Необходимо упорядочить в законодательстве РФ ограничения и запреты для лиц, привлеченных к административной ответственности, правильно разделив их по степени опасности конкретных административных правонарушений, либо отменить указанные ограничения и запреты.
Данные изменения необходимы, поскольку привлечение лица к административной ответственности подразумевает его учет в течение одного года как лица, подвергнутого административному наказанию, а правовые ограничения, предусмотренные для лиц, привлеченных к административной ответственности, распределены нелогично и несправедливо без учета степени опасности конкретных правонарушений.
В частности, законодательством РФ установлены запреты на владение оружием, приобретаемым по лицензии, и работу в частной охране для лиц, повторно привлеченных в течение года к административной ответственности за совершение административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность или установленный порядок управления либо институты государственной власти (ограничение только для частной охранной деятельности), административного правонарушения, связанного с нарушением правил охоты, либо административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, или их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, за исключением административных правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, - до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию; подвергнутых административному наказанию за административные правонарушения, за которые предусмотрен административный арест, потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, - до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (ст. 13 ФЗ Об оружии и ст. 11.1 ст. Закона РФ О частной детективной и охранной деятельности).
В законодательстве не упорядочены запреты на службу в органах внутренних дел и на принятие в народную дружину, а также на привлечение к внештатному сотрудничеству с полицией для лиц, подвергнутых неоднократно в течение года, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения, поскольку в ФЗ О службе в органах внутренних дел (п. 3) ч. 5 ст. 17) предусмотрен запрет поступления на службу в органы внутренних дел лиц, подвергнутых неоднократно в течение года, в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения, а в ФЗ Об участии граждан в охране общественного порядка (п. 8) ч. 8 ст. 12 и п. 8) ч. 3 ст. 10) - запрет на принятие в народную дружину и на привлечение к внештатному сотрудничеству с полицией для лиц, подвергнутых неоднократно в течение года, в судебном порядке административному наказанию за указанные административные правонарушения. При этом ФЗ Об участии граждан в охране общественного порядка не предусматривает запрета на принятие в народную дружину и на привлечение к внештатному сотрудничеству с полицией лиц, имевших судимость, в отличие от ФЗ О службе в органах внутренних дел, сохраняющем такой запрет поступления на службу в органы внутренних дел.
Таким образом, запреты для лиц, привлеченных к ответственности, в данных ФЗ распределены нелогично, без учета степени опасности конкретных административных правонарушений и большей опасности преступлений (в особенности, насильственных тяжких и особо тяжких преступлений).
Степень опасности административного правонарушения определяется не его отнесением к правонарушениям, рассматриваемым судом в первой инстанции, или каким-либо другим видам административных правонарушений, и не умышленной формой вины правонарушителя, а наличием и размером причиненного вреда. При этом дела об административных правонарушениях, рассматриваемых в первой инстанции должностным лицом, органом или судом, разделены в КоАП РФ нечетко и достаточно произвольно на дела, рассматриваемые в первой инстанции должностным лицом или органом (возможно обжалование решений по ним в суд), дела, рассматриваемые в первой инстанции должностным лицом, органом либо судом в случае, если орган или должностное лицо передают их на рассмотрение судье, и дела, рассматриваемые в первой инстанции только судом.
Подобные запреты влекут несправедливое ограничение прав лиц, привлеченных к административной ответственности за незначительные правонарушения, и отсутствие ограничений для лиц, привлеченных к административной ответственности за достаточно опасные административные правонарушения, граничащие с преступлениями.
В частности, небрежное хранение паспорта, повлекшее его утрату, является административным правонарушением, посягающим на порядок управления (ст. 19.16 КоАП РФ), поэтому оно учитывается при установлении ограничений на владение оружием, приобретаемым по лицензии, и работу в частной охране, а мелкое хищение является административным правонарушением против собственности (ст. 7.27 КоАП РФ) и не может влечь таких ограничений ни при каких условиях.
К административным правонарушениям, дела о которых рассматриваются судом, относится, в частности, мелкое хищение.
К административным правонарушениям, дела о которых рассматриваются судом только, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает дело на рассмотрение судье, относятся, например, мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ) и нарушение правил хранения или ношения оружия и патронов к нему (ч. 4 ст. 20.8 КоАП РФ), а к административным правонарушениям, дела о которых рассматриваются должностными лицами или органами, отнесены и такие правонарушения, как многие нарушения правил дорожного лицом, управляющим транспортным средством, и любое нарушение данных правил пешеходом, пассажиром или иным участником дорожного движения, повлекшее не более чем средней тяжести вред здоровью человека (ст. 12.29 и 12.30 КоАП РФ).
