Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф111957
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения правил оборота боеприпасов, взрывных устройств, пиротехнических изделий и иных подобных предметов, содержащих порох или другие виды взрывчатых веществ, имеющих культурную ценность

Необходимо введение в ФЗ Об оружии или иное законодательство РФ правил оборота разрывных ядер, снарядов к артиллерийским орудиям, ручных и ружейных гранат и других видов боеприпасов и взрывных устройств, содержащих порох или другие виды взрывчатых веществ, имеющих культурную ценность, а также иных видов предметов, содержащих порох или другие виды взрывчатых веществ, имеющих культурную ценность, включая пиротехнические изделия, бочки или банки с порохом и пороховницы, поскольку виды боеприпасов и других предметов, содержащие порох (в особенности, черный (дымный) порох), имеют меньшую поражающую способность и эффективность использования, чем их виды, содержащие более мощные современные виды взрывчатых веществ, особенно, если они хранятся долгое время или подвергались воздействию влаги или иной негативной для них среды, а правила оборота боеприпасов, не отнесенных к патронам к оружию, взрывчатых веществ, в особенности, не являющихся черным или бездымным порохом, взрывных устройств, артиллерийских орудий и других подобных устройств, не отнесенных к гражданскому, служебному, боевому ручному стрелковому или холодному оружию, а также к видам оружия и патронов, запрещенных к обороту в РФ в ст. 6 ФЗ Об оружии, в ФЗ Об оружии и ином законодательстве РФ не предусмотрены. При этом гранатометы и артиллерийские орудия, имеющие культурную ценность, отнесены к гражданскому оружию, т.к. огнестрельное оружие, имеющее культурную ценность, с 2012 года является видом гражданского оружия, согласно ст. 3 ФЗ Об оружии, а запреты на отнесение к нему антикварных ручных мортирок, иных гранатометов, дульнозарядных пушек и других артиллерийских орудий, имеющих культурную ценность, в ФЗ Об оружии отсутствуют.
В ст. 6 ФЗ Об оружии предусмотрен запрет на оборот патронов с пулями, пуль, или метаемых снарядов к метательному стрелковому оружию бронебойного, трассирующего, зажигательного или разрывного действия (до 2020 года был запрещен оборот только патронов с пулями бронебойного, трассирующего, зажигательного или разрывного действия), но указания на отнесение разрывных ядер, ручных и иных гранат и других подобных устройств разрывного действия к пулям к огнестрельному или иному оружию либо метаемым снарядам к метательному стрелковому оружию в ФЗ Об оружии и ином законодательстве РФ отсутствуют. При этом катапульты, пружинные пушки и другие подобные устройства, размеры которых позволяют метать с их помощью ядра, гранаты и иные подобные предметы, не отнесены к метательному стрелковому оружию ФЗ Об оружии, Криминалистическими требованиями и экспертными критериями.
При этом к патронам и пулям технически могут быть отнесены артиллерийские боеприпасы и снаряды, но необходимо введение соответствующих указаний в федеральное законодательство РФ для их четкого отнесения к патронам и пулям, а отнесение гранат (особенно, ручных гранат) и целого ряда видов других боеприпасов и взрывных устройств к патронам или пулям невозможно, т.к. они предназначены для метания рукой или имеют иные отличия от патронов или пуль.
Старинные ручные гранаты и разрывные ядра до 19-го в. представляли собой шарообразные чугунные предметы, имеющие фитиль, снаряженные черным порохом, т.е. простейшие устройства, уступающие по поражающей способности и эффективности использования современным гранатам, разрывным снарядам и другим подобным видам боеприпасов и взрывных устройств, применение которых было невозможно при неблагоприятных погодных условиях или в случае попадания в воду. Поэтому далеко не все сохранившиеся до настоящего времени старинные гранаты, разрывные ядра и другие боеприпасы или иные предметы, снаряженные порохом, могут быть использованы для производства взрыва, а их эффективное использование затруднительно.
При этом существуют виды старинных гранат и других предметов, предназначенных для производства взрыва или хранения пороха, могут представлять высокую художественную или иную ценность, учитывая их внешний вид или связанные с ними исторические события, а в ст. 243 УК РФ содержится запрет на повреждение или уничтожение любых культурных ценностей.
Поэтому необходимо введение четких правил оборота боеприпасов, других опасных предметов и иных предметов, имеющих культурную ценность, исключающих их уничтожение, повреждение, применение в качестве оружия и иное их использование, способное повлечь их повреждение или уничтожение, нарушение конституционных прав их владельцев, а также произвольное распределение ограничений на их оборот и введение оснований для их изъятия.
В ФЗ Об оружии и ином законодательстве РФ не содержится запретов на оборот гранатометов, минометов, пушек и иного подобного крупнокалиберного стрелкового оружия, снарядов, не являющихся разрывными пулями, гранат, мин, динамитных или тротиловых шашек и иных подобных видов боеприпасов или взрывных устройств.
Отдельные правила оборота патронов и капсюлей к оружию, имеющему культурную ценность, в ФЗ Об оружии отсутствуют, но в ст. 18 ФЗ Об оружии содержится запрет на продажу инициирующих и воспламеняющих веществ и материалов (пороха, капсюлей) для заряжания оружия, имеющего культурную ценность, копий и реплик старинного (антикварного) огнестрельного оружия лицам, не имеющим разрешения на хранение и ношение огнестрельного длинноствольного оружия.
Оружие, имеющее культурную ценность, копии и реплики старинного (антикварного) огнестрельного оружия не относятся к охотничьему или спортивному огнестрельному оружию, в силу ст. 1 и 13 ФЗ Об оружии, в которых они отнесены к отдельному виду оружия – оружию, используемому в культурных и образовательных целях, и могут иметь короткий ствол, учитывая положения ст. 1, 9 и 13 ФЗ Об оружии.
