Необходимо введение в ФЗ Об оружии минимальных и максимальных значений удельной кинетической энергии и иных характеристик, определяющих поражающую способность всех видов пневматического, огнестрельного и иного оружия, и отмены излишне установленных максимальных значений дульной энергии охотничьего пневматического оружия, служебного огнестрельного короткоствольного гладкоствольного или нарезного оружия, а также других видов оружия, для которых конкретные ограничения установлены излишне, с введением равных и четко установленных минимальных значений кинетических энергий всех видов оружия и исключением из перечня видов оружия сигнального, списанного, холодного и иного оружия, не имеющего большей поражающей способности, чем предметы, не отнесенные к оружию, или не предназначенного для поражения цели, а также оружия, имеющего культурную ценность, учитывая отсутствие минимальных значений удельной кинетической энергии пневматического, метательного и иного оружия, не являющегося огнестрельным оружием, отсутствие в ФЗ Об оружии предусмотренного Криминалистическими требованиями и экспертной методикой минимального значения удельной кинетической энергии огнестрельного оружия (более 0,5 Дж на мм2), являющегося одновременно максимальным значением удельной кинетической энергии выстрела металлическими снарядами из сигнального и списанного оружия, газовых пистолетов и револьверов, а также из гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения, отсутствие минимальных значений дульной энергии огнестрельного и метательного оружия и любых минимальных критериев поражающей способности сигнального, нелетального (газового и электрошокового оружия, а также огнестрельного оружия ограниченного поражения), списанного (к списанному оружию может быть отнесено охолощенное огнестрельное оружие и деактивированное оружие, из которого производство выстрела исключено) и многих других видов оружия (электромагнитного, светового и др.), а также нелогичность, неочевидность и бессмысленность критериев отграничения холодного и метательного броскового оружия, а также сигнального и нелетального оружия, метательного стрелкового оружия (луков и арбалетов) и пружинно-поршневого пневматического оружия от бытовых предметов и других предметов, не отнесенных к оружию (явно бессмысленными являются критерии отграничения холодного и метательного броскового оружия от предметов, не отнесенных к оружию (как и само отграничение холодного и ему подобного оружия от бытовых предметов), сигнальное оружие по своему назначению не является оружием, а включение в ФЗ Об оружии предназначения оружия, не только для поражения цели, но и для подачи сигналов, является ошибочным, т.к. основным традиционным предназначением оружия является поражение цели, подача сигнала является иным предназначением предмета, не связанным с применением предмета для поражения цели, поэтому отнесение сигнальных устройств к оружию, особенно, без указания их перечня и видов, может повлечь отнесение к оружию большинства предметов (игл, отверток, бытовых ножей, топоров, строительных и иных инструментов и др.), что повлечет массовые нарушения конституционных прав человека и крайне негативно скажется на криминогенной обстановке и развитии общества, а с газовым, травматическим и многими другими видами нелетального оружия, луками и арбалетами, отнесенными к оружию, и пружинно-поршневым пневматическим оружием сходны многие виды устройств, не отнесенных к оружию, которые могут иметь не меньшую или существенно большую поражающую способность, чем указанные виды оружия (газовые баллончики для самообороны от животных или для использования силовыми структурами в качестве спецсредств, многие виды огнестрельных устройств с удельной кинетической энергией не более 0,5 Дж на мм2, пружинные пистолеты, ружья и пушки, рогатки, пращи, катапульты, не являющиеся баллистами, пистолеты и ружья для подводной охоты и др.)), наличие в ст. 243 УК РФ и ФЗ Об оружии запретов на повреждение культурных ценностей и на использование оружия, имеющего культурную ценность, в качестве оружия или иным способом, которых может повлечь его повреждение, меньшую распространенность и большую сложность использования данного оружия, и наличие в ФЗ Об оружии максимальных значений дульной энергии охотничьего пневматического оружия (25 Дж), огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов травматического действия (91 и 150 Дж), а также служебного огнестрельного короткоствольного оружия (300 Дж), при отсутствии максимальных значений калибров или удельной кинетической энергии данных видов оружия, что означает возможность отнесения к такому оружию видов оружия, имеющих высокую поражающую способность, при наличии излишних ограничений или запретов на оборот видов оружия, имеющих большие значения дульной энергии, но не большую поражающую способность, чем у многих видов оружия с меньшими значениями дульной энергии или предметов, не отнесенных оружию ФЗ Об оружии, Криминалистическими требованиями и экспертными методиками.
В ст. 3 ФЗ Об оружии к гражданскому оружию самообороны отнесены:
огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие с патронами к нему, в том числе с патронами травматического действия;
огнестрельное оружие ограниченного поражения (пистолет, револьвер, огнестрельное бесствольное устройство отечественного производства) с патронами травматического действия, патронами газового действия и патронами светозвукового действия;
газовое оружие: газовые пистолеты и револьверы, в том числе патроны к ним, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, разрешенными к применению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;
электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, имеющие выходные параметры, соответствующие обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании.
При этом дульная энергия при выстреле из гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия патронами травматического действия не должна превышать 150 Дж, а из гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения - 91 Дж.
В ст. 4 ФЗ Об оружии к служебному оружию отнесены огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства с дульной энергией не более 300 Дж, огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, а также огнестрельное оружие ограниченного поражения с патронами травматического действия.
В ст. 5 ФЗ Об оружии к боевому оружию отнесены ручное стрелковое и холодное оружие, предназначенные для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятые в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства РФ на вооружение государственных военизированных организаций, а также отнесенные к продукции военного назначения в соответствии с законодательством РФ о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами.
Таким образом, отнесение к боевому оружию огнестрельного оружия ограниченного поражения с любой дульной энергией и каких-либо видов огнестрельного гладкоствольного и нарезного оружия с дульной энергией до 300 Дж зависит от его принятия на вооружение в РФ и наличия у него предназначения для решения боевых и оперативно-служебных задач. При этом существуют образцы такого огнестрельного оружия, состоящие на вооружении в РФ (револьвер «Наган», пистолеты ПСМ, ОЦ-21 «Малыш» и др.).
