Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф112607
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения в ФЗ Об оружии права на передачу без лицензий и разрешений оружия и иных подобных предметов представителям власти, охранникам, охотникам, оценщикам и другим лицам

Необходимо ограничение понятия передачи оружия и других предметов в ФЗ Об оружии и расширение прав на передачу без лицензий и разрешений оружия, патронов к оружию, пороха и капсюлей представителям власти, охранникам, иным лицам, уполномоченным на производство осмотра, досмотра или задержания, либо иное обеспечение безопасности, охотникам, оценщикам пунктов оценок и скупок или иным оценщикам и другим лицам, учитывая:
1) отсутствие четкого определения передачи оружия в ФЗ Об оружии;
2) наличие существенных ограничений на передачу оружия, в особенности, подлежащего регистрации в уполномоченных органах и (или) приобретаемого по лицензии, патронов к оружию, пороха и капсюлей в ФЗ Об оружии и подзаконных актах;
3) введение с 23 июля 2023 года права совершеннолетних граждан, имеющих право на охоту и разрешение на хранение, хранение и ношение, хранение и использование оружия, ношение и использование охотничьего оружия, на получение во временное пользование от владельцев оружия, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц охотничьего оружия;
4) наличие уголовной ответственности за незаконную передачу огнестрельного оружия с коротким или нарезным стволом и огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, не отнесенного к гражданскому оружию, патронов к указанным видам оружия (за исключением патронов к гражданскому огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию и его основных частей), а также взрывчатых веществ (включая охотничий и иной порох);
5) введение в 2021 году административной ответственности за незаконную передачу любого оружия, патронов к оружию, а также основных частей огнестрельного оружия (ст. 20.10 КоАП РФ) и за нарушение правил передачи оружия (ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ);
6) введение права частной охраны на транспорте на досмотры багажа пассажиров и их вещей, введение права частной охраны на объектах, на которых установлен пропускной режим, на осмотр вносимых и выносимых (ввозимых или вывозимых) предметов и транспортных средств;
7) наличие права на обращение взыскания на оружие должника, не запрещенное к обороту в РФ;
8) отсутствие правил передачи оружия, имеющего культурную ценность, и запрета на оценку стоимости оружия.
В целях соблюдения законных прав владельцев оружия и других лиц, а также упорядочивания правовых норм законодательства, регулирующего оборот оружия и других видов имущества, необходимо введение в ФЗ Об оружии правила об исключении из понятия передачи оружия, патронов к оружию, пороха и капсюлей следующих видов их кратковременной передачи другим лицам владельцами оружия или уполномоченными сотрудниками оружейных магазинов для ознакомления, а также непосредственной передачи оружия, патронов к оружию и пороха в руки сотруднику государственной (полиции, Росгвардии, ведомственной охраны, ФСО и др.) или частной охранной организации либо иному лицу, ответственному за обеспечение безопасности, либо пресекающему преступление, в случаях, когда проверка оружия или разоружение лица являются необходимыми.
При этом необходимо введение права на передачу без разрешения оружия, патронов к оружию, пороха и капсюлей в следующих случаях:
1) передачи оружия, патронов к оружию и пороха владельцем оружия лицу, имеющему лицензию на приобретение оружия или иной разрешительный документ, допускающий приобретение оружия по положениям законодательства РФ или других стран либо международного законодательства, либо лицу, не имеющему разрешительных документов на момент передачи оружия, но имеющему подтвержденные основания для получения лицензии на приобретение оружия, либо занимающемуся видами деятельности, связанными с оборотом оружия (полицейскому, военному, охотнику, спортсмену, занимающемуся видами спорта, связанными с использованием оружия, и др.), их передачи для использования родственниками владельца оружия или другими лицами, которым он доверяет, при отсутствии оснований им не доверять, если оружие используется ими под его контролем в тире, на охоте или в иных случаях его законного использования, либо в случаях, если оружие необходимо им для обеспечения их безопасности, помощи уполномоченным лицам в борьбе с преступностью или пресечения тяжких насильственных преступлений;
2) передачи оружия оценщикам пунктов оценок и скупок, иным оценщикам, другим лицам, имеющим право на оценку стоимости предметов, включая оружие, либо судебным приставам, в целях оценки стоимости оружия или его предоставления судебным приставам для решения вопроса о наложении на имущество взыскания по долговым обязательствам;
3) передачи любым лицам во всех случаях оружия, не подлежащего регистрации в органах Росгвардии, оружия, приобретаемого без лицензии, патронов к указанному оружию, капсюлей и капсюлированных гильз, патронов без поражающих элементов, холодного и метательного оружия, пружинно-поршневого пневматического оружия, нелетального оружия самообороны, огнестрельного и пневматического оружия, не являющегося пружинно-поршневым пневматическим оружием, имеющего дульную энергию не более 50 Дж и удельную кинетическую энергию не более 1,5 Дж на мм2, патронов к оружию, имеющих указанную кинетическую энергию, пороха и других веществ, используемых в гражданском оружии и патронах к нему, в количестве, не придающем снаряду дульной энергии более 50 Дж и удельной кинетической энергии более 1,5 Дж на мм2, а также оружия, имеющего культурную ценность;
4) передачи оружия, патронов к оружию и пороха лицам, обладающим неприкосновенностью, согласно положениям УПК и иного законодательства РФ, или дипломатической неприкосновенностью, либо лицам, задерживающим владельца оружия или других лиц в его присутствии, либо проводящим осмотры и досмотры в целях поиска различных предметов правонарушений или розыска лиц, совершаемой в целях демонстрации наличия у лица оружия на законном основании или его добровольной сдачи;
5) любой передачи оружия, патронов к оружию и пороха различным лицам в целях их добровольной сдачи.
