Статья 14 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ (ред.от 24.07.2023) «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (также – «ФЗ-217») определяет порядок расчета, цели и содержание взносов членов товарищества.
Согласно же части 7.2 статьи 14 ФЗ-217 (Взносы членов товарищества), «Плата, предусмотренная статьей 5 настоящего Федерального закона, рассчитывается в порядке, установленном уставом товарищества для определения размера взносов».
Вместе с тем понятия «взносы членов товарищества» и «плата, предусмотренная ст.5 ФЗ-217» имеют совhешенно различное правовое содержание, объем и существенные признаки, не схожие цели, в силу которых эти понятия не являются тождественными и не могут быть равными по размеру средств, вносимых гражданfми на них.
Согласно ч.7 ст.3 ФЗ-217, взносы - денежные средства, вносимые гражданами, обладающими правом участия в товариществе в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - члены товарищества), на расчетный счет товарищества на цели и в порядке, которые определены Федеральным законом и уставом товарищества.
Кроме этого в силу взаимосвязанных положений ФЗ-217 плательщики указанной платы, т. е. Лица, указанные в ч.1 ст.5 ФЗ-217, не могут участвовать в выработке и принятии устава товарищества (ст.17, ч.6 ст.5 ФЗ-217).
В результате возникает ситуация, когда члены товарищества фактически через утверждаемый ими без участия этих лиц устав навязывают лицам, не являющимся членами товарищества, порядок определения размера платы, предусмотренной ст.5 ФЗ-217 для этих лиц, что является фундаментальным нарушением гражданского законодательства РФ.
К тому же статьей 17 ФЗ-217 однозначно определен порядок расчета указаной платы по ст.5 ФЗ-217 посредством специальных решений собрания членов товарищества с участием указанных лиц об утверждении финансово-экономического обоснования размера платы (п.22 ч.1 ст.17 ФЗ-217) и об определении размера и срока внесения указаной платы (п.21 ч.1 ст.17 ФЗ-217).
Это вкупе со статьей 5 означает справедливый индивидуальный расчет такой платы для каждого садовода, не участвующего в товариществе, с учетом его фактического использования (потребностей, выгоды) и владения имуществом общего пользования (его доли в праве общей долевой собственности (ст.25).
Частью 3 статьи 5 ФЗ-217 четко определено, что плата, предусмотренная ст.5 ФЗ-217, предназначена исключительно для покрытия расходов товарищества «за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования, текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования и расположенных в границах территории садоводства или огородничества, за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом».
Этой же частью 3 определено, что только внесение такой платы осуществляется в порядке, установленном названным Федеральным законом для уплаты взносов членами товарищества.
Согласно ч.5 ст.3 ФЗ-217, имущество общего пользования - расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд земельные участки и находящиеся на них объекты недвижимости и иные объекты, используемые для удовлетворения общих потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество на указанной территории.
Из указанных законоположений следует, что упомянутая плата связана исключительно с содержанием (ремонтом), созданием (приобретением) земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства, и находящихся на них объектов недвижимости, относящихся к имуществу общего пользования и используемых для удовлетворения общих потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество на указанной территории.
Следовательно, в силу закона взносы членов товарищества и плата, предусмотренная ст.5 ФЗ-217, не могут быть равны по размеру и рассчитываться в одинаковом порядке.
Таким образом часть 7.1 статьи 14 ФЗ-217 противоречит взаимосвязанным нормам ГК РФ и ФЗ-217, регулирующим в совокупности отношения юридического лица с лицами, не являющимися его членами, создает правовую неопределенность, конфликт интересов, внутренние противоречия ФЗ-217 и не обеспечивает справедливый баланс индивидуальных и корпоративных интересов в данной сфере гражданских правоотношений и, следовательно, подлежит отмене.
Практический результат
Отмена части 7.1 статьи 14 Федерального закона от 29.07.2017 №217-ФЗ позволит устранить внутренние противоречия этого Федерального закона, нарушения прав граждан при определении размера платы, предусмотренной статьей 5 ФЗ-217, и ограничить ее исключительно, как это и установлено законодателем, приобретением, созданием, содержанием имущества общего пользования, текущим и капитальным ремонтом объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования, используемого для удовлетворения общих потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество на указанной территории, и расположенных в границах территории садоводства или огородничества, за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом.
Отмена указанной части 7.1 также позволит устранить дисбаланс индивидуальных/частных и корпоративных интересов, коррупциогенные факторы, связанные с возможностью произвольно толковать и применять неоднозначные и противоречивые нормы ФЗ-217 в ущерб интересам граждан, ведущих самостоятельно на основании Конституции РФ садоводство или огородничество для собственных нужд, без участия в товариществе.