Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф120913
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения определения действий, совершение которых законодательством РФ запрещено, и критериев их отличия от нарушений правил, установленных законодательством РФ, не отнесенных к незаконным действиям

В законодательстве РФ отсутствуют определения действий, совершение которых законодательством РФ запрещено, и критериев их отличия от нарушений правил, установленных законодательством РФ, не отнесенных к незаконным действиям, в ст. 20.10 КоАП РФ и другие норм законодательства РФ, в которых они предусмотрены, поэтому необходимо их введение, учитывая отнесение в ст. 20.10 КоАП РФ действий, совершение которых законодательством РФ запрещено, к незаконным действиям и строгость наказаний за незаконный оборот оружия и целого ряда других предметов.
Положениями ч. 3 ст. 15 Конституции РФ запрещено применение неопубликованных для всеобщего сведения законов и иных нормативно-правовых актов, если указанные иные нормативно-правовые акты затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Положениями п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ предусмотрено, что ограничения на оборот предметов могут быть установлены только законом или в установленном законом порядке, а предметы, не ограниченные к обороту, могут свободно отчуждаться.
В ст. 20.10 КоАП РФ и других нормах законодательства РФ отсутствуют определение запрещенных законодательством РФ действий и нарушений правил оборота оружия, патронов к оружию, основных частей огнестрельного оружия и других предметов, не являющихся незаконными действиями.
Согласно примечанию к ст. 20.10 КоАП РФ незаконными изготовлением, приобретением, продажей, передачей, хранением, транспортированием, перевозкой, ношением или использованием оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию в соответствии с настоящей статьей являются действия, совершение которых законодательством РФ не предусмотрено либо запрещено, а также для совершения которых требуется специальное разрешение (лицензия), если такое разрешение (лицензия) в установленном законодательством РФ порядке виновному лицу предоставлено не было, а также если действие предоставленного разрешения (лицензии) прекращено и лицо было об этом уведомлено любым способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления.
При этом отсутствуют понятия не предусмотренных или запрещенных законодательством действиях и определение нарушений правил оборота оружия, патронов к оружию и основных частей огнестрельного оружия, не являющихся незаконными действиями. Это может создавать сложности при отграничении незаконных действий от иных нарушений и влечь произвольное привлечение к административной ответственности за незаконный оборот указанных предметов и нарушения правил оборота оружия и патронов к нему, за которые установлена административная ответственность. Поэтому необходимо введение определения нарушения правил оборота оружия и патронов к нему в ст. 20.8 КоАП РФ и четкое отграничение мер наказаний за незаконный оборот и нарушение правил оборота различных видов оружия и патронов.
В ст. 20.10 КоАП РФ предусмотрены строгие наказания (административный штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб. с конфискацией оружия, патронов к оружию и основных частей огнестрельного оружия либо без таковой или административный арест на срок от 5 до 15 суток с конфискацией оружия, патронов к оружию или основных частей огнестрельного оружия либо без таковой), которые назначаются только судом, дают право на доставление задержанного лица в полицию для обязательного составления протокола об административном правонарушении или на его задержание на срок до 48 часов, если указанный протокол невозможно составить на месте совершения физическим лицом административного правонарушения.
Данные строгие наказания могут влечь лишение человека свободы после его задержания или по решению суда и ценного или любого имущества, отнесенного экспертами и судом к оружию, патронам к оружию или основным частям огнестрельного оружия, либо к имуществу, на которое обращено принудительное взыскание штрафов за незаконный оборот оружия, патронов к оружию или основных частей огнестрельного оружия или за неуплату штрафов за их незаконный оборот либо за неуплату штрафов назначенных за неуплату штрафов за их незаконный оборот, либо является имуществом, изымаемым коррупционным или иным незаконным путем под предлогом освобождения от строгих наказаний или административной ответственности или незаконности его оборота либо в иных случаях.
Отсутствуют четкие критерии отличия незаконных действий с оружием от нарушения правил его оборота, поскольку в примечании к ст. 20.10 КоАП РФ не указано про отнесение или запрет отнесения к незаконным действий, не запрещенных многим или любым лицам полностью, совершаемых законным владельцем оружия либо в отношении оружия и патронов к оружию, не ограниченных ФЗ Об оружии к приобретению или иному обороту гражданами.