При внесении данных изменений необходимо исключение ответственности за незаконную передачу оружия, патронов к оружию, пороха и капсюлей и за нарушение правил передачи оружия в следующих случаях:
1) передачи любых данных предметов под принуждением;
2) передачи данных предметов при стечении тяжелых жизненных обстоятельств для их оценки, реализации, хранения или иных действий в состоянии крайней необходимости и других подобных ситуациях;
3) передачи данных предметов в целях самообороны от животных или людей, задержания лиц, совершивших насильственные преступления, либо для пресечения насильственных действий, содержащих признаки преступления;
4) передачи данных предметов лицам, представившимся представителями власти, лицами, подлежащими государственной защите, или иными лицами, имеющими право на использование или иной оборот оружия, либо на совершение законных действий, для совершения которых оно необходимо постоянно или в конкретный момент, независимо от их дальнейших действий;
5) передачи данных предметов лицам, обещавшим добровольно их сдать органам власти, но не сдавшим их по любым причинам;
6) публичной передачи оружия и других данных предметов без их сокрытия после передачи от органов власти;
7) передачи данных предметов для подачи сигналов или использования в целях, не связанных с применением оружия для поражения живой цели.
На передачу гражданского оружия, не имеющего культурной ценности, патронов к оружию, пороха и капсюлей наложены существенные ограничения положениями ФЗ Об оружии и Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998г. N 814, затрудняющие его передачу даже в случаях, когда она не создает угрозы совершения общественно опасных деяний, и увеличивающие риск произвольного привлечения владельцев оружия и других лиц к административной и, в особенности, к уголовной ответственности.
Согласно ст. 6 ФЗ Об оружии запрещена передача патронов к гражданскому оружию лицу, им законно не владеющему, за исключением их передачи лицам, занимающимся в спортивных организациях видами спорта, связанными с использованием огнестрельного оружия, или проходящим стрелковую подготовку в образовательных организациях, и передача пороха и капсюлей для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию лицу, не имеющему разрешения на хранение и ношение гражданского огнестрельного длинноствольного оружия.
Согласно ст.22 ФЗ Об оружии юридическим лицам и гражданам запрещаются хранение и использование найденного ими или переданного им огнестрельного оружия, собственниками которого они не являются, а также оружия, право на приобретение которого они не имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Такое оружие подлежит немедленной сдаче в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган либо в органы внутренних дел.
Согласно главе V. Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему о передаче оружия и патронов:
«15. Оружие и патроны могут передаваться:
а) в органы внутренних дел - должностными лицами государственных органов, лицами, подлежащими государственной защите, военнослужащими и сотрудниками государственных военизированных организаций, находящимися на пенсии, лицами, награжденными оружием, и гражданами Российской Федерации для обеспечения сохранности оружия и патронов (на время отпуска, командировки, лечения и т.п.);
а.1) в территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - частными охранными организациями для хранения, проведения ремонтных работ и технического обслуживания;
б) в организации, ведущие охотничье хозяйство, - гражданами Российской Федерации для обеспечения сохранности оружия и патронов перед проведением охоты либо по ее завершении на основании записи в книгах приема и выдачи оружия, которые ведутся указанными организациями;
в) в экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел - для проверки технических характеристик и соответствия криминалистическим требованиям;
г) в органы по сертификации, аккредитованные Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии по согласованию с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, в испытательные лаборатории (станции) - для проведения сертификационных испытаний;
д) экспертам по культурным ценностям, уполномоченным Министерством культуры Российской Федерации, - для проведения государственной экспертизы (историко-культурной или искусствоведческой экспертизы) ввозимого в Российскую Федерацию и (или) вывозимого из Российской Федерации оружия, имеющего культурную ценность, копий старинного (антикварного) оружия и реплик старинного (антикварного) оружия, коллекционируемого оружия, имеющего культурную ценность, а также изъятого и конфискованного оружия и патронов, в порядке, установленном Министерством культуры Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации;
е) юридическим лицам, уставами которых предусмотрено осуществление перевозки оружия и патронов, - для перевозки оружия и патронов в установленном порядке;
ж) спортивным организациям, имеющим специально оборудованные помещения на стрелково-стендовых объектах, - гражданами Российской Федерации для обеспечения сохранности оружия и патронов по месту проведения тренировочных стрельб и соревнований;
ж.1) в наградные фонды - для формирования наградных фондов оружия и патронов к нему;
ж.2) в музеи и иные организации в соответствии с законодательством Российской Федерации - для коллекционирования и (или) экспонирования оружия и патронов к нему;