При этом все виды пороха и капсюлей строго ограничены ФЗ Об оружии и могут быть приобретены только гражданами РФ, имеющими разрешения на хранение и ношение огнестрельного длинноствольного оружия, а пневматическим оружием являются пневматические устройства с дульной энергией более 3 Дж, если они не отнесены к иным предметам, не являющимся оружием при любой дульной энергии. Приобретение пневматического оружия с дульной энергией более 3 Дж и калибра более 4,5 мм ограничено лицензированием, если оно является спортивным или охотничьим оружием либо старинным (антикварным) оружием, его копиями либо репликами. Приобретение пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж любого калибра ограничено лицензированием, если оно является спортивным или охотничьим оружием либо старинным (антикварным) оружием, его копиями либо репликами, а указанное оружие с дульной энергией более 25 Дж не может быть отнесено к охотничьему пневматическому оружию и приобретается по лицензии, если оно является спортивным оружием или старинным (антикварным) оружием, его копиями либо репликами.
Порох и капсюли не могут быть приобретены по лицензии на коллекционирование оружия и всем видам лицензий на приобретение любых видов оружия, выдаваемых гражданам, а также по многим видам разрешений на хранение и ношение оружия, кроме разрешения на хранение и ношение огнестрельного длинноствольного оружия, что не учитывает не большую степень опасности пороха и капсюлей, чем стрелкового оружия и патронов к нему, конструктивные особенности дульнозарядного огнестрельного оружия и иного оружия, не предназначенного для использования унитарных патронов, но использующего порох и (или) капсюли, а также части видов сигнального оружия и предметов, не отнесенных к оружию, сходных с указанными видами оружия, наличие в обороте огнестрельного оружия и других огнестрельных устройств, в которых не используются порох и (или) капсюли (устройства под патроны Флобера без пороха и капсюлей (вещество, предназначенное для снаряжения капсюлей, находится в нижней части гильзы) либо под патроны кольцевого воспламенения порохового заряда (вещество, предназначенное для снаряжения капсюлей, находится в нижней части гильзы (внутри закраины (фланца) гильзы)) или с электрическим воспламенением заряда), наличие равных для всех владельцев оружия медицинских противопоказаний к владению оружием и многих других ограничений, препятствующих получению лицензий на приобретение различных видов оружия или их коллекционирование, а также конституционные права и законные интересы владельцев указанных видов оружия или других предметов.
Запреты, предусмотренные ст. 6 ФЗ Об оружии, распространяются только на оборот оружия и патронов в качестве гражданских или служебных и не запрещают их оборота в качестве боевого оружия и патронов к нему или иных видов оружия патронов к оружию, предусмотренных законодательством РФ о военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами, либо других видов оружия и патронов к оружию, не запрещенного международными договорами РФ, а правила оборота всех видов боевого или иного оружия должны быть предусмотрены в федеральных законах и иных официально опубликованных нормативно-правовых актах, учитывая положения ст. 2, ч. 3 ст. 15, ст. 17, 19 и 55 и 56 Конституции РФ, а также п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ.
В ч. 6 и 7 ст. 24 ФЗ Об оружии предусмотрены запреты на использование старинного (антикварного) оружия для поражения живой или иной цели, подачи сигналов, осуществления выстрела и иным способом, не связанным с хранением, коллекционированием, экспонированием указанного оружия и создающим угрозу его повреждения или уничтожения, и на использование оружия, имеющего культурную ценность, не относящегося к старинному (антикварному) оружию, копии старинного (антикварного) оружия и реплики старинного (антикварного) оружия для поражения живой или иной цели, подачи сигналов, осуществления выстрела и иным способом, не связанным с хранением, коллекционированием, экспонированием указанного оружия, за исключением случаев его ношения и имитации его использования вместе с историческими костюмами во время проведения историко-культурных либо иных публичных мероприятий.
Таким образом, оружие, имеющее культурную ценность, отнесено к видам оружия, которые запрещено использовать в качестве оружия, что приравнивает его к предметам, не отнесенным к оружию, и затрудняет проведение криминалистической экспертизы, необходимой для установления принадлежности предмета к конкретному виду оружия.
При этом повреждение или уничтожение культурных ценностей запрещено ст. 243 УК РФ, что означает наличие запрета использования оружия, патронов или конструктивно сходных с оружием изделий, имеющих культурную ценность, в качестве оружия или иным способом, их повреждающим или уничтожающим, и проведения криминалистических экспертиз оружия и патронов по существующим экспертным методикам.
Поэтому отсутствие отдельных правил оборота патронов и иных видов боеприпасов, капсюлей, а также взрывных устройств, пиротехнических изделий и иных видов предметов, содержащих взрывчатые вещества, имеющих культурную ценность, может влечь их повреждение или уничтожение в нарушение положений ст. 243 УК РФ и привлечение к уголовной ответственности лиц, обвиненных в их незаконном обороте в случаях, если в их действиях отсутствует общественная опасность, что создает условия для излишнего увеличения числа лиц, привлеченных к уголовной ответственности, и утраты культурных ценностей.
Отнесение патронов и иных видов боеприпасов, капсюлей, а также взрывных устройств, пиротехнических изделий и иных видов предметов, содержащих взрывчатые вещества, имеющих культурную ценность, к отдельным видам указанных предметов и установление менее строгих правил их приобретения и хранения и запрета их использования по прямому назначению будет полностью соответствовать положениям ст. 243 УК РФ, ФЗ Об оружии, законодательства РФ об охране культурных ценностей и соответствующих международных договоров РФ.
