В настоящее время российское законодательство в области охоты имеет сильные недоработки.
1) Не предусмотрена охранная зона между границами охотхозяйства и границами населенных пунктов, хотя согласно ст.72.1 приказа Минприроды России от 24.07.2020 № 477 «Об утверждении Правил охоты» логично предположить, что от границы охотхозяйства до границы населенного пункта должно быть как минимум 200 метров. Нет даже прямого запрета на ведение охотхозяйственной деятельности на землях населенных пунктов.
Более того, населенные пункты часто включаются в охотхозяйства, иногда даже прописываются в охотхозяйственном соглашении в формулировке типа «На территории охотхозяйства 10 населенных пунктов» — словно это крепостные деревни. При этом виды разрешенного использования земель населенных пунктов не подразумевают охотхозяйственную деятельность, но до этого приходится доходить методом исключения.
Часть 1 ст. 26 ФЗ «Об охоте» прямо ограничивает права арендаторов и собственников участков, попавших в зону охотхозяйственного соглашения, при этом никаких согласований с этими собственниками и арендаторами не проводится, аукционы на охотхозяйственные соглашения с другими ведомствами не координируются, людей просто ставят перед фактом: теперь здесь будут стрелять.
Вся эта система дает простор для всевозможных ошибок, недоразумений, а иногда и злоупотреблений и в целом выглядит так, что у человека с оружием больше прав и возможностей, чем у безоружного, который оказывается незащищенным и ограниченным в правах на собственной земле.
2) Нет прямого запрета на стрельбу в направлении населенного пункта (хотя такой запрет есть, например, в Беларуси и Казахстане). Нет требований безопасности к стрельбищам в зоне охотхозяйственного соглашения, даже если они располагаются прямо возле деревни с направлением стрельбы в сторону населенного пункта (при том что вне охотхозяйств требования безопасности есть).
3) Нет прямого и простого доступа к спискам охотхозяйств регионов, информацию об их границах приходится искать. Территории охотхозяйств не отображаются на кадастровой карте, а постановления соответствующих департаментов непросто найти человеку, который не занимается охотой, но обеспокоен близостью стрельбы к жилью.
В описаниях границы охотхозяйств формулируются расплывчато, по не всегда очевидным ориентирам на местности, без четких геодезических параметров, что затрудняет их сопоставление с картами.
Карты к этим описаниям границ также прикладываются максимально неконкретные, грубо-схематичные, без упомянутых в описаниях ориентиров, и на них иногда не указываются важные данные, например об объектах, правовой статус которых не позволяет охоту в этом месте.
Практический результат
Прозрачность и конкретность территорий охотхозяйств, возможность гражданского контроля их границ, понимание их взаиморасположения с объектами повышенной опасности и населенными пунктами.
Соблюдение конституционного принципа безопасной для жизни среды.
Исключение нарушения конституционного принципа неприкосновенности частной собственности.
В целом снижение напряженности и улучшение качества жизни тех, кто соседствует с охотхозяйствами.