ж.3) в спортивные организации и образовательные организации в системе одного вида спорта, связанного с использованием огнестрельного оружия, а также спортсменам - членам спортивных сборных команд Российской Федерации, членам спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации для временного использования - общероссийскими и региональными спортивными федерациями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации по видам спорта, связанным с использованием огнестрельного оружия;
ж(4)) гражданам Российской Федерации, имеющим разрешения на хранение, хранение и ношение или хранение и использование оружия либо лицензии на приобретение оружия и патронов к нему, а также иной документ, подтверждающий право на хранение и ношение оружия, либо при отсутствии оснований для отказа в выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение оружия, установленных пунктами 2 - 4 и 9 части двадцатой статьи 13 Федерального закона "Об оружии", - спортивными и образовательными организациями на стрелковых объектах для проведения учебных и тренировочных стрельб;
ж(5)) гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам на стрелковых объектах государственных военизированных организаций - спортивными и образовательными организациями государственных военизированных организаций для участия в спортивных мероприятиях и учебных занятиях по видам спорта, связанным с использованием оружия, а также для получения гражданами Российской Федерации начальных знаний в области обороны, их военно-патриотического воспитания и подготовки по основам военной службы;
ж(6)) гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам - спортивными и образовательными организациями на стрелковых объектах, являющихся объектами спорта, и (или) стрелковых объектах образовательных организаций, а также на территориях, специально подготовленных для проведения официального спортивного соревнования, - для участия в спортивных мероприятиях и учебных занятиях по видам спорта, связанным с использованием оружия;
ж(7)) сотрудникам служб авиационной безопасности для воздушной перевозки;
ж(8)) в органы внутренних дел - для производства контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом;
ж(9)) юридическим лицам, имеющим лицензии на производство оружия, - гражданами Российской Федерации и юридическими лицами для ремонта оружия, в том числе приведения его в рабочее состояние путем устранения неисправностей деталей или их замены, а также восстановления внешнего вида и элементов художественной отделки оружия;
з) в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
15(1). Лицу, не достигшему возраста 18 лет, запрещается передача оружия и патронов в случаях, предусмотренных подпунктами ж(3), ж(5) и ж(6) пункта 15 настоящих Правил, при отсутствии лично представленного или нотариально удостоверенного письменного согласия его законного представителя на передачу указанному лицу оружия и патронов.
16. Иностранные граждане по завершении досмотра таможенными органами Российской Федерации вправе передать оружие и патроны, временно ввезенные ими в Российскую Федерацию в целях охоты, участия в спортивном мероприятии, выставке или историко-культурном мероприятии с возможностью экспонирования, юридическим лицам либо индивидуальным предпринимателям, оформившим приглашения для участия в соответствующих мероприятиях и (или) заключившим договоры об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства, для обеспечения сохранности и транспортировки к месту проведения соответствующих мероприятий оружия и патронов.
17. Передача (возврат) поставщикам (продавцам) приобретенных у них оружия и патронов при обнаружении технических неисправностей осуществляется на основании заявления владельца с оформлением документов установленного образца, перечень, форма и порядок ведения которых определяются Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Передача (возврат) оружия и патронов осуществляется их владельцами с предварительным уведомлением об этом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориального органа по месту учета данного оружия.
При замене неисправного оружия поставщик (продавец) обязан в 3-дневный срок направить информацию об этом в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальный орган по месту учета оружия.
18. Субъекты, указанные в подпунктах "б" - "ж" пункта 10 настоящих Правил, могут перераспределять сверхнормативные запасы оружия и патронов между своими структурными или территориальными подразделениями в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.».
При этом данные правила передачи оружия не распространяются на оружие, имеющее культурную ценность, поскольку Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему не распространяются на оборот оружия, имеющего культурную ценность, за исключением случаев, прямо предусмотренных указанными Правилами (абз. 2 п. 1 Правил), к которым передача и многие другие правила оборота оружия не отнесены. Правила передачи и многие другие правила оборота оружия, имеющего культурную ценность, не предусмотрены данными Правилами и ФЗ Об оружии, а специальные правила его оборота не приняты до настоящего времени (согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 21.07.1998г. N 814 Министерству культуры Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Государственному таможенному комитету Российской Федерации, Государственной налоговой службе Российской Федерации, Федеральной службе налоговой полиции Российской Федерации совместно с заинтересованными организациями надлежало в 3-месячный срок внести в Правительство Российской Федерации проекты законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по регулированию оборота оружия, имеющего культурную ценность, чего сделано не было).