В частности, запрещены: ношение законным владельцем оружия, приобретаемого без лицензии или по лицензии, в местах и случаях, в которых оно запрещено (ст. 31 Конституции РФ, ст. 6 ФЗ Об оружии и др.); ношение оружия, имеющего культурную ценность, без исторических костюмов во время участия граждан в историко-культурных либо иных мероприятиях, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, музеями, государственными или общественными культурно-просветительными организациями и объединениями, если они согласованы с Минкультуры РФ и Росгвардией (п. 64 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему и ст. 25 ФЗ Об оружии (ношение и использование копий (реплик) оружия, а также ношение оружия, имеющего культурную ценность, разрешается только с историческими костюмами во время участия граждан в историко-культурных либо иных мероприятиях, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, музеями, государственными или общественными культурно-просветительными организациями и объединениями при условии согласования проведения указанных мероприятий с Министерством культуры РФ и Федеральной службой войск национальной гвардии РФ)); хранение вне спортивных (стрелковых) объектов спортивного холодного клинкового, и метательного оружия, спортивного пневматического короткоствольного оружия с дульной энергией более 7,5 Дж и калибра более 4,5 мм, а также спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом, если данные виды оружия зарегистрированы именно в качестве спортивного оружия, либо не являются луками или арбалетами, используемыми для проведения научно-исследовательских и профилактических работ, связанных с иммобилизацией и инъецированием объектов животного мира, или приобретенными в целях охоты (ст. 6 и 13 ФЗ Об оружии); ношение спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом (ст. 13 ФЗ Об оружии), ношение холодного, стрелкового метательного или огнестрельного длинноствольного оружия в целях самообороны, за исключением перевозки или транспортирования указанного оружия (ст. 6 ФЗ Об оружии); ношение или перевозка пневматического оружия в границах населенных пунктов в заряженном или снаряженном состоянии (ст. 6 ФЗ Об оружии); хранение и использование технически неисправных механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми и раздражающими веществами, в том числе срок годности, хранения или использования которых истек, за исключением случаев проведения исследовательских работ и испытаний либо проверки технического состояния оружия (п. 66 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему и ст. 25 ФЗ Об оружии) и др.
Нарушение ряда указанных запретов не может влечь ответственности по ст. 20.10 и другим нормам КоАП РФ о незаконном обороте оружия или нарушении его правил, а также по ст. 222 и другим нормам УК РФ о криминализированном незаконном обороте оружия и о небрежном хранении огнестрельного оружия, создавшем условия для его использования другим лицом, если это повлекло смерть человека или иные тяжкие последствия, аи само их наличие может противоречить законодательству, т.к. ряд видов оружия не могут быть отнесены к оружию по причинам запрета на проведение криминалистических экспертиз оружия, имеющего культурную ценность, и иного повреждения культурных ценностей положениями ст. 243 УК РФ и ст. 24 ФЗ Об оружии, а также отнесения спортивного холодного клинкового оружия к спортивным снарядам, конструктивно сходным с оружием, а не к оружию положениями ст. 1 ФЗ Об оружии и ГОСТа Р 51215-98 «Оружие холодное. Определения и термины». Ряд других вышеуказанных предметов не могут быть отнесены к оружию по причинам их несоответствия современным экспертным критериям холодного, метательного, огнестрельного, пневматического, газового или иного оружия или утраты необходимых признаков конкретных видов оружия по причинам их частого использования, возникновения неисправностей, большого возраста или истечения срока годности (если он установлен), а отнесение некоторых предметов к оружию не может соответствовать их реальной поражающей способности, т.к. значения минимальной и максимальной дульной энергии различных видов пневматического оружия (3, 7,5 и 25 Дж) являются недостаточными для отнесения к оружию огнестрельного оружия, имеющего нормальный или крупный калибр (калибр более 2,8, 4,5 или 8 мм), а также всех видов холодного и метательного оружия (учитывая энергию ударов предметами, предусмотренную для экспертизы холодного оружия (от 20 до 50 Дж) и фактическую энергию ударов рукой человека с предметами (до 200 Дж), а также минимальные значения усилий натяжения тетивы луков и арбалетов, отнесенных к метательному оружию (более 27 и 43 кгс)), значения максимальной дульной энергии огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов травматического действия (91 и 150 Дж) являются недостаточными для отнесения к оружию крупнокалиберного огнестрельного оружия, а также ряда видов метательного оружия (в зависимости от длины хода тетивы луков и арбалетов при натяжении тетивы более 27 или 43 кгс соответственно), значение минимальной удельной кинетической энергии огнестрельного оружия (0,5 Дж на мм2) является недостаточным для отнесения к оружию холодного и метательного оружия, а также части видов малокалиберного пневматического оружия (если дульная энергия не превышает 3 Дж), а значение максимальной дульной энергии служебного короткоствольного огнестрельного оружия (300 Дж) является недостаточным для отнесения к оружию части видов крупнокалиберного огнестрельного оружия, а для отнесения к метательному оружию при данном значении дульной энергии необходимо учитывать длину хода тетивы арбалетов с усилием натяжения тетивы более 43 кгс). При этом минимальные значения дульной энергии и иные минимальные критерии поражающей способности не определены для сигнального, газового и иного нелетального оружия и многих других видов оружия, а целый ряд видов предметов не отнесены к оружию при превышении минимальных или максимальных значений дульной энергии вышеуказанных видов оружия и иных критериев холодного, метательного, сигнального и газового оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения и иного нелетального оружия, охотничьего и иного пневматического оружия, огнестрельного и иного оружия (катапульты, пружинные пистолеты, ружья и пушки, ружья для подводной охоты, строительно-монтажные пистолеты и целый ряд других видов стреляющих устройств, включая луки с длиной хода тетивы, превышающей 800 мм (максимальную величину расхождения рук человека при натягивании тетивы лука), баллисты (если они не могут быть отнесены к арбалетам), огнестрельные устройства под шпилечный патрон «Лефоше» (патрон со встроенным ударником, расположенным у дна гильзы) и иные патроны, не имеющие