Все виды пороха и капсюлей строго ограничены ФЗ Об оружии и могут быть приобретены только гражданами РФ, имеющими разрешения на хранение и ношение огнестрельного длинноствольного оружия, а пневматическим оружием являются пневматические устройства с дульной энергией более 3 Дж, если они не отнесены к иным предметам, не являющимся оружием при любой дульной энергии. Приобретение пневматического оружия с дульной энергией более 3 Дж и калибра более 4,5 мм ограничено лицензированием, если оно является спортивным или охотничьим оружием либо старинным (антикварным) оружием, его копиями либо репликами. Приобретение пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж любого калибра ограничено лицензированием, если оно является спортивным или охотничьим оружием либо старинным (антикварным) оружием, его копиями либо репликами, а указанное оружие с дульной энергией более 25 Дж не может быть отнесено к охотничьему пневматическому оружию и приобретается по лицензии, если оно является спортивным оружием или старинным (антикварным) оружием, его копиями либо репликами.
Значения удельной кинетической энергии, как превышающие, так и не превышающие 0,5 Дж на мм2, не применяются к отнесению к ограниченным к обороту предметам пороха и иных видов взрывчатых веществ, капсюлей, боеприпасов, не являющихся патронами к оружию, и взрывных устройств, а также к распределению ограничений на их оборот, т.к. в законодательстве отсутствуют указания об их применении.
При этом большинство видов огнестрельного оружия не отнесены к оружию при дульной энергии не более 3 или 7,5 Дж, учитывая их калибры, превышающие как 2,8, так и 4,5 мм, а минимальная дульная энергия охотничьего и иного огнестрельного оружия калибра более 8 мм превышает 25 Дж. Поэтому к огнестрельному оружию при дульной энергии не более 7,5 или 3 Дж могут быть отнесены только огнестрельные устройства калибра не более 4,5 или 2,8 мм.
Минимальные дульная и удельная кинетическая энергия охотничьего и иного метательного стрелкового оружия превышают 25 Дж и 0,5 Дж на мм2 соответственно, учитывая минимальные значения усилий натяжения тетивы луков и арбалетов, отнесенных к оружию (27 и 43 кгс соответственно). При этом к метательному стрелковому оружию отнесены только луки и арбалеты, поэтому пружинные ружья и другие механические метательные устройства, не являющиеся луками или арбалетами, не отнесены к метательному и иному оружию при любых значениях усилий при заряжании снарядов или кинетических энергий.
Учитывая вышеуказанные критерии видов оружия, критерии охотничьего и иного пневматического оружия, а также огнестрельного оружия очень малых калибров (не более 2,8 или 4,5 мм) являются заниженными, меньшими минимальных критериев многих видов огнестрельного оружия и метательного оружия. Это требует более четкого распределения минимальных критериев различных видов оружия и повышения минимальных значений дульной энергии, не превышающих 3, 7,5 или 25 Дж.
Холостые патроны, а также целый ряд других видов патронов к оружию и другим предметам находятся в свободном обороте, а капсюли находились в свободном обороте до 2019 года, поэтому необходимы введение минимального количества пороха, при котором может быть достигнуто минимальное значение удельной кинетической энергии огнестрельного оружия (более 0,5 Дж на мм2) или иное ее значение, делающее его опасным для жизни человека, и расширение круга лиц, имеющих право на приобретение пороха и его коллекционирование, и отмена ограничений на оборот капсюлей, либо отмена ограничений на оборот пороха и капсюлей.
В законодательстве РФ отсутствуют критерии минимальной поражающей способности боеприпасов, не являющихся патронами к оружию, взрывчатых веществ и взрывных устройств, включая критерии уголовной ответственности за их незаконный оборот.
Критерии допустимых кинетических энергий установлены для пиротехнических изделий соответствующим ГОСТом (ГОСТ Р 51270-99 Изделия пиротехнические. Общие требования безопасности.) и разграничивают по классам нелицензируемые и лицензируемые пиротехнические изделия. Они составляют 0,5, 5 и 20 Дж, а также 0,5 Дж на мм2.
При этом любые пиротехнические изделия и вещества, используемые именно в них, не могут быть отнесены к взрывным устройствам и взрывчатым веществам (что указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12.03.2002г. № 5), а их незаконный оборот не влечет уголовной ответственности (нарушение правил их оборота влечет уголовную ответственность только в случаях причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерти человеку (ст. 218 УК РФ (Нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий, а также незаконная пересылка этих веществ по почте или багажом, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека))), независимо от превышения данных значений кинетических энергий.
Минимальное количество взрывчатых веществ возможно определить, руководствуясь минимальными критериями огнестрельного и иного оружия или других предметов, находящихся в гражданском обороте, в отношении которых они установлены законодательством РФ и других стран или международными договорами РФ.
Незаконный оборот патронов к любому оружию с 2021 года влечет строгие административные наказания по ст. 20.10 КоАП РФ (штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей или административный арест на срок от 5 до 15 суток с возможной конфискацией данных предметов), а незаконный оборот патронов ко многим видам огнестрельного оружия влечет уголовную ответственность и очень строгие уголовные наказания по ч. 1 - 6 ст. 222, ст. 222.2 и ч. 1 - 3 ст. 223 УК РФ (лишение свободы на сроки до 5 – 15 лет с возможными крупными штрафами), если он не является малозначительным деянием (ч. 2 ст. 14 УК РФ). При этом незаконный сбыт патронов к видам оружия, незаконные сбыт и изготовление которых криминализированы, с 2021 года влечет уголовную ответственность и строгие уголовные наказания по ч. 7 ст. 222 УК РФ (лишение свободы на срок до 4 лет с возможными крупными штрафами), если он не является малозначительным деянием (ч. 2 ст. 14 УК РФ).
