Необходимо введение в УК РФ специальных оснований освобождения от дальнейшего отбывания пожизненного лишения свободы осужденных, достигших возраста 65 лет или иного старшего возраста, в котором пожизненное лишение свободы или иные подобные наиболее строгие наказания являются излишне строгими и бессмысленными, и их четкого перечня или максимальных сроков отбывания пожизненного лишения свободы, по отбытии которых должен быть в обязательном порядке решен вопрос о досрочном освобождении осужденных и (или) указанных сроков, являющихся максимальными сроками пожизненного лишения свободы, по отбытии которых наказание должно считаться полностью отбытым осужденным, дожившим до их окончания, учитывая расширение практики установления и применения в РФ пожизненного лишения свободы за деяния, представляющие различную степень опасности, включая ненасильственные преступления (ст. 228.1, 229.1, 275 и некоторые другие нормы УК РФ (если указанные деяния не сопряжены с убийством (умышленным причинением смерти другому человеку (ч. 1 ст. 105 УК РФ), умышленным причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ) или иных насильственных преступлений))), нелогичное и несправедливое распределение в УК РФ деяний, за которые предусмотрено пожизненное лишение свободы, и преступлений, за которые предусмотрены определенные сроки лишения свободы (не более 10, 15 или 20 лет (по совокупности не более 10, 15, 25, 30 или 35 лет)), включая все виды общеуголовного умышленного причинения тяжкого вреда здоровью человеку (ст. 111 УК РФ) и простого убийства (ч. 1 ст. 105 К РФ), а также многие виды деяний, связанных с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью человеку, простым или квалифицированным убийством (ст. 126 – 128, 131, 132, 162, 163, 205 – 206, 209, 230, 278, 279, 281, 305, 353, 356, 358 и 359, 361 и ряд других норм УК РФ), меньшую общественную опасность осужденных преклонного возраста, чем других осужденных, состояние их здоровья, среднюю и распространенную продолжительность жизни людей, поскольку для лиц преклонного возраста за многие преступления предусмотрены такие же наказания, как и для лиц более молодого возраста, что не учитывает меньшую опасность осужденных данной возрастной категории и большую строгость для них наказания в виде лишения свободы, а продолжительность жизни поддается ограничена и часто составляет не более 90 или 100 лет, при частом ухудшении состояния здоровья и уровня физической подготовки до достижения возраста 80 или 90 лет.
Согласно ч. 2 ст. 57 и 59 УК РФ пожизненное лишение свободы и смертная казнь не назначаются женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора возраста 65 лет.
Поэтому осужденные мужчины, достигшие возраста 65 лет, ранее не осуждавшиеся к пожизненному лишению свободы, или каким-либо законным образом освобожденные от его отбывания, не могут быть к нему осуждены независимо от степени общественной опасности совершенных ими преступлений, но указанные осужденные, ранее осуждавшиеся к пожизненному лишению свободы и не освобожденные от его отбывания, могут быть освобождены от него только в общем порядке, но не в силу своего возраста, влекущего уменьшение степени их общественной опасности, что нелогично и нарушает принцип справедливости.
Пожизненное лишение свободы для осужденных преклонного возраста является излишне строгим наказанием, не учитывающим степень их общественной опасности, состояние здоровья, возрастные особенности и продолжительность жизни.
Поэтому необходимо введение специальных правил об освобождении от отбывания пожизненного лишения свободы лиц, достигших возраста 65 лет и более старших возрастов, которые не имеют склонности к совершению тяжких или особо тяжких насильственных преступлений, положительно характеризуются по месту отбывания наказания и более не нуждаются в его отбывании, либо состояние здоровья которых свидетельствует о невозможности совершения ими новых тяжких или особо тяжких насильственных преступлений.
Предельные возраста отбывания осужденными преклонного возраста пожизненного срока лишения свободы существовали в уголовном законодательстве России до 1917 года, поскольку в нем содержалось положение о замене поселением (ссылкой (бессрочной или срочной соответственно)) смертной казни и каторги (как бессрочной, так и срочной (до 20 или до 15 лет)) лицам, достигшим возраста 70 лет.
С 1917 года подобные положения сохранялись в законодательстве РСФСР до отмены всех положений законодательства свергнутых правительств Декретом «О суде» № 2 в ноябре 1918 года (в части установления запретов на применение более строгих наказаний, чем арестантские отделения на срок от 4 до 6 лет или других подобных наказаний) и в законодательстве части государств, существовавших на многих территориях бывшей Российской империи и современной России с 1918 по 1920 – 1922 годы.
В 1918 году в РСФСР была объявлена амнистия к 1 мая для всех лиц, обвиняемых или осужденных за преступления, достигших возраста 70 лет.
