Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф114383
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости отмены положений законодательства, ужесточающих правил оборота видов оружия, не имеющих поражающей способности большинства современных видов боевого и охотничьего огнестрельного оружия

Необходимы отмена положений законодательства, ужесточающих правила оборота видов оружия, не имеющих поражающей способности большинства современных видов боевого и охотничьего огнестрельного оружия, или имеющих не большую поражающую способность, чем распространенные в быту предметы или другие предметы, не отнесенные к оружию, и введение законодательного запрета на ужесточение правил оборота указанных видов оружия с обязательным четким обоснованием необходимости ужесточения правил оборота более опасных видов оружия, учитывая положения ст. 2, 19, 55 и 56 Конституции РФ, поскольку усиление мер ответственности и наказаний за незаконный оборот оружия часто производится путем их усиления как за незаконный оборот принципиально новых опасных видов огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, так и за незаконных оборот огнестрельного оружия, имеющего культурную ценность, или не имеющего большой поражающей способности, холодного оружия и других видов оружия, не имеющих большей поражающей способности, чем распространенные в быту предметы и (или) иные предметы, законодательно не отнесенные к оружию (метательного, газового и пневматического оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, сигнального и иного подобного оружия, не имеющего большой поражающей способности, и не всегда отличающегося по поражающей способности от распространенных в быту предметов). Это не может обеспечить соблюдение положений ст. 2, 19, 55 и 56 Конституции РФ, в особенности, в части запретов на толкование перечисленных в Конституции РФ основных прав и свобод как отрицания или умаления других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, принятие законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина, а также на ограничение прав и свобод человека и гражданина иначе, как федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, предусмотренных ст. 55 Конституции РФ.
Законы и иные нормативно-правовые акты, ужесточающие правила оборота оружия и других подобных предметов принимались в Российской империи, РСФСР, СССР и РФ до 1850 года (в части запретов на оборот пневматического оружия и на ношение тростей с вделанными в них клинками или кинжалами, а также ужесточения правил ношения оружия или иного оборота ряда видов оружия), с 1850 по 1917 год (в части ужесточения правил оборота (главным образом, на местном уровне) самозарядных пистолетов, револьверов, рогаток и ряда других видов оружия или иных подобных предметов, а также запретов на ношение в Санкт-Петербурге и ряде других городов Российской империи кастетов, кинжалов, финских ножей, тростей с вделанными в них клинками или кинжалами и т.п. предметов, а также введения новых видов разрешений на хранение и ношение револьверов и ряда других видов огнестрельного оружия в 1917 году), в 1918 - 1924 годах (в части ужесточения правил оборота различных видов оружия), в 1927 (в части ужесточения правил оборота пистолетов, револьверов и ряда других видов оружия), 1932 (в части ужесточения правил оборота охотничьего холодного оружия и ряда других видов оружия), 1935 (в части ужесточения правил оборота финских ножей и ряда других видов холодного оружия, введения регистрации в милиции (НКВД) малокалиберных винтовок и внесения ряда других изменений, ужесточающих правила оборота оружия), 1938 (в части введения правил приобретения малокалиберных винтовок по разрешениям НКВД), 1940 (в части введения запрета на продажу охотничьих гладкоствольных ружей на рынках и правил их приобретения по охотничьим билетам), 1956 (в части введения правил приобретения малокалиберных винтовок и охотничьего холодного оружия по разрешениям милиции), 1959 (в части введения правил приобретения охотничьих гладкоствольных ружей по охотничьим билетам (за исключением промысловых районов)), 1961 (в части введения правил приобретения пневматического оружия, стартовых пистолетов и ряда других видов оружия только предприятиями и иными юридическими лицами, имеющими право на их приобретение, а не гражданами), с 1968 по 1974 год (в части введения правил приобретения газовых пистолетов и револьверов только предприятиями и иными юридическими лицами, имеющими право на их приобретение, а не гражданами и внесения ряда других изменений, ужесточающих правила оборота оружия) 1975 (в части введения правил приобретения охотничьих гладкоствольных ружей по разрешениям милиции (с правом охоты или без права охоты)), с 1984 по 1996 годы (в части введения обязанности владельцев огнестрельного и иного зарегистрированного в милиции оружия хранить его в сейфе, введения более строгих правил оборота различных видов оружия и установления ограничений на оборот оружия, изготовленного до 1870 года, Законом РФ Об оружии 1993г. и ряда других ограничений на оборот оружия, многие из которых были отменены с 1997 года, а также отнесения к оружию метательного, пневматического и сигнального оружия)), в 2003, 2010, 2012, 2014, 2020, 2021 и 2022 (в части введения различных правил, ужесточающих правила оборота наградного и охотничьего оружия, оружия самообороны, оружия, имеющего культурную ценность, и ряда других видов оружия) годах.
Законы, усиливающие уголовную ответственность за незаконный оборот части или всех видов огнестрельного оружия различной поражающей способности, а также вводящие или усиливающие ее за незаконный оборот холодного, метательного, газового и пневматического оружия, принимались в Российской империи, РСФСР, СССР и РФ до 1926 года, в 1932, 1933 (в части незаконного оборота огнестрельного (не охотничьего) оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ), 1935 (в части криминализации незаконного оборота холодного оружия), 1974 (в части незаконного оборота огнестрельного оружия (кроме охотничьего гладкоствольного), боеприпасов и взрывчатых веществ (в законодательстве СССР), а также холодного оружия (в ч. 2 ст. 218 УК РСФСР)), 1995 (в части незаконного оборота огнестрельного оружия (кроме охотничьего гладкоствольного), боеприпасов и взрывчатых веществ (в ч. 1 ст. 218 УК РСФСР)), 1996 (в части незаконного оборота любого огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также холодного оружия (включая метательное оружие, выделенное в отдельный вид оружия в ФЗ Об оружии с 1 июля 1997 года) и в части криминализации незаконного оборота газового оружия (в ст. 222 и 223 УК РФ)), 1998 (в части незаконного оборота любого огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств в ст. 222 и 223 УК РФ), 2003 (в части незаконного оборота огнестрельного оружия (кроме гладкоствольного), боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также незаконного сбыта холодного, газового и метательного оружия (в ст. 222 и 223 УК РФ)), 2004 (в части незаконного оборота огнестрельного оружия (кроме гражданского гладкоствольного), боеприпасов (кроме патронов к гражданскому гладкоствольному огнестрельному оружию), взрывчатых веществ и взрывных устройств (в ст. 222 УК РФ)), 2010 (в части незаконного оборота огнестрельного оружия (кроме гражданского гладкоствольного длинноствольного оружия), боеприпасов (кроме патронов к гражданскому гладкоствольному огнестрельному оружию), взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также незаконных сбыта и изготовления холодного, газового и метательного оружия и незаконных сбыта, изготовления, ремонта и переделки огнестрельного оружия ограниченного поражения и незаконных изготовления, переделки и снаряжения патронов к огнестрельному оружию ограниченного поражения или газовому оружию (в ст. 222 и 223 УК РФ)), 2014 (в части незаконного оборота взрывчатых веществ и взрывных устройств (в ст. 222.1 и 223.1 УК РФ)) и 2021 (в части незаконного оборота всех предметов, указанных в ст. 222, 222.1, 223 и 223.1 УК РФ, а также криминализации незаконных сбыта и изготовления пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж в ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ)) годах.