Дела о любых административных правонарушениях рассматриваются судом в случае упразднения указанных в главе 23 КоАП РФ или в законе субъекта РФ органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица до внесения в КоАП РФ или в закон субъекта РФ соответствующих изменений и дополнений (ст. 22.2 КоАП РФ). Поэтому судом в первой инстанции может быть рассмотрено дело о любом административном правонарушении.
Учитывая вышеизложенное, такие критерии разделения административных правонарушений, как рассмотрение дела об административном правонарушении в первой инстанции судом, отнесение административного правонарушения к деяниям, посягающим на определенные общественные отношения, и умышленная форма вины лица, его совершившего, не могут быть отнесены к критериям степени опасности административных правонарушений.
Поэтому все ограничения и запреты для лиц, привлеченных к административной ответственности, установленные только по данным критериям разделения видов административных правонарушений, нарушают принципы справедливости и равенства всех перед законом и судом. Существующие запреты для лиц, подвергнутых неоднократно в течение года, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения, не содержат указания на то, в какой инстанции должно рассматриваться дело об административном правонарушении. Это дает основания полагать, что данные запреты относятся и к лицам, обжаловавшим в суды второй и последующих инстанций постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное органом или должностным лицом, и подвергнутых наказанию в судебном порядке. Данное толкование норм, содержащих указанные запреты, означает, что лицо, подвергнутое административному наказанию органом или должностным лицом, законодательным путем склоняется к отказу от обжалования решения по своему делу, что нарушает принцип справедливости и право лица на рассмотрение его дела судом во второй инстанции, поскольку фактически лицо может быть дополнительно и более строго наказано за обжалование решения по своему делу в суде, в случае назначения ему судом любого административного наказания.
В законодательстве РФ встречаются запреты для лиц, совершивших любые административные правонарушения.
В частности, в ФЗ О порядке выезда из РФ и въезда в РФ содержится право на запрет въезда в РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства, неоднократно (два и более раза) в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ за совершение административного правонарушения на территории РФ, - в течение трех лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности (п. 4) ст. 26).
Подобные запреты являются излишне строгими и нарушают принципы справедливости, равенства всех перед законом и судом и не привлечения к ответственности дважды за одно и то же правонарушение, поскольку они не учитывают незначительную степень опасности многих административных правонарушений и само понятие административного правонарушения, позволяя применять к лицу, подвергнутому административному наказанию, дополнительные ограничительные меры, являющимися значительно более строгими, чем административные наказания.
К административному правонарушению должно относится только противоправное деяние, не представляющее общественной опасности, являющейся признаком преступления, и предусмотренное нормами КоАП РФ или законов субъектов РФ об административной ответственности.
Поэтому существенные ограничения и запреты справедливо предусматривать только для лиц, имеющих судимость за совершение преступления (при условии соблюдения принципа не привлечения к ответственности дважды за одно и то же преступление), а любые другие ограничения и запреты могут быть справедливы только для лиц, совершивших наиболее опасные административные правонарушения, причинившие существенный вред, близкий по своему характеру размеру к вреду, причиненному преступлением.
В законодательстве РФ многие преступления и административные правонарушения распределены по степени опасности нелогично и несправедливо. Основная проблема их правильного распределения заключается в отсутствии определения общественной опасности деяния. При этом законодательно возможно выделить признаки, характеризующие деяние как общественно опасное.
Наступление тяжких последствий в результате совершения противоправного деяния или его совершение с применением насилия, которое может повлечь вред здоровью человека, свидетельствует о необходимости отнесения данного деяния к преступлениям как общественно опасного, также, как и отсутствие тяжких последствий или факта применения указанного насилия при совершении преступления, свидетельствуют о его малозначительности и необходимости его отнесения к иным правонарушениям.
