Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф123744
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости отмены обязательной конфискации предметов, оборот которых не повлек опасных последствий, и конфискации культурных ценностей, семейных реликвий и других ценных предметов, а также конфискации любых предметов за незначительные правонарушения

Необходимо отменить в КоАП РФ обязательную конфискацию предметов, оборот которых не влечет противоправного причинения вреда здоровью человека или других опасных последствий, и конфискацию предметов, имеющих культурную ценность, семейных реликвий или любых дорогостоящих предметов, если отсутствуют тяжкие последствия их незаконного оборота, или во всех случаях, а также конфискацию предметов за незначительные правонарушения.
Внесение данных изменений необходимо, поскольку в нормах КоАП РФ отсутствует четкое распределение правонарушений, за которые может быть предусмотрена обязательная конфискация предметов и иных правонарушений по степени их опасности.
Наказание в виде конфискации предмета или орудия совершения административного правонарушения может быть применено к предмету любой стоимости и ценности, принадлежащему лицу, привлеченному к административной ответственности.
Согласно ст. 3.7 КоАП РФ конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.
Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.
Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:
подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;
изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.
Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 настоящего Кодекса.
Если имущество, полученное в результате совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.3 настоящего Кодекса, было приобщено к имуществу, приобретенному законным путем, конфискации подлежит та часть имущества, которая соответствует стоимости приобщенного имущества.
Конфискация может быть использована для изъятия ценного и иного дорогостоящего имущества и завладения им заинтересованными лицами или для иного негативного воздействия на владельца имущества, поэтому применение конфискации в качестве меры наказания или иной меры воздействия необходимо ограничить и исключить при незначительных нарушениях законодательства.
Без применения конфискации любой владелец гражданского оружия, приобретаемого как без лицензии, так и по лицензии (в особенности, владелец, ранее имевший оружие на законном основании, но утративший его, либо наследник законного владельца оружия), иных видов оружия, не запрещенных к обороту в РФ, и других предметов, не запрещенных к обороту, имеет право на возмещение стоимости оружия или иного предмета при его изъятии, если положения законодательства запрещают возвращение ему изъятых предметов (ст. 238 ГК РФ).
Более того, владелец гражданского и иного оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии, приобретаемого без лицензии (в частности, видов газового и иного оружия, указанных в ч. 4 ст. 13 ФЗ Об оружии, и видов оружия, правила приобретения которых отсутствуют), оружия, имеющего культурную ценность (т.к. фактическое его отнесение к оружию запрещено ст. 243 УК РФ и ст. 24 ФЗ Об оружии), или не предусмотренного ФЗ Об оружии и не запрещенного к обороту законодательством РФ, имеет право на возвращение оружия после привлечения к ответственности за нарушение правил его оборота.
Поэтому конфискация как мера наказания может, на практике, использоваться для безвозмездного изъятия дорогостоящих кортиков, кинжалов, ружей и иных предметов под видом оружия или других предметов, ограниченных к обороту в РФ, в т.ч. антикварных предметов либо их копий или реплик.
Без применения конфискации виды предметов, не запрещенных к обороту в РФ, могут быть изъяты только возмездно (ст. 238 ГК РФ), например, стоимость изъятого из незаконного владения гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом, должна быть возмещена его собственнику, а огнестрельное оружие с нарезным стволом, имеющее культурную ценность, приобретаемое без лицензии, должно быть возвращено владельцу.
До 2011 года за нарушение правил оборота оружия в КоАП РФ предусматривалось наказание в виде возмездного изъятия предмета (ст. 3.6, ч. 2 ст. 20.8 и ряд других норм КоАП РФ), применяемое к лицам, владеющим на предметами, не запрещенными к обороту в РФ, и исполняемое в течение одного года. С 2011 года оно отменено, а с 2021 года существенно увеличено количество норм КоАП РФ, предусматривающих конфискацию предметов.