Законы, усиливающие административную ответственность за незаконный оборот части или всех видов огнестрельного оружия различной поражающей способности, а также вводящие или усиливающие ее за незаконный оборот холодного, метательного, газового и пневматического оружия, принимались в СССР, РСФСР и РФ до 1984 (в части нарушений правил оборота огнестрельного или холодного оружия либо ряда других видов предметов, относившихся к оружию в прошлом, или отнесенных к оружию положениями ФЗ Об оружии, Криминалистических требований или экспертных методик, до вступления в силу КоАП РСФСР (в УК РСФСР 1922 и 1926 годов, а также в различных обязательных постановлениях и иных актах, устанавливавших правила оборота различных видов оружия или иные правила, затрагивающие оборот оружия и (или) меры ответственности и наказаний за их нарушение) и нарушений правил оборота огнестрельного оружия, предусматривавшихся нормами КоАП РСФСР (в ст. 159, 172 - 175 КоАП РСФСР)), в 2002 (в части введения административной ответственности за нарушения правил оборота любого оружия (в ст. 20.8 - 2015 КоАП РФ)), 2010 (в части нарушения правил оборота оружия и введения административной ответственности за незаконный оборот гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения (в ст. 20.8 и 20.13 КоАП РФ)), 2013 (в части усиления административной ответственности за стрельбу из оружия в не отведенных для этого местах (в ст. 20.13 КоАП РФ)) и 2021 (в части нарушения правил оборота оружия и введения административной ответственности за незаконный оборот любого оружия (в ст. 20.8, 20.10 и 20.12 КоАП РФ)) годах (в части законов, усиливающих ответственность на всей территории СССР, РСФСР и РФ после кодификации законодательства об административных правонарушениях).
При этом более часто в законодательстве Российской империи, РСФСР, СССР и РФ частично ужесточались и смягчались правила оборота оружия и других подобных предметов и вносились изменения, усиливающие или смягчающие меры уголовной и административной ответственности за нарушение данных правил, в УК и КоАП других союзных республик СССР и стран постсоветского пространства соответственно, и указанные правила, предусмотренные законодательством данных союзных республик и стран соответственно.
Усиления мер ответственности и наказаний за незаконный оборот оружия и ужесточения правил оборота оружия происходили и в ряде других стран мира, а часть их в законодательстве СССР, РФ и ряда других стран приходится на время появления или распространения мощных эффективных видов огнестрельного и иного подобного оружия, имеющих высокую поражающую способность (пулеметов, пистолетов-пулеметов, автоматов (штурмовых винтовок), полностью автоматических пистолетов и винтовок, автоматических пушек, современных видов гранат, мин, гранатометов, минометов и др.), а также оружия массового поражения. При этом данные усиления часто касаются и менее мощного огнестрельного оружия, а также антикварного, холодного, газового и многих других видов оружия и иных подобных предметов, к которым могут быть отнесены многие или все виды пневматического оружия, мачете, обычные бытовые ножи и даже пластиковые ножи.
При этом равные или близкие по строгости виды, сроки и (или) размеры наказаний часто устанавливаются за многие или все незаконные действия с видами огнестрельного и (или) иного оружия, имеющего любую поражающую способность, или даже таких предметов, как холодное оружие, не являющееся оружием в части стран мира, либо различные виды бытовых ножей и других подобных предметов, не отнесенных к оружию, но иногда предусматриваются менее строгие наказания за незаконный оборот оружия массового поражения, а также различных видов наиболее опасных предметов и веществ (радиоактивных веществ, ядерных материалов, всех видов сильнодействующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, наркотических средств или психотропных веществ (если их незаконный оборот совершен без цели сбыта (в особенности, в любом размере, не являющимся особо крупным) либо менее строго наказуем по законодательству соответствующего государства или его отдельной территории) и др.).
В частности, в УК РФ предусмотрены менее строгие наказания, чем за незаконный оборот многих видов оружия и боеприпасов, а также всех видов основных частей огнестрельного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения, взрывчатых веществ и взрывных устройств, за незаконный оборот ядерных материалов, радиоактивных веществ, оружия массового поражения, запрещенного международным договором РФ, сильнодействующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, наркотических средств или психотропных веществ (если их незаконный оборот совершен без цели сбыта (в особенности, в размере, не являющимся особо крупным (в значительном или крупном размере)), а также ряда других предметов и веществ, и отсутствует уголовная ответственность за незаконный оборот оружия и других предметов, поражающее действие которых основано на использовании электромагнитного, светового, теплового, инфразвукового или ультразвукового излучения, а также многих других современных видов оружия, не являющихся огнестрельным, пневматическим, метательным, газовым, травматическим (огнестрельным оружием ограниченного поражения) или холодным оружием, либо оружием массового поражения, запрещенным международным договором РФ, имеющих любую поражающую способность, сильнодействующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, совершенный без цели сбыта, незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ в незначительном размере, совершенный без цели сбыта, и целого ряда других предметов и веществ.
Подобные ужесточения наказаний явно чрезмерны в отношении данных предметов и не способствовать противодействию насильственной преступности, а смягчения мер ответственности и наказаний в отношении оборота многих или всех видов опасного боевого или иного оружия либо других подобных опасных предметов нелогичны при данных усилениях, но доказывают наличие возможности противодействия преступности без введения строгих мер воздействия за незаконное хранение и иной оборот оружия и других подобных предметов.
В Российской империи, РСФСР и других союзных республиках СССР до 1935 года издавались обязательные постановления для отдельных городов, запрещающие ношение финских ножей, кинжалов, тростей с вделанными в них клинками или кинжалами, кастетов и ряда других предметов, которые могли быть отнесены к оружию, ношение и продажу рогаток, хранение и ношение самозарядных пистолетов и револьверов без разрешения, предусматривающие штрафы или сроки ареста.