При этом проект советского Уголовного Уложения 1918 года содержал положения, устанавливающие в качестве наиболее строгого наказания для осужденных, достигших возраста 70 лет, лишение свободы на срок не более 10 лет (наиболее строгими наказаниями по нему для осужденных в возрасте от 21 года до 69 лет являлись пожизненное лишение свободы и лишение свободы на срок не более 15 лет).
В УК Эстонии 1929 года, действовавшем в Эстонии с 1935 года до ее присоединения к СССР в 1940 году, сменившем в Эстонии Уголовное Уложение России 1903 года, предусматривался запрет на назначение осужденным, достигшим возраста 70 лет, более строгих наказаний, чем тюремное заключение на срок от 3 до 6 лет (наиболее строгими наказаниями по нему для осужденных мужчин в возрасте от 20 до 69 лет являлись смертная казнь (повешение (предусматривалась возможность добровольного принятия осужденным яда, который был обязан предложить ему прокурор за 5 минут до исполнения смертной казни)), пожизненное лишение свободы и лишение свободы на срок не более 15 лет, а для осужденных женщин в возрасте от 20 до 69 лет - пожизненное лишение свободы и лишение свободы на срок не более 15 лет).
С 1940 года в законодательстве Эстонии не предусмотрены данные и иные ограничения на назначение наказаний осужденным, достигшим возраста 70 лет, и другие вышеуказанные правила, несмотря на наличие возможности принятия своего уголовного и иного уголовного законодательства с 1990 года и государственную независимость с 1991 года.
Подобные предельные возраста отбывания осужденными преклонного возраста пожизненного срока лишения свободы содержатся и УК ряда стран мира, в частности, в УК Судана (ч. 4 ст. 33), фактически действовавший в ЧРИ как УК ЧРИ 1996г., являвшийся переводом УК Судана на русский язык, принятый и действовавший в ЧРИ незаконно, в нарушение положений Конституции ЧРИ, предусмотрен запрет на назначение тюремного заключения лицам, достигшим возраста 70 лет, и осужденным за преступления, не отнесенные к грабежу, которым оно заменяется ссылкой на сроки лишения свободы (до 15 лет) или направлением в определенные социальные учреждения на срок до 2 лет.
Меньшие чем в УК РФ максимальные возраста осужденных, которым разрешено назначать пожизненное лишение свободы (63 года и 60 лет), предусмотрены в законодательстве Таджикистана, Казахстана, Монголии, Узбекистана, Грузии и части других стран мира.
В законодательстве РФ не предусмотрены максимальные сроки непрерывного содержания лица в местах отбывания лишения свободы на определенный срок (в части наличия сроков лишения свободы, составляющих менее 10 – 35 лет для осужденных, отбывающих указанные его сроки) и пожизненного лишения свободы (в части наличия сроков лишения свободы, составляющих менее или более 25 лет, либо от 50 до 100 лет для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, как имеющих, так и не имеющих права на условно-досрочное освобождение), по истечении которых лицо должно быть освобождено от отбывания наказания или в обязательном порядке должен быть решен вопрос о его освобождении, независимо от его поведения или других обстоятельств (в отличии от законодательства части стран мира (в части стран мира предусмотрены максимальные возраста применения ареста или ряда других наказаний (от 55 до 70 лет или иные возраста (в КоАП и УК Казахстана, КоАП Кыргызстана, Туркменистана, Молдовы, УК Судана, КНР, Сингапура и др.)), а максимальный срок обязательного рассмотрения вопроса об освобождении от отбывания срочного или пожизненного лишения свободы в некоторых странах мира составляет 49,5 или 50 лет (в частности, в законодательстве штата Аляска (США) и Мексики) либо указанные наказания ограничены максимальными длительными или, как правило, пожизненными сроками (от 25 до 50, 70, 99 или 100 лет (в УК Греции, Катара (к пожизненному лишению свободы отнесено лишение свободы на срок 25 лет), Индии (пожизненное лишение свободы в УК Индии 1860 года (Indian Penal Code (IPC) 1860) определялось как лишение свободы на срок от 14 до 100 лет до 2013 года, а с 2013 им является срок от 14 лет до конца жизни осужденного (natural life), Мексики (по федеральному УК Мексики и УК части штатов Мексики максимальный срок лишения свободы составляет до 60 или 70 лет, а по УК ряда штатов он достигает 100, 105 или даже 210 лет. При этом пожизненное лишение свободы является отдельным видом наказания по УК некоторых штатов Мексики), Пуэрто-Рико (США (максимальным наказанием по УК Пуэрто-Рико является 99 лет лишения свободы, но максимальным его сроком, отбытым до освобождения осужденного, в настоящее время является 35 лет)), штата Аляска (США (максимальным наказанием по УК штата Аляска является 99 лет лишения свободы)) и др.)))).