Существуют противоправные деяния, представляющие не меньшую опасность, чем административные правонарушения или преступления, но не отнесенные к административным правонарушениям или преступлениям (причинение по неосторожности легкого или средней тяжести вреда здоровью человека при применении насилия, неосторожном обращении с оружием и многими видами иных предметов, проведении ремонтных работ и во многих других случаях, умышленном применении насилия, не повлекшего причинения физической боли (во многих случаях), ростовщичество (в случае превышения установленной в ГК РФ минимальной величины ростовщического процента) и др.), и противоправные деяния, отнесенные к преступлениям или административным правонарушениям, но не представляющие опасности, или не отличающиеся по опасности и большинству других признаков от правомерных деяний (незаконный оборот холодного, метательного, сигнального, пневматического (в особенности, пружинно-поршневого) и маломощного огнестрельного оружия (в особенности, имеющего дульную энергию до 7,5 или 25 Дж), газового и иного нелетального оружия, а также других видов оружия, не отличающихся по поражающей способности от конструктивно сходных с оружием изделий, бытовых и иных предметов, находящихся в свободном обороте (мачете, кукри, бытовых и финских ножей, топоров, багинетов, игольчатых и неотъемных штыков, кинжалов без острия или с излишне изогнутым клинком, двуручных мечей и иных подобных предметов, неудобных для удержания при использовании в качестве оружия для поражения цели, и других предметов, сходных с холодным и метательным бросковым оружием, но не отнесенных к ним по экспертным критериям, духовых трубок, пружинных пистолетов, ружей и пушек, рогаток, катапульт, ружей для подводной охоты, газовых баллончиков для самообороны от медведей и других животных или для силовых структур, строительно-монтажных пистолетов, спортивных снарядов, конструктивно сходных с оружием, и других предметов, не отнесенных к стрелковому метательному (лукам (с усилием натяжения тетивы более 27 кгс) и арбалетам (с усилием натяжения тетивы более 43 кгс)), пневматическому, газовому, огнестрельному и иному оружию по экспертным критериям) и целого ряда других предметов, деяния, совершенные при обстоятельствах, близких к состояниям необходимой обороны, крайней необходимости и другим случаям, в которых исключаются преступность и наказуемость деяний, или в состоянии необходимой обороны (в случае совершения административных правонарушений), неосторожные деяния, не причинившие существенного вреда, или совершенные в случаях, в которых в УК или КоАП РФ либо в ином законодательстве четко не указано на возможность их совершения по неосторожности или на опасность их совершения по неосторожности, безбилетный проезд, провоз неоплаченного багажа, бег по эскалатору в метро, торговля в не установленных местах и другие деяния, предусмотренные законами части или всех субъектов РФ об административной ответственности, за которые не предусмотрена уголовная ответственность и отменена административная ответственность в КоАП РФ, не всегда причиняющие какой-либо значимый вред и не всегда являющиеся противоправными, наличие ответственности в законах субъектов РФ за целый ряд которых не может соответствовать конституционным принципам, закрепленным в ст. 2, 19 и 55 Конституции и противоречит положениям ст. 1.3.1 КоАП РФ (безбилетный проезд в городском наземном транспорте общего пользования и во многих других видах транспорта, провоз в них неоплаченного багажа и ряд других правонарушений на транспорте, неповиновение законным требованиям народных дружинников и др.), малозначительные деяния, не причинившие значимого для потерпевших и других лиц вреда, и др.), а также опасные деяния, отнесенные к правомерным (причинение вреда здоровью или смерти человеку при правомерном применении насилия в случаях его формальной правомерности, но при отсутствии опасности со стороны лиц (при наличии права на применение насилия к правонарушителям и лицам, подозреваемым в хранении или ношении при себе ограниченных или запрещенных к обороту предметов, полицией и рядом других категорий представителей власти и др.), к которым оно применено, применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия к лицам преклонного возраста в случаях, когда оно запрещено в отношении несовершеннолетних, женщин, лиц с признаками инвалидности, или к отдельным категориям указанных лиц, а также во всех случаях отсутствия опасности со стороны лиц преклонного возраста, умышленном применении насилия, как не повлекшего, так и повлекшего причинение физической боли, к лицам, не представляющим опасности, к которым его применение законодательно не запрещено, ростовщичество (в случае отсутствия превышения установленной в ГК РФ (ст. 809) минимальной величины ростовщического процента) и др.)).
Несмотря на наличие достаточно строгих ограничений для лиц, привлеченных к административной ответственности за целый ряд административных правонарушений, перечень которых часто расширяется, и для части категорий лиц, привлеченных к административной ответственности (в частности, иностранных граждан и лиц без гражданства), справки о непривлечении к административной ответственности за большинство административных правонарушений не выдаются, а выдаются только справки о непривлечении к административной ответственности за употребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также о непривлечении к уголовной ответственности или несудимости.