В ст. 6 ФЗ Об оружии запрещен оборот на территории РФ в качестве гражданского и служебного оружия:
огнестрельного длинноствольного оружия с емкостью магазина (барабана) более 10 патронов, за исключением спортивного оружия, имеющего длину цельного ствола от его казенной части или длину цельного ствола со ствольной коробкой менее 500 мм и общую длину оружия менее 800 мм, а также имеющего конструкцию, которая позволяет сделать его длину менее 800 мм и при этом не теряется возможность производства выстрела;
огнестрельного оружия, которое имеет форму, имитирующую другие предметы;
огнестрельного гладкоствольного оружия, изготовленного под патроны к огнестрельному оружию с нарезным стволом;
метательного броскового оружия, кистеней, кастетов и других специально приспособленных для использования в качестве оружия предметов ударно-дробящего и метательного действия, за исключением спортивных снарядов и указанных предметов, имеющих культурную ценность и используемых в культурных и образовательных целях;
патронов с пулями, или пуль, или метаемых снарядов к метательному стрелковому оружию бронебойного, зажигательного, разрывного или трассирующего действия, а также патронов с дробовыми снарядами для газовых пистолетов и револьверов;
оружия и иных предметов, поражающее действие которых основано на использовании радиоактивного излучения и биологических факторов; оружия и иных предметов, поражающее действие которых основано на использовании электромагнитного, светового, теплового, инфразвукового или ультразвукового излучения и которые имеют выходные параметры, превышающие величины, установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации и соответствующие нормам федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, а также указанных оружия и предметов, произведенных за пределами территории РФ;
газового оружия, снаряженного нервно-паралитическими, отравляющими, а также другими веществами, не разрешенными к применению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;
оружия и патронов к нему, имеющих технические характеристики, не соответствующие криминалистическим требованиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере обеспечения безопасности РФ, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений, за исключением оружия, имеющего культурную ценность, в том числе старинного (антикварного) оружия, копий старинного (антикварного) оружия и реплик старинного (антикварного) оружия;
электрошоковых устройств и искровых разрядников, имеющих выходные параметры, превышающие величины, установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации и соответствующие нормам федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, а также указанных видов оружия, произведенных за пределами территории РФ;
холодного клинкового оружия и ножей, клинки и лезвия которых либо автоматически извлекаются из рукоятки при нажатии на кнопку или рычаг и фиксируются ими, либо выдвигаются за счет силы тяжести или ускоренного движения и автоматически фиксируются, при длине клинка и лезвия более 90 мм, за исключением холодного оружия, имеющего культурную ценность, в том числе старинного (антикварного) холодного оружия, копий старинного (антикварного) холодного оружия и реплик старинного (антикварного) холодного оружия;
гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения с дульной энергией свыше 91 Дж и служебного огнестрельного оружия ограниченного поражения с дульной энергией свыше 150 Дж.
Криминалистическим требованиям не соответствуют виды гражданского оружия, не отнесенные к оружию, имеющему культурную ценность, и служебного оружия, не имеющие маркировки, номера или клейма, иных обозначений (в зависимости от отнесения оружия к конкретным видам оружия и времени его изготовления), огнестрельное, огнестрельное оружие ограниченного поражения, сигнальное оружие, пневматическое оружие, списанное оружие, а также газовые пистолеты и револьверы, имеющие в своей конструкции приспособления для бесшумной стрельбы, списанное оружие, позволяющее вести стрельбу очередями, а также целый ряд других видов оружия, не всегда имеющих высокую поражающую способность, или представляющих большую степень опасности, чем конструктивно сходные с оружием изделия, бытовые и иные предметы, не отнесенные к оружию ФЗ Об оружии, Криминалистическими требованиями или экспертными методиками, а также виды оружия, имеющие культурную ценность, или не предусмотренные ФЗ Об оружии.
При этом Криминалистические требования не установлены в отношении целого ряда видов оружия, включая спортивное огнестрельное гладкоствольное короткоствольное оружие и целый ряд видов холодного оружия (кортиков, стилетов, палашей, шпаг и т.п.).
Поэтому их положения не позволяют четко разграничить запрещенное к обороту и иное оружие по степени опасности и другим критериям.
Виды оружия и иных предметов, поражающее действие которых основано на использовании радиоактивного излучения и биологических факторов; оружия и иных предметов, поражающее действие которых основано на использовании электромагнитного, светового, теплового, инфразвукового или ультразвукового излучения, не отнесены в ст. 3, 4 и 5 ФЗ Об оружии к оружию самообороны, спортивному и многим другим видам гражданского оружия, к служебному оружию, а также боевому оружию, за исключением его видов, являющихся стрелковым оружием, если они приняты на вооружение в РФ и предназначены для решения боевых и оперативно-служебных задач. При этом они четко не отнесены к сигнальному оружию, но их отнесение к сигнальному оружию, приобретаемому по лицензии, не запрещено, а конструктивно сходные с оружием изделия приобретаются без лицензии и не регистрируются, согласно ст. 13 ФЗ Об оружии. Оборот иных предметов, которые сходны с оружием по каким-либо признакам или могут быть эффективно использованы в качестве оружия не регулируется ФЗ Об оружии.
Таким образом, многие виды электромагнитного и иного вышеуказанного оружия, а также других подобных предметов, не запрещенные к обороту в РФ, находятся в свободном обороте в качестве оружия, не являющегося гражданским, служебным, боевым или запрещенным оружием (оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии), конструктивно сходных с оружием изделий или иных предметов, не отнесенных к оружию.