При этом на приобретение и хранение финских ножей, кинжалов, кастетов и многих других видов холодного оружия в законодательстве Российской империи ограничения не налагались.
За неисполнение обязательного постановления, если за его неисполнение не было определено законом особого наказания, согласно ст. 138 Уголовного уложения России 1903г., полагался штраф в размере до 50 рублей.
За неисполнение обязательных постановлений, устанавливающих запреты на определенные действия с финскими ножами, кастетами, иным оружием, другими предметами или совершаемые определенными законом лицами в общественных местах, в обязательных постановлениях местных властей ряда городов и других местностей Российской империи предусматривался штраф до пятисот рублей или арест до трех месяцев.
В частности, Обязательным постановлением Санкт-Петербургского градоначальника предусматривался запрет на ношение кинжалов, кастетов, кистеней, ножей, известных под названием финских, и иных ножей в городе Санкт-Петербурге и его пригородах, если это не вызвано необходимостью их использования для занятий или ремесла, и наказания в виде штрафа до пятисот рублей или ареста до трех месяцев за его нарушение. При этом данным Обязательным постановлением предусматривался полный запрет на ношение и продажу рогаток и такие же наказания за его нарушение, а другими обязательными постановлениями предусматривался запрет на хранение револьверов без особого свидетельства градоначальника и вышеуказанные виды наказаний за его нарушение.
В городе Москве хранение огнестрельного и холодного оружия и пользование им регулировалось обязательными постановлениями от 28 мая 1905 года и от 22 июня 1906 года, которыми устанавливалась ответственность за хранение и ношение всякого холодного оружия, а также кистеней и кастетов, но встречались случаи их применения к случаям хранения и ношения складных, финских и иных ножей, долот, ломов, железных палок, стамесок, гирь и других предметов, не отнесенных к холодному оружию, с назначением за их нарушение штрафов, арестов и высылки из Москвы, которое признавалось незаконным, учитывая их бытовое назначение распространенность в быту (в его незаконном применении обвинялся градоначальник Москвы Рейнбот).
Таким образом, в законодательстве Российской империи не были предусмотрены полные и постоянные запреты на приобретение, хранение и сбыт финских ножей или иного холодного оружия, их ношение ограничивалось только местным законодательством в случаях, если отсутствовала необходимость их бытового или иного законного использования, более строгие ограничения устанавливались на оборот предметов, предназначенных для поражения цели на расстоянии снарядом (в частности, рогаток и револьверов), но полного запрета на их оборот не вводилось, а разрешительные документы требовались только на револьверы. При этом все вышеуказанные противоправные деяния являлись не преступлениями, а уголовными проступками и нарушениями, наказания за которые не превышали трех месяцев ареста.
В законодательстве СССР, РСФСР и других союзных республик до 1932 года были предусмотрены различные ограничения на приобретение охотничьего и иного холодного оружия, которые вводились и отменялись в законодательстве СССР, РСФСР, других союзных республик и в местном законодательстве данных республик (обязательные постановления городов и т.п.), но полностью оно было ограничено только с 1932 года.
В УК РСФСР 1922г. предусматривалась ответственность только за нарушения отдельных обязательных постановлений, к которым нарушения правил оборота оружия не относились.
Нарушение обязательных постановлений местных органов власти, изданных при действии УК РСФСР 1922г., касающихся запретов на хранение и ношение без разрешения финских ножей, кинжалов, кортиков, сабель и ряда других видов холодного оружия, в Можайске и ряде других местностей СССР и РСФСР, влекло принудительные работы на срок до трех месяцев или штраф до трехсот рублей, налагаемые в административном порядке.
С 1927 года нарушение обязательных постановлений местных органов власти, издаваемых ими в пределах установленной законом компетенции, а равно постановлений, приказов и инструкций отдельных ведомств, издаваемых по уполномочиям законодательных органов, если в них специально оговорено право на установление административных взысканий, согласно ст. 192 УК РСФСР 1926г., влекло предупреждение или принудительные работы на срок до одного месяца или штраф до ста рублей, налагаемые в административном порядке.
Таким образом, в законодательстве СССР, РСФСР и других союзных республик до 1935 года приобретение, хранение и сбыт финских ножей или иного холодного оружия ограничивались, но многие данные ограничения и ограничения их ношения, а также ответственность за их нарушение устанавливались только местным и законодательством союзных республик, и полного запрета на их оборот не вводилось, а законодательством СССР устанавливались только ограничения на оборот ряда видов холодного и иного оружия и многие ограничения были менее строгими, чем установленные законодательством РФ об обороте оружия. При этом все вышеуказанные противоправные деяния являлись не преступлениями, а административными правонарушениями, наказания за которые не превышали трех месяцев принудительных работ - наказания, не связанного с лишением свободы и отбывавшегося только по месту работы лица, которое лица, имеющие специальность, отбывали, работая только по своей специальности.
Административным правонарушением, наказуемым штрафом или принудительными работами с 1924 по 1926 год являлось и незаконное хранение всех видов огнестрельного оружия (ст. 220 УК РСФСР 1922г.). При этом указанные виды наказаний, не связанные с лишением свободы, были предусмотрены за данное деяние до его декриминализации и после криминализации незаконных покупки, хранения, ношения, сбыта или изготовления огнестрельного (кроме охотничьего) оружия в УК РСФСР 1926г. (ст. 182).
С 1935 года в общесоюзном законодательстве СССР и законодательстве союзных республик была установлена уголовная ответственность за хранение, ношение, сбыт или изготовление кинжалов, финских ножей и тому подобного холодного оружия без разрешения НКВД в установленном порядке, за исключением тех местностей, в которых ношение холодного оружия связано с условиями быта и является принадлежностью национального костюма (ст. 1 Постановления ЦИК и Совнаркома СССР от 29 марта 1935г. «О мерах борьбы с хулиганством», ч. 4 ст. 182 УК РСФСР 1926г. и соответствующие нормы УК других союзных республик).
Первым и основным законодательным актом СССР, разграничившим виды военного и гражданского холодного оружия, и разделившим их виды, запрещенные или ограниченные к обороту, полностью отмененным в РФ только с 1 января 2021 года, было Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 12.12.1924 "О порядке производства, торговли, хранения, пользования, учета и перевозки оружия, огнестрельных припасов, разрывных снарядов и взрывчатых веществ".