Не решен вопрос о распространении данных правил передачи оружия на оружие, не подлежащее регистрации в органах Росгвардии, приобретаемое по разрешительным документам (охотничье холодное клинковое оружие и др.), и на гражданское оружие, приобретаемое без лицензии (механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные веществами слезоточивого или раздражающего действия, электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства с допустимыми выходными параметрами, пневматическое оружие с дульной энергией от 3 до 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм и списанное оружие, а также виды оружия, имеющего культурную ценность, и другие виды гражданского оружия, правила приобретения которых отсутствуют в ФЗ Об оружии). При этом на передачу оружия, приобретаемого без лицензии, данные правила не могут быть распространены по определению, т.к. оно может быть приобретено широким кругом лиц (совершеннолетними или любыми гражданами РФ и иностранными гражданами (перечень видов оружия, приобретаемого без лицензии, для иностранных граждан более ограничен, чем для граждан РФ)), учитывая положения ст. 13 и 14 ФЗ Об оружии, а перечень его собственников и лиц, которым оно временно предоставлено законодательно не ограничен.
Гражданское оружие, не подлежащее регистрации в органах Росгвардии, приобретаемое по разрешительным документам, исходя из положений ФЗ Об оружии, может быть передано любым лицам, имеющим право на его приобретение, но возможно и его толкование, разрешающее передачу данного оружия любым лицам.
Федеральным законом от 14.07.2022 N 305-ФЗ введена ст. 24.1. «Передача охотничьего оружия и патронов к нему гражданам, его ношение и использование в целях охоты», вступившая в силу с 23 июля 2023 года, согласно которой юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства, а также граждане РФ, являющиеся собственниками охотничьего оружия и патронов к нему, вправе передавать имеющиеся у них на законных основаниях охотничье оружие и патроны к нему в целях охоты гражданам РФ, имеющим охотничий билет и одно из следующих разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом:
1) разрешение на ношение и использование охотничьего оружия;
2) разрешение на хранение оружия;
3) разрешение на хранение и ношение оружия;
4) разрешение на хранение и использование оружия.
Для получения разрешения на ношение и использование охотничьего оружия гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, обязан представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган по месту жительства заявление, составленное по установленной форме, а также документы, предусмотренные ст. 13 настоящего ФЗ для граждан РФ, обращающихся за получением лицензии на приобретение охотничьего оружия, с учетом особенностей, установленных указанной статьей в отношении граждан РФ, проходящих службу в государственной военизированной организации и имеющих воинское звание либо специальное звание или классный чин юстиции.
Граждане РФ, обратившиеся за получением разрешения на ношение и использование охотничьего оружия, и граждане РФ, имеющие разрешение на ношение и использование охотничьего оружия, обязаны проходить медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, предусмотренное статьей 6.1 настоящего ФЗ, в порядке и на условиях, установленных указанной статьей для граждан, обращающихся за получением лицензии на приобретение оружия, и граждан, являющихся собственниками оружия, соответственно.
Заявление о выдаче разрешения на ношение и использование охотничьего оружия гражданину РФ рассматривается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом в течение десяти рабочих дней со дня его подачи.
Срок действия разрешения на ношение и использование охотничьего оружия, выдаваемого гражданину РФ, составляет пять лет.
Основаниями для отказа гражданину РФ в выдаче разрешения на ношение и использование охотничьего оружия являются:
1) непредставление заявителем необходимых сведений либо представление им неверных сведений;
2) наличие (возникновение) обстоятельств, предусмотренных пунктами 1 - 5.1, 7, 8 и 11 ч. 20 ст. 13 настоящего ФЗ.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства, заключившие с иностранным гражданином договор об оказании ему услуг в сфере охотничьего хозяйства и получившие в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на передачу этому иностранному гражданину охотничьего оружия для ношения и использования в целях охоты (далее - разрешение на передачу иностранному гражданину охотничьего оружия в целях охоты), вправе передавать ему имеющиеся у таких юридического лица или индивидуального предпринимателя на законных основаниях охотничье оружие и патроны к нему в целях охоты.
Разрешение на передачу иностранному гражданину охотничьего оружия в целях охоты выдается собственнику оружия - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом при предоставлении следующих документов:
1) заявление юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства (далее в настоящей статье также - заявитель), составленное по установленной форме;
2) копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, заключившего с заявителем договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства;
3) договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства, заключенный иностранным гражданином с заявителем, содержащий волеизъявление иностранного гражданина о получении у заявителя в пользование охотничьего оружия и патронов к нему для использования в целях охоты;
4) учредительные документы (выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) заявителя;
5) копия охотхозяйственного соглашения, заключенного заявителем с органом исполнительной власти субъекта РФ;
6) копия документа, удостоверяющего в соответствии с законодательством иностранного государства право иностранного гражданина, заключившего с заявителем договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства, на владение огнестрельным оружием в этом государстве, либо ходатайство дипломатического представительства иностранного государства в РФ, гражданином которого он является, о выдаче разрешения на передачу охотничьего оружия этому иностранному гражданину;
7) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя.