Незаконный оборот любого количества взрывчатых веществ (включая порох и вещества, предназначенные для снаряжения капсюлей) и взрывных устройств любой мощности с 2014 года влечет более строгие наказания, чем незаконный оборот оружия, по ст. 222.1 и 223.1 УК РФ, по которым с 2021 года предусмотрено лишение свободы на сроки до 8 - 20 лет с возможными крупными штрафами), если он не является малозначительным деянием (ч. 2 ст. 14 УК РФ). При этом встречаются случаи осуждения за незаконный оборот взрывчатых веществ лиц, имевших заряженное дульнозарядное огнестрельное оружие или другие подобные предметы (в случае незаконного оборота огнестрельного оружия и пороха их деяния квалифицируются по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 222 и 222.1 УК РФ, а в случае незаконного оборота пороха, а не оружия - только по ст. 222.1 УК РФ, но деяния владельцев пороха, имеющих разрешения на хранение и ношение огнестрельного охотничьего или спортивного длинноствольного оружия, могут быть квалифицированы только по ст. 222 УК РФ или являются законными (в зависимости от законности оборота огнестрельного или иного оружия и от отнесения предметов к оружию или иным устройствам)), несмотря не большую поражающую способность дульнозарядного огнестрельного оружия, чем огнестрельного оружия под унитарные патроны.
Незаконный оборот капсюлей уголовной ответственности не влечет, а их незаконная продажа может влечь административную ответственность по ст. 14.2 КоАП РФ (незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством), т.к. они не отнесены к оружию, патронам к оружию, иным боеприпасам, взрывчатым веществам или взрывным устройствам, но четкие указания об этом в законодательстве РФ отсутствуют, поэтому их отнесение к отдельным видам предметов следует из их указания в качестве инициирующих средств для воспламенения заряда.
Отсутствуют правила оборота капсюлированных гильз и патронов Флобера (патронов без пороха). При этом наличие в свободном обороте различных видов холостых патронов, включая патроны без пороха к газовому оружию, приобретаемому без лицензии, указывает на свободный оборот капсюлированных гильз и холостых патронов Флобера, а также любых патронов к огнестрельному оружию с различными снарядами (пулей, дробью, солью, картечью и т.п.), имеющих удельную кинетическую энергию не более 0,5 Дж на мм2, и на ограниченный оборот данных патронов к гражданскому и иному ограниченному к обороту ФЗ Об оружии огнестрельному оружию, имеющих большую удельную кинетическую энергию, и патронов к другим видам оружия, приобретаемым по лицензии, или более строго ограниченным ФЗ Об оружии, незаконный оборот которых влечет административную или уголовную ответственность на общих основаниях.
Оборот большинства видов взрывчатых веществ, боеприпасов, боевого огнестрельного оружия, не отнесенного к ручному, других подобных видов огнестрельного оружия, а также взрывных устройств и пиротехнических изделий не регулируется ФЗ Об оружии и порядок многих действий с взрывчатыми веществами, предназначенными для проведения взрывных работ, артиллерийскими орудиями, гранатометами, минометами, ручными и иными гранатами, минометными и иными минами, и другими подобными видами огнестрельного оружия и боеприпасов регулируется подзаконными актами правительства РФ, определяющими правила оборота юридическими лицами взрывчатых веществ промышленного назначения, а также боевого оружия и боеприпасов в государственных военизированных организациях, и частично регулируется законодательством РФ о военно-техническом сотрудничестве, иным законодательством РФ, а также международными договорами РФ.
Отсутствие в РФ федеральных законов о взрывчатых веществах, взрывных устройствах и пиротехнических изделиях, а также о всех видах огнестрельного оружия и боеприпасов означает, что в законодательной деятельности не учитывается степень их опасности и особенности конкретных их видов, а также мировую практику, поскольку в большинстве стран мира приняты законы об оружии и боеприпасах (Польше, Сербии, Нидерландах и др.) или об оружии, взрывчатых и иных опасных веществах, а также о пиротехнических изделиях (США, Болгарии и др.), либо о взрывчатых веществах промышленного назначения (Кыргызстане).
Нелогично отклонение нескольких законопроектов о взрывчатых веществах и взрывных устройствах, в которых планировалось определить их правила оборота и виды собственности на них, и отсутствие правил оборота всех их видов, учитывая наличие ФЗ Об оружии, который, впрочем, регулирует оборот только части видов оружия и патронов, и отсутствие закона, регулирующего оборот более опасных предметов.
Перечень продукции, оборот которой запрещен или ограничен, определен не федеральным законом, а Постановлением ВС СССР от 23 мая 1991 г. N 2194-I «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная которых запрещена или ограничена» и Указом Президента РФ от 22.02.1992 г. № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена», которыми к указанной продукции отнесены вооружение, пороха и иные взрывчатые вещества, яды, лекарственные препараты, приобретаемые по рецепту (с 2020 года), и целый ряд других предметов и веществ. При этом не указаны понятия вооружения и других упоминаемых предметов и отсутствуют федеральные законы и иные нормативно-правовые акты, ограничивающие оборот всех видов военного и иного оружия, ядовитых и сильнодействующих веществ, а также целого ряда других предметов. Отсутствие правил оборота предмета, предусмотренного данными Постановлением ВС СССР и Указом Президента РФ, не означает запрета на его оборот, т.к. положения об этом отсутствуют в Конституции РФ, международных договорах РФ, федеральных конституционных законах и федеральных законах, а ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ предусмотрены обязательное опубликование законов и иных нормативно-правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, и ограничение оборота предметов (объектов гражданских прав) только законом или в порядке, установленном законом, а предметы, на оборот которых конкретные ограничения не установлены, могут свободно отчуждаться.
При этом понятие ограничения реализации и (или) иного оборота предмета является очень широким и может охватывать любые запреты (наличие любого возрастного ограничения, ограничения по гражданству, состоянию здоровья и т.п.), поэтому часть ограниченных к обороту видов оружия и других предметов доступны всех гражданам РФ и (или) всем гражданам или любым лицам, в зависимости от установления конкретных ограничений на оборот предмета.