Все запреты на оборот оружия в ст. 6 ФЗ Об оружии и Криминалистических требованиях относятся к любому оружию, соответствующему не менее, чем минимальным экспертным критериям огнестрельного, метательного, холодного и иного оружия, предусмотренным ФЗ Об оружии, Криминалистическими требованиями или экспертными методиками, т.е. поражающая способность и степень опасности оружия, запрещенного к обороту в РФ, могут быть равны указанным характеристикам гражданского и иного оружия, ограниченного к обороту ФЗ Об оружии, или находящегося в свободном обороте, или предметов, не отнесенных к оружию.
Виды оружия, запрещенного к обороту в РФ в качестве гражданского и служебного оружия, могут быть не запрещены к обороту в качестве данного оружия международными договорами РФ, которые применяются вместо ФЗ Об оружии, если ими установлены иные правила, чем данными актами (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), или законодательством других стран, которое применяется на их территориях, территориях их дипломатических представительств в РФ, или в вышеуказанных случаях, предусмотренных международными договорами РФ.
Во всех случаях виды оружия, запрещенного к обороту в РФ в качестве гражданского и служебного оружия, могут быть отнесены к боевому оружию, если они предназначены для решения боевых и оперативно-служебных задач, при условии их принятия на вооружение в РФ, или к иной продукции военного назначения в случае их поставок на экспорт, ввоза в РФ или иного оборота в рамках военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами. Но указанные виды оружия не могут быть отнесены к наградному оружию (ст. 20.1 ФЗ Об оружии), иным образом допущены к гражданскому обороту без их переделки в не запрещенные виды оружия или иные подобные предметы либо отмены запрета на их оборот, а многие из них не могут быть переданы во временное пользование сотрудникам государственных военизированных организаций, находящимся на пенсии, лицам, подлежащим государственной защите и другим категориям лиц.
Все виды оружия, запрещенного к обороту в РФ в качестве гражданского и служебного оружия, могут быть переданы в экспертно-криминалистические учреждения для формирования криминалистических коллекций оружия или в иные учреждения, в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Виды оружия, запрещенного к любому обороту международными договорами РФ, не могут быть отнесены в РФ к гражданскому, служебному и боевому оружию, а также к оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, находящемуся в свободном обороте, конструктивно сходным с оружием изделиям или иным предметам, не отнесенным к оружию.
Таким образом, запрет на оборот оружия в качестве гражданского и служебного не всегда равен полному запрету на оборот такого оружия в государстве (в частности, в РФ), различных государствах или в мире. Поэтому оно всегда может быть отнесено к боевому или иному подобному оружию, запрещенному только к гражданскому обороту, либо разрешено к гражданскому обороту на определенных условиях, предусмотренных национальным или международным законодательством, либо запрет на его оборот в государстве может быть отменен с его отнесением к служебному, гражданскому или иному оружию, не запрещенному к гражданскому обороту (в частности, к оружию, не предусмотренному законодательством об оружии), либо к конструктивно сходным с оружием изделиям или иным предметам, не являющимся оружием.
При этом к оружию, запрещенному к обороту в РФ, в ст. 6 ФЗ Об оружии, отнесены не все виды боевого ручного стрелкового и холодного оружия, а многие его виды (в особенности, виды холодного оружия) не отличаются по поражающей способности от гражданского оружия или полностью соответствуют его видам (например, пистолеты «Беретта», «Глок», «Браунинг Хай Пауэр», «Парабеллум», боевые ножи, шашки и ряд других видов холодного оружия, которые отнесены к гражданскому оружию (спортивному, охотничьему, оружию, имеющему культурную ценность и др.)). Бросковое метательное оружие с 2020 года не может быть отнесено к боевому оружию, т.к. оно исключено из перечня видов холодного оружия в ст. 1 ФЗ Об оружии и не может быть отнесено к стрелковому оружию.
Из смысла положений ст. 6 ФЗ Об оружии следует, что с 2018 года запрещены к обороту только указанные в ней виды холодного и метательного броскового оружия, не имеющие культурной ценности, но в отношении огнестрельного и многих других видов оружия данное указание отсутствует. При этом оружие, имеющее культурную ценность, с 2012 года может быть отнесено только к гражданскому оружию, с 2018 года в ст. 6 ФЗ Об оружии введено положение о запрете распространения на данное оружие Криминалистических требований, а в ст. 24 ФЗ Об оружии предусмотрен запрет на любое его использование в качестве оружия и не сделано исключения для криминалистических экспертиз оружия (запрещено использование оружия, имеющего культурную ценность, для поражения цели, подачи сигналов и иным способом, не связанным с хранением, коллекционированием, экспонированием указанного оружия и создающим угрозу его повреждения или уничтожения). При этом в ст. 243 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за повреждение или уничтожение культурных ценностей без указания на случаи исключения данной ответственности. Поэтому его отнесение к оружию юридически невозможно и будет нарушать принцип запрета применения по аналогии уголовного и иного закона, применение которого по аналогии запрещено (в частности, норм КоАП РФ о нарушениях положений законодательства об обороте оружия).
Таким образом, огнестрельное, пневматическое, метательное и иное оружие, имеющее культурную ценность, не может быть запрещено или ограничено к обороту в качестве вида оружия, а наличие запрета на его использование в качестве оружия можно расценивать как его законодательное приравнивание к предметам, не являющимся оружием.
Сигнальное, электрошоковое, электромагнитное газовое и многие другие виды оружия, не являющиеся огнестрельным, метательным, пневматическим или холодным оружием, не отнесены к оружию, имеющему культурную ценность (ст. 1 ФЗ Об оружии). При этом многие из них стали изготавливать более 50 или 100 лет назад и различные их образцы могут иметь признаки культурных ценностей как по данной, так и по иным причинам, учитывая положения ст. 1 ФЗ Об оружии и законодательства об охране культурных ценностей.