До настоящего времени не приняты федеральные законы и не опубликованы акты МВД РФ и многих других органов власти РФ о сроках хранения информации о судимости либо о привлечении к уголовной или административной ответственности.
Согласно п. 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Согласно Указу Президента РФ от 06.03.1997 N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера", к сведениям конфиденциального характера отнесены:
«1. Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.
2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, сведения о лицах, в отношении которых в соответствии с федеральными законами от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации принято решение о применении мер государственной защиты, а также сведения о мерах государственной защиты указанных лиц, если законодательством Российской Федерации такие сведения не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.
3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).
4. Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).
5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).
6. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.
7. Сведения, содержащиеся в личных делах осужденных, а также сведения о принудительном исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц, кроме сведений, которые являются общедоступными в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве».
Правила и сроки хранения информации о привлечении к уголовной или административной ответственности в базах данных информационных центров (ИЦ) предусмотрены положениями секретных нормативно правовых актов для служебного пользования (дсп), извлечения из которых встречаются в судебных решениях, на сайтах органов власти и в других источниках.
В частности, порядок и сроки хранения в базе данных ИЦ сведений о привлечении граждан к уголовной ответственности регламентированы совместным приказом для служебного пользования Генеральной прокуратуры РФ и руководителей других ведомств, которым 12 февраля 2014 года утверждено «Наставление по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации».
На основании п.15.1 указанного Наставления предусмотрено хранение учетных документов независимо от снятия и погашения судимости.
В пофамильных картотеках учетные алфавитные карточки хранятся:
а) на приговоренных к пожизненному заключению; на приговоренных за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства; на осужденных, в отношении которых вступившие в законную силу приговоры отменены и уголовные дела прекращены по реабилитирующим основаниям, – постоянно;
б) на осужденных, в том числе за преступления, которые впоследствии были декриминализированы; лиц, совершивших запрещенные уголовным законом деяния, в отношении которых применены принудительные меры медицинского характера; на лиц, в отношении которых уголовные дела (уголовное преследование) прекращены по не реабилитирующим основаниям – до достижения ими 80-летнего возраста; (исключение составляют уголовные дела частного обвинения, прекращенные в связи с примирением);
в) на несовершеннолетних лиц, привлекавшихся в качестве обвиняемых и освобожденных от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия, - 15 лет со дня назначения данной меры.
Срок хранения информации о судимости или привлечении к уголовной ответственности определяется Приказом МВД России от 09.07.2007 года № 612 дсп «Об утверждении Наставления по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел РФ». При этом из различных публичных источников информации известно, что данные о судимости хранятся пожизненно, а данные о привлечении к уголовной ответственности – 25 лет. Ранее срок хранения данных о привлечении к уголовной ответственности определялся Приказом МВД России от 12.07.2000 года № 752 дсп «Об утверждении наставления по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических, розыскных учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек органов внутренних дел Российской Федерации» и составлял 15 лет.
При этом все вышеуказанные нормативно правовые акты остаются недоступными для ознакомления многими группами лиц, не опубликованы и не могут применяться в отношении любых лиц, т.к. они затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, но не опубликованы официально. Поэтому правила и сроки хранения данных о судимости или привлечении к уголовной ответственности законодательством РФ не установлены, учитывая положения ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и иного законодательства РФ.
Существуют опубликованные нормативные правовые акты о сроках хранения информации о привлечении к ответственности и судимости в судах РФ.
В частности, Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 21.12.2022 N 242 "Об утверждении Перечня документов, образующихся в процессе деятельности федеральных судов общей юрисдикции, с указанием сроков их хранения и Порядка хранения некоторых видов документов, предусмотренных Перечнем документов, образующихся в процессе деятельности федеральных судов общей юрисдикции, с указанием сроков их хранения" установлено, что статистическая отчетность о судимостях и о привлечении к уголовной ответственности в годовых отчетах судов РФ о целый ряд иной информации о деятельности судов хранятся постоянно.
Таким образом, данные о судимости или привлечении к уголовной ответственности могут храниться пожизненно, включая случаи последующего вынесения оправдательных приговоров или иных решений об оправдании конкретных лиц. При этом информация об оправдании и реабилитации должна быть указана в соответствующих базах данных.
Более того, на сайтах судебной системы постоянно сохраняется информация о привлечении к административной ответственности и других судебных решениях по делам об административных правонарушениях, а также о рассмотрении гражданских дел.