Конфискация предметов может быть применена судом или в административном порядке с правом ее оспаривания в суде в случаях, предусмотренных законодательством РФ, в качестве санкции за совершение правонарушения (ст. 243 ГК РФ), а безвозмездное изъятие у лица чужого имущества или имущества от дальнейшего владения которым оно отказалось, либо безвозмездное изъятие предметов, запрещенных к обороту в РФ, не являются конфискацией.
При этом частое установление и применение конфискации предметов без учета их степени опасности, стоимости и оборотоспособности может влечь чрезмерные имущественные и иные потери людей, что явно не будет способствовать соблюдению положений ст. 2 и 19 Конституции РФ.
Более того, конфискованные предметы может законно купить или получить иным способом, предусмотренным законодательством, любое лицо, имеющее право на их приобретение, включая лицо, у которого они были изъяты.
Таким образом, если конфискованный или иным образом изъятый предмет находится в свободном обороте и имеет небольшую стоимость (бытовые ножи, топоры, газовые баллончики для самообороны от животных, рогатки, ряд других предметов, законодательно не отнесенных к оружию, мобильные телефоны небольшой стоимости и др.) либо распространяется бесплатно (печатная продукция и другие предметы, распространяемые бесплатно), - его может приобрести любое лицо, включая его бывшего владельца, что означает «круговорот» данных предметов в обороте и делает применение конфискации и иного изъятия предмета бессмысленным в большинстве случаев. При этом большинство данных предметов могут быть легко заменены аналогичными предметами.
Если конфискованный или иным образом изъятый предмет находится в свободном обороте и имеет высокую стоимость (антикварные предметы, многие виды луков и арбалетов, не отнесенных к оружию, ружья для подводной охоты и многие другие виды предметов, законодательно не отнесенных к оружию, многие виды мобильных телефонов и др.), - его может приобрести любое лицо, имеющее необходимую сумму денег или иные законные основания для его приобретения, т.е. и его бывший владелец, соответствующий вышеуказанным условиям. Это означает «круговорот» данных предметов в обороте для лиц, имеющих необходимые денежные средства или иные законные основания приобретения и осложняет его оборот лицами, не имеющими указанных средств или оснований, делая применение конфискации и иного изъятия предмета бессмысленным в части случаев и всегда дискриминационным, явно нарушающим конституционные принципы высшей ценности человека и равенства всех перед законом и судом (ст. 2 и 19 Конституции РФ).
Если конфискованный или иным образом изъятый предмет находится в ограниченном обороте для определенных или многих категорий лиц (гражданское, служебное или боевое оружие, иное оружие (в ряде случаев, которые предусмотрены или могут быть временно предусмотрены законодательством), определенные виды веществ, специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, и др.), - его может приобрести любое лицо, имеющее законные основания для его приобретения (лицо, не являющееся лицом без гражданства, несовершеннолетним гражданином РФ или любым несовершеннолетним лицом, лицом, не имеющих общих или специальных лицензии или разрешения, и др. (в зависимости от ограничений, установленных на оборот конкретных видов предметов)), т.е. и его бывший владелец, соответствующий вышеуказанным условиям. Это означает «круговорот» данных предметов в обороте для лиц, имеющих необходимые законные основания приобретения и осложняет его оборот лицами, не имеющими указанных оснований, делая применение конфискации и иного изъятия предмета не всегда обоснованной и часто дискриминационным, явно нарушающим конституционные принципы высшей ценности человека и равенства всех перед законом и судом (ст. 2 и 19 Конституции РФ).
Поэтому применение конфискации или иного изъятия предмета далеко не всегда является логичным и справедливым и может нарушать конституционные принципы, т.е. фактически являться незаконным, что требует внесения изменений, ограничивающих и упорядочивающих применение конфискации или иного изъятия предмета.
Минимальные критерии опасности административных и иных правонарушений, не отнесенных к преступлениям, и их малозначительности, а также обязательность исключения ответственности за их совершение, если они являются малозначительными, не определены законодательством РФ. Все имеющиеся их определения (ст. 2.1 КоАП РФ и др.) содержат только указания на противоправность, наказуемость и виновность деяний, отнесенных к административным или многим другим видам правонарушений.
