Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф115175
Уровень инициативы:
Федеральный

Исключить часть 4 статьи 5 и часть 7.2 статьи 14 из Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Частью 4 статьи 5 (Ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе) Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ (ред. От 24.07.2023) «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «ФЗ-217») предусмотрено:
«4. Суммарный ежегодный размер платы, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, устанавливается в размере, равном суммарному ежегодному размеру целевых и членских взносов члена товарищества, рассчитанных в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом товарищества».
Согласно части 7.2 статьи 14 ФЗ-217 (Взносы членов товарищества),
«7.2. Плата, предусмотренная статьей 5 настоящего Федерального закона, рассчитывается в порядке, установленном уставом товарищества для определения размера взносов.»
Из указанных положений следует равенство размера взносов членов товарищества и платы, которую обязаны вносить лица, указанные в ч.1 ст.5 ФЗ-217, не являющиеся членами товарищества, но ведущими садоводство или огородничество на садовых земельных участках или огородных земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества.
Таким образом создается ошибочное представление о равенстве прав и обязанностей членов товарищества и лиц, указанных в ч.1 ст.5 ФЗ-217.
Однако это представление противоречит взаимосвязанным нормам названного Федерального закона, однозначно определяющим их прав и обязанностей, и соответственно, невозможность тождества их финансовых обязанностей.
Так, согласно ч.7 ст.3 ФЗ-217, взносы - денежные средства, вносимые гражданами, обладающими правом участия в товариществе в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - члены товарищества), на расчетный счет товарищества на цели и в порядке, которые определены настоящим Федеральным законом и уставом товарищества.
Статьей 11 ФЗ-217 однозначно установлены права и обязанности члена товарищества. Целевое назначение взносов члена товарищества и порядок их расчета определены нормами статьи 14 ФЗ-217.
В отношении же платы, предусмотренной ч.3 ст.5 ФЗ-217, законодателем однозначно определено ее целевое назначение за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования, текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования и расположенных в границах территории садоводства или огородничества, за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом.
При этом в силу ч.2 ст.5 ФЗ-217 предполагается, что такая плата неразрывно связана с использованием лицами, указанными в ч.1 ст.5, имущества общего пользования, расположенного в границах территории садоводства или огородничества.
Кроме этого в силу взаимосвязанных положений статей 3, 5 ФЗ-217 лица, указанные в ч.1 ст.5 ФЗ-217, обязаны вносить плату исключительно за приобретение/создание, содержание/ремонт имущества общего пользования, расположенного в границах территории садоводства или огородничества и используемого исключительно для удовлетворения общих потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество на указанной территории.
А из взаимосвязанных норм статей 5 и 25 ФЗ-217 следует, что лица, указанные в ч.1 ст.5 ФЗ-217, обязаны вносить плату исключительно за приобретение/создание, содержание/ремонт имущества общего пользования в части недвижимости, созданного (создаваемого), приобретенного после дня вступления в силу ФЗ-217 01.01.2019 и зарегистрированного в ЕГРН с указанием доли указанных лиц в праве общей долевой собственности на такое имущество.
В силу же статей 5, 17, 25 ФЗ-217 в их взаимосвязи со статьей 249 ГК РФ усматривается, что размер платы, предусмотренной ч.3 ст.5 ФЗ-217, должен быть сообразен зарегистрированной в ЕГРН доли лиц, указанных в ч.1 ст.5 ФЗ-217, в праве долевой собственности на имущество общего пользования в части недвижимости, за приобретение/создание, содержание/ремонт которого такая плата установлена собранием членов товарищества.
Таким образом из указанных законоположение следует, что размер взносов члена товарищества по определению не может быть равен размеру платы, предусмотренной ч.3 ст.5 ФЗ217.
Из указанных положений ч.4 ст.5 и ч.7.2 ст.14 ФЗ-217 также следует, что лица, указанные в ч.1 ст.5 ФЗ-217, обязаны якобы исполнять в части порядка расчета размера их платы, предусмотренной ч.3 ст.5 ФЗ-217, требования устава товарищества, в принятии которого в силу ст.17 ФЗ-217 они даже не участвуют.
Вместе с тем в силу прямого указания части 27 статьи 17 ФЗ-217 указанные лица обязаны исполнять только решения общего собрания членов товарищества исключительно в случае, если такие решения приняты по вопросам, указанным в пунктах 4 - 6.1, 21, 22, 24 и 26 части 1 статьи 17 ФЗ-217.
ФЗ-217 не предусмотрено обязательное исполнение лицами, указанными в ч.1 ст.5 ФЗ-217, положений устава товарищества.
Согласно п.8 ч.1 ст.8 ФЗ-217, в уставе товарищества в обязательном порядке указываются только права, обязанности и ответственность членов товарищества.
Таким образом из указанных законоположение следует незаконное навязывание лицам, не являющимся членами товарищества, обязанности по исполнению требований учредительных документов товарищества, что противоречит основополагающим принципам гражданского законодательства РФ.
Исходя принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства, закрепленных в статьях 1 (часть 1), 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2) и 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, вытекает общеправовой критерий определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, без чего немыслимо ее единообразное понимание и применение. Неоднозначность, нечеткость и противоречивость правового регулирования препятствуют адекватному уяснению его содержания, допускают неограниченное усмотрение в процессе правоприменения, ведут к произволу и тем самым ослабляют гарантии защиты конституционных прав и свобод. Поэтому одного лишь нарушения требования определенности правовой нормы, порождающего возможность ее произвольного толкования правоприменителем, достаточно для отмены такой нормы.
Следовательно, ч.4 ст.5 и ч.7.2 ст.14 ФЗ-217 подлежат отмене и исключению из названного Федерального закона.

Практический результат

Указанные изменения Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ позволят устранить внутренние противоречия, двусмысленность указанного закона, нарушения прав индивидуальных садоводов и огородников при определении и взыскании с них платы, предусмотренной ч.3 ст.5 ФЗ-217.
Это также позволит устранить в ФЗ-217 правовую неопределенность и дисбаланс интересов индивидуальных/частных собственников и корпоративных интересов членов товарищества, коррупциогенные факторы, связанные с возможностью произвольного толковния и применения указанных законоположений.

Решение

В этой связи предлагается законодательно исключить часть 4 статьи 5 и часть 7.2 статьи 14 из Федерального закона от 29.07.2017 №217-ФЗ (ред.от 24.07.2023) «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 754 голоса

246

Против решения: 40 голосов

К началу списка инициатив