Стресс усиливают выработку кортизола. Длительное превышение концентрации этого гормона негативно влияет на гиппокамп. Эта часть мозга отвечает за восприятие информации, память и нейрогенез - образование новых нейронов. Гиппокамп играет роль центра обработки данных: распределяет информацию между краткосрочной и долгосрочной памятью, принимает решения, какие знания сохранять, а какие нет. Под воздействием кортизола гиппокамп постепенно разрушается. В результате у человека ухудшается память: сначала становится сложнее запоминать новые вещи, а затем и вспоминать уже известные. Уменьшение числа нейронов и замедление нейрогенеза снижают способность к обучению и освоению новых навыков.
Оценочная система в школах создает сильное эмоционально-психологическое давление на школьников, существенно снижая их когнитивные возможности, затрудняя усвоение учебного материала. Также оценки выставляются субъективно - на основании решения одного человека, что может быть продиктовано не только уровнем знания школьника, но и другими факторами, не относящимися к уровню знаний и навыков, что может вводить самого школьника в заблуждение. Также оценка сама по себе не отражает того, что конкретно школьник должен понять более детально.
Странно жать на газ (требовать освоение новых знаний) и на тормоз (ухудшать память и познавательные возможности) одновременно - это приводит не к тому, что хочется получить в итоге. Школьник должен не ориентироваться на получение большей оценки, вместо этого он должен осознавать, над чем ему нужно поработать более тщательно, а что он уже освоил в достаточной степени.
Стимулом к обучению должна стать не цифра в журнале, а заинтересованность в получении знаний и умений.
Практический результат
1. Повышение интеллектуального развития школьников, снижение утомляемости за счет исключения эмоционально-психологического давления.
2. Более глубокое погружение в изучаемый материал, больший контроль за прогрессом обучения, основанный не на одной цифре а на отслеживании результата по проблемным местам конкретного ученика.
3. Устранение конфликтов между родителями и школьниками на почве "плохих" оценок, как следствие снижение стресса как школьников, так и самих родителей.
4. При желании со стороны родителей - понимание конкретных направлений развития их детей, чего не дает в полной мере цифра в дневнике.