В части стран мира пожизненное лишение свободы не предусмотрено, а максимальные сроки лишения свободы составляют 25 – 50 лет (в УК Португалии, Восточного Тимора, Макао (КНР (25 и 30 лет (в зависимости от тяжести преступления))), Колумбии, Бразилии, Испании (до 2015 года (до 40 лет)), Туркменистана (до 25 лет (с 2002 года отдельным Постановлением Халк Маслахаты (Сената Туркменистана) предусмотрено пожизненное лишение свободы для изменников родины, но в УК Туркменистана оно не включено без указания на законность его введения как наказания, не предусмотренного УК. При этом пожизненное лишение свободы для изменников родины временно вводилось в Конституцию Туркменистана, но подробные правила его применения, определяющие категории лиц, признанных изменниками родины, к которым оно применялось, не предусматривались (п. 9) ст. 48 Конституции Туркменистана в редакции 2003 года)), Республики Конго, Мозамбика (до 30 лет), Сан-Марино, Ватикана (до 35 лет), Хорватии (до 40 и 50 лет (в зависимости от повторности совершения преступления осужденным)), Сербии (до 2019 года (до 40 и 50 лет)) и др.).
Поэтому лицо может фактически отбыть или быть приговорено к отбыванию любого срока лишения свободы до 10 (для несовершеннолетних), 15 по УК РСФСР 1960 г. и ряду других прежних УК, действовавших в СССР, 30 или 35 лет, либо более 35 лет (в случае осуждения за новые деяния, за которые назначен новый срок административного ареста или лишения свободы, после фактического отбытия максимальных сроков данных наказаний (включая отбытие 35 лет лишения свободы), либо отбывание пожизненного лишения свободы)) за любые деяния, предусматривающие данные виды наказаний (включая побег из-под стражи или из мест лишения свободы, незаконное хранение оружия или других предметов, за которое могут быть назначены наказания, связанные с изоляцией от общества, или наказания, сроки которых могут быть зачтены в сроки данных наказаний, выявленное после вынесения решения суда о назначении наказания, и целый рад других деяний, которые могут быть незначительными или совершенных в силу стечения тяжелых и других обстоятельств, которые могут уменьшить вину лица или его оправдать)
Это требует введения максимальных сроков фактической изоляции лица от общества, соответствующих степени опасности лица и совершенных им деяний, и максимальных возрастов отбывания ареста, лишения свободы и других видов наказаний, связанных с изоляцией от общества, соответствующих степени опасности лица и совершенных им деяний, а также учитывающих конкретный его возраст и состояние его здоровья, и указывает на необходимость отмены наказаний, связанных с изоляцией от общества, не являющихся уголовными, или предусмотренными за незначительные по степени опасности и причиняемому вреду деяния.
Любые меры наказания, связанные с изоляцией от общества, логично и справедливо предусматривать только за противоправные деяния, сопряженные с применением насилия к другим лицам, либо повлекшие причинение вреда здоровью человека или другие тяжкие последствия, учитывая тяжесть подобных мер и адекватность их применения только к лицам, совершившим данные противоправные деяния, т.к. они оказывают крайне отрицательное воздействие на личность, могут быть использованы в различных противоправных целях и ограничивают основные конституционные права человека. Поэтому произвольное или частое применение лишения свободы, ареста и других подобных наказаний без учета степени опасности совершенных деяний и их последствий нарушает принцип высшей ценности, человека, его прав и свобод, равенства всех перед законом и судом, а также другие конституционные принципы.
Недостатки распределения наказаний за преступления и другие противоправные деяния в законодательстве различных государств часто отмечались учеными и философами различных государств.
В частности, Ш. Монтескье в своем трактате «О духе законов» писал, что не следует смешивать преступлений с мелкими нарушениями полицейских правил, совершаемыми изо дня в день, указывая, что у полиции нет времени на проведение тщательного расследования дел о каждом нарушении и совершенно противно природе вещей, когда злоупотребляющий оружием не несет большей ответственности, чем тот, кто только его носит при себе, что имеет место в одной итальянской республике (Венеции).
Монтескье также писал в указанном сочинении о недопустимости применения одинаковых наказаний к лицам, совершившим воровство или убийство, указывая, что в Китае разбойников положено рассекать на части, а простых воров - нет, поэтому там воруют, но не убивают, а в Московском государстве, где воров и убийц наказывают одинаково, грабеж всегда сопровождается убийством, чтобы не оставлять в живых свидетелей преступлений, но в Англии не убивают, потому что воры могут надеяться на ссылку в колонии, а убийцы – нет.