Данные виды нелетального и иного оружия не были отнесены к оружию в Российской империи, РСФСР, СССР и РФ до вступления в силу Закона Об оружии 1993г. (до 31 декабря 1993 года) и ФЗ Об оружии (до 30 июня 1997 года) и не отнесены к оружию в целом ряде стран мира. При этом в законодательстве СССР, РСФСР и других союзных республик, а также РФ до вступления в силу Закона Об оружии 1993г. и ФЗ Об оружии к оружию не были отнесены пневматическое и метательное оружие, включенные в перечень видов оружия, имеющих культурную ценность.
Положения законодательства об охране культурных ценностей, включая ст. 243 УК РФ, распространяются на любые культурные ценности. Поэтому данные виды оружия не могут быть использованы в качестве оружия, подвергнуты разрушающим экспертизам, другим действиям, повреждающим их, или уничтожению. Следовательно, они не могут быть отнесены к оружию и использоваться в качестве оружия, что исключает их из перечня видов оружия.
Патроны с дробовыми снарядами были запрещены для любых пистолетов и револьверов в Законе РФ Об оружии 1993г., а до 2020 года в ФЗ Об оружии был запрещен оборот только патронов с пулями бронебойного, зажигательного, разрывного или трассирующего действия, а не самих данных пуль или метаемых снарядов к стрелковому метательному оружию.
При этом не все предметы, запрещавшиеся к обороту в законодательстве прошлого или запрещенные к обороту в различных странах мира, представляют высокую степень опасности, достаточную для введения запрета на их оборот.
Патроны с дробовыми снарядами к газово-дробовым и иным пистолетам и револьверам были созданы как патроны для истребления крыс и змей (патроны Гринелли), а их поражающая способность резко снижается на расстоянии от 1 до 5 метров, поэтому они уступают в эффективности использования пулевым пистолетным и револьверным патронам и, тем более, ружейным дробовым и иным патронам. Это означает необоснованность запрета на оборот данных патронов к газовым и иным пистолетам и револьверам (в особенности, учитывая наличие в газовом пистолете рассекателя, делающего невозможным производство выстрелов пулевыми и иными патронами с твердыми снарядами и отсутствие запрета на использование стволов без рассекателей и ограничителей (включая нарезные стволы) и патронов с металлическими снарядами в конструктивно сходных с огнестрельным оружием изделиях). При этом для установления четких правил оборота пистолетных и револьверных дробовых патронов необходимо их четкое разграничение по поражающей способности.
Незаконный оборот огнестрельного оружия, не являющегося гражданским гладкоствольным длинноствольным, влечет уголовную ответственность по ч. 1 - 6 ст. 222, ст. 222.2 и ч. 1 - 3 ст. 223 УК РФ, а незаконный оборот других видов стрелкового оружия и холодного оружия влечет административную ответственность по ст. 20.10 КоАП РФ. При этом незаконные сбыт и изготовление холодного, метательного и газового оружия, а также незаконные сбыт, изготовление, ремонт или переделка огнестрельного оружия ограниченного поражения влекут уголовную ответственность по ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ.
Незаконный оборот части видов запрещенного к обороту, боевого и иного оружия, не являющегося огнестрельным оружием, не влечет уголовной ответственности даже в том случае, если он повлек наступление тяжких последствий, но за незаконный оборот любого оружия с 2021 года в ст. 2010 КоАП РФ установлены отдельная административная ответственность и строгие наказания, включающие административный арест на срок от 5 до 15 суток (арест и многие другие административные наказания не могут быть назначены ниже низшего предела, поэтому 5 дней ареста – минимальный его срок по данной статье. При этом административные наказания не могут быть назначены условно или заменены домашним арестом и могут быть назначены лицам пенсионного или преклонного возраста, в отличии от КоАП ряда стран мира (Молдовы, Казахстана и др.)) и конфискацию оружия (безвозмездное изъятие оружия, запрещенного к обороту не отнесено к конфискации и разрешено положениями ст. 28 ФЗ Об оружии, а любые предметы, запрещенные к обороту, могут быть безвозмездно изъяты по решению суда или в ходе обыска, согласно положениям УПК РФ и иного законодательства РФ).
Таким образом, незаконный оборот боевого оружия и оружия, запрещенного к обороту в РФ не выделен в отдельный состав преступления или административного правонарушения. При этом боевое ручное стрелковое и холодное оружие четко не отделено от иных видов оружия и других предметов по степени опасности и поражающей способности, а правила оборота вне государственных военизированных организаций его видов, не отнесенных к оружию, запрещенному к обороту в РФ, отсутствуют и их гражданский оборот в случаях их наследования в качестве наградного оружия и дальнейшего оборота или иного введения в гражданский оборот не может быть ограничен более строго, чем оборот гражданского оружия или оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии. Запрещены только продажа, дарение и наследование наградного боевого короткоствольного ручного стрелкового оружия.
Запреты на оборот иностранного гражданского или служебного оружия отсутствуют в законах об оружии большинства стран мира, т.к. электрошоковые устройства и искровые разрядники, произведенные в любой стране, разрешены к обороту законами большинства стран постсоветского пространства и иных стран, в которых они не запрещены к обороту полностью, а в Законе Об оружии Южной Осетии 2021г. разрешены к обороту электрошоковые устройства и искровые разрядники российского производства. Аналогично во многих данных законах разрешены гражданское травматическое и служебное оружие, произведенные в любой стране или РФ соответственно (в Законе Об оружии Южной Осетии 2021г. разрешены к обороту данные виды оружия российского производства, а иностранное травматическое оружие разрешено законодательством всех стран, в которых оно не запрещено к обороту полностью). При этом в законах об оружии части стран мира к служебному оружию отнесены пистолеты и револьверы с дульной энергией до 350 Дж или с любой дульной энергией (в частности, в Законе Об оружии Узбекистана к служебному оружию отнесено гладкоствольное и нарезное огнестрельное короткоствольное оружие с дульной энергией до 350 Дж, а в Законе Казахстана «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия» к служебному оружию отнесено указанное оружие с любой дульной энергией, включая пистолет «Вальтер П-38», имеющий дульную энергию около 500 Дж).