В справке о привлечении или непривлечении к уголовной ответственности указывается информация о привлечении лица к уголовной ответственности по конкретной норме УК и дополнительная информация, если лицо не было оправдано, либо о том, что привлечения к уголовной ответственности на территории РФ у лица не имеется, - если лицо не привлекалось к уголовной ответственности по законодательству РФ или привлекалось к ней, но позднее было оправдано.
При этом до настоящего времени не выдаются справки о привлечении или непривлечении к административной ответственности за многие административные правонарушения включая те из них, привлечение к ответственности за которые существенно ограничивает права человека и гражданина (о чем было указано выше).
На практике, встречаются случаи, когда судебные решения или иная информация об оправдании лица, обвинявшегося в совершении преступления или административного правонарушения, не публикуются либо удаляются из публичных сайтов судов.
При этом на сайтах судебной системы РФ часто сохраняются опубликованные судебные решения по гражданским делам, вынесенные не ранее 2010 года, или информация о них.
В других странах правила и сроки хранения информации о привлечении к уголовной или административной ответственности обычно предусмотрены законами или иными официально опубликованными нормативными правовыми актами.
В частности, согласно положениям Закона Республики Беларусь «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений», сведения о преступлениях хранятся 100 лет, а об административных правонарушениях – 10 лет.
При этом оправдание лица не исключает указанные сведения из базы данных, в которой просто делается отметка об оправдании лица.
Данный Закон Белоруссии является излишне строгим, в особенности, по отношению к оправданным лицам или к лицам, совершившим административные правонарушения или преступления, не представляющие большой общественной опасности, и другие преступления, не являющиеся наиболее тяжкими насильственными преступлениями, но он является официально опубликованным законодательным актом, с которым могут ознакомиться любые лица.
Поэтому возможно принятие в РФ подобного федерального закона, устанавливающего менее строгие правила хранения правила и сроки хранения информации о привлечении к уголовной или административной ответственности, чем предусмотренные данным Законом Белоруссии и нормативными правовыми актами РФ (как секретными, так и официально опубликованными).
Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости введения отдельных видов справок о непривлечении к административной ответственности за любые административные правонарушения или отмены установленных ограничений для лиц, привлеченных к административной ответственности за любые административные правонарушения. При этом необходимо принятие федерального закона и публикуемых подзаконных актов о сроках и правилах хранения информации о привлечении лиц к уголовной и административной ответственности.
Поэтому необходимо введение четких критериев минимального размера причиненного вреда и перечня признаков, указывающих на угрозу причинения такого вреда, достаточных для признания деяния административным правонарушением, или установление ограничений и запретов по критериям фактической степени опасности деяния, а не его отнесения к административным правонарушениям или преступлениям.
Радикальным решением проблемы справедливого распределения правовых последствий привлечения к административной или уголовной ответственности может быть отмена всех ограничений и запретов для лиц, привлеченных к административной ответственности, и введение в УК РФ понятия уголовного проступка, к которому справедливо отнести деяния, граничащие по степени опасности с преступлениями, совершенные с применением насилия или причинившими существенный вред, создающий непосредственную угрозу наступления тяжких последствий или повлекший последствия, наиболее приближенные к тяжким. Ограничения и запреты для лиц, привлеченных к ответственности за уголовные проступки, должны быть менее строгими, чем для лиц, привлеченных к ответственности за преступления, в целях соблюдения принципа справедливости.
Данные изменения необходимы для достижения цели уменьшения числа лиц, законные права которых существенно ограничены привлечением к административной ответственности.
О необходимости четкого разделения преступлений и нарушений полицейских правил писал еще Ш.Л. Монтескье, указывая на то, что нарушения совершаются изо дня в день, поэтому преследование за них не должно быть долгим, а наказания - строгими и исполняемыми продолжительное время.
Также, Ш.Л. Монтескье справедливо отмечал: «Дух умеренности должен быть духом законодателя». Данное утверждение актуально и в наши дни, поэтому необходимо четкое разделение как преступлений и иных правонарушений, так и правовых последствий для лиц, их совершивших, только по критерию общественной опасности конкретных противоправных деяний.
Внесение вышеуказанных изменений будет способствовать соблюдению основных принципов права, упорядочиванию правовых норм и дальнейшей либерализации законодательства РФ.
Практический результат
Внесение вышеуказанных изменений будет способствовать соблюдению основных принципов права, упорядочиванию правовых норм и дальнейшей либерализации законодательства РФ.