Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
78Ф118205
Уровень инициативы:
Федеральный

Мораторий на изменение статуса и характера использования территорий ЗНОП и ООПТ, а также на передачу их в аренду частным собственникам и иным пользователям

Человеческий ресурс – сегодня важнейший и стратегический, не только для экономического развития страны, но и для ее фактической жизнеспособности. Необходимой составляющей, важнейшим условием сохранения и приумножения этого ресурса является физическое и нравственное здоровье народа, одной из конституционных гарантий которого служит право каждого гражданина, вне зависимости от места его проживания, финансового состояния, возраста и профессии на благоприятную окружающую среду, закрепленное в ст.42 Конституции РФ. Фактическая реализация этого права на благоприятные для жизни и здоровья условия проживания, трудовой деятельности и отдыха, не может осуществляться без соответствующей материальной базы, а потому неизбежно связана с соблюдением целого ряда критериев и норм (санитарных, градостроительных, моральных, эстетических), которые были научно обоснованы и практически разработаны еще в ХХ веке, в стране, правопреемником которой является Российская Федерация. Однако, одной из серьезнейших проблем современного российского города стало катастрофическое сокращение территорий зеленых насаждений общего пользования и особо охраняемых природных территорий, составляющих так называемые «зеленый пояс» и «зеленый каркас». Этот деструктивный процесс, запущенный в 2005-2006 гг. изменениями Лесного кодекса и акционированием предприятий садово-паркового хозяйства, сегодня приносит результаты, несовместимые с положениями ст.42, а также 58 Конституции РФ и исключающие реализацию гарантируемого ей права.
Соблюдением норм зеленых насаждений на душу городского населения, уже сильно сокращенных в сравнении с нормами, существовавшими до 1991 г., сегодня повсеместно пренебрегают. Изменение статуса территорий ЗНОП вошло в общеупотребительную практику, вследствие чего российские города не только теряют малые рекреационные зоны, но и утрачивают участки природных территорий, а также фрагменты исторических композиций садов и парков, на месте которых появляются жилые дома, бизнес-центры или административные здания. Объясняя постройку этих объектов социальной или производственной необходимостью, и пытаясь подменить в общественном дискурсе конституционное понятие «благоприятная среда» дефиницией «комфортная среда» (обозначающей, по сути, совокупность инженерных устройств и сооружений, зачастую никак не учитывающих упомянутые выше критерии), пресс-службы городских и региональных администраций не информируют общественность о том, какой экологический урон приносит утрата каждого квадратного метра зеленых насаждений (вопреки положению той же ст.42 о праве каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды). При том, что речь идет не о некоей абстрактной категории, а о необходимой материальной базе реализации упомянутого права на благоприятную окружающую среду - городского озеленения, несущего важнейшие компенсационные функции, непосредственно связанные с формированием и поддержанием коллективного иммунитета жителей города, а в целом – и здоровья нации.
Последнее непосредственно зависит от наличия «факторов вредного воздействия среды обитания на человека, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений (наличие безвредных условий жизнедеятельности), и наличия возможности для восстановления нарушенных функций организма человека» (см.: Бринчук М.М. Благоприятная окружающая среда – важнейшая категория права // Журнал российского права. – 2008. - № 9. – С.37-52). Компенсировать ежеминутное воздействие химических, физических (шумовое и световое загрязнение, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения) факторов на организм человека в городской среде, обеспечить возможность сохранить здоровье и трудоспособность населения городов, могут только ЗНОП и ООПТ, если они достаточно обширны по территории, имеют качества здоровой экосистемы и биоразнообразия, общедоступны и находятся в пределах пешей досягаемости для любого горожанина. Помимо прочего, объекты озеленения (от дворового газона до масштабного парка), будучи источником фитонцидов, естественным кондиционером и регулятором уровня грунтовых вод, осуществляют функцию психологической разгрузки и воспитания эстетического вкуса. Ежедневное близкое соприкосновение с природными объектами и произведениями ландшафтного искусства, составляющими исторический облик города, пробуждает и воспитывает естественное патриотическое чувство, способствует формированию этических норм отношения к малой Родине и сопричастности к судьбе страны в целом.
Таким образом, каждый сквер, парк или природная территория имеет объективную историческую, эстетическую и экологическую ценность, являются важнейшей составляющей благоприятной окружающей среды, которую формально гарантирует гражданам РФ Конституция, и должен быть объектом охраны, в соответствии со ст.58 и 20 (право на жизнь). Никакой иной объект, вне зависимости от степени его «комфортности», не может осуществлять перечисленные функции, а их утрата, даже частичная, в конечном итоге формирует городской ландшафт, как среду, несовместимую с жизнью, и как следствие — провоцирует утрату здоровья и трудоспособности населения, а затем и сокращение численности человеческого ресурса.

Практический результат

Сохранение объема зеленых насаждений и природных территорий, составляющих «зеленый пояс» и «зеленый каркас» городов и других населенных пунктов – материальной базы для биологически благоприятной, экологически здоровой, нравственно и эстетически гармоничной жизни граждан Российской Федерации.
Практическая реализация конституционных прав граждан Российской Федерации на жизнь и благоприятную окружающую среду.
Воспитание у граждан Российской Федерации сознания объективной ценности каждого из элементов родной природы, бережного отношения к природным объектам и ресурсам, восприятия эстетической самобытности родной природы, как части национальной культуры и истории.

Решение

В самые кратчайшие сроки сформулировать и принять законодательно на федеральном уровне мораторий на 50 лет на изменение статуса территорий ЗНОП и ООПТ, и сокращение, а также передачу их в любой вид пользования, влекущий утрату деревьев, кустарников, прудов, луговых и регулярных газонов и других биологических/природных элементов среды, выполняющих уникальные функции, необходимые для реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду (ст.42) и на жизнь (ст.20).
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 916 голосов

84

Против решения: 1 голос

К началу списка инициатив