Поэтому ограничения на оборот различных видов оружия по стране производства предусмотрены далеко не во всех странах мира, а в Южной Осетии разрешен оборот именно российских, а не иных иностранных или отечественных видов электрошокового, травматического или служебного оружия.
Существующие медицинские критерии поражающей способности оружия определяют минимальную удельную кинетическую энергию, необходимую для отнесения предметов к огнестрельному оружию, составляющую 0,5 Дж на мм2 (50 Дж на см2), как энергию, позволяющую причинить тяжкий вред здоровью человека, при попадании снаряда (пули, дроби, картечи и т.п.) в различные части тела.
Данными судебной медицины определено, что при выстреле в средние отделы груди снаряд с удельной кинетической энергией:
6-8 Дж на см2 причиняет ссадины;
14-17 Дж на см2 - поверхностные раны;
32-36 Дж на см2 - непроникающее ранение грудной клетки с переломами грудины;
54-60 Дж на см2 - проникающие ранения грудной клетки;
135-145 Дж на см2 - проникающие ранения грудной клетки с повреждениями ее задней стенки.
Экспертные критерии огнестрельного оружия были разработаны в СССР учеными Л.Ф. Савранем и Е.И. Сташенко. Причем значение удельной кинетической энергии 0,5 Дж на мм2 было определено путем указания среднего между значениями удельных энергий патронов калибра 5,6 мм (0,4 Дж на мм2) и 9 мм (0,6 Дж на мм2) при скорости 100 м/с, т.е. оно не является фактическим минимальным значением данной энергии патрона к огнестрельному оружию. Данные критерии требуют уточнения, учитывая наличие административной и уголовной ответственности за незаконный оборот огнестрельного оружия и за различные незаконные действия с холодным и многими другими видами оружия.
При невозможности измерить каким-либо способом скорость пули и, следовательно, определить ее удельную кинетическую энергию, поражающую способность оценивают примитивным методом - по результатам стрельбы в пакет сухих сосновых досок. Поражающая способность считается достаточной, если пуля внедряется в мишень на глубину порядка своей длины.
При решении вопроса об относимости самодельных патронов к категории боеприпасов аналогичным образом оценивается и поражающее действие пули. Самодельный патрон признается боеприпасом, если значение удельной кинетической энергии пули составляет не менее 50 Дж на см2.
Критерий надежности по отношению к самодельному оружию факультативный и не является существенным при отнесении объекта к категории огнестрельного оружия.
Данные критерии требуют уточнения, учитывая наличие административной и уголовной ответственности за незаконный оборот огнестрельного оружия и за различные незаконные действия с холодным и многими другими видами оружия, а также различия длин пуль сферической формы и других типов пуль различных калибров, при котором удельная кинетическая энергия пуль, проникающих в доску на величину своей длины, может быть, как менее, так и более 0,5 Дж на мм2.
Пули и другие снаряды калибра до 1 мм, а также стрелы, остроконечные пули и другие снаряды с острием или подкалиберные снаряды имеют значения удельной кинетической энергии, превышающие 0,5 или 1,5 Дж на мм2, при дульной энергии игрушечного оружия, составляющей до 0,5 Дж, учитывая их очень небольшую площадь поперечного сечения. Поэтому луки и арбалеты, метательное бросковое и холодное клинковое оружие имеют значения удельной кинетической энергии, намного превышающие 0,5 и 1,5 Дж на мм2, учитывая их минимальные критерии (минимальные критерии холодного оружия и минимальные значения усилия натяжения тетивы луков и арбалетов, являющихся метательным стрелковым оружием, превышающие 27 и 43 кгс соответственно) и кинетическую энергию нанесения удара рукой человека (от 20 до 50, 100 или 200 Дж). Но данные значения удельной кинетической энергии достижимы при поражении цели с любой дульной энергией предметами, имеющими заостренную головную часть или очень малую площадь поперечного сечения (стрелы, остроконечные пули, заостренные стержни, гвозди, иглы и т.п.).
Минимальные критерии поражающей способности электрошокового, электромагнитного, сигнального, газового оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения и части других видов оружия законодательно не определены. При этом многие предметы, сходные с газовым, травматическим и иным оружием, которые могут иметь большую поражающую способность, чем указанные виды гражданского и (или) служебного оружия (баллончики против животных, газовые спецсредства МВД, травматические пистолеты, ружья и другие устройства, не имеющие в стволе ограничителя, не отнесенные к огнестрельному оружию, имеющие дульную энергию как менее, так и более 150 или 300 Дж, резиновые дубинки (палки) и др.), а также списанное и спортивное холодное оружие, не отнесены к оружию положениями ФЗ Об оружии, Криминалистических требований к гражданскому и служебному оружию и экспертных методик.
В ФЗ Об оружии не предусмотрены конкретные максимальные значения удельной кинетической энергии гражданского и служебного огнестрельного оружия ограниченного поражения, патронов травматического действия к данному оружию или огнестрельному гладкоствольному оружию, имеющих дульные энергии до 91 или 150 Дж соответственно, и служебного огнестрельного короткоствольного оружия с дульной энергией до 300 Дж, а максимальное допустимое значение удельной кинетической энергии выстрела металлическими снарядами предусмотрено только для гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения и составляет 0,5 Дж на мм2.
При этом максимальные значения удельной кинетической энергии при небольших, средних и части крупных калибров могут превышать 0,5 или 1,5 Дж на мм2 при дульной энергии не более 91 или 150 Дж в короткоствольном гражданском огнестрельном оружии ограниченного поражения, из которого выстрел металлическим снарядом возможен только при его заряжании с дула перед ограничителем в стволе оружия, служебном огнестрельном оружии ограниченного поражения и гражданском огнестрельном гладкоствольном длинноствольном оружии, а величины на которые могут быть превышены указанные значения удельной кинетической энергии в огнестрельном оружии ограниченного поражения, патронах травматического действия и служебном огнестрельном короткоствольном оружии не учтены в законодательстве и могут быть любыми, в зависимости от калибра оружия, т.е. при малых калибрах они могут превышать 5 или 10 Дж на мм2.
