которых лицо должно быть освобождено от отбывания наказания или в обязательном порядке должен быть решен вопрос о его освобождении, независимо от его поведения или других обстоятельств (в отличии от законодательства части стран мира (в части стран мира предусмотрены максимальные возраста применения ареста или ряда других наказаний (от 55 до 70 лет или иные возраста (в КоАП и УК Казахстана, КоАП Кыргызстана, Туркменистана, Молдовы, УК Судана, КНР, Сингапура и др.)), а максимальный срок обязательного рассмотрения вопроса об освобождении от отбывания срочного или пожизненного лишения свободы в некоторых странах мира составляет 49,5 или 50 лет (в частности, в законодательстве штата Аляска (США) и Мексики) либо указанные наказания ограничены максимальными длительными или, как правило, пожизненными сроками (от 25 до 50, 70, 99 или 100 лет (в УК Греции, Катара (к пожизненному лишению свободы отнесено лишение свободы на срок 25 лет), Индии (пожизненное лишение свободы в УК Индии 1860 года (Indian Penal Code (IPC) 1860) определялось как лишение свободы на срок от 14 до 100 лет до 2013 года, а с 2013 им является срок от 14 лет до конца жизни осужденного (natural life), Мексики (по федеральному УК Мексики и УК части штатов Мексики максимальный срок лишения свободы составляет до 60 или 70 лет, а по УК ряда штатов он достигает 100, 105 или даже 210 лет. При этом пожизненное лишение свободы является отдельным видом наказания по УК некоторых штатов Мексики), Пуэрто-Рико (США (максимальным наказанием по УК Пуэрто-Рико является 99 лет лишения свободы, но максимальным его сроком, отбытым до освобождения осужденного, в настоящее время является 35 лет)), штата Аляска (США (максимальным наказанием по УК штата Аляска является 99 лет лишения свободы)) и др.)))).
В части стран мира пожизненное лишение свободы не предусмотрено, а максимальные сроки лишения свободы составляют 25 – 50 лет (в УК Португалии, Восточного Тимора, Макао (КНР (25 и 30 лет (в зависимости от тяжести преступления))), Колумбии, Бразилии, Испании (до 2015 года (до 40 лет)), Туркменистана (до 25 лет (с 2002 года отдельным Постановлением Халк Маслахаты (Сената Туркменистана) предусмотрено пожизненное лишение свободы для изменников родины, но в УК Туркменистана оно не включено без указания на законность его введения как наказания, не предусмотренного УК. При этом пожизненное лишение свободы для изменников родины временно вводилось в Конституцию Туркменистана, но подробные правила его применения, определяющие категории лиц, признанных изменниками родины, к которым оно применялось, не предусматривались (п. 9) ст. 48 Конституции Туркменистана в редакции 2003 года)), Республики Конго, Мозамбика (до 30 лет), Сан-Марино, Ватикана (до 35 лет), Хорватии (до 40 и 50 лет (в зависимости от повторности совершения преступления осужденным)), Сербии (до 2019 года (до 40 и 50 лет)) и др.).
Поэтому лицо может фактически отбыть или быть приговорено к отбыванию любого срока лишения свободы до 10 (для несовершеннолетних), 15 по УК РСФСР 1960г. и ряду других прежних УК, действовавших в СССР, 30 или 35 лет, либо более 35 лет (в случае осуждения за новые деяния, за которые назначен новый срок административного ареста или лишения свободы, после фактического отбытия максимальных сроков данных наказаний (включая отбытие 35 лет лишения свободы), либо отбывание пожизненного лишения свободы)) за любые деяния, предусматривающие данные виды наказаний (включая побег из-под стражи или из мест лишения свободы, незаконное хранение оружия или других предметов, за которое могут быть назначены наказания, связанные с изоляцией от общества, или наказания, сроки которых могут быть зачтены в сроки данных наказаний, выявленное после вынесения решения суда о назначении наказания, и целый рад других деяний, которые могут быть незначительными или совершенных в силу стечения тяжелых и других обстоятельств, которые могут уменьшить вину лица или его оправдать).
Это требует введения максимальных сроков фактической изоляции лица от общества, соответствующих степени опасности лица и совершенных им деяний, и максимальных возрастов отбывания ареста, лишения свободы и других видов наказаний, связанных с изоляцией от общества, соответствующих степени опасности лица и совершенных им деяний, а также учитывающих конкретный его возраст и состояние его здоровья, и указывает на необходимость отмены наказаний, связанных с изоляцией от общества, не являющихся уголовными, или предусмотренными за незначительные по степени опасности и причиняемому вреду деяния.
Любые меры наказания, связанные с изоляцией от общества, логично и справедливо предусматривать только за противоправные деяния, сопряженные с применением насилия к другим лицам, либо повлекшие причинение вреда здоровью человека или другие тяжкие последствия, учитывая тяжесть подобных мер и адекватность их применения только к лицам, совершившим данные противоправные деяния, т.к. они оказывают крайне отрицательное воздействие на личность, могут быть использованы в различных противоправных целях и ограничивают основные конституционные права человека. Поэтому произвольное или частое применение лишения свободы, ареста и других подобных наказаний без учета степени опасности совершенных деяний и их последствий нарушает принцип высшей ценности, человека, его прав и свобод, равенства всех перед законом и судом, а также другие конституционные принципы.

Практический результат

Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, экономии репрессивных мер, противодействию коррупции, а также упорядочиванию правовых норм законодательства РФ.

Решение

Необходимо исключить минимальные сроки административного ареста (от 5 или 10 дней либо иные его минимальные сроки) за административные правонарушения, не влекущие причинения вреда здоровью человека, не граничащие по признакам своих составов с составами преступлений, за которые предусмотрены минимальные сроки лишения свободы, исключить максимальные сроки административного ареста, превышающие 5 или 3 суток, за административные правонарушения, не влекущие умышленного причинения человеку телесных повреждений, и отменить данный вид наказания за все указанные деяния, если они совершены по неосторожности, либо без угрозы наступления тяжких последствий и наступления любых опасных для жизни или здоровья человека последствий, или полностью отменить данный вид административного наказания в КоАП РФ с его включением в УК РФ в качестве уголовного наказания либо его полной отменой в законодательстве РФ (КоАП РФ и связанном с ним законодательстве РФ).
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 980 голосов

20

Против решения: 60 голосов

К началу списка инициатив