Документы, предусмотренные ч. 8 настоящей статьи, составленные на иностранном языке без дублирования в них записей на русском языке, представляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган с переводом на русский язык, верность которого засвидетельствована в порядке, установленном законодательством РФ о нотариате.
Документы, указанные в ч. 8 настоящей статьи, представляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган по месту нахождения заявителя - юридического лица (месту нахождения его уполномоченного представителя) или по месту жительства заявителя - индивидуального предпринимателя (месту нахождения его уполномоченного представителя) либо по месту его постановки на учет в налоговом органе и рассматриваются в течение пятнадцати календарных дней. Разрешение на передачу иностранному гражданину охотничьего оружия в целях охоты выдается заявителю по месту подачи заявления.
Срок действия разрешения на передачу иностранному гражданину охотничьего оружия для охоты составляет девяносто календарных дней.
Основаниями для отказа в выдаче (аннулирования) разрешения на передачу иностранному гражданину охотничьего оружия в целях охоты являются:
1) непредставление заявителем необходимых сведений либо представление им неверных сведений;
2) непредставление заявителем документов, указанных в настоящей статье, либо представление им недостоверных документов;
3) заключение заявителем договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства с иностранным гражданином, не достигшим возраста 18 лет;
4) привлечение иностранного гражданина, заключившего с заявителем договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства, к административной ответственности на территории РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктом 5 или 5.1 ч. 20 ст. 13 настоящего ФЗ, - до истечения одного года со дня окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
5) привлечение иностранного гражданина, заключившего с заявителем договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства, к уголовной ответственности за совершение преступления на территории РФ либо осуществление в отношении его уголовного преследования на территории РФ.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства, а также граждане РФ, являющиеся собственниками охотничьего оружия и патронов к нему, в соответствии с настоящей статьей вправе передавать не более одной единицы охотничьего оружия одновременно одному физическому лицу в целях охоты на основании акта приема-передачи охотничьего оружия.
Акт приема-передачи охотничьего оружия, указанный в части тринадцатой настоящей статьи, должен содержать фамилии, имена, отчества собственника охотничьего оружия (уполномоченного представителя юридического лица), передающего охотничье оружие и патроны к нему, и лица, получающего такие оружие и патроны, информацию о месте, дате и времени передачи охотничьего оружия и патронов к нему, срок, на который передаются охотничье оружие и патроны к нему, реквизиты и срок действия разрешения на передачу иностранному гражданину охотничьего оружия для охоты, а также идентификационные данные передаваемой единицы оружия (модель, калибр, номер), количество и тип передаваемых патронов.
Гражданин РФ или иностранный гражданин вправе носить переданные в соответствии с настоящей статьей охотничье оружие и патроны к нему и использовать их в целях охоты, транспортировать такие оружие и патроны к нему к месту охоты и обратно только в присутствии собственника такого оружия либо уполномоченного представителя юридического лица, передавшего такие оружие и патроны к нему в соответствии с требованиями, установленными настоящей статьей.
По окончании охоты охотничье оружие и неизрасходованные патроны к нему возвращаются собственнику такого оружия либо его уполномоченному представителю.
Формы заявлений и разрешений, предусмотренных настоящей статьей, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия.
Данной нормой ФЗ Об оружии введено право на передачу только охотничьего огнестрельного оружия и только гражданину, имеющему все необходимые для приобретения данного оружия основания и документы, их подтверждающие. При этом право на временное получение охотничьего оружия имеет только совершеннолетний по российским законам гражданин, несмотря на наличие права на его приобретение несовершеннолетними гражданами РФ, достигшими возраста 16 лет, имеющими право на его приобретение по законодательству конкретных субъектов РФ, и несовершеннолетними иностранными гражданами, имеющими право на приобретение оружия по законодательству государств, гражданами которых они являются, если иное не установлено международным договорам РФ.
Оружие и патроны к оружию, не предусмотренные ФЗ Об оружии, и предметы, формально не отнесенные к оружию, могут быть переданы любым лицам, учитывая отсутствие правил их оборота. При этом данные предметы могут не иметь существенных отличий от гражданского и иного оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии, т.к. ФЗ Об оружии не предусмотрены многие виды холодного оружия, не имеющие культурной ценности, и ряд других видов оружия и патронов к оружию, ее не имеющих, а критерии разграничения оружия и предметов, сходных с ним, являются формальными и не упорядоченными, поэтому они не отражают реальную поражающую способность предметов (для холодного оружия установлено более 30 критериев, определяющих их прочность, твердость (более 25 HRC), удобство удержания в руке и другие характеристики, четко установить которые может только эксперт, для броскового метательного оружия установлено ряд других критериев (в частности, вес сюрикена должен быть более 50 грамм), к стрелковому метательному оружию отнесены только луки и арбалеты с определенной силой дуги (27 и 43 кгс соответственно), к пневматическому оружию могут быть отнесены пневматические устройства с дульной энергией более 3 Дж (при любых калибре и удельной кинетической энергии), не имеющие специального назначения, к огнестрельному оружию могут быть отнесены огнестрельные устройства с удельной кинетической энергией более 0,5 Дж на мм2 (при любых калибре и дульной энергии), но для огнестрельного оружия ограниченного поражения минимальные критерии четко не определены, а критерии отнесения к другим видам оружия (газового, сигнального и др.) различных устройств четко не определены.