При этом виды оружия с дульной энергией, превышающей 91, 150 или 300 Дж, имеющие крупные калибры, могут иметь значения удельной кинетической энергии, составляющие не более 0,5 Дж на мм2, т.е. при которых их отнесение к огнестрельному оружию юридически невозможно, но возможно наличие у них свойств огнестрельного оружия ограниченного поражения или иного нелетального оружия. Отдельные виды оружия с удельной кинетической энергией не более 0,5 Дж на мм2 могут иметь значения удельной кинетической энергии, не превышающие 0,2, 0,1 или 0,01 Дж на мм2, при значениях дульной энергии более 3, 7,5, 25, 91, 150 или даже 300 Дж, т.е. очень малые значения, при которых крайне затруднительно или невозможно причинение вреда здоровью человека. Поэтому отсутствие минимальных значений кинетических энергий огнестрельного оружия ограниченного поражения, иных видов нелетального оружия и многих других видов оружия нелогично и может влечь нарушение конституционных прав человека, а огнестрельным оружием являются далеко не все виды огнестрельных устройств с дульной энергией более 91, 150 или 300 Дж, и не все устройства, являющиеся им при указанных значениях дульной энергии, имеют поражающую способность стандартных видов охотничьего или иного гражданского огнестрельного оружия, служебного, боевого или иного огнестрельного оружия.
В экспертную методику отнесения предметов к холодному оружию входит нанесение определенного количества ударов в сосновую доску и ударов плашмя по бревну с кинетической энергией от 20 до 50 Дж, после которых проверяется глубина проникновения клинка в доску и наличие повреждений или люфта клинка. При этом критерии отнесения предметов к холодному оружию включают в себя множество характеристик (длину, прочность и твердость клинка (более 25 HRC), длину рукояти (более 70 мм), ее прочность, наличие ограничителя или подпальцевых углублений определенного размера, угол заточки лезвия и тому подобных признаков, несоответствие даже одному из которых исключает отнесение предмета к холодному оружию, но не определяет поражающей способности предмета и его отличий от бытовых и иных предметов материального мира).
Критерии холодного оружия являются избыточными и трудноустанавливаемыми, учитывая возможность нанесения смертельных телесных повреждений при применении в качестве оружия большинства бытовых ножей, топоров и других острых или тупых предметов, не соответствующих критериям холодного оружия, и наличие высокой проникающей способности (удельной кинетической энергии) у любого острого предмета (ножа, ножниц и др.) или предмета, имеющего небольшую площадь поперечного сечения (иглы, булавки, шила, гвоздя и др.), при любой силе удара, в особенности, если кинетическая энергия удара превышает 20 или 50 Дж (удельная кинетическая энергия превышает 0,5 и 1,5 Дж при кинетической энергии предметов, имеющих диаметр боевой части до 1 – 3 мм, составляющей не более 0,5, 3 или 7,5 Дж).
Данные критерии признания предмета холодным оружием способствуют усилению коррупции и бюрократии, ложным обвинениям и чрезмерному ограничению прав владельцев как холодного оружия, так и предметов, которые сходны с ним конструктивно, поскольку увеличивается количество случаев фабрикации дел об административных правонарушениях и уголовных дел, связанных с нарушением правил оборота и незаконным оборотом холодного оружия, при этом невиновность лиц, привлеченных к ответственности очень сложно доказать, учитывая такие формальные, усложненные и избыточные критерии признания предмета холодным оружием, не позволяющие без порчи предмета и его временного изъятия отличить, например, охотничий нож общего назначения (холодное оружие) от его копии или туристического ножа (конструктивно сходных с оружием изделий), охотничий тесак (холодное оружие) от мачете (конструктивно сходного с оружием изделия), антикварное холодное оружие от его копии, не являющейся оружием, казачьего кинжала от его сувенирной копии и т.п., и не способствующие ограничению оборота опасных предметов, учитывая равную степень опасности для жизни человека перечисленных предметов и возможность их использования для совершения насильственных преступлений, а также распространенность предметов, опасных для жизни человека, оборот которых невозможно ограничить, и большую опасность стрелкового оружия.
Вышеуказанные экспертные критерии холодного оружия и распределение ограничений на оборот его видов нелогичны и не могут соответствовать положениям Конституции РФ, учитывая равную опасность различных его видов, предусмотренных или не предусмотренных ФЗ Об оружии, и отсутствие у него большей степени опасности, чем у распространенных в быту предметов (бытовых ножей, топоров, мачете, бейсбольных бит и т.п.) и других предметов материального мира, которые могут быть использованы в качестве оружия любыми лицами (камней, палок, кусков льда, частей различных предметов и т.п.), т.к. военные кинжалы, сабли и иные подобные виды холодного оружия находятся в свободном обороте, если они не отнесены к оружию, имеющему культурную ценность, либо к охотничьему, казачьему, национальному российскому, боевому или запрещенному к обороту в РФ холодному оружию. При этом кортики, стилеты и шпаги могут быть отнесены только к оружию, имеющему культурную ценность, или оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, а иностранные национальные ножи, кинжалы, сабли, шашки и иные виды национального холодного оружия, соответствующие российским критерия холодного оружия, не могут быть отнесены к холодному клинковому оружию, предназначенному для ношения с национальными костюмами народов РФ, если они предназначены для ношения с национальными костюмами народов других государств (грузинские, азербайджанские, иранские и другие кинжалы и т.п.) или полностью отличаются от национального холодного оружия народов РФ (грузинские (хевсурские) палаши, ножи сикхов (кирпаны), малайские кинжалы (крисы), шотландские кинжалы (дирки) и т.п.). При этом они могут быть отнесены к холодному оружию, имеющему культурную ценность, охотничьему холодному клинковому оружию или оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, что означает совершенно иные правила их оборота и отсутствие их обязательной регистрации в уполномоченных органах (Росгвардии), при равной степени их опасности с национальным российским холодным оружием и свободно обращаемыми бытовыми предметами.