Данные акты ВС СССР и Президента РФ имеют меньшую юридическую силу, чем федеральные законы и, тем более, Конституция РФ, поэтому их применение без установления четких ограничений на оборот конкретных предметов федеральными законами невозможно, а ограничения на оборот предметов должны быть оправданы обстоятельствами и соответствовать степени опасности конкретных предметов
В Российской империи, РСФСР и СССР оборот оружия и многих других предметов регулировался не законами, а иными нормативно-правовыми актами (постановлениями, циркулярами, приказами и др.), часть которых была в ограниченном доступе и не все они опубликованы и доступны для ознакомления в настоящее время (приказы МВД СССР, регламентировавшие оборот оружия (Приказ МВД СССР от 01.12.1987г. и др.), и иные подобные ведомственные акты).
В РФ до 1 января 1994 года отсутствовал закон об оружии и действовали данные акты, а до внесения изменений в Конституцию РСФСР в 1992 году не было запрещено принятие засекреченных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, запрещенное с 1992 года в Конституции РСФСР и в Конституции РФ, принятой в 1993 году.
Закон Об оружии 1993 года, действовавший с 1 января 1994 по 1 июля 1997 года регулировал оборот всех видов боевого оружия (оружия, принятого на вооружение в РФ, предназначенного для решения боевых и оперативно-служебных задач) и любых других видов оружия (гражданского и служебного оружия, оружия, запрещенного к обороту в РФ, и оружия, не предусмотренного Законом Об оружии). При этом оружие, не предусмотренное Законом Об оружии, могло находиться в обороте только в целях коллекционирования или имитации его применения в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а в коллекции могло храниться без получения разрешения любое оружие, производство выстрела из которого исключено.
ФЗ Об оружии 1996 года, действующий с 1 июля 1997 года регулирует оборот боевого ручного стрелкового и холодного оружия, гражданского и служебного оружия, а также оружия, запрещенного к обороту в РФ. ФЗ Об оружии и подзаконные акты об обороте оружия не регулируют оборот оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, современных артиллерийских орудий и иного боевого или другого подобного крупнокалиберного огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а оборот указанных видов оружия, имеющих культурную ценность, с 2012 года регулируется также, как и оборот иного гражданского оружия, имеющего культурную ценность.
Оборот пневматических и механических артиллерийских орудий и иного подобного оружия регулируется также, как и оборот иного пневматического оружия, луков и арбалетов, отнесенных к метательному оружию (если орудие имеет дугу с тетивой, имеющей натяжение более 43 кгс), либо конструктивно сходных с оружием изделий (для пружинных орудий и иных предметов, не отнесенных к оружию по своему типу или назначению). При этом конструктивно сходные с оружием изделия и виды оружия, не предусмотренные ФЗ Об оружии находятся в свободном обороте.
Ручные гранаты, мины, не предназначенные для стрельбы из минометов, бомбы и другие подобные предметы до 2021 года могли быть отнесены к боеприпасам или взрывным устройствам, что не было законодательно регламентировано, а с 2021 года в ст. 222- 223.1 УК РФ они отнесены к взрывным устройствам, а боеприпасами являются только предметы, предназначенные для стрельбы из огнестрельного оружия, но конкретные законодательные акты, четко определяющие порядок оборота всех их видов, отсутствуют.
Оборот многих видов взрывчатых веществ не регулируется ФЗ Об оружии, который предусматривает только ряд правил оборота пороха и капсюлей, а другими актами регулируется только оборот промышленных взрывчатых веществ (взрывчатых материалов) и отдельные виды деятельности со взрывчатыми веществами.
Оборот взрывчатых материалов может регулироваться Приказом МВД СССР от 6 мая 1987 г. N 0113 "Об объявлении Инструкции, регламентирующей деятельность подразделений разрешительной системы", который не был опубликован и предназначен для служебного пользования, что исключает его применения к их обороту физическими лицами, учитывая положения ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ и иного законодательства РФ, т.к. нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека, должны быть официально опубликованы, а ограничение на оборот предметов (объектов гражданских прав) могут быть установлены только законом, а перечень категорий лиц, имеющих право на владение ими, - законом или в порядке, определяемом законом. Исключение Приказа МВД СССР от 6 мая 1987 г. N 0113 из перечня актов для служебного пользования планировалось в 2022 году, но он не опубликован до настоящего времени.
Поэтому необходимо введение федеральными законами четких правил оборота всех видов оружия, сильнодействующих и ядовитых веществ, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также других предметов, правила оборота которых частично или полностью отсутствуют, критериев данных предметов и разделения их по степени опасности и оборотоспособности на предметы, находящиеся в свободном обороте, незначительно ограниченные в обороте, ограниченные для приобретения определенными лицами или в определенных случаях и запрещенные к обороту.
Пленумом Верховного Суда РФ в Постановление от 12.03.2002г. № 5 было введено указание:
«При рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 222.1, 223.1, 225 и 226.1 УК РФ, под взрывчатыми веществами следует понимать химические соединения или смеси веществ, способные под влиянием внешних воздействий к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению (взрыву). К ним относятся: тротил, аммониты, пластиты, эластиты, порох и т.п.
Под взрывными устройствами понимаются промышленные или самодельные изделия, содержащие взрывчатое вещество, функционально предназначенные для производства взрыва и способные к взрыву.
Имитационно-пиротехнические и осветительные средства не относятся к взрывчатым веществам и взрывным устройствам.
По смыслу закона к взрывным устройствам, ответственность за незаконные действия с которыми предусмотрена статьями 222.1, 223.1, 225 и 226.1 УК РФ, относятся и приспособления для инициирования взрыва (запал, взрыватель, детонатор и т.п.), находящиеся отдельно от самого изделия.
Судам следует иметь в виду, что уголовная ответственность за незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также за незаконное изготовление взрывчатых веществ, незаконные изготовление, переделку или ремонт взрывных устройств наступает по специальным нормам, предусмотренным статьями 222.1 и 223.1 УК РФ. С учетом этого, если судом при рассмотрении уголовного дела установлено, что предмет вооружения или метаемое снаряжение содержат в своем составе взрывчатое вещество, функционально предназначены для производства взрыва и способны к взрыву (например, мина, граната), то незаконные действия с таким предметом квалифицируются по статье 222.1 или статье 223.1 УК РФ».