Таким образом, отсутствуют правила передачи оружия, имеющего культурную ценность, оружия и патронов к оружию, не предусмотренных ФЗ Об оружии, и предметов, не отнесенных к оружию, имеющих любую поражающую способность, допускаемую законом. При этом правила передачи четко не определены для видов гражданского оружия, приобретаемых без лицензии, или не подлежащих регистрации в органах Росгвардии.
За нарушение правил передачи любого оружия и за незаконную передачу всех видов оружия, патронов к оружию и основных частей огнестрельного оружия, если отсутствуют признаки уголовно наказуемого деяния, с 2021 года предусмотрена административная ответственность в ч. 6 ст. 20.8 и ст. 20.10 КоАП РФ, а за незаконную передачу огнестрельного оружия с коротким или нарезным стволом либо служебного, боевого или запрещенного к обороту огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, а также взрывчатых веществ и взрывных устройств предусмотрена уголовная ответственность в ч. 1, 3 и 4 ст. 222 - 222.2 УК РФ, если она не является малозначительным деянием (ч. 2 ст. 14 УК РФ). При этом с 2021 года в ст. 222 и 222.1 усилены наказания и УК РФ дополнен ст. 222.2 о незаконном обороте крупнокалиберного огнестрельного оружия, не отнесенного к гражданскому или служебному оружию, его основных частей и боеприпасов к нему.
Передача оружия, патронов, пороха и капсюлей в опасных ситуациях не влечет ответственности в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости (37 и 39 УК РФ и ст. 2.7 КоАП РФ), связанных с крайней необходимостью состояниях (ст. 40 – 42 УК РФ) и в случае задержания лица, совершившего преступления (ст. 38 УК РФ), но данные обстоятельства имеют узкое толкование и связаны с наступлением момента самого опасного посягательства и с соотношением причиненного и предотвращенного вреда (в особенности, для признания состояния крайней необходимости), поэтому их применение затруднительно в случае незаконной передачи и иного нарушения правил оборота оружия до возникновения опасных состояний. При этом передача или сбыт оружия в целях уменьшения опасности до опасного состояния не является противоправным деянием по своему содержанию и может даже предотвратить посягательство уменьшить его негативные последствия. Поэтому правильным решением является именно введение права на передачу оружия в указанных ситуациях.
Передача оружия, патронов к оружию, пороха и капсюлей лицу, имеющему лицензию на приобретение оружия или иной разрешительный документ, допускающий приобретение оружия, либо лицу, не имеющему разрешительных документов на момент передачи оружия, но имеющему подтвержденные основания для получения лицензии на приобретение оружия, либо занимающемуся видами деятельности, связанными с оборотом оружия не представляет опасности и должна быть разрешена, учитывая ее необходимость в определенных ситуациях, возможность провоцирования владельцев оружия и фабрикации дел уголовных дел или дел об административных правонарушениях о незаконной передаче или ином незаконном обороте данных предметов, а также наличия распорядительных полномочий и (или) статуса представителей власти у ряда групп данных лиц, означающее как доверие к ним со стороны государства и общества, так и страх перед ними и большую вероятность негативных последствий в случаях провоцирования ими владельцев оружия или других лиц и (или) фабрикации дел о правонарушениях, поэтому имеются основания для введение права на передачу данных предметов указанным лицам, а в случае совершения ими правонарушений с данными предметами, ответственности должны подлежать только они.
Передача оружия, патронов к оружию, пороха и капсюлей лицам, которым владелец оружия доверяет, не представляет опасности и обоснована, если лицо, получившее их, имеет право на приобретение оружия или знает правила обращения с ним, либо если владелец обучает лицо владению оружием и держит ситуацию под контролем, а владелец оружия осознает, что данному лицу можно доверить оружие или его можно обучить правильному обращению с ним.