Данное утверждение Монтескье можно отнести к любому несправедливому распределению наказаний за убийства и другие преступления, учитывая распространенность строгих наказаний, являющихся альтернативами смертной казни или устанавливаемых вместо смертной казни, к которым в настоящее время отнесены пожизненные и близкие к ним сроки лишения свободы, и опасность отбывания наказания вместе с преступниками, склонными к совершению убийств, а также другие негативные последствия осуждения за наиболее тяжкие преступления или к наиболее строгим уголовным наказаниям.
Проблемы, указанные Монтескье, остаются нерешенными и настоящее время, поскольку несправедливое распределение наказаний за различные нарушения и преступления встречается в законодательстве различных стран мира.
О негативном влиянии тюрем и других подобных мест лишения свободы писали различные юристы, другие ученые и философы (Н. С. Таганцев, С. П. Мокринский, П. А. Кропоткин, Л. Н. Толстой, Ф. Зимбардо и др.).
П. А. Кропоткин в своих работах «В русских и французских тюрьмах», «Записки революционера» и др. указывал, что тюрьмы, в которых установлены как строгие (в тюрьмах Российской империи), так и либеральные режимы содержания (в тюрьмах Франции) формируют склонности к криминальному образу жизни и являются высшими школами (университетами) преступности, поэтому необходим отказ от тюрем.
С. П. Мокринский в своей работе «Наказание. Его цели и предположения» указывал на негативное влияние лишения свободы, в особенности, его длительных сроков и указывал в качестве максимального срока лишения свободы, после которого происходит привыкание лица к изоляции и утрата лишением свободы функции наказания, 5 лет лишения свободы.
Идея С. П. Мокринского была временно реализована в законодательстве РСФСР принятием Декрета СНК РСФСР от 21 марта 1921 года «О лишении свободы и о порядке условно-досрочного освобождения заключенных», которым в качестве максимального срока лишения свободы был установлен срок 5 лет. Максимальный срок лишения свободы, составляющий 5 лет, планировали установить в проекте первого УК РСФСР, но уже в окончательной его редакции, принятой в 1922 году как УК РСФСР 1922г., данный срок составил 10 лет.
Л. Н. Толстой указывал во многих своих произведениях на вред для личности и общества лишения свободы, других наказаний, воинской повинности и иных принудительных мер. В особенности, осуждал он применение лишения свободы, телесных наказаний, смертной казни, воинских наказаний и иных строгих мер к людям, не совершавшим убийств и других подобных тяжких преступлений, виновных лишь в незначительных правонарушениях либо в отказе от исполнения воинской повинности (принесения присяги) или других государственных повинностей.
Экспериментально доказал вред лишения свободы (в особенности, его строгих режимов) психолог Ф. Зимбардо проведением в 1971 году «Стэнфордского тюремного эксперимента», заключавшегося в имитации отбывания тюремного заключения в тюрьме строгого режима студентами-добровольцами, поделенными на заключенных и охранников. Проведение «Стэнфордского тюремного эксперимента» показало, что люди, исполнявшие роль охранников, достаточно быстро стали приобретать склонность к насилию и жестокости по отношению к тем, кто исполнял роль заключенных, а люди, исполнявшие роль заключенных, стали приобретать склонность к насилию и жестокости, и другие негативные качества. Это повлекло досрочное прерывание «Стэнфордского эксперимента» (эксперимент предполагалось провести за 2 недели, но он длился только 6 дней) и явилось доказательством большого вреда для людей от лишения свободы.
Учитывая вышеизложенное, необходима именно отмена лишения свободы за незначительные деяния (а впоследствии, возможно, и полная его отмена), а не гуманизация его отбывания за их совершение или создание специальных мест лишения свободы и (или) отбывания других подобных наказаний.
В части усиления борьбы с насильственной преступностью, для справедливого распределения наказаний, необходимо введение наиболее строгих уголовных наказаний за совершение убийства, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью человека и другого подобного тяжкого преступления с особой жестокостью или в отношении большого количества людей с использованием любого превосходства в силе перед потерпевшими (нападение на гораздо более слабого человека или групповое нападение, либо нападение со спины или из засады, нападение с ножом, оружием и другими подобными предметами на безоружного человека, нападение с опасным огнестрельным оружием или другими подобными предметами на менее вооруженного человека и т.п.) или уязвимого состояния потерпевших (сон, ограниченность в передвижении по различным причинам и т.п.), либо с предварительным созданием условий для достижения превосходства в силе или уязвимого состояния потерпевших (зажимание в угол, прижимание к полу или стене, связывание, привязывание к чему-либо, обыск и обезоруживание, нанесение травм и т.п.), либо с использованием оружия массового поражения или иного подобного опасного оружия.
Практический результат
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению прав человека, принципов справедливости и равенства перед законом и судом, экономии мер уголовной репрессии, сдерживанию роста насильственной и иной преступности, противодействию коррупции, правильной экономии бюджетных средств, упорядочиванию правовых норм и дальнейшей либерализации уголовного законодательства РФ.