распространения в современном обороте, либо которые эксперты не относят к огнестрельному оружию по причинам невозможности определения их целевого назначения (устройство «BMG-49» и др.), газовые баллончики и иные устройства для самообороны от животных (собак, медведей и др.) или отнесенные к спецсредствам силовых структур, мачете, кукри, игольчатые или неотъемные штыки, финские ножи, пружинные стреляющие ножи, не отнесенные к холодному оружию, иные стреляющие ножи, не отнесенные к холодному, пневматическому, огнестрельному или другим видам оружия, и иные предметы, сходные с холодным оружием, но имеющие иное назначение или превышающие максимальные критерии холодного оружия (имеющие толщину клинка более 6 мм или превышающие геометрические параметры холодного оружия, имеющие травмоопасную рукоять или иной угол заточки, чем угол заточки, необходимый для отнесения предмета к холодному оружию, не имеющие острия или заточки лезвия и т.п.), и другие подобные предметы).
Большинство вышеуказанных предметов находятся в свободном обороте, а оборот специальных средств силовых структур ограничен только для частных охранников и сотрудников государственных силовых структур, а не для других лиц.
При этом кинетическая энергия удара рукой человека может достигать 200 Дж, а энергия бегущего человека - 720 Дж. Поэтому все вышеуказанные критерии оружия не отражают фактической степени опасности всех видов оружия, а критерии холодного оружия все равно не отграничивают его по поражающей способности и возможности использования в качестве оружия от бытовых предметов, находящихся в свободном обороте. При этом четкие критерии холодного оружия, отграничивающие его от предметов, не отнесенных к оружию, не могут быть выработаны. Более того, отнесение холодного оружия к оружию не имеет смысла в современных реалиях. Метательное оружие не отличается по поражающей способности от предметов, не отнесенных к оружию, находящихся в свободном обороте, т.к. метательное бросковое оружие (метаемое холодное оружие) не отличается по поражающей способности от холодного оружия и бытовых предметов, а луки и арбалеты, не имеют большей поражающей способности, чем механические метательные устройства, не отнесенные к оружию (катапульты, пружинные пистолеты, ружья и пушки, пружинные стреляющие ножи, ружья для подводной охоты, строительно-монтажные пистолеты и др.). При этом для метания в цель метательного броскового оружия необходимы навыки, наличие которых позволяет метать и другие предметы, а луки и арбалеты являются громоздким и неудобным в использовании оружием, внешне отличающимся от боевого и иного огнестрельного оружия, что снижает эффективность его использования в сравнении с пружинными, пневматическими и другими пистолетами, ружьями и пушками.
Таким образом современные критерии отнесения к различным видам оружия предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия, включая предметы, относившиеся к оружию в прошлом или в каких-либо странах мира, являются разрозненными и нечеткими, а оружие, имеющее культурную ценность, не может быть отнесено к оружию, учитывая запреты на повреждение культурных ценностей и на использование оружия, имеющего культурную ценность, способами, которые могут его повредить, т.е. запрет на проведение повреждающих криминалистических экспертиз оружия, имеющего культурную ценность, и других культурных ценностей.
При этом существуют виды оружия, не предусмотренные ФЗ Об оружии, оборот которых ограничен только положениями ст. 31 Конституции РФ и может быть ограничен при введении режимов контртеррористической операции, чрезвычайного или военного положения или международными договорами РФ, а также виды гражданского и иного оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии, не запрещенного к обороту в РФ, правила приобретения, хранения, сбыта (за исключением торговли) или многие другие правила оборота которого отсутствуют. Ограничения на его оборот установлены только положениями ст. 31 Конституции РФ и положениями ФЗ Об оружии, ограничивающими ношение части видов гражданского и иного оружия предусмотренного ФЗ Об оружии, торговлю, производство, ввоз и вывоз всех видов гражданского и иного оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии, а также и могут быть установлены при введении режимов контртеррористической операции, чрезвычайного или военного положения или международными договорами РФ.
Данные виды оружия должны соответствовать вышеуказанным минимальным критериям различных видов оружия для их отнесения к оружию и могут иметь любые значения дульной энергии и иных характеристики их поражающей способности. При этом часть указанных видов оружия имеет некоторые технические отличия от видов оружия, предусмотренных ФЗ Об оружии, или правила приобретения и хранения которых предусмотрены ФЗ Об оружии (спортивные и иные гладкоствольные пистолеты и револьверы, отнесенные к огнестрельному оружию, не имеющие культурной ценности, служебным, боевым или запрещенным к обороту в РФ оружием, алебарды, мечи, палаши, шпаги, стилеты и многие другие виды холодного оружия, не имеющие культурной ценности, и др.), но целый ряд видов данного оружия отличается от них только рядом признаков или просто не сертифицированы в качестве вышеуказанных видов оружия, предусмотренных ФЗ Об оружии (целый ряд видов огнестрельного, пневматического, метательного и иного оружия, не имеющих культурной ценности, многие виды кинжалов, сабель, шашек, штыков и иного холодного оружия, не имеющие культурной ценности, и др.).
Таким образом современные критерии отнесения к различным видам оружия предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия, не полностью ограничивают оборот части видов оружия, приобретение которых разрешено без ограничений всем гражданам РФ или любым лицам, а специальные минимальные критерии видов оружия, приобретение которых ограничено, не предусмотрены.