При этом не были указаны перечень видов предметов вооружения и метаемого снаряжения, их поражающая способность и количество взрывчатого вещества, незаконный оборот которого влечет ответственность по ст. 222.1 и 223.1 УК РФ, а также соответствие вида и количества взрывчатого вещества назначению и степени опасности конкретных предметов, включая патроны и метаемое снаряжение (пули, дробь, картечь, стрелы и т.п.). Это вносит неясность в вопрос о квалификации незаконного оборота разрывных пуль и любых видов патронов, т.к. порох содержится в большинстве видов патронов к оружию и другим подобным предметам, в т.ч. в их видах, находящихся в свободном обороте, а взрывчатые вещества, предназначенные для воспламенения порохового заряда, содержатся в капсюлях или гильзах патронов (включая патроны без пороха) и других подобных предметах.
При этом постановления Пленума Верховного Суда РФ не имеют силы закона, что означает невозможность их применения в части, противоречащей законодательству, или создающей правовую неопределенность применения конкретных законодательных норм, до внесения изменений в законодательство, а законодательство РФ и нормативно-правовые акты, имеющие меньшую юридическую силу, не должны противоречить Конституции РФ, что имеет место в данном случае, учитывая правовую неопределенность и усиление наказаний за незаконный оборот взрывчатых веществ.
Поэтому незаконный оборот патронов и других подобных предметов не может влечь уголовной ответственности по ст. 222.1 и 223.1 УК РФ.
На практике, встречаются случаи, когда незаконный оборот заряженного дульнозарядного огнестрельного оружия или данного оружия вместе с порохом для него, хранящимся в пороховницах, натрусках или иных емкостях (бандельерах (берендейках), газырях, бумажных и других патронах, не являющихся унитарными, металлических банках для пороха и др.), квалифицируется по двум статьям как незаконный оборот огнестрельного оружия и взрывчатых веществ (ст. 222, 223, 222.1 и 223.1 УК РФ), а законный оборот данного огнестрельного оружия или оборот конструктивно сходных с ним изделий вместе с порохом к ним – как незаконный оборот взрывчатых веществ (ст. 222.1 УК РФ). При этом незаконный оборот патронов ко многим видам огнестрельного оружия может быть квалифицирован только по одной статье с незаконным оборотом огнестрельным оружием как незаконный оборот боеприпасов (ст. 222 и 223 УК РФ) или квалифицирован как преступление только в случаях отдельных незаконных действий с определенными видами патронов к огнестрельному либо газовому оружию (ч. 7 ст. 222 и ст. 223 УК РФ) или не может быть квалифицирован как преступление в случаях незаконного оборота патронов, не имеющих поражающего элемента, сигнальных патронов и ряда других видов патронов и оборота патронов, не отнесенных к патронам к оружию, предусмотренному ФЗ Об оружии.
Таким образом, незаконный оборот заряженного огнестрельного оружия, не предназначенного для использования унитарных патронов, влечет более строгое наказание, чем оборот иного огнестрельного оружия и патронов к нему, независимо от количества пороха и кинетической энергии оружия, а оборот указанных предметов, не отнесенных к оружию, является законным, но незаконным может быть признан оборот пороха к нему, но при обороте подобных предметов под унитарные патроны и патронов к ним, оборот патронов может быть законным, если они не являются патронами к оружию, предусмотренному ФЗ Об оружии, приобретаемому по лицензии, или запрещенному к обороту в РФ, или у владельца имеется разрешение на хранения оружия под данные патроны, а незаконный оборот патронов к оружию будет влечь менее строгое наказание, чем незаконный оборот пороха.
При этом круг лиц, имеющих право приобретать порох и капсюли, значительно уже круга лиц, имеющих право приобретать патроны к оружию или другим подобным предметам.
Подобная практика применения положений ст. 222 – 223.1 УК РФ означает, что в законодательной и правоприменительной деятельности не учитывается степень опасности дульнозарядного огнестрельного оружия, других видов оружия и конструктивно сходных с дульнозарядным огнестрельным или иным оружием изделий, а также пороха и патронов. При этом не исключено привлечение к уголовной ответственности по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 222, 223 и 222.1 УК РФ или только ст. 222.1 УК РФ (в зависимости от отнесения конкретного вида оружия к предмету преступления, предусмотренного ст. 222 или 223 УК РФ), в случаях незаконного оборота оружия или других подобных предметов вместе с взрывчатыми веществами, используемыми в огнестрельном оружии, не отнесенными к пороху, неисправных патронов к оружию и других изделий, их содержащих, или указанных дульнозарядных оружия и других предметов, снаряженных ими. Это усугубляется наличием запрета на приобретение пороха и капсюлей лицами, не имеющими разрешений на хранение и ношение огнестрельного длинноствольного оружия.
Оборот дульнозарядного огнестрельного оружия и конструктивно сходных с ним изделий с порохом к нему не может представлять большую степень опасности, чем оборот оружия и конструктивно сходных с ним изделий с унитарными патронами к ним, поэтому уголовная ответственность за незаконный оборот пороха к дульнозарядному огнестрельному оружию и, тем более, за незаконный оборот данного заряженного оружия и пороха, которым оно снаряжено, должна быть отменена. При этом необходимы введение права на приобретение пороха и других взрывчатых веществ, используемых в огнестрельном оружии, в ограниченном (например, в количестве, способном придать снаряду удельную кинетическую энергию огнестрельного оружия или большие ее значения (более 0,5 или 1,5 Дж на мм2)) или в любом количестве ко всем видам оружия и другим предметам любыми лицами, при введении права на приобретение любого количества капсюлей и капсюлированных гильз и большого количества данных веществ владельцами любого дульнозарядного огнестрельного и другого подобного оружия, имеющими право на его приобретение и использование, либо при отмене ограничений на приобретение пороха соответственно. Виды взрывчатых веществ, не используемых в ручном огнестрельном оружии и других предметах, приобретение которых гражданами допускается с определенными ограничениями или без ограничений, либо представляющих повышенную опасность (твердое ракетное топливо, тротил, гексоген, динамит и др.), используются в различных видах ракет на твердом ракетном топливе, для проведения взрывных работ (промышленные взрывчатые вещества), в артиллерийских снарядах, боевых ручных и винтовочных гранатах, гранатах для гранатометов, минометных и иных видах мин, авиационных и иных видах бомб и в других видах боеприпасах, а также в части видов взрывных устройств.
