С 01.08.23 вступили в силу ряд Постановлений Правительства, вносящих изменения в ПП №1291 от 26.12.13. Они расширили понятие транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, при этом ставки утилизационного сбора на один и тот же автомобиль стали зависить не от его физических характеристик, что установлено в п. 5 ст. 24.1 ФЗ-89 "Об отходах производства и потребления", а от целей ввоза, уплаченных таможенных ставок и времени владения. Эти положения противоречат логике и здравому смыслу, один из примеров - многократное увеличение стоимости утилизации в случае отчуждения автомобиля до истечения установленного периода.
Постановления Правительства, устанавливающие новые ставки утилизационного сбора, принимаются без опоры на какие-либо расчеты, без консультаций с экспертным сообществом и широкого информирования общественности, используемые формулировки не обладают четкостью и простотой, а сроки вступления в силу не позволяют подготовиться к нововведениям, что приводит к незапланированным и непрогнозируемым затратам, которые превышают сотни тысяч рублей. Имеются все основания считать, что коэффициенты утилизационного сбора устанавливаются произвольно, что противоречит п. 3 ст. 3 Налогового Кодекса РФ, в которой говорится что "Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными".
Утилизационный сбор является дополнительной фискальной нагрузкой для новых произведенных и импортированных автомобилей, делающий их менее доступным, что по сути поощряет эксплуатацию устаревшей техники, не соответствующей современными нормам по экологии и безопасности, со сквозной коррозией и восстановленной после ДТП.
Также утилизационный сбор неформально получил расширенные цели - поддержка отечественных производителей и защита их от импорта. В то же время у российских автозаводов имеется ряд рыночных преимуществ: льготы особых экономических зон, более низкая стоимость энергоресурсов и рабочей силы, меньшие затраты на логистику, таможенные пошлины на отдельные компоненты меньше чем на целый автомобиль, доступ к госзаказам и программам льготного кредитования и лизинга, адаптированные комплектации, доступные запасные части.
Текущая ситуация состоит в том, что покупка нового или бывшего в употреблении непродолжительный срок автомобиля для большого числа граждан и организаций является недоступной, а предлагаемые кредитные программы по своим срокам приближаются к ипотеке.
Практический результат
Прозрачный, прогнозируемый и обоснованный механизм взымания утилизационного сбора.
Снижение цен и инфляции.
Стимулирование обновления автопарка страны, что сделает его более безопасным и экологичным.