При этом малозначительность административного правонарушения не исключает его отнесения к административным правонарушениям и не является обязательным основанием исключения административной ответственности, давая право, а не обязывая судью, орган или должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении на освобождение от административной ответственности лица, привлекаемого к ней, и вынесения ему устного замечания (ст. 2.9 КоАП РФ).
Малозначительность различных видов дисциплинарных правонарушений предусматривается в части различных актов, регламентирующих вопросы дисциплинарной ответственности конкретных категорий лиц, в которых она устанавливается как право на освобождение от дисциплинарной ответственности или как обстоятельство, исключающее дисциплинарную ответственность (в частности, в отношении дисциплинарной ответственности адвокатов).
Учитывая подобное отграничение административных правонарушений от малозначительных деяний, необходимо введение четких минимальных критериев опасности всех видов правонарушений и обязательности применения положений о малозначительности административных и иных правонарушений, к которым они могут быть не применены, с исключением малозначительных деяний из перечня правонарушений.
При этом необходим учет размера вреда, причиненного совершенными правонарушениями.
Учитывая вышеизложенное, необходимо пропорциональное смягчение наказаний за любые правонарушения для всех категорий лиц.
При этом проблема четкого распределения мер ответственности и наказаний связана с отсутствием четких критериев разграничения по степени опасности преступлений и иных правонарушений, а также мер наказаний за их совершение.
В целом законодателям и другим авторам законодательных инициатив, при установлении за незаконный оборот оружия или запрещенной законом символики и другие деяния лишения свободы, иных уголовных наказаний или других строгих наказаний, необходимо осознавать, что лишение или ограничение свободы, конфискация и другие виды наказания сами являются оружием, произвольное или частое применение которого к определенному и, тем более, к неопределенному кругу лиц опасно и недопустимо, т.к. оно представляет опасность для неопределенного круга лиц и общества в целом, а правильное его применение зависит от лиц, которые уполномочены назначать и исполнять его, поскольку применение наказаний может излишне ограничить основные права человека, а также повлечь материальные и иные лишения, подвергнутого ему лица, и лиц, зависящих от него.
При этом необходимо иметь ввиду, что частое применение строгих наказаний, существенно ограничивающих права человека, к различным лицам влечет криминализацию общества и большие расходы бюджетных средств, которые в случае роста насильственной преступности и коррупции являются совершенно неоправданными, а в демократическом и правовом государстве (как и в любом государстве) частое или произвольное и, тем более, несправедливое применение лишения свободы и других репрессивных наказаний или иных мер крайне негативно сказывается на развитии и функционировании государства и на взаимодействии личности, государства и общества, а также на взаимоотношениях государства с другими государствами и международными органами и организациями.
Многие уголовные и иные законы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, принимаемые в России и других странах мира, не имеют конкретных сроков действия и условий применения в различных ситуациях, возникающих в стране и мире, поэтому один закон может действовать много лет в одной или нескольких странах (в частности, в СССР, РСФСР, РФ и Южной Осетии), не отвечая требованиям времени и обстоятельств, независимо от его несоответствия конституции государства и международному праву или противоречия здравому смыслу. При этом обычно не устанавливаются моратории на действие конкретных законов и не прекращается их применение без их отмены новыми законами или актами конституционных судов. Встречаются и случаи возвращения устаревших или нелогичных положений законодательства прежних времен и (или) государств прошлого (в частности, возвращение положений уголовного и иного законодательства Российской империи, СССР и РСФСР в законодательство РФ, Южной Осетии, Абхазии, ПМР, Молдовы, Кыргызстана, Монголии и ряда других стран) либо продолжения применения положений законов, признанных Конституционным Судом РФ или другими конституционными органами различных государств либо международными органами не соответствующими Конституции РФ, конституциям других государств либо иному национальному или международному законодательству. При этом часто игнорируются положения актов Конституционного Суда РФ или других вышеуказанных органов о внесении изменений в норму законодательства, признанную не соответствующей конституции государства, иному его законодательному акту или международному договору.
Любой закон государства может использован в различных целях при различных государственных режимах в различных государствах, а приоритет конституционного законодательства государства над международным законодательством не может отрицать основных прав и свобод человека и гражданина, установленных международным законодательством, но может повлечь их нарушение положениями конституций и иного законодательства конкретных государств, если он не указан в законодательстве государства или в международном законодательстве, признаваемом конкретным государством.
Это требует четкого распределения наказаний за преступления и иные правонарушения, учитывающего степень опасности конкретного деяния и внесение других изменений, исключающих произвольное или частое установление и применение нелогичных репрессивных законов, а также игнорирование приоритета применения общепризнанных норм международного права, обеспечивающих защиту прав и свобод человека.
Исторически доказан вред репрессивных законов для общества и государства, влекущий распады государств или их отставание в экономическом, культурном и ином развитии и возможную криминализацию общества на их территории.
Отмена лишения свободы, конфискации, иных строгих наказаний, уголовной и иной строгой по последствиям для привлеченного к ней лица ответственности за деяния, не причинившие существенного вреда, и за ненасильственные деяния, не повлекшие наступления тяжких последствий, необходима в отношении всех лиц, осужденных за их совершение, учитывая негативное влияние данного наказания на личность и отсутствие реальной профилактики преступности при произвольном распределении лишения свободы и других строгих наказаний за различные по степени опасности деяния.
Недостатки распределения наказаний за преступления и другие противоправные деяния в законодательстве различных государств часто отмечались учеными и философами различных государств.
В частности, Ш. Монтескье в своем трактате «О духе законов» писал, что не следует смешивать преступлений с мелкими нарушениями полицейских правил, совершаемыми изо дня в день, указывая, что у полиции нет времени на проведение тщательного расследования дел о каждом нарушении и совершенно противно природе вещей, когда злоупотребляющий оружием не несет большей ответственности, чем тот, кто только его носит при себе, что имеет место в одной итальянской республике (Венеции).
Монтескье также писал в указанном сочинении о недопустимости применения одинаковых наказаний к лицам, совершившим воровство или убийство, указывая, что в Китае разбойников положено рассекать на части, а простых воров - нет, поэтому там воруют, но не убивают, а в Московском государстве, где воров и убийц наказывают одинаково, грабеж всегда сопровождается убийством, чтобы не оставлять в живых свидетелей преступлений, но в Англии не убивают, потому что воры могут надеяться на ссылку в колонии, а убийцы - нет.
Данное утверждение Монтескье можно отнести к любому несправедливому распределению наказаний за убийства и другие преступления, учитывая распространенность строгих наказаний, являющихся альтернативами смертной казни или устанавливаемых вместо смертной казни, к которым в настоящее время отнесены пожизненные и близкие к ним сроки лишения свободы, и опасность отбывания наказания вместе с преступниками, склонными к совершению убийств, а также другие негативные последствия осуждения за наиболее тяжкие преступления или к наиболее строгим уголовным наказаниям.
Проблемы, указанные Монтескье, остаются нерешенными и настоящее время, поскольку несправедливое распределение наказаний за различные нарушения и преступления встречается в законодательстве различных стран мира.

Практический результат

Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, экономии репрессивных мер, противодействию коррупции, исключению избыточного количества норм законодательства, содержащих излишне строгие наказания за правонарушения, а также упорядочиванию правовых норм законодательства РФ.

Решение

Необходимо исключить из в КоАП РФ положения об обязательной конфискации предметов, оборот которых не влечет противоправного причинения вреда здоровью человека или других опасных последствий, и конфискации предметов, имеющих культурную ценность, семейных реликвий или любых дорогостоящих предметов, если отсутствуют тяжкие последствия их незаконного оборота, или во всех случаях, а также конфискации любых предметов за незначительные правонарушения.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 964 голоса

36

Против решения: 48 голосов

К началу списка инициатив