Данные виды взрывчатых веществ обладают большей энергией, нежели порох и другие взрывчатые вещества, предназначенные для производства выстрела или воспламенения порохового заряда, и запрещены к обороту физическими лицами. Поэтому они являются более опасными, чем порох, патроны к оружию и ручное огнестрельное оружие, что оправдывает их запрет к обороту и установление более строгих наказаний за их незаконный оборот, чем за незаконный оборот ручного огнестрельного оружия и боеприпасов к нему.
Встречаются приговоры судов, относящие к взрывным устройствам предметы, снаряженные серой от спичечных головок, т.е. веществом, находящимся в свободном обороте.
При этом степень опасности конкретных видов взрывчатых веществ и взрывных устройств определяется количеством взрывчатых веществ и существует минимальное количество любого вещества, представляющее опасность для жизни и здоровья человека, но оно не определено в ст. 222–223.1 УК РФ и в ином законодательстве РФ.
Наиболее опасными могут быть взрывные устройства, имеющие повышенную поражающую способность, опасные для жизни многих людей, и замаскированные под другие предметы взрывные устройства, способные причинить вред здоровью или смерть человеку, поэтому обоснованы могут быть запрет на любой оборот данных устройств и учет степени их опасности и тяжести наступивших последствий при установлении и назначении наказаний, при условии их распределения по степени опасности причиненного вреда.
Учитывая вышеизложенное, необходимо принятие федеральных законов, четко регулирующих оборот всех видов огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, как имеющих, так и не имеющих культурной ценности, в ФЗ Об оружии или в отдельных федеральных законах, устанавливающих правила оборота, соответствующие степени опасности конкретных предметов.
В ГД ФС РФ рассматривались законопроект, предусматривающий введение в качестве отдельных видов оружия и патронов исторического оружия и антикварных патронов, и поправки к законопроекту, внесенному в целях исполнения Постановления Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014г. N 8-П, предусматривающие введение понятия антикварных патронов и правил их оборота, но указанные законопроект и поправки были отклонены, что повлекло сохранение специального правового регулирования оборота только оружия, имеющего культурную ценность, но не патронов к нему, и нерешенность вопроса об отнесении конкретных видов старинных патронов к патронам к гражданскому гладкоствольному длинноствольному огнестрельному оружию, ответственность за незаконные действия с которыми исключена из ст. 222 УК РФ с 2004 года, или к патронам к другим видам огнестрельного оружия, незаконный оборот которых влечет уголовную ответственность по ч. 1, 2 или 3 ст. 222 УК РФ (с 2021 года – по ч. 1 – 6 ст. 222 УК РФ), поскольку патроны, не являющиеся унитарными, к ружьям, винтовкам, карабинам, пистолетам и револьверам не имели отличий друг от друга и предназначались для любого типа ствола (основные различия заключались только в заряжании гладкоствольного и нарезного дульнозарядного оружия, т.к. в нарезной ствол пуля забивалась специальным деревянным молотком), а первые унитарные патроны и отдельные виды унитарных патронов предназначались ствола любого типа и длины и могли быть использованы как в гладкоствольных ружьях, карабинах, пистолетах и револьверах, так и в огнестрельном оружии с нарезным стволом.
В ГД ФС РФ вносились и проекты федеральных законов об обороте пиротехнических изделий, но они не приняты до настоящего времени. В частности, законопроект № 46601-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения безопасности применения пиротехнических изделий бытового назначения», снятый с рассмотрения 10 июля 2023 года.
При этом отсутствуют законопроекты о введении правил оборота всех видов боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, имеющих культурную ценность, или содержащихся в различных предметах, имеющих культурную ценность, соответственно.
Учитывая вышеизложенное, необходимы:
1) введение в законодательство РФ минимальной поражающей способности боеприпасов и взрывных устройств, незаконный оборот которых влечет уголовную ответственность, количества и видов взрывчатых веществ, содержащихся в них, имеющих различную оборотоспособность, а также запрета на любой оборот взрывных устройств, имеющих повышенную поражающую способность, опасных для жизни многих людей, или взрывных устройств, способных причинить вред здоровью или смерть человеку, замаскированных под другие предметы, при установлении четких критериев поражающей способности, отграничивающих данные взрывные устройства от менее опасных устройств;
2) введение правил оборота всех их видов, соответствующих степени опасности конкретных предметов и веществ, включая правила оборота предметов, имеющих культурную ценность, содержащих порох и (или) иные взрывчатые вещества, представляющих различную степень опасности, и правила приведения их в безопасное состояние, исключающее причинение вреда здоровью человека и, по возможности, нанесение им вреда как культурным ценностям, включая их применение в качестве оружия и иное использование, если оно не совершено в состояниях необходимой обороны или крайней необходимости или в иных случаях, предусмотренных или допускаемых законодательством РФ, а также правила безопасного извлечения из них пороха и (или) капсюлей либо иных взрывчатых веществ (гремучей ртути, динамита, тротила и др.) и воспламенителей (фитилей, запалов, детонаторов и др.), которыми они снаряжены, для их деактивации без повреждения их конструкции и внешнего вида, в целях сохранения данных предметов как культурных ценностей (безопасное для жизни и здоровья людей и целостности культурных ценностей извлечение пороха из старинных ручных гранат, ядер и иных боеприпасов или взрывных устройств, старинных петард и иных пиротехнических изделий, пороховниц и иных подобных старинных предметов, а также из любых предметов, имеющих культурную ценность, безопасное для жизни и здоровья людей и целостности культурных ценностей извлечение иных видов взрывчатых веществ из гранат, артиллерийских снарядов, капсюлей и иных предметов, имеющих культурную ценность, а также иная их деактивация как опасных предметов);
3) установление за незаконный оборот боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств не более строгих наказаний, чем за незаконный оборот огнестрельного оружия и патронов к нему, в случаях, когда конкретные виды оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств имеют равную поражающую способность, либо когда их незаконный оборот влечет равные тяжкие последствия или сопряжен с совершением наиболее тяжких насильственных преступлений, либо декриминализация незаконного оборота распространенных в обороте боеприпасов, взрывчатых веществ и устройств, которые могут быть отнесены к взрывным устройствам, не повлекшего тяжких последствий;
4) отмена ограничений на приобретение, хранение и иной оборот указанных предметов и веществ, имеющих культурную ценность, без их использования в качестве оружия, или оборот иных их видов, не влекущий создания угрозы наступления тяжких последствий, либо декриминализация их незаконного оборота, не повлекшего тяжких последствий.
До внесения данных изменений в ФЗ Об оружии, для соблюдения конституционных прав человека, необходимо принятие указа Президента РФ или постановления Правительства РФ, регламентирующего правила оборота боеприпасов и взрывных устройств, содержащих порох или другие виды взрывчатых веществ, имеющих культурную ценность, а также иных видов предметов, содержащих порох или другие виды взрывчатых веществ, имеющих культурную ценность.
Указанные изменения необходимы для соблюдения положений Конституции РФ, обеспечивающих защиту прав человека, учитывая принципы высшей ценности человека, его прав и свобод, равенства всех перед законом и судом и другие основные принципы, обеспечивающие защиту прав человека, предусмотренные положениями Конституции РФ.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека, уменьшению коррупционной составляющей законодательства об обороте оружия и упорядочиванию его норм.

Практический результат

Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека, уменьшению коррупционной составляющей законодательства об обороте оружия и упорядочиванию его норм.

Решение

Необходимо введение в ФЗ Об оружии или иное законодательство РФ правил оборота разрывных ядер, снарядов к артиллерийским орудиям, ручных и ружейных гранат и других видов боеприпасов и взрывных устройств, содержащих порох или другие виды взрывчатых веществ, а также иных видов предметов, содержащих порох или другие виды взрывчатых веществ, имеющих культурную ценность, включая пиротехнические изделия, бочки или банки с порохом и пороховницы.
Учитывая вышеизложенное, необходимы:
1) введение в законодательство РФ минимальной поражающей способности боеприпасов и взрывных устройств, незаконный оборот которых влечет уголовную ответственность, количества и видов взрывчатых веществ, содержащихся в них, имеющих различную оборотоспособность, а также запрета на любой оборот взрывных устройств, имеющих повышенную поражающую способность, опасных для жизни многих людей, или взрывных устройств, способных причинить вред здоровью или смерть человеку, замаскированных под другие предметы, при установлении четких критериев поражающей способности, отграничивающих данные взрывные устройства от менее опасных устройств;
2) введение правил оборота всех их видов, соответствующих степени опасности конкретных предметов и веществ, включая правила оборота предметов, имеющих культурную ценность, содержащих порох и (или) иные взрывчатые вещества, представляющих различную степень опасности, и правила приведения их в безопасное состояние, исключающее причинение вреда здоровью человека и, по возможности, нанесение им вреда как культурным ценностям, включая их применение в качестве оружия и иное использование, если оно не совершено в состояниях необходимой обороны или крайней необходимости или в иных случаях, предусмотренных или допускаемых законодательством РФ, а также правила безопасного извлечения из них пороха и (или) капсюлей либо иных взрывчатых веществ (гремучей ртути, динамита, тротила и др.) и воспламенителей (фитилей, запалов, детонаторов и др.), которыми они снаряжены, для их деактивации без повреждения их конструкции и внешнего вида, в целях сохранения данных предметов как культурных ценностей (безопасное для жизни и здоровья людей и целостности культурных ценностей извлечение пороха из старинных ручных гранат, ядер и иных боеприпасов или взрывных устройств, старинных петард и иных пиротехнических изделий, пороховниц и иных подобных старинных предметов, а также из любых предметов, имеющих культурную ценность, безопасное для жизни и здоровья людей и целостности культурных ценностей извлечение иных видов взрывчатых веществ из гранат, артиллерийских снарядов, капсюлей и иных предметов, имеющих культурную ценность, а также иная их деактивация как опасных предметов);
3) установление за незаконный оборот боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств не более строгих наказаний, чем за незаконный оборот огнестрельного оружия и патронов к нему, в случаях, когда конкретные виды оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств имеют равную поражающую способность, либо когда их незаконный оборот влечет равные тяжкие последствия или сопряжен с совершением наиболее тяжких насильственных преступлений, либо декриминализация незаконного оборота распространенных в обороте боеприпасов, взрывчатых веществ и устройств, которые могут быть отнесены к взрывным устройствам, не повлекшего тяжких последствий;
4) отмена ограничений на приобретение, хранение и иной оборот указанных предметов и веществ, имеющих культурную ценность, без их использования в качестве оружия, или оборот иных их видов, не влекущий создания угрозы наступления тяжких последствий, либо декриминализация их незаконного оборота, не повлекшего тяжких последствий.
До внесения данных изменений в ФЗ Об оружии, для соблюдения конституционных прав человека, необходимо принятие указа Президента РФ или постановления Правительства РФ, регламентирующего правила их оборота.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 931 голос

69

Против решения: 187 голосов

К началу списка инициатив