На данным момент в г. Санкт-Петербурге действует следующая система контроля оплаты проезда в наземном городском общественном транспорте:
- в автобусах/троллейбусах/трамваях установлены стационарные устройства автоматизированного контроля оплаты проезда (валидаторы). Согласно п. 16.1 Правил пользования наземным пассажирским транспортом, пассажир обязан при входе в салон транспортного средства оплачивать проезд путем регистрации проездного билета в стационарном контроллере, не ожидая требований кондуктора. То есть граждане, использующие для оплаты проезда проездной билет на электронном носителе, при наличии в транспортном средстве стационарных устройств автоматизированного контроля оплаты проезда при каждом входе в транспортное средство обязаны самостоятельно активизировать проездной билет в автоматизированном устройстве. Проезд по проездному билету, оформленному на электронном носителе, считается оплаченным только после активизации проездного билета в устройствах автоматизированного контроля.
-помимо стационарных устройств автоматизированного контроля оплаты проезда, контроль оплаты проезда в наземном пассажирском транспорте осуществляется кондуктором, водителем. Согласно п.3 Правил пользования наземным пассажирским транспортом, кондуктор уполномочен контролировать правильность оплаты проезда пассажирами.
Таким образом, получается, что в наземном пассажирском транспорте действует две системы контроля оплаты проезда, что делают делает одну из систем неэффективной и доставляет пассажирам дискомфорт. Так как, на практике, пассажирам приходится часто либо предъявлять проездной билет на электронном носителе повторно для контроля кондуктору, либо доказывать ему об оплате проезда с помощью стационарного валидатора.
Более того, в Правилах пользования наземным пассажирским транспортом нет четкого объяснения, каким образом кондуктор должен контролировать правильность оплаты проезда. Визуально? С помощью ручного валидатора? Расспрашивая пассажира? Поэтому между пассажирами и кондуктором возникает напряженная ситуация, настроение пассажиров портится, оценка качества оказываемых услуг снижается.
Кроме этого, на практике при пустом салоне транспортного средства кондукторы даже не пытаются визуально контролировать правильность оплаты проезда с помощью стационарных устройств. А частым объектом контроля становятся школьники, студенты, т.е. те, кто не возразят, не поднимут шум. Отсюда возникает дискриминация по возрасту.
Практический результат
В ходе решения данной проблемы компании, организующие перевозку пассажиров общественным транспортом столкнутся с некоторыми проблемами:
1. у компаний-организаторов перевозок возникают дополнительные расходы на окончательно оснащение весь наземный городской общественный транспорт стационарными устройствами автоматизированного контроля оплаты проезда и полное оснащение автоматизированными устройствами по продаже проездных билетов.
2. также компании понесут расходы, связанные с выплатой выходных пособий сокращенным кондукторам. Однако компании, осуществляющие организацию перевозок пассажиров, смогут повысить оплату труда контроллеров без изменения фонда оплаты труда. Повышение оплаты труда основано на изменении условий труда. Так как контроллеры будут входить в транспортное средство для контроля на остановках общественного транспорта, то большую часть времени они будут проводить на улице.
В результате проведения реформы системы контроля оплаты проезда в наземном городском общественном транспорте исчезнет двойственность систем в одном транспортном средстве. Пассажиры смогут сами следить за оплатой проезда, реформа будет воспитывать в пассажирах дисциплинированность, ответственность. Те же, кто будет нарушать правила оплаты проезда будут наказы большим штрафом.
Более того система контроля после реформы будет направлена на контроль всех пассажиров без исключения, отсюда не будет возникать дискриминаций по возрасту и т.п. признакам.
Стоит добавить, что данная реформа направлена на европеизацию Санкт-Петербурга.