Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф123261
Уровень инициативы:
Федеральный

Установить в ГПК РФ, КоАП РФ и УПК РФ возможность рассмотрения дела в суде с участием народных заседателей

После 1991 года наша судебная система претерпела значительные изменения. Отечественное судопроизводство теперь гораздо более (чем во времена существования СССР) соответствует общемировым стандартам. В нашей судебной системе теперь присутствуют и успешно функционируют такие правовые институты как суд присяжных, кассационный пересмотр дела в порядка так называемой "сплошной кассации", коллективный иск и т.д. Одновременно с этим большое число правовых институтов, являвшихся краеугольным камнем советской судебной системы, были ликвидированы или подверглись существенной модификации (прокурорский надзор за судопроизводством, кассационный пересмотр дела в порядке так называемой "выборочной кассации" и т.д.). Тем не менее, стоит признать, что некоторые правовые институты, существовавшие в СССР, на современном этапе развития российской юриспруденции были неоправданно забыты. Одним из таких правовых институтов является институт народных заседателей.
Привлечение народных заседателей к рассмотрению определённых категорий дел - гражданских дел, дел об административных правонарушениях и уголовных дел - повлечёт за собой демократизацию процесса судопроизводства, придаст дополнительные гарантии объективного, беспристрастного и справедливого рассмотрения дела в суде.
Более этого, применительно к уголовным делам экономической направленности (в частности, предусмотренным главой 22 Уголовного кодекса Российской Федерации - "Преступления в сфере экономической деятельности") институт народных заседателей в несколько изменённом (по сравнению с тем, как он существовал в СССР) виде будет являться также важнейшим фактором профессионального и компетентного рассмотрения дела. Такой вывод следует из того, что судьи судов общей юрисдикции, рассматривающие уголовные дела экономической направленности, как правило не обладают специальными познаниями в сфере экономики и редко сталкиваются в своей профессиональной деятельности с нормативно-правовыми актами, регулирующими сферу предпринимательских отношений. Следовательно, в том случае, если уголовные дела экономической направленности вместе с судьями судов общей юрисдикции будут рассматривать народные заседатели, обладающие специальными познаниями в сфере экономики (например, лица, включённые в перечень арбитражных заседателей для целей рассмотрения арбитражных дел), или если уголовные дела экономической направленности в суде первой инстанции будут рассматриваться коллегией из трёх судей - судьёй суда общей юрисдикции (председательствующим) и двумя арбитражными судьями, - то повысится качество выносимых судами актов по соответствующей категории уголовных дел, а также доверие к судебной власти со стороны общества в целом и предпринимателей в частности.

Практический результат

1. Демократизация сферы судопроизводства.
2. Повышение качества выносимых судами актов.
3. Повышения уровня доверия граждан к судебной системе.

Решение

1. Внести в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации изменения и дополнения, в соответствии с которыми предусмотреть, что на основании ходатайства истца или ответчика по гражданскому делу/подсудимого/лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении (или их представителей/защитников) дело в суде первой инстанции подлежит рассмотрению коллегиально - под председательством судьи суда общей юрисдикции и с участием двух народных заседателей.
2. В отношении уголовных дел, предусмотренных гл. 22 Уголовного кодекса Российской Федерации, в аналогичном порядке должна быть предусмотрена возможность разбирательства дела в суде первой инстанции с участием профессионального судьи и двух народных заседателей из числа лиц, включённых в перечень арбитражных заседателей для целей рассмотрения арбитражных дел, или судьи суда общей юрисдикции и двух арбитражных судей.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 917 голосов

83

Против решения: 8 голосов

К началу списка инициатив