К метательному бросковому оружию отнесены предметы, имеющие все признаки холодного оружия и необходимые для метания рукой аэродинамические характеристики, а к метательному стрелковому оружию отнесены луки или арбалеты с усилием натяжения тетивы более 27 или 43 кгс соответственно.
Таким образом, критерии холодного и метательного оружия не являются логичными и справедливыми, т.к. фактически не устанавливают четкого разграничения оружия и других предметов и значительно превышают значения дульной энергии, составляющие 3, 7,5 и 25 Дж, и значения удельной кинетической энергии, составляющие 0,2, 0,5 и 1,5 Дж на мм2, т.к. криминалистическая экспертиза холодного оружия производится путем нанесения ударов с кинетической энергией от 20 до 50 Дж, а кинетическая энергия удара рукой человека превышает 7,5 и 25 Дж и может достигать 100 или 200 Дж. При этом дульная энергия при усилии натяжения тетивы лука или арбалета более 27 или 43 кгс соответственно превышает 27 Дж, а удельная кинетическая энергия при ударе острым или тонким предметом (предметом, имеющим очень малую площадь поперечного сечения) превышает 1,5 Дж на мм2 и при меньших значениях кинетической энергии при ударе, броске или выстреле указанными предметами. Поэтому минимальные значения кинетических энергий пневматического и огнестрельного оружия (3 и 7,5 Дж, а также 0,5 Дж на мм2) и максимальные значения дульной энергии охотничьего пневматического оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения являются заниженными и способствующими установлению излишне строгих ограничений на оборот данных видов оружия, учитывая наличие значительно больших 25 Дж минимальных значений дульной энергии охотничьего метательного стрелкового оружия (луков и арбалетов) и охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия стандартных или крупных калибров и намного больших значений дульной энергии распространенных видов охотничьего огнестрельного оружия, а также значения кинетических энергий ударов рукой человека, которые должно выдерживать охотничье и иное холодное оружие (данные значения могут превышать 50, 91 и 150 Дж). При этом дульная энергия нелетального оружия и огнестрельных устройств крупных калибров с удельной кинетической энергией не более 0,5 Дж на мм2, не отнесенных к огнестрельному и иному оружию, может превышать 91, 150 или 300 Дж.
Виды холодного и метательного оружия, соответствующие критериям метательного броскового (метаемого холодного оружия) или стрелкового оружия (луков и арбалетов), могут быть отнесены к оружию, имеющему культурную ценность, спортивному (метательное бросковое оружие, луки и арбалеты) или охотничьему гражданскому оружию (метательное стрелковое оружие, т.е. луки и арбалеты), либо к боевому (луки и арбалеты, если они приняты на вооружение в РФ и предназначены для решения боевых и оперативно-служебных задач) или запрещенному оружию (метательное бросковое оружие, не являющееся спортивным оружием или оружием, имеющим культурную ценность, луки и арбалеты, не имеющие номера, и не отнесенные к оружию, имеющему культурную ценность), и существенно ограничены к ношению, хранению или иному обороту или запрещены к обороту в РФ, т.к. их ношение во многих случаях запрещено, а хранение спортивного метательного броскового и стрелкового оружия вне спортивных объектов запрещено, за исключением использования луков и арбалетов для иммобилизации или инъецирования объектов животного мира, а правила его оборота и право на его приобретение без лицензии или по лицензии гражданами РФ отсутствуют в ФЗ Об оружии. При этом метательное бросковое оружие было исключено из перечня видов холодного оружия и отнесено к метательному оружию с 2020 года, поэтому указанное спортивное является именно оружием, а не спортивным снарядом, в отличие от спортивного холодного клинкового оружия, и не него распространяются все ограничения, предусмотренные в отношении оружия, а луки и арбалеты с 2020 года могут быть отнесены к охотничьему оружию, поэтому для их приобретения необходимо получение охотничьего билета и разрешения на ранение и ношение охотничьего оружия (охотничьего огнестрельного или пневматического оружия). При этом они могут быть приобретены в количестве до 5 единиц и подлежат регистрации в Росгвардии, а для их приобретения в большем количестве необходимо получение лицензии на коллекционирование оружия.
Метательное оружие, имеющее культурную ценность, отнесенное к старинному (антикварному) оружию в ст. 1 ФЗ Об оружии, может быть приобретено по лицензии на коллекционирование оружия, согласно ст. 13 ФЗ Об оружии, а правила приобретения иного метательного оружия, имеющего культурную ценность, в ФЗ Об оружии отсутствуют, что означает наличие права на его приобретение без лицензии гражданами РФ любого возраста и иностранными гражданами, получившими лицензии на приобретение гражданского оружия, выдаваемые на основании ходатайств дипломатических представительств их государств, при наличии обязанности вывоза приобретенного оружия из РФ не позднее 10 дней со дня его приобретения, при сохранении запрета на его приобретение лицами без гражданства, т.к. они не имеют права на приобретение и продажу гражданского, служебного и боевого оружия.
Виды оружия, не предусмотренные ФЗ Об оружии, не ограничены к приобретению, хранению, сбыту и изготовлению, но ограничены к ношению ст. 31 Конституции РФ, а их приобретение и продажа могут быть запрещены в условиях введения режимов контртеррористической операции, чрезвычайного или военного положения в соответствии с нормами ФЗ и ФКЗ о противодействии терроризму, чрезвычайном или военном положениях. Поэтому ношение или иной оборот национального или парадного холодного оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, могут быть ограничены в ряде случаев, предусмотренных законодательством РФ, если они соответствуют экспертным критериям холодного оружия.
