Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф123631
Уровень инициативы:
Федеральный

Изменить предусмотренный в УПК РФ порядок рассмотрения ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу обвиняемому (подозреваемому)

1. Следует констатировать, что судебный порядок приятия решений об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу не доказал своей эффективности, так как процент удовлетворения судами таких ходатайств близок к 100%. Сложившаяся судебная практика по этому вопросу демонстрирует, что важно не само по себе судебное рассмотрение ходатайства об избрании обвиняемому (или подозреваемому) меры пресечения в виде заключения под стражу, а увеличение на практике применения альтернативных заключению под стражу мер пресечения - прежде всего домашнего ареста. Также принятие решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу именно судом преждевременно вовлекает самих судей и сотрудников аппаратов судов в рассмотрение уголовного дела, так как несмотря на декларативно существующие нормы о том, что при разрешении вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу суд не делает вывода о виновности обвиняемого (или подозреваемого), на практике избрание такой меры пресечения всеми участниками судопроизводства и общественностью воспринимается как предварительное, до судебного разбирательства уголовного дела по существу, осуждение лица. Между тем цели обеспечения принципов уголовно-процессуального законодательства, предусмотренных в ст.ст.7, 8.1. и ст.15 УПК РФ, в большей мере способствовало бы такое положение дел, при котором суд до поступления к нему уголовного дела для рассмотрения по существу находился бы в отдалении от происходящих внутри него событий, осуществляя только опосредованный судебный контроль за расследованием, а именно: рассматривая жалобы на акты, решения, действия (или бездействие) сотрудников правоохранительных органов, следователей, прокуроров и т.д. При этом апелляционные и кассационные жалобы на судебные акты, принятые в ходе такого контроля, должны рассматриваться коллегиально, но с предоставлением возможности суду проверочной инстанции проводить судебные заседания по рассмотрения таких жалоб без привлечения лиц, участвующих в деле.
2. Немаловажной проблемой является также и то, что в соответствии с действующими нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - "УПК РФ") при рассмотрении судом ходатайства следователя об избрании меры пресечения обвиняемому или подозреваемому прокурор и обратившийся в суд с ходатайством следователь выступают как два самостоятельных и независимых друг от друга субъекта. Такое положение дел нельзя признать приемлемым, поскольку при разности точек зрения прокурора и следователя по вопросу о возможности избрания обвиняемому (или подозреваемому) меры пресечения в виде заключения под стражу судья, помимо рассмотрения самого ходатайства, также фактически разрешает разногласия между двумя государственными служащими, становясь по сути арбитром между ними, в то время как предметом судебного разбирательства должно быть рассмотрение спора только между двумя сторонами, а именно: между стороной обвинения (в лице следователя и прокурора, которые должны занимать единую правовую позицию по соответствующему вопросу) и стороной защиты (в лице обвиняемого (или подозреваемого) и его защитника, правовые позиции которых тоже должны совпадать, кроме исключительных случаев, специально предусмотренных в Федеральном законе "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" и в Кодексе профессиональной этики адвоката).

Практический результат

1. Обеспечение справедливого и качественного рассмотрения уголовных дел.
2. Повышение авторитета и престижа правосудия.

Решение

1. Вопрос об избрании меры пресечения обвиняемому (или подозреваемому) до передачи уголовного дела в суд должен разрешаться прокурором. Обжалование постановления прокурора об избрании обвиняемому (или подозреваемому) меры пресечения в виде заключения под стражу должно быть предоставлено лицам, участвующим в производстве уголовного дела, в порядке ст.ст.124 и 125 УПК РФ, то есть вышестоящему прокурору или в суд.
2. Должна быть предусмотрена возможность для заинтересованных лиц обжаловать в апелляционном и кассационном порядке судебный акт, принятый по результатам рассмотрения жалобы на постановление прокурора об избрании обвиняемому (или подозреваемому) меры пресечения в виде заключения под стражу. Такие жалобы должны рассматриваться в суде соответствующей инстанции только коллегиальным составом суда, но с правом суда проводить судебное заседание без привлечения лиц, участвующих в деле.
3. Рассмотрение вопроса о продлении срока содержания под стражей лицу, которое содержится в СИЗО 12 месяцев и более, должно производиться только судом.
4. Рассмотрение вопроса об избрании или продлении меры пресечения подсудимому должно осуществляться судом, на рассмотрении которого находится соответствующее уголовное дело.
5. Передать функцию согласования подачи в суд ходатайства следователя об избрании обвиняемому (или подозреваемому) меры пресечения в виде заключения под стражу (в тех случаях, когда в соответствии с настоящей инициативой вопрос об избрании такой меры пресечения должен разрешаться судом) от руководителя следственного органа прокурору.
6. Внести изменения и дополнения в УПК РФ, в соответствии с которыми предусмотреть право следователя добиваться пересмотра решения прокурора об отказе выносить постановление о согласовании подачи в суд ходатайства об избрании обвиняемому (или подозреваемому) меры пресечения в виде заключения под стражу. Предусмотреть, что порядок реализации такого права должен быть аналогичен тому порядку, который предусмотрен в ч.6 ст.37 УПК РФ, регулирующей рассмотрение требования прокурора об устранении нарушений федерального законодательства в случае, если следователь (или руководитель следственного органа), в адрес которых соответствующее требование поступило, с этим требованием не согласились.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 926 голосов

74

Против решения: 23 голоса

К началу списка инициатив