Передача оружия оценщикам пунктов оценок и скупок, иным оценщикам, другим лицам, имеющим право на оценку стоимости предметов, включая оружие, либо судебным приставам, в целях оценки стоимости оружия или его предоставления судебным приставам для решения вопроса о наложении на имущество взыскания по долговым обязательствам, должна быть разрешена для соблюдения прав владельцев оружия. Введение права на передачу оружия данным лицам необходимо, учитывая отсутствие как запрета на оценку оружия и других подобных предметов, так и правил их оценки и наличие права на обращение взыскания по долговым обязательствам на оружие должника, не запрещенное к обороту в РФ, при отсутствии отдельных правил обращения на него взыскания и права должника или иного лица на передачу оружия судебному приставу или выдачу ему незаконно хранящегося оружия. Это может влечь негативные последствия для должников и иных лиц, т.к. оценщики и судебные приставы не имеют права на контроль за оборотом оружия и возбуждения уголовных дел и дел об административных правонарушениях в сфере оборота оружия, но являются представителями власти и рассматривают дела о преступлениях и административных правонарушениях в сфере исполнительного производства и ведения дел в судах, в которых может фигурировать и оружие.
На практике, встречаются случаи, когда оценщики пунктов оценок и скупок провоцируют незаконные передачу или сбыт оружия и других ограниченных к обороту предметов или дают показания о том, что им пытались продать оружия или другие ограниченные к приобретению предметы, которые могут быть ложными или правдивость которых полностью недоказуема.
В частности, опубликовано немало приговоров и иных решений судебных участков мировых судей района Арбат и Пресненского районного суда города Москвы за различные годы по уголовным делам о незаконном сбыте холодного и ряда других видов оружия, а также государственных наград СССР, РСФСР и РФ, в которых указано, что в пунктах оценки или скупки на ул. Арбат или Смоленской пл. (как правило, в двух пунктах) виновное лицо предложило оценщикам купить оружие или награды, но оценщики отказались, а лицо было задержано полицией.
При этом никаких достоверных доказательств слов и действий оценщиков и осужденных лиц (аудиозаписей, записей камер видеонаблюдения и др.) в данных решениях не приводится, т.е. в основу обвинения положены только данные показания оценщиков как свидетелей обвинения и изъятые предметы, а в ряде решений осужденные утверждают об отсутствии у них умысла на сбыт предметов и предложения купить данные предметы, т.к. они только оценивали вещи и не хотели их продавать.
При этом часть данных судебных решений вынесена в отношении оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, т.е. находящегося в свободном обороте, право на сбыт которого без документов имеет право любое лицо, а большая часть данных решений вынесена при отсутствии в деяниях общественной опасности в нарушение ч. 2 ст. 14 УК РФ.
Вывод об отсутствии общественной опасности в данных деяниях можно сделать, исходя из отсутствия общественной опасности в сбыте своего холодного или газового оружия либо государственных наград в официальных местах в центре Москвы, при отсутствии состава преступления, посягающего на жизнь, здоровье или собственность человека, и равной степени опасности сбыта данных видов оружия и конструктивно сходных с оружием изделий, находящихся в свободном обороте, а также государственных наград СССР, РСФСР и РФ и наград, оборот которых не ограничен в РФ, т.к. в случае обычной сделки по их отчуждению нет опасности, если они не добыты преступным путем или не отчуждаются в преступных целях либо для сокрытия преступления, а в случае сбыта предметов, добытых преступным путем, или предназначенных для совершения преступления с их использованием, либо если с их использованием было совершено преступление, является общественно опасным деянием и в случае сбыта видов оружия, наград и иных предметов, незаконный сбыт которых отдельной уголовной ответственности не влечет, или сбыт которых является законным.
На отсутствие общественной опасности в незаконном сбыте оружия и наград во многих данных решениях указывает принадлежность предметов осужденным лицам или их родственникам и отсутствие судимости у многих из них, а также только одно предложение купить данные предметы, адресованное каждому из оценщиков, и подчинение отказам каждого из них.
По одному из данных уголовных дел было вынесено Постановление Конституционного Суда РФ от 17.06.2014 г. № 18-П, которым ч. 4 ст. 222 УК РФ была признана противоречащей Конституции РФ в части установления уголовной ответственности за незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность. Данное дело заключалось в обвинении в покушении на незаконный сбыт двух немецких кортиков времен Веймарской республики (кортик в ножнах с маркировкой на клинке "ORIGINAL EICKHORN" б/н и кортик в ножнах с маркировкой на клинке N 663) путем высказывания предложения их купить двум оценщикам двух пунктов скупки на Арбате, на которое они ответили отказом.
Все суды вынесли только обвинительные решения по данному делу, несмотря на отсутствие правил оборота кортиков и антикварного оружия, отсутствие в деянии общественной опасности и недоказанность обвинения (было только намерение оценить кортики, но не было предложения их купить, а их хранение, передача, сбыт и иной оборот не являлись незаконными и законны до настоящего времени, т.к. криминалистическая экспертиза оружия фактически запрещена ст. 243 УК РФ и (с 2018 года) ст. 24 ФЗ Об оружии, а многие или все немецкие кортики не являются холодным оружием, учитывая наличие незаточенных клинков, непрочных рукоятей и ряда других признаков, каждый из которых исключает отнесение предметов к холодному оружию). Все это было учтено Конституционным Судом РФ и повлекло как оправдание лица, так и частичную декриминализацию незаконного сбыта холодного оружия.