Многие предметы, относившиеся к холодному или метательному оружию в прошлом или отнесенные к нему в различных странах мира, не отнесены к оружию законодательством РФ (финские ножи, якутские ножи, кукри, мачете, пчаки, багинеты, игольчатые и неотъемные штыки, ножи и кинжалы без острия, многие виды парадных кортиков, шпаг, сабель и т.п., холодное оружие, имеющее люфт клинка или ограничителя рукоятки, двуручные мечи и иное холодное оружие, геометрические параметры и (или) вес которого превышают максимально допустимые экспертными критериями характеристики холодного оружия, делая его неудобным для поражения цели, ножи, кинжалы и иные подобные предметы с травмоопасными рукоятками или рукоятками длиной не более 70 мм (кортики, кинжалы, шпаги и другие подобные предметы с рукоятками из непрочных материалов (стекла, фарфора, слоновой кости, непрочной пластмассы, алюминия и др.) или разборными рукоятками, кавказские и иные кинжалы с короткими рукоятками, индийские кинжалы (катары), ножи-кастеты и иное оружие кастетного типа с рукоятками уменьшенных размеров, которые затруднительно или невозможно одеть на руку нормальных для взрослого человека размеров, а также кастеты уменьшенных размеров, детское холодное и метательное оружие, не являющееся игрушечным, и иное уменьшенное в размерах холодное и метательное оружие, размеры которого являются меньшими, чем минимальные размеры, предусмотренные экспертными критериями холодного оружия, или метательное стрелковое оружие (луки и арбалеты), имеющее усилие натяжения тетивы не более 27 или 43 кгс соответственно, пластиковые ножи и многие другие предметы, сходные с холодным клинковым оружием, изготовленные из пластика, пилумы, ломающиеся при поражении цели ножи, кинжалы, сабли и другие подобные предметы, не соответствующие современным критериям холодного или метательного броскового оружия, луки и арбалеты с усилием натяжения тетивы не более 27 или 43 кгс соответственно, пружинные стреляющие ножи, не соответствующие критериям холодного оружия, и иные стреляющие ножи, не соответствующие критериям холодного, пневматического, огнестрельного или иного оружия, рогатки, пращи, катапульты, не являющиеся баллистами, виды холодного оружия (кинжалы, мечи, сабли и т.п.), крепившиеся на животных (лошадей, слонов и др.) и поражающие цель с использованием мускульной силы животного, использовавшееся в войнах древности, различные виды древнего или неисправного холодного и метательного оружия, утратившие боевые свойства (древние ножи, кинжалы, мечи и др.) или изначально не соответствовавшие современным критериям холодного или метательного оружия (холодное оружие, имеющие меньшие размеры клинков, рукояток или ограничителей, чем установленные в РФ минимальные их размеры (люди в прошлом имели меньший рост, а размеры оружия могли быть рассчитаны на конкретного человека или средние размеры рук людей тех времен, либо на его применение в определенных условиях, для которых они подходили), луки и арбалеты с меньшим усилием натяжения тетивы, чем 27 или 43 кгс соответственно, и т.п.), в особенности, их виды, использовавшиеся в качестве бытовых предметов (дельфийские ножи, боевые топоры, боевые молоты (чеканы) и др.), и др.).
При этом существуют предметы, сходные с оружием, но до настоящего времени не отнесенные к оружию в РФ и целом ряде стран мира (бытовые ножи, топоры, ружья для подводной охоты, незаточенные кортики, ножи, кинжалы, шпаги, мечи, сабли и т.п., различные виды устройств с вращающимися лезвиями, клинками или иными подвижными боевым частями, поражающими цель при непосредственном контакте с ней, пружинные пистолеты, ружья и пушки, многие другие механические метательные устройства, не являющиеся луками или арбалетами, и т.п.).
Многие вышеуказанные предметы имеют не меньшую поражающую способность, чем холодное или метательное оружие.
Поэтому ограничения на оборот всех видов холодного и метательного оружия (в особенности, такие строгие и не упорядоченные, как в ФЗ Об оружии и ином законодательстве РФ) носят дискриминационный характер и могут только осложнять приобщение к культуре и традициям народов России и мира, сохранение культурного наследия и профилактику любых нарушений законодательства.
Наградное гражданское или боевое холодное и иное оружие, не запрещенное к обороту в РФ, имеют право хранить только награжденные им граждане, получившие бессрочное разрешение на хранение наградного оружия, выдаваемое на основании наградных документов и многих документов, необходимых для получения лицензии на приобретение оружия или разрешения на его хранение. При этом правила наследования и иного оборота наградного оружия любыми лицами либо запрет на наследование или сбыт наградного гражданского или холодного оружия отсутствуют (запрещены наследование, продажа, мена, и дарение только наградного боевого короткоствольного ручного стрелкового оружия), поэтому к нему могут быть применены общие правила оборота гражданского и боевого оружия.
Специальный запрет на приобретение такого оружия иностранными гражданами в ФЗ Об оружии отсутствует, поскольку ч. 1 ст. 14 ФЗ Об оружии не содержит запретов на приобретение иностранными гражданами по лицензии каких-либо видов гражданского оружия, а обязанность вывоза приобретенного оружия означает дальнейшее регулирование его оборота законодательством других стран и нормами международного права.
Таким образом, нечеткое распределение в ФЗ Об оружии видов оружия, запрещенного к обороту в РФ, и иного оружия по их поражающей способности и оборотоспособности нарушает ст. 2 Конституции РФ, поскольку не учитывает высшую ценность человека, его прав и свобод, не обеспечивая защиту людей от применения против них различных предметов, используемых в качестве оружия и способных причинить тяжкий вред здоровью человека, и их защиту от привлечения к уголовной ответственности и (или) изъятия у них имущества по причине только лишь формального отнесения предмета к конкретному виду запрещенного оружия, а не высокой степени реальной опасности данного предмета или совершенного деяния.
Практический результат
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ.