Необходимо исключение из ФЗ Об оружии и Криминалистических требований к оружию запрета на использование магазинов и барабанов более чем на 10 патронов в видах огнестрельного оружия, имеющих культурную ценность, видах оружия, не отнесенных к огнестрельному оружию экспертными критериями, но сходных с ним (списанное оружие (охолощенное, учебное и разрезное оружие) и служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения) и в видах огнестрельного оружия, имеющих дульную энергию до 1000 Дж или удельную кинетическую энергию от 0,5 до 3 Дж на мм2, либо являющихся объектами коллекционирования, либо во всех видах огнестрельного оружия, учитывая наличие строгих уголовных и административных наказаний за незаконный оборот огнестрельного оружия, его основных частей (барабана, ствола, рамки и ствольной коробки) и огнестрельного оружия ограниченного поражения, а также за незаконный сбыт основных частей огнестрельного оружия ограниченного поражения (сроки лишения свободы до 4, 5, 6, 8, 10, 11, 12 и 15 лет по ст. 222, 222.2 и 223 УК РФ и сроки административного ареста от 5 до 15 суток с возможной конфискацией оружия и патронов к нему по ст. 20.10 КоАП РФ), наличие в ст. 3, 4 и 6 ФЗ Об оружии полного запрета на оборот гражданами видов оружия, запрещенных обороту в РФ (включая многие виды огнестрельного оружия с магазинами или барабанами емкостью более 10 патронов), исключающего даже получение такого оружия в качестве награды, при введении с 2010 года права на оборот спортивного огнестрельного оружия с магазинами или барабанами емкостью более 10 патронов, если это предусмотрено правилами соревнований и отсутствии специальным правил оборота такого оружия (на его приобретение выдаются такие же лицензии, как и на приобретение иного спортивного огнестрельного нарезного и гладкоствольного длинноствольного оружия, а правила оборота спортивного огнестрельного гладкоствольного короткоствольного оружия отсутствуют, что может означать наличие права на свободное приобретение и хранение многих видов гладкоствольных пистолетов и револьверов любыми гражданами РФ в случае, если они будут сертифицированы в качестве спортивного оружия (учитывая положения ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ)), отсутствие высокой степени опасности в магазинах большой емкости, свободный оборот любых магазинов к огнестрельному или иному оружию и барабанов к видам оружия, не являющихся огнестрельным оружием или огнестрельным оружием ограниченного поражения, а также наличие в ст. 6 ФЗ Об оружии запрета на распространение данных Криминалистических требований на оружие, имеющее культурную ценность.
С 2010 года магазины емкостью более 10 патронов разрешены для всех видов спортивного огнестрельного оружия. При этом спортивное огнестрельное оружие не имеет отличий по поражающей способности от иного указанного гражданского оружия, а минимальным критерием огнестрельного оружия является наличие возможности выдержать удельную кинетическую энергию снаряда более 0,5 Дж на мм2, т.е. другие огнестрельные устройства не являются огнестрельным оружием, а многие из них не являются газовым и иным оружием, т.к. не имеют ограничителя или рассекателя в стволе, либо имеют нарезной ствол. Поэтому на их оборот не распространяются ограничения и запреты, действующие в отношении огнестрельного и иного подобного оружия, а многие их виды находятся в свободном обороте.
ФЗ Об оружии и иным законодательством РФ не запрещено отнесение огнестрельного гладкоствольного короткоствольного оружия к спортивному оружия, но правила оборота спортивного огнестрельного гладкоствольного короткоствольного оружия и четкие его критерии отличия от других видов оружия отсутствуют. Поэтому физическим лицам запрещены только его производство и торговля им, а юридическим лицам необходимо получение лицензии на производство гражданского оружия или торговлю им. Иной его оборот гражданами РФ не ограничен. При этом запрещено его приобретение лицами без гражданства и установлен общий порядок лицензирования его приобретения, хранения до вывоза из РФ и вывоза из РФ иностранными гражданами (ст. 14 ФЗ Об оружии), т.к. оно является гражданским оружием. Оборот патронов к спортивному огнестрельному гладкоствольному короткоствольному оружию и иному оружию ограничен только, если они отнесены к патронам к видам гражданского оружия, приобретаемым по лицензии гражданами РФ, т.к. данные виды патронов приобретаются по разрешениям на хранение, хранение и ношение или хранение и использование указанных видов гражданского оружия либо по лицензиям на коллекционирование оружия, не дающим права на использование в оружии коллекционируемых патронов и на приобретение видов оружия, приобретаемых по другим видам лицензий или иных разрешительных документов, а порох и капсюли имеют право приобретать только граждане РФ, имеющие разрешения на хранение и ношение огнестрельного длинноствольного оружия, т.е. граждане РФ, законно владеющие указанным огнестрельным оружием.
Иные виды патронов к оружию могут быть приобретены без разрешений или лицензий. При этом четкие критерии отличия пулевых, дробовых и иных видов патронов к гражданскому оружию, приобретаемому по лицензии, и другим видам оружия законодательно не установлены, а гражданское оружие должно быть сертифицировано в качестве конкретного вида спортивного оружия, но сведения о сертификации спортивного огнестрельного гладкоствольного короткоствольного оружия и о перечне видов спорта, в которых оно используется, отсутствуют в опубликованных актах.
Таким образом, спортивное огнестрельное гладкоствольное короткоствольное оружие может быть свободно приобретено только гражданами РФ, но патроны к нему могут быть свободно приобретены только, если они не сертифицированы в качестве патронов к видам гражданского оружия, приобретаемым по лицензии, и не запрещены к обороту в РФ, а также не являются холостыми патронами и другими видами патронов, приобретаемых свободно, а для приобретения иных видов патронов к гражданскому оружию необходимо наличие в законном владении иных видов оружия и разрешения на его хранение или лицензии на коллекционирование оружия (без права на использование патронов в оружии). Порох и капсюли для самостоятельного снаряжения патронов или заряжания дульнозарядного оружия или иного оружия, не предназначенного для использования унитарных патронов, могут быть приобретены только гражданами, имеющими разрешения на хранение и ношение огнестрельного длинноствольного оружия, т.е. лицами, законно владеющими иным огнестрельным оружием.
Поэтому приобретение пороха и капсюлей наиболее ограничено законом, а правила приобретения и иного оборота патронов к оружию не упорядочены, но многие из них строго ограничивают их приобретение. При этом правила приобретения пороха и капсюлей фактически заставляют владельцев дульнозарядного короткоствольного, сигнального и многих других видов оружия приобретать спортивное или охотничье огнестрельное длинноствольное оружие в целях охоты или для занятий спортом, а правила приобретения патронов к оружию могут заставлять приобретать иные виды оружия, представляющие различную степень опасности, в особенности, если владелец оружия планирует использовать их по назначению.
Значение удельной кинетической энергии более 0,5 Дж на мм2 является сравнительно большим значением данной энергии (удельная кинетическая энергия от 0,54 до 0,60 Дж на мм2 является критерием нанесения проникающего ранения грудной клетки на расстоянии до 1 метра), но пневматическое оружие и целый ряд других видов стрелкового оружия имеют большие значения удельной кинетической энергии, при дульной энергии более 7,5 Дж и калибре более 4,5 мм, а также при дульной энергии от 3 до 7,5 Дж и калибре от 2,8 до 4,5 мм, а метательное стрелковое оружие и различные виды конструктивно сходных с оружием изделий заведомо имеют большие значения удельной кинетической энергии, т.к. критериями отнесения к оружию луков и арбалетов является натяжение тетивы более 27 и 43 кгс соответственно, а критерии отнесения к метательному оружию пружинных пистолетов и других подобных стреляющих устройств не определены, поэтому они не являются оружием.
При этом ограничения на емкость магазина предусмотренного ФЗ Об оружии пневматического, газового и иного оружия, не отнесенного к огнестрельному или списанному оружию либо к огнестрельному оружию ограниченного поражения, а также указанных видов оружия, не предусмотренных ФЗ Об оружии, и всех видов устройств, не отнесенных к оружию, отсутствуют.
Поэтому ограничение на емкость магазина любого огнестрельного оружия является формальным и не способствует противодействию преступности, но влияет на законность владения оружием и на рост количества уголовных дел и дел об административных правонарушениях о незаконном обороте огнестрельного оружия.
Ограничение на емкость магазина служебного огнестрельного оружия ограниченного поражения и списанного оружия не имеют смысла, т.к. минимальные значения кинетических энергий огнестрельного оружия ограниченного поражения законодательно не установлены, а максимальное значение дульной энергии данного оружия составляет 150 Дж, а его удельная кинетическая энергия может превышать 0,5 или 1,5 Дж на мм2, при условии его отнесения к оружию, не предназначенному для причинения смерти человеку (нелетальному оружию), если оно является служебным. Для гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения максимальное значение дульной энергии составляет 91 Дж, при условии невозможности выстрела из него металлическими снарядами с удельной кинетической энергией более 0,5 Дж на мм2.
Списанное оружие не является оружием, т.к. к нему отнесено огнестрельное оружие, приведенное в состояние, в котором возможна только имитация выстрелов (охолощенное оружие) или невозможно производство выстрела (учебное и разрезное оружие), поэтому оно не может придать снаряду удельную кинетическую энергию огнестрельного оружия (более 0,5 Дж на мм2) и не отнесено к иным видам оружия, т.е. приравнено к конструктивно сходным с оружием изделиям и другим предметам, не отнесенным к оружию, находящимся в свободном обороте.
Таким образом гражданское, служебное и иное огнестрельное оружие ограниченного поражения сходно по поражающей способности с конструктивно сходными с оружием изделиями, видами оружия, приобретаемыми без лицензии, газовым, сигнальным или иным оружием, приобретаемым по лицензии, не отнесенным к огнестрельному оружию, а также с огнестрельным оружием, имеющим дульную энергию до 150 Дж и (или) удельную кинетическую энергию, не намного превышающую 0,5 Дж на мм2 (если огнестрельное оружие ограниченного поражения отнесено к служебному), учитывая отсутствие у огнестрельного оружия ограниченного поражения предназначения для причинения смерти человеку, а списанное оружие не отнесено к оружию.
В ч. 6 и 7 ст. 24 ФЗ Об оружии предусмотрены запреты на использование старинного (антикварного) оружия для поражения живой или иной цели, подачи сигналов, осуществления выстрела и иным способом, не связанным с хранением, коллекционированием, экспонированием указанного оружия и создающим угрозу его повреждения или уничтожения, и на использование оружия, имеющего культурную ценность, не относящегося к старинному (антикварному) оружию, копии старинного (антикварного) оружия и реплики старинного (антикварного) оружия для поражения живой или иной цели, подачи сигналов, осуществления выстрела и иным способом, не связанным с хранением, коллекционированием, экспонированием указанного оружия, за исключением случаев его ношения и имитации его использования вместе с историческими костюмами во время проведения историко-культурных либо иных публичных мероприятий.
Таким образом, оружие, имеющее культурную ценность, отнесено к видам оружия, которые запрещено использовать в качестве оружия, что приравнивает его к предметам, не отнесенным к оружию, и затрудняет проведение криминалистической экспертизы, необходимой для установления принадлежности предмета к конкретному виду оружия.
При этом повреждение или уничтожение любых культурных ценностей запрещено ст. 243 УК РФ, что означает наличие запрета использования оружия, патронов или конструктивно сходных с оружием изделий, имеющих культурную ценность, в качестве оружия или иным способом, их повреждающим или уничтожающим, и проведения криминалистических экспертиз оружия и патронов по существующим экспертным методикам.
Поэтому любое использование в качестве оружия, оружия и сходных с ним предметов, барабанов или магазинов, имеющих культурную ценность, может влечь их повреждение или уничтожение в нарушение положений ст. 243 УК РФ, если оно не совершено в состояниях необходимой обороны или крайней необходимости, либо в иных случаях, предусмотренных или допускаемых законодательством РФ, т.е. оно урегулировано положениями ФЗ Об оружии и УК РФ, что делает излишним распространение на них ограничений и запретов, установленных на оборот оружия, и иных ограничений их оборота в качестве видов оружия или других подобных предметов, а фактический запрет на проведение их криминалистических экспертиз оружия исключает их отнесение к оружию, основным частям или комплектующим деталям огнестрельного оружия и другим подобным предметам и, следовательно, любые ограничения на их оборот в качестве видов оружия и других подобных предметов.
Ограничение количества патронов в магазине 10 или иным количеством не может способствовать исключению случаев вооруженных нападений с многочисленными жертвами, учитывая возможность причинения тяжкого вреда здоровью или смерти как одному человеку, так и нескольким людям любым количеством выстрелов (в зависимости от поражающей способности оружия) и достаточно быстрое перезаряжание многих видов современного оружия (в особенности, если стрельба ведется из-за укрытия, или в случае нападения нескольких вооруженных лиц), а для самообороны бывает необходим большой расход патронов (в зависимости от поражающей способности оружия, вооруженности и количества нападающих, навыков стрельбы и точности оружия).
Барабан мало отличается от ряда видов магазинов, т.к. встречаются неотъемные магазины, барабанные дисковые магазины, не являющиеся барабанами, и многоствольное оружие с вращающимися стволами, а возможность производства выстрела зависит от конструкции оружия и применяемых для этого способов, поэтому ограничения и запреты на оборот барабанов к огнестрельному оружию и огнестрельному оружию ограниченного поражения являются излишними. При этом ограничения и запреты на оборот любых основных частей огнестрельного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения являются излишними, т.к. они не представляют опасности и не всегда имеют существенные отличия от основных частей других видов оружия и иных предметов, находящихся в свободном обороте.
Учитывая вышеизложенное, необходимо как исключение из ФЗ Об оружии и Криминалистических требований к оружию запрета на использование магазинов и барабанов более чем на 10 патронов в видах огнестрельного оружия, имеющих культурную ценность, видах огнестрельного и иного оружия, имеющих дульную энергию до 1000 Дж или удельную кинетическую энергию до 3 Дж на мм2, либо являющихся объектами коллекционирования, либо во всех видах огнестрельного оружия и иного оружия, в котором их использование запрещено, так и исключение из ст. 6 ФЗ Об оружии, содержащей ограничения емкости магазина и иные ограничения на оборот огнестрельного оружия, как не имеющего, так и имеющего культурную ценность, ограничения на емкость магазина или барабана всех видов данного или любого огнестрельного оружия.
При этом правильным решением может быть именно исключение из ФЗ Об оружии ограничения емкости магазина или барабана любого огнестрельного и иного оружия, а также введение определения барабана, являющегося основной частью огнестрельного оружия (ст. 1 ФЗ Об оружии), незаконный оборот которой влечет административную или уголовную ответственность по ст. 20.10 КоАП РФ, 222 и 223 УК РФ, что отличает его от магазина, а также отмена ограничений на оборот барабанов и иных основных частей огнестрельного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения.
Определение барабана огнестрельного оружия должно содержать указание на обязательное наличие в нем камор, являющегося патронниками оружия, и невозможность производства выстрела из оружия, для которого барабан предназначен (револьвера, револьверных ружей, карабинов, винтовок и т.п.), без установки в него барабана, поскольку барабан отличается от магазина именно наличием камор, являющихся патронниками револьвера или иного подобного оружия, в стволе которого отсутствует патронник, а рамка предназначена для установки барабана.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм, а также сохранению культурных ценностей и дальнейшей либерализации законодательства.
Практический результат
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм, а также сохранению культурных ценностей и дальнейшей либерализации законодательства.