Капсюли используются в части видов сигнальных пистолетов и револьверов, приобретаемых без лицензии, поэтому введение запрета на их приобретение лицами, не имеющими разрешения на хранение определенных видов огнестрельного оружия, необоснованно лишает значительную часть владельцев таких сигнальных пистолетов и револьверов возможности их использования по прямому назначению, а наличие возможности свободного приобретения сигнальных пистолетов и револьверов, предназначенных для использования сигнальных или строительно-монтажных патронов, списанного (охолощенного) оружия, части видов газового оружия, использующего патроны с капсюлями, и устройств, не отнесенных к оружию, но использующих патроны, делает данный запрет, не имеющим смысла, и увеличивает спрос именно на сигнальные пистолеты и револьверы, использующие патроны, и другие указанные виды оружия и иные устройства.
Внесение изменений, указанных в инициативе, будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции, экономии мер уголовной и иной репрессии, сохранению культурных ценностей, упорядочиванию правовых норм и дальнейшей либерализации законодательства.

Практический результат

Внесение изменений, указанных в инициативе, будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции, экономии мер уголовной и иной репрессии, сохранению культурных ценностей, упорядочиванию правовых норм и дальнейшей либерализации законодательства.

Решение

Необходимо введение в ФЗ Об оружии правила об исключении из понятия передачи оружия, патронов к оружию, пороха и капсюлей следующих видов их кратковременной передачи другим лицам владельцами оружия или уполномоченными сотрудниками оружейных магазинов для ознакомления, а также непосредственной передачи оружия, патронов к оружию и пороха в руки сотруднику государственной (полиции, Росгвардии, ведомственной охраны, ФСО и др.) или частной охранной организации либо иному лицу, ответственному за обеспечение безопасности, либо пресекающему преступление, в случаях, когда проверка оружия или разоружение лица являются необходимыми.
Необходимо введение права на передачу без разрешения оружия, патронов к оружию, пороха и капсюлей в случаях:
1) передачи оружия, патронов к оружию и пороха владельцем оружия лицу, имеющему лицензию на приобретение оружия или иной разрешительный документ, допускающий приобретение оружия по положениям законодательства РФ или других стран либо международного законодательства, либо лицу, не имеющему разрешительных документов на момент передачи оружия, но имеющему подтвержденные основания для получения лицензии на приобретение оружия, либо занимающемуся видами деятельности, связанными с оборотом оружия (полицейскому, военному, охотнику, спортсмену, занимающемуся видами спорта, связанными с использованием оружия, и др.), их передачи для использования родственниками владельца оружия или другими лицами, которым он доверяет, при отсутствии оснований им не доверять, если оружие используется ими под его контролем в тире, на охоте или в иных случаях его законного использования, либо в случаях, если оружие необходимо им для обеспечения их безопасности, помощи уполномоченным лицам в борьбе с преступностью или пресечения тяжких насильственных преступлений;
2) передачи оружия оценщикам пунктов оценок и скупок, иным оценщикам, другим лицам, имеющим право на оценку стоимости предметов, включая оружие, либо судебным приставам, в целях оценки стоимости оружия или его предоставления судебным приставам для решения вопроса о наложении на имущество взыскания по долговым обязательствам;
3) передачи любым лицам во всех случаях оружия, не подлежащего регистрации в органах Росгвардии, оружия, приобретаемого без лицензии, патронов к указанному оружию, капсюлей и капсюлированных гильз, патронов без поражающих элементов, холодного и метательного оружия, пружинно-поршневого пневматического оружия, нелетального оружия самообороны, огнестрельного и пневматического оружия, не являющегося пружинно-поршневым пневматическим оружием, имеющего дульную энергию не более 50 Дж и удельную кинетическую энергию не более 1,5 Дж на мм2, патронов к оружию, имеющих указанную кинетическую энергию, пороха и других веществ, используемых в гражданском оружии и патронах к нему, в количестве, не придающем снаряду дульной энергии более 50 Дж и удельной кинетической энергии более 1,5 Дж на мм2, а также оружия, имеющего культурную ценность;
4) передачи данных предметов в других случаях, указанных в инициативе.
Необходимо исключение ответственности за незаконную передачу оружия, патронов к оружию, пороха и капсюлей и нарушение правил передачи оружия в случаях:
1) передачи любых данных предметов под принуждением;
2) передачи данных предметов при стечении тяжелых жизненных обстоятельств для их оценки, реализации, хранения или иных действий в состоянии крайней необходимости и других подобных ситуациях;
3) передачи данных предметов в целях самообороны от животных или людей, задержания лиц, совершивших насильственные преступления, либо для пресечения насильственных действий, содержащих признаки преступления;
4) передачи данных предметов в других случаях, указанных в инициативе.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 935 голосов

65

Против решения: 220 голосов

К началу списка инициатив