Согласно данному Постановлению, все находящееся в пределах Союза ССР оружие (в том числе орудия), огнестрельные припасы, разрывные снаряды и взрывчатые вещества разделялись на три категории:
А) типа военных и военно-морских образцов, принятых для вооружения Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота;
Б) типа образцов, могущих быть использованными для вооружения Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота;
В) типа образцов, не могущих быть использованными для вооружения Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота и охотничьи.
2. К категории "А" относились следующие виды холодного оружия: шашки, сабли, кортики и пики военных образцов, кинжалы и клинки к перечисленным видам холодного оружия.
К категории "Б" относились следующие виды холодного оружия: предметы оружия кавказских и азиатских образцов: кинжалы, ятаганы, клычи и прочее боевое рубящее и колющее оружие.
К категории "В" относились следующие виды холодного оружия: холодное охотничье оружие, образцов, не входящих в категории "А" и "Б".
3. Производство предметов, отнесенных в категории "А" (ст. 2), выполнялось государственными заводами и могло быть допускаемо на частных заводах и в частных мастерских только Революционным Военным Советом Союза ССР по соглашению с Объединенным Государственным Политическим Управлением и Высшим Советом Народного Хозяйства Союза ССР.
Производство предметов, отнесенных к категории "Б" (ст. 2) могло выполняться на частных заводах и в частных мастерских на основании особых на этот предмет правил, издаваемых Объединенным Государственным Политическим Управлением по соглашению с Высшим Советом Народного Хозяйства Союза ССР и народными комиссариатами внутренних дел союзных республик, а в отношении предметов, упомянутых в п. 1 категории "Б" по соглашению с Революционным Военным Советом Союза ССР.
Производство предметов, отнесенных к категории "В" (ст. 2), могло выполняться на частных заводах и в частных мастерских на основании особых на этот предмет правил, издаваемых народными комиссариатами внутренних дел подлежащих республик по соглашению с государственным политическим управлением и высшим советом народного хозяйства соответствующей республики.
4. Торговля допускалась только предметами, отнесенными к п. п. 2 и 3 категории "Б" и к категории "В", при чем таковая могла производиться лишь с разрешения соответствующих народных комиссариатов внутренних дел и их местных органов (по милиции) при соблюдении особых на этот предмет правил, издаваемых народным комиссариатом внутренних дел, по соглашению с государственным политическим управлением, высшим советом народного хозяйства и народным комиссариатом по внутренней торговле соответствующей республики.
5. Приобретение предметов, отнесенных к категории "А" (ст. 2) учреждениями, кроме органов Народного Комиссариата по Военным и Морским Делам, предприятиями и организациями, как государственными, так и частными, а также частными лицами не допускалось и таковые находились в исключительном ведении и пользовании Народного Комиссариата по Военным и Морским Делам, при чем Революционному Военному Совету Союза ССР по соглашению с Объединенным Государственным Политическим Управлением принадлежало право устанавливать изъятия из этого правила в особо исключительных случаях.
Приобретение, пользование и хранение предметов, отнесенных к п. п. 2 и 3 категории "Б" и к категории "В" (ст. 2) производилось: 1) предметов, перечисленных в п. п. 2 и 3 категории "Б" - на основании инструкции, издаваемой Объединенным Государственным Политическим Управлением по соглашению с Революционным Военным Советом Союза ССР; 2) предметов, перечисленных в категории "В" на основании инструкции, издаваемой соответствующими народными комиссариатами внутренних дел (по милиции), по соглашению с Объединенным Государственным Политическим Управлением.
Многие положения данного Постановления были отменены в 1926 - 1953 годах и большинство его положений отменили до принятия Закона РФ Об оружии 1993г., но полностью оно было отменено на территории РФ только с 1 января 2021 года Постановлением Правительства РФ от 03.02.2020 N 80 "О признании не действующими на территории Российской Федерации актов СССР и их отдельных положений". В процессе внесения данных изменений в СССР было отменено право частных лиц на производство оружия и торговлю им, но в определенных законом местностях разрешалось изготовление охотничьего или национального холодного оружия отдельными лицами и отсутствовала уголовная ответственность за его незаконный оборот, а изготовление охотничьего ножа охотником с нанесением на него номера не признавалось преступным и противоправным деянием в судебной практике.
В различных нормативно-правовых актах СССР, РСФСР и других союзных республик, регламентирующих оборот оружия, финские ножи указывались в перечне других видов холодного оружия и могли быть отнесены к охотничьему, национальному или иному холодному оружию. При этом охотничье холодное оружие приобреталось, согласно определенным законодательным актам, действовавшим в разное время, свободно (в ряде актов устанавливались запреты на приобретение оружия для лиц, лишенных избирательных прав, или ряда других категорий лиц), по разрешениям милиции или по охотничьему билету (как и охотничьи ружья) и право на его приобретение только по охотничьему билету сохранялось и после введения обязанности получения разрешений органов милиции на приобретение и хранение охотничьих ружей в 1975 году до вступления в силу Закона РФ Об оружии 1993г. (1 января 1994 года) и законодательных актов об обороте оружия других государств постсоветского пространства.
Национальным холодным оружием финские ножи являлись только в сельских местностях Карельской АССР - автономной республике РСФСР (с 1940 по 1956 год, являвшейся Карело-Финской ССР - союзной республикой СССР, на территории которой действовал УК РСФСР 1926г.), поэтому на территории данной республики разрешалось их приобретение, хранение и ношение без разрешений органов милиции и отсутствовала уголовная ответственность за их незаконный оборот.
Законодательством СССР, РСФСР и других союзных республик не было предусмотрено право на приобретение оружия в целях самообороны или коллекционирования, но было предусмотрено право на приобретение в охранительных целях ряда видов огнестрельного и холодного оружия, включая финские ножи организации могли приобретать и хранить холодное оружие, охотничьи и финские ножи без разрешения органов милиции. Использовать их можно было только для вооружения охраны, производственных целей или промысла. Носить охотничьи и финские ножи вне объекта охраны, использовать не с целью промысла или охоты запрещалось. При повторном нарушении данного правила, ножи изымались органами милиции.
Отдельным лицам запрещалось приобретать, хранить финские ножи и различного рода холодное оружие и изготовлять финские ножи для розничной продажи. Хранить и носить холодное оружие без разрешения органов милиции допускалось только в местностях, где использование его было связано с условиями быта или где это оружие являлось принадлежностью национального костюма.
Наградное огнестрельное и холодное оружие подлежало регистрации в органах милиции и могло храниться только при наличии разрешения.
Таким образом, на финские ножи распространялись правила оборота охотничьих ножей. При этом финские ножи могли приобретаться, храниться и носиться без разрешения в сельских местностях Карельской АССР, а охотничьи ножи - во всех местностях, где их хранение и ношение было связано с условиями быта (с охотничьим промыслом), и допускалось вооружение охраны организаций финскими и охотничьими ножами, запрещенное законодательством об обороте оружия и охранной деятельности РФ и других стран постсоветского пространства (если данные ножи отнесены к холодному оружию или в случае, если конкретное законодательство запрещает использование ножей для охраны (ножи не отнесены к вооружению охраны, но во многих странах постсоветского пространства их хранение и ношение не ограничены)), но их приобретение и иной оборот в других целях были запрещены, а наградное холодное оружие запрещалось хранить без разрешения.
Уголовная ответственность за любой незаконный оборот охотничьего, национального и другого подобного холодного оружия исключалась в ряде местностей РСФСР и целого ряда других союзных республик. При этом в РСФСР и некоторых других союзных республик существовали толкования соответствующих норм их УК об исключении уголовной ответственности не только за незаконные ношение или хранение и ношение, но и за сбыт и изготовление такого холодного оружия в указанных местностях, а в УК части союзных республик прямо исключалась уголовная ответственность за все незаконные действия с данным холодным оружием. При этом в УК части союзных республик уголовная ответственность за незаконный оборот холодного оружия исключалась именно по признаку необходимости его использования по условиям промысла, быта или службы без указания на местности республики, что означало право на его оборот в указанных случаях на всей территории данных союзных республик и расширение перечня обращаемых таким образом видов холодного оружия до кортиков, военных кинжалов, сабель и других подобных видов холодного оружия.
После 1991 года многие положения данных УК продолжали действовать на территории указанных республик, ставших независимыми государствами, но после 1993 - 1997 годов они были отменены во многих данных странах путем декриминализации незаконного оборота холодного оружия или исключения из норм их УК положений о данных случаях отсутствия уголовной ответственности.
В УК РСФСР положение ч. 2 ст. 218 об исключении уголовной ответственности за незаконный оборот холодного оружия в тех местностях, где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма или связано с охотничьим промыслом, действовали до вступления в силу УК РФ с 1 января 1997 года. В УК РФ незаконное изготовление холодного оружия было выделено в отдельный состав преступления (ч. 4 ст. 223), в норме о котором данное указание отсутствовало, но оно содержалось в норме о незаконном ношении, приобретении или сбыте холодного оружия (ч. 4 ст. 222), а с 2003 года оно исключено из ч. 4 ст. 222 УК РФ, в которой сохранена ответственность только за незаконный сбыт холодного оружия. С 2021 года уголовная ответственность только за незаконный сбыт холодного оружия предусмотрена в ч. 7 ст. 222 УК РФ, в которой отсутствует как данное указание, так и указание на декриминализацию Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.06.2014 № 18-П незаконного сбыта холодного оружия, имеющего культурную ценность, несмотря на то, что постановления Конституционного Суда РФ имеют силу закона, а Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.06.2014 № 18-П неконституционным признано именно наличие уголовной ответственности за незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, что требовало введения указания на исключение данной уголовной ответственности в ч. 4 ст. 222 УК РФ и требует его введения в ч. 7 ст. 222 УК РФ с 2021 года.
Таким образом, с 1997 года незаконное изготовление холодного оружия влечет уголовную ответственность на всей территории РФ без исключения конкретных его видов, а с 2003 года влечет уголовную ответственность на всей территории РФ и его незаконный сбыт, его незаконное ношение может влечь лишь административную ответственность по ч. 4 ст. 20.8 КоАП РФ, а его незаконное приобретение не влечет уголовной и административной ответственности. Внесение данных изменений в 1997 и 2003 годах было направлено на исключение противоречия данного положения УК РФ принципу равенства перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ) и правилу об отнесении уголовного законодательства к федеральному ведению (п. «о» ст. 71 Конституции РФ), но оно повлекло ужесточение уголовной ответственности за незаконные сбыт и изготовление холодного оружия и ограничение прав лиц, проживающих в местностях, в которых им необходимо холодное оружие. При этом холодное оружие не обладает такой степенью опасности, которая должна влечь криминализацию каких-либо действий с ним, не влекущих причинения вреда, и ограничение его оборота для всех, кому оно необходимо для промысла, по условиям быта или в иных законных целях.
Подобные изменения были внесены в нормы о незаконном обороте холодного оружия, предусмотренные УК Казахстана, Абхазии и ряда других стран постсоветского пространства. При этом в большинстве данных норм уголовная ответственность на всей территории государства прямо предусмотрена только за незаконное изготовление холодного оружия, в УК всех стран постсоветского пространства декриминализировано незаконное хранение холодного оружия, а в УК Армении 2021 (ст. 334) и Грузии (ст. 238.1) сохраняется уголовная ответственность только за незаконное ношение холодного оружия (в действующем УК Армении предусматривается ответственность только за любое незаконное ношение всех видов холодного оружия, а в УК Грузии с 2000 по 2006 год незаконный оборот холодного оружия был декриминализирован, но с 2006 года предусмотрена уголовная ответственность за незаконное ношение холодного оружия в определенных данным УК случаях, за исключением его ношения с национальными костюмами или иных законных случаях, определенных УК и КоАП Грузии), а уголовная ответственность только за незаконные сбыт и изготовления холодного оружия до 2014 года предусматривалась и с 2022 года предусмотрена только в уголовном законодательстве Южной Осетии, в которой действует УК РФ.
Таким образом, уголовная и иная ответственность за незаконный оборот охотничьего, национального и (или) иного холодного оружия, разрешенного к обороту по местным традициям и обычаям и условиям быта, промысла работы или службы (охотничьих и национальных ножей, в том числе финских ножей, охотничьих, национальных и (или) военных кинжалов, национальных и (или) военных сабель и шашек, военных кортиков и т.п.), в законодательстве СССР, РСФСР и других союзных республиках, РФ и ряда других стран постсоветского пространства носила местный характер, а в законодательстве ряда данных государств до настоящего времени определяется местными обычаями и традициями и (или) другими законными причинами, но в УК части из них это не касается незаконного изготовления холодного оружия, которое является преступлением на всех их территориях без указания оснований исключения уголовной ответственности в соответствующих нормах УК, либо декриминализировано в УК ряда данных государств.
Следует отметить, что в ч. 4 ст. 222 УК РФ с 2014 года отменена уголовная ответственность за незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.06.2014 N 18-П, которым данная ответственность признана неконституционной, что означает не просто декриминализацию, а признание данной ответственности недопустимой на территории РФ со времени принятия Конституции РФ 1993 года, влекущее необходимость оправдания и реабилитации всех осужденных за незаконный сбыт данного холодного оружия и устанавливающее запрет на отнесение их к лицам, совершившим преступление, имевшим судимость или привлечение к уголовной ответственности, либо освобожденным от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям. Принятие данного Постановления Конституционным Судом должно было повлечь принятие федерального закона, исключающего из ч. 4 ст. 222 УК РФ уголовную ответственность за незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, но данный федеральный закон так и не принят до настоящего времени, поэтому ч. 4 ст. 222 УК РФ содержит прежнее положение об уголовной ответственности за незаконный сбыт холодного оружия, не определяющее перечня их видов и иных условий, исключающих уголовную ответственность, а суды выносят обвинительные и оправдательные приговоры и иные решения по делам о незаконном сбыте холодного оружия, имеющего культурную ценность, в зависимости от заявлений обвиняемых, осужденных, и сторон защиты и обвинения о культурной ценности конкретного образца холодного оружия и признания его культурной ценностью. Это нарушает конституционные права человека и Постановление Конституционного Суда РФ от 17.06.2014 N 18-П.
Закон РФ Об оружии 1993г. не предусматривал правил оборота финских ножей, холодного оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов РФ, оружия, имеющего культурную ценность, и многих других видов холодного оружия, но оружие, им не предусмотренное, могло находиться в обороте только в целях коллекционирования или имитации его применения, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, определение боевого оружия мало отличалось от его определения в действующем ФЗ Об оружии (к боевому относилось любое оружие, предназначенное для решения боевых или оперативно-служебных задач, а не только указанное ручное стрелковое и холодное оружие (как в действующем ФЗ Об оружии)), а гражданское холодное оружие разделялось на охотничье и спортивное. При этом охотничье холодное оружие могли приобретать граждане, имеющие право на приобретение, хранение и ношение огнестрельного оружия, но оно не подлежало регистрации, а приобретение гражданами и хранение вне спортивных объектов спортивного холодного оружия было запрещено.
Положения Закона РФ Об оружии 1993г. распространялись и на оборот основных частей оружия, определяющих его функциональное назначение.
В Правилах оборота оружия, действовавших с 1994 по 1998 год, были предусмотрены ограничения на оборот оружия, не предусмотренного Законом РФ Об оружии, касающиеся его коллекционирования, но указывалось право на хранение в коллекциях без получения разрешения оружия, производство выстрела из которого исключено. Поэтому Закон РФ Об оружии 1993г. ограничивал оборот всех видов оружия, но законодательством предусматривалось право на хранение в коллекции без разрешения видов оружия, из которых невозможно произвести выстрел. Данное положение действовало и после вступления в силу ФЗ Об оружии до принятия новых Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему в 1998 году.
ФЗ Об оружии, вступивший в силу с 1 июля 1997 года, не регулирует оборот оружия, им не предусмотренного, и не содержит отдельных правил оборота финских ножей. При этом он не предусматривал правил оборота холодного и иного оружия, имеющего культурную ценность, до 2012 года, но предусматривал и предусматривает правила оборота холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов РФ, атрибутика которых утверждается Правительством РФ, или казачьей формой. При этом атрибутика данных костюмов не утверждена до настоящего времени, перечень видов национального холодного клинкового оружия РФ и казачьего холодного клинкового оружия ФЗ Об оружии не предусматривает, а в подзаконных актах финские и другие ножи не отнесены к национальному холодному клинковому оружию РФ и к казачьему холодному клинковому оружию (к национальному холодному клинковому оружию РФ отнесены отдельные виды кинжалов, сабель и шашек, но Криминалистические требования, определяющие виды такого оружия отменены с 2017 года, а к казачьему холодному клинковому оружию в подзаконных актах (включая действующие Криминалистические требования) отнесены только кинжалы и шашки, имеющие определенные характеристики), при отсутствии отдельных правил оборота всех видов иностранного национального холодного оружия, включая его виды, предназначенные для ношения с национальными костюмами народов других бывших союзных республик СССР и территорий, входивших в состав Российской империи, и виды национального, военного и иного холодного клинкового оружия, сходного по внешнему виду или конструкции с холодным клинковым оружием, предназначенным для ношения с национальными костюмами народов РФ, атрибутика которых утверждается Правительством РФ, или казачьей формой.
Изготовление холодного оружия было отнесено в Законе РФ Об оружии 1993 г. и отнесено в ФЗ Об оружии к производству оружия, которое разрешено только юридическим лицам, получившим лицензии на производство гражданского, служебного или боевого оружия, а торговля гражданским, служебным или боевым оружием разрешена только юридическим лицам, получившим лицензии на торговлю соответствующими видами оружия или на их производство. Поэтому владельцы гражданского холодного оружия, включая охотничье и национальное холодное оружие, предусмотренное ФЗ Об оружии, не имеют права на его изготовление или торговлю им. При этом торговля и изготовление холодного и иного оружия, не предусмотренного законами Об оружии, ограничивались только Законом РФ Об оружии 1993 г., поэтому они не регулируются ФЗ Об оружии и ограничения на изготовление такого оружия и торговлю им отсутствуют, а изготовление предметов, не отнесенных к оружию экспертными критериями, но сходных с ним, и торговля ими не ограничены ФЗ Об оружии и другими законодательными актами об обороте оружия для любых лиц.
Охотничье холодное оружие не подлежало регистрации по Закону РФ Об оружии 1993 г. и не подлежит регистрации в уполномоченных органах по ФЗ Об оружии, но по первому Закону Об оружии оно могло быть приобретено только гражданином РФ, имеющим право на приобретение, хранение и ношение огнестрельного оружия, а по ФЗ Об оружии оно может быть приобретено только владельцем охотничьего огнестрельного или пневматического оружия, имеющим разрешение на хранение и ношение данного охотничьего стрелкового оружия. Это существенно ограничивает продажу, дарение и иной сбыт данного оружия гражданами РФ на всей территории РФ и делает ФЗ Об оружии более строгим законом, регламентирующим оборот охотничьего холодного оружия, чем правила, предусмотренные законодательством Российской империи, СССР, союзных республик и многих стран мира, но правила его сбыта отсутствуют, поэтому порядок оформление сделок, отличающий законный его сбыт от незаконного, не определен, что требует внесения изменений в ФЗ Об оружии, определяющих правила сбыта всех видов оружия. Национальное холодное оружие, предусмотренное ФЗ Об оружии, может быть приобретено гражданами РФ во всех субъектах только по лицензии на приобретение данного оружия, сигнального оружия, а также газовых пистолетов и револьверов и подлежит регистрации в уполномоченном органе. При этом на его приобретение в количестве более 5 единиц необходимо получение лицензии на коллекционирование оружия. Поэтому право на его продажу, дарение и иной сбыт на всей территории РФ имеют только граждане, его зарегистрировавшие, путем их сбыта гражданам, имеющим соответствующую лицензию, с перерегистрацией оружия или юридическим лицам, имеющим лицензии на производство оружия или торговлю им, с уведомлением органа, в котором оружие зарегистрировано. При для его сбыта в количестве более 5 единиц необходимо наличие лицензии на коллекционирование оружия у владельца и у гражданина РФ, его приобретающего, а для его сбыта гражданином РФ, не имеющим лицензии на его приобретение или утратившим право владения им, необходима сдача данного оружия в органы, его зарегистрировавшие, либо в иные органы, уполномоченные его регистрировать и (или) ответственно хранить, в целях его сбыта гражданам или юридическим лицам, имеющим право на его приобретение, под их контролем. Это делает ФЗ Об оружии более строгим законом, регламентирующим оборот данных видов национального холодного оружия, чем правила, предусмотренные законодательством Российской империи, СССР, союзных республик и многих стран мира, что, в сочетании с исключением из норм УК РФ положений о запрете их применения в определенных местностях РФ, может способствовать массовому привлечению к уголовной ответственности граждан, действия которых не представляют общественной опасности, а отсутствие правил оборота других видов национального холодного оружия вносит неупорядоченность в положения ФЗ Об оружии и влечет возникновение пробелов в законодательстве. Поэтому необходима отмена ограничений на оборот всех видов национального и иного холодного оружия на всей территории РФ для соблюдения конституционных прав человека, противодействия коррупции, экономии мер уголовной репрессии и поддержания статуса РФ как демократического и правового государства.
Положения ФЗ Об оружии не ограничивают и не регулируют оборот клинков и других частей различных видов оружия, за исключением основных частей огнестрельного оружия и отдельных правил, разрешающих конкретные действия в отношении деталей огнестрельного оружия.
Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, действующие с 1998 года, не предусматривают правил оборота иных видов оружия, и не распространяются на оборот оружия, имеющего культурную ценность, за исключением случаев, прямо ими предусмотренных, но значительно ограничивают его ношение, делая невозможным его ношение без исторических костюмов и не во время проведения определенных мероприятий.
Таким образом, законодательство РФ не предусматривает отдельных правил оборота финских ножей и не регулирует оборот частей холодного оружия.
Наличие у предмета, являющегося холодным оружием, бытового назначения или использование холодного оружия в бытовых целях исключали отнесение предмета к оружию по законодательству СССР, РСФСР, других союзных республик и РФ до отмены законодательных актов СССР и РСФСР об обороте оружия с 1 января 1994 года, поскольку в инструкциях, регламентирующих порядок оборота оружия, и судебной практике к холодному оружию относили предметы, предназначенные для поражения цели путем непосредственного воздействия на нее и не имеющие иного назначения.
В Законе РФ Об оружии 1993 г. указание на отсутствие иного назначения в определении холодного оружия не предусматривалось. Отсутствует оно и в ФЗ Об оружии, что осложняет выявление отличий холодного оружия от других предметов, допускает произвольное отнесение бытовых ножей и других подобных предметов к холодному оружию и нарушает конституционные права человека, в особенности, учитывая более значительные ограничения на оборот целого ряда видов холодного оружия в ФЗ Об оружии и ином законодательстве РФ, нежели в законодательстве СССР, РСФСР и других союзных республик.
В ст. 40 Закона Германии Об оружии, регулирующей оборот запрещенного оружия, согласно данной статье:
(1) Запрет на обращение также включает запрет на инструктирование или заказ изготовления предметов, описанных в Приложении 2, Части 1, №. 1.3.4.
(2) Запрет на обращение с оружием или боеприпасами не распространяется на лиц, действующих по решению суда или должностного лица.
(3) В отступление от статьи 2 (3) владельцы охотничьих лицензий и представители кожевенных или меховых промыслов могут использовать кастетовые ножи в соответствии с Приложением 2, Часть 1, №. 1.4.2, где такие ножи нужны им для осуществления своей деятельности. Обладатели разрешений на обращение со взрывчатыми веществами (статьи 7 и 27 Закона о взрывчатых веществах) и квалификационных сертификатов (статья 20 Закона о взрывчатых веществах), а также лица, зачисленные на официальные или официально признанные курсы, могут, в отступление от статьи 2 (3), обращаться со взрывчатыми веществами. материалы или предметы, указанные в Приложении 2, Часть 1, №. 1.3.4, если этого требует деятельность или обучение, разрешенное разрешением или сертификатом. Это относится, в частности, к работам по сносу, ликвидации последствий стихийных бедствий, театрам и подобным учреждениям, кино- и телепроизводству и обучению таким профессиям.
(4) По заявлению Федеральное управление уголовной полиции может предоставлять общие или конкретные исключения из запрета, изложенного в Приложении 2, части 1, если интересы заявителя перевешивают общественный интерес в обеспечении соблюдения запрета. В частности, это можно предположить в том случае, если оружие или боеприпасы, перечисленные в части 1 Приложения 2, предназначены для вывоза за пределы территории, регулируемой настоящим Законом, в научных или исследовательских целях или для пополнения коллекции культурно-исторических памятников. значение и нет оснований опасаться серьезной угрозы общественной безопасности.
(5) Любой, кто завладеет оружием, указанным в Приложении 2, Части 1 (запрещенным к обороту в Германии оружием), в качестве наследника, нашедшего или аналогичным образом, должен незамедлительно уведомить об этом компетентные органы. Компетентные органы могут наложить арест на оружие или боеприпасы или распорядиться о том, чтобы привести их в негодность, модифицировать их таким образом, чтобы они больше не подпадали под запрет, или передать уполномоченному лицу в разумный срок, или могут распорядиться о том, чтобы лицо, которое приобрело им подать заявление в соответствии с подразделом 4. Запрет на обращение с оружием или боеприпасами не вступает в силу до тех пор, пока не истечет срок или заявитель не будет уведомлен об отказе в соответствии с подразделом 4.
С 2019 года газовое оружие в законодательстве Болгарии называется предупредительным в соответствии с директивами ЕС, относящими газовое оружие к предупредительному, но отграничивающими его от сигнального оружия (alarm and signal weapons)). Подобные изменения вносятся в законодательство других стран ЕС и Грузии.
В Абхазии 30 декабря 2020 года был принят Закон Об оружии, вступивший в силу с 1 марта 2021 года, разрешающий приобретение, хранение и ношение без лицензий и разрешений совершеннолетними (не моложе 18 лет) дееспособными гражданами как видов гражданского оружия, приобретаемых в РФ без лицензии, согласно ч. 4 ст. 13 ФЗ Об оружии, так и холодного оружия, предназначенного для ношения с абхазской национальной одеждой (кавказской шашки, кинжала и охотничьего ножа), всех видов оружия, используемых в культурных и образовательных целях, газовых пистолетов и револьверов, огнестрельного оружия ограниченного поражения (пистолета, револьвера и огнестрельного бесствольного устройства, предназначенного для использования патронов травматического действия), сигнального оружия и пневматического оружия с дульной энергией до 10 Дж, а также изготовление гражданами холодного оружия, предназначенного для ношения с абхазской национальной одеждой, с уведомлением уполномоченного в данной сфере органа в установленном порядке.
Таким образом, в законодательстве Абхазии отменено лицензирование приобретения газовых пистолетов и револьверов, огнестрельного оружия ограниченного поражения, всех видов сигнального оружия и видов пневматического оружия с дульной энергией до 10 Дж, что логично, учитывая небольшие значения удельной кинетической энергии огнестрельного оружия (0,5 Дж на мм2) и дульной энергии до 3, 7,5 или 10 Дж.
Законодательство РФ содержит целый ряд более строгих ограничений для лиц, получающих удостоверения на право управления транспортными средствами или целый ряд других документов, предоставляющих специальные права, чем для получения лицензий на коллекционирование оружия или на приобретение конкретных видов оружия либо разрешений на их хранение (не все из данных ограничений установлены логично и справедливо, оправданы спецификой определенных видов деятельности и соответствуют конституционным принципам высшей ценности человека, равенства всех перед законом и судом, справедливости, другим конституционным принципам и общим принципам права), в части наличия определенных заболеваний (ряда заболеваний внутренних органов, костно-мышечной системы, эпилепсии (для управления транспортными средствами по удостоверениям на право управления ими, службы в полиции и др.), эпилептического синдрома (для должности судьи, работы с опасными условиями труда и др.), гемофилии (для должности судьи) и др.) и ряда других оснований, препятствующих получению указанных документов (наличие судимости за любые преступления или привлечения к уголовной ответственности за любые преступления публичного обвинения (для службы в полиции, Росгвардии, ФСБ, органах принудительного исполнения (федеральной службы судебных приставов (ФССП)) и др.), наличие в течение года привлечений к административной ответственности за неоднократные умышленные административные правонарушения, наказания за которые назначены судьей, или наличие гражданства иностранного государства (для службы в полиции, деятельности внештатного сотрудника полиции, участия в общественных объединениях правоохранительной направленности, дружинника добровольной народной дружины и др.) и некоторые другие ограничения). При этом данные виды документов не дают права на приобретение и (или) хранение всех видов оружия, приобретаемых по разрешительным документам, или любого гражданского оружия, включая указанные виды холодного, метательного, сигнального и нелетального оружия, оружия, имеющего культурную ценность, а также огнестрельного и пневматического оружия с дульной энергией не более 25 или 7,5 Дж (для огнестрельного оружия - при калибрах не более 8 или 4,5 мм) либо 3 Дж (для огнестрельного оружия (при калибре не более 2,8 мм)), а часть видов указанных документов могут быть выданы гражданам РФ, не достигшим возраста 21 года, 18 или 16 лет, т.е. гражданам РФ, не имеющим права на приобретение многих видов гражданского оружия, иностранным гражданам, т.е. лицам, право которых на приобретение, хранение и продажу гражданского оружия и иного оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии, существенно ограничено ФЗ Об оружии и определяется законодательством государств, гражданами которых они являются (в части приобретения оружия, приобретаемого ими по лицензии), или международными договорами РФ (в части любого оборота оружия иностранными гражданами), а также лицам без гражданства, т.е. лицам, не имеющим права на приобретение и продажу всех видов гражданского оружия и иного оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии.

Практический результат

Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ.

Решение

Необходимы отмена положений законодательства, ужесточающих правила оборота видов оружия, не имеющих поражающей способности большинства современных видов боевого и охотничьего огнестрельного оружия, или имеющих не большую поражающую способность, чем распространенные в быту предметы или другие предметы, не отнесенные к оружию, и введение в законодательство РФ запрета на ужесточение правил оборота указанных видов оружия с обязательным четким обоснованием необходимости ужесточения правил оборота более опасных видов оружия.
При этом необходимо внесение изменений в ФЗ Об оружии, отменяющих ограничения на оборот холодного оружия и других видов оружия, не имеющих большей поражающей способности, чем бытовые предметы и другие предметы материального мира, доступные любым лицам, и излишне строгие ограничения на оборот газовых пистолетов, револьверов и патронов к ним, пневматического и метательного оружия, а также маломощного огнестрельного оружия и иного огнестрельного оружия, если оборот огнестрельного оружия средней или высокой поражающей способности необходим в конкретных опасных ситуациях, при решении вопроса об отмене более строгих правил оборота всех видов современного гражданского огнестрельного нарезного или многозарядного оружия (охотничьего, спортивного и др.), чем иного оружия, введении правил оборота многих или всех видов оружия, не запрещенного к обороту в РФ, включая указанные виды огнестрельного оружия с дульной энергией до 1000 Дж или с любой дульной энергией, по лицензиям на коллекционирование оружия, общим упрощенным видам лицензий, иным разрешительным документам на оборот какого-либо оружия, документам, не являющимся документами на оружие, но выдаваемым на не менее строгих условиях, чем лицензии и разрешения на оборот гражданского огнестрельного и иного оружия, введении правил оборота многих или всех видов оружия по упрощенным видам документов или без документов на его оборот, с регистрацией опасных видов оружия или без регистрации оружия, в опасных ситуациях и иных случаях, когда оружие необходимо лицу для конкретных не противоречащих закону целей, отмене лицензирования, регистрации и иных строгих ограничений на оборот нелетального и иного оружия, не представляющего большой степени опасности, а также решение вопросов об исключении из перечня видов оружия всех видов метательного оружия, пружинно-поршневого или любого пневматического оружия, нелетального оружия, а также маломощного огнестрельного оружия с дульной энергией до 50, 100 или 150 Дж и удельной кинетической энергией до 1,5 или 2 Дж на мм2.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 944 голоса

56

Против решения: 175 голосов

К началу списка инициатив