Практический результат

Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению основных прав и свобод человека, составляющих основу права, закрепленных в общих принципах права, международных договорах, конституционном и ином национальном праве государств, а также упорядочиванию правовых норм административного и иного законодательства.

Решение

Необходимо введение определений не предусмотренных или запрещенных законодательством РФ действий и нарушений правил оборота оружия и патронов к нему в ст. 20.8 КоАП РФ, в которой предусмотрены менее строгие наказания, а также четкое отграничение мер наказаний за незаконный оборот и нарушение правил оборота различных видов оружия и патронов.
При этом необходимо исключение из перечня незаконных действий тех действий, которые не предусмотрены законодательством РФ, введение в законодательство РФ запрета на применение положений ст. 20.10 КоАП РФ и других норм законодательства РФ, в которых действия, не предусмотренные законодательством РФ, отнесены к незаконным действиям, а также исключение из перечня запрещенных законодательством РФ действий тех действий, которые совершаются по неосторожности или законными владельцами оружия либо в отношении видов оружия, ограничения на приобретение или иной оборот которых отсутствуют, либо в отношении видов оружия, приобретаемых гражданами РФ или иностранными гражданами без получения лицензии, если данные действия не влекут наступления тяжких последствий, связанных с использованием видов оружия, ограниченных к приобретению, или совершения преступлений с применением указанного оружия, либо не влекут умышленно незаконного оборота опасных для жизни многих людей видов оружия, ограниченных к приобретению лицензированием, либо запрещенных к приобретению многими или всеми категориями граждан, либо полностью запрещенных к обороту в РФ ФЗ Об оружии или международными договорами РФ.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 976 голосов

24

Против решения: 10 голосов

К началу списка инициатив