Необходимо декриминализировать незаконные сбыт и изготовление холодного и метательного оружия, имеющего культурную ценность, и ввести в законодательство РФ запреты на криминализацию любых незаконных действий по обороту данных видов оружия, имеющих культурную ценность, и на ограничение прав лиц, осужденных за данные декриминализированные деяния, учитывая наличие в ч. 4 ст. 223 УК РФ уголовной ответственности за незаконное изготовление всех видов холодного и метательного оружия, наличие в ч. 7 ст. 222 УК РФ уголовной ответственности за незаконный сбыт всех видов холодного и метательного оружия без указания на исключение уголовной ответственности за незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, признание в 2014 году Конституционным Судом РФ уголовной ответственности за незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, неконституционной Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.06.2014 № 18-П, отнесение к оружию, имеющему культурную ценность, широкого перечня видов оружия, включая современное художественное и авторское холодное оружие, отделение метательного оружия от холодного с 1997 года, отнесение с 2020 года метательного броскового оружия не к холодному, а к метательному оружию, отсутствие четкого запрета на отнесение к изготовлению холодного и иного оружия заточки лезвия, сборки оружия из частей, являющихся или не являющихся частями оружия (в особенности, его сборки из частей, находящихся в свободном обороте, из которых возможно собрать как оружие, так и иной предмет), замены клинков, рукояток, ограничителей (гард), дуг арбалетов или иных частей предмета на части, относящие его к оружию, после их присоединения, и других подобных незначительных в сравнениями с техническими навыками, необходимыми для изготовления, ремонта или переделки оружия либо иного предмета, действий с предметами, и отсутствие в КоАП РФ отдельной административной ответственности за незаконное изготовление видов холодного оружия, имеющего культурную ценность (до 2021 года административная ответственность за незаконное изготовление оружия отсутствовала в КоАП РФ, а с 2021 года незаконное изготовление любого оружия влечет административную ответственность по ст. 20.10 КоАП РФ, если отсутствуют признаки уголовно наказуемого деяния (в частности, если незаконное изготовление холодного оружия (ч. 4 ст. 223 УК РФ) не представляет общественной опасности (ч. 2 ст. 14 УК РФ))), которая могла бы быть установлена вместо уголовной ответственности, а также наличие в ст. 16 ФЗ Об оружии обязанности получения лицензии на изготовление всех видов гражданского оружия, при невозможности отнесения к оружию многих видов мачете, кукри, игольчатых и иных штыков, пружинных стреляющих ножей (такие ножи могут быть отнесены законодательством РФ только к холодному оружию, если они соответствуют его экспертным критериям, и ограничены или запрещены к обороту только как гражданское или иное холодное оружие, либо разрешены к свободному обороту, если они не соответствуют критериям холодного оружия), многих других предметов, сходных с холодным или метательным оружием, но не отнесенным к нему ФЗ Об оружии и (или) экспертными критериями, механических метательных устройств, не являющихся луками и арбалетами (всех видов духовых трубок, рогаток, катапульт, не являющихся арбалетами (баллистами или монобаллистами), пружинных стреляющих ножей, не отнесенных к холодному оружию, пружинных пистолетов, ружей и пушек и т.п.), газовых устройств, имеющих большую поражающую способность, чем гражданское газовое оружие (средств для самообороны от животных, специальных средств силовых структур и охранных организаций, а также газовых устройств, способных причинить вред здоровью или смерть человеку, не отнесенных к оружию массового поражения), огнестрельных устройств, не отнесенных к огнестрельному и иному оружию, и других устройств, не отнесенных к оружию.
С 2014 года Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.06.2014 № 18-П "По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 222 Уголовного кодекса Российской Федерации и статей 1, 3, 6, 8, 13 и 20 Федерального закона "Об оружии" в связи с жалобой гражданки Н.В. Урюпиной" (в данном деле было обвинение в покушении на незаконный сбыт двух кортиков времен Веймарской республики (кортик в ножнах с маркировкой на клинке "ORIGINAL EICKHORN" б/н и кортик в ножнах с маркировкой на клинке N 663) оценщикам пунктов оценки антиквариата на ул. Арбат в городе Москве) был декриминализирован незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность (ч. 4 ст. 222 и (с 2021 года) ч. 7 ст. 222 УК РФ), но в нормы УК РФ о незаконном сбыте и изготовлении холодного оружия (ч. 4 ст. 222 и (с 2021 года) ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ) соответствующие изменения не внесены до настоящего времени.
При этом незаконный сбыт оружия или иного предмета не отличается по критериям наличия или отсутствия в нем общественной опасности от его иного незаконного оборота. Поэтому признание незаконного сбыта холодного оружия, имеющего культурную ценность, неконституционным означает признание неконституционным и иного его незаконного оборота, который криминализирован или был криминализирован, т.е. его незаконного изготовления, криминализация которого сохраняется, и его незаконных приобретения или ношения, декриминализированных в УК РФ в 2003 году, его незаконного хранения, декриминализированного в общесоюзном законодательстве СССР, УК РСФСР и ряда других союзных республик в 1959 и 1960 годах, а также любых незаконных действий с ним, которые могут быть криминализированы.
Согласно ст. 54 Конституции РФ, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Поэтому признание неконституционной уголовной ответственности за незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, по причинам строгости и неопределенности данной ответственности означает не декриминализацию его незаконного сбыта с 2014 года, а декриминализацию его незаконного оборота со времени внесения изменений в ст. 66 Конституции РСФСР 1978 года в 1992 году и принятия Конституции РФ 1993 года с правом на реабилитацию для всех лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности за незаконные хранение, ношение или приобретение данного холодного оружия до их декриминализации в 1960 и 2003 годах, за его незаконный сбыт, а также за его незаконное изготовление.
При этом с 1994 по 1997 год к холодному оружию относилось метательное стрелковое оружие (луки и арбалеты), а до 2020 года к холодному оружию относилось метательное бросковое оружие (метаемое холодное оружие).
Поэтому незаконный сбыт и иной незаконный оборот луков и арбалетов, имеющих культурную ценность, совершенный до 1997 года, и незаконный сбыт и иной незаконный оборот метательных ножей, сюрикенов, бумерангов и иного метательного броскового оружия (холодного оружия, метаемого рукой), имеющего культурную ценность, совершенный до 2020 года, не могут являться преступлениями, а лица, привлеченные к уголовной ответственности за него, подлежат оправданию и имеют право на реабилитацию.
За незаконный оборот любого оружия, включая незаконное изготовление холодного оружия, с 2021 года установлена административная ответственность, если отсутствуют признаки уголовно наказуемого деяния (ст. 20.10 КоАП РФ), поэтому незаконное изготовление любого оружия стало административным правонарушением.
До настоящего времени не опубликованы многие акты МВД и других ведомств СССР, РСФСР и РФ об обороте оружия и многих других предметов, принятые до 1992 года, и не публикуются акты МВД РФ и многих других органов власти РФ о сроках хранения информации о судимости либо о привлечении к уголовной или административной ответственности.
В отношении декриминализации деяний Конституционным Судом РФ выносились постановления, обязывающие принимать на работу или службу и запрещающие увольнять с них лиц, осужденных за декриминализированные деяния.
В частности, Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.11.2014 N 29-П "По делу о проверке конституционности пункта 7 части 3 статьи 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобами граждан Д.А. Васина и И.С. Кравченко" было подтверждено право лиц, привлеченных к уголовной ответственности за декриминализированные деяния (в данном деле - нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение по неосторожности средней тяжести вреда здоровью и обман потребителей) или освобожденных от уголовной ответственности за их совершение по нереабилитирующим основаниям на службу в правоохранительных органах (в данном деле - МВД).
Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.04.2017 N 12-П "По делу о проверке конституционности пункта "м" части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и пункта 7 части 3 статьи 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки О.И. Гуровой" было подтверждено право лица, осужденного за декриминализированное деяние (в данном деле - обман потребителей) на службу в правоохранительных органах (в данном деле - во ФСИН).
Согласно п. 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»,
нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Согласно Указу Президента РФ от 06.03.1997 N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера", к сведениям конфиденциального характера отнесены:
«1. Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.
2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, сведения о лицах, в отношении которых в соответствии с федеральными законами от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации принято решение о применении мер государственной защиты, а также сведения о мерах государственной защиты указанных лиц, если законодательством Российской Федерации такие сведения не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.
3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).
4. Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).
5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).
6. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.
7. Сведения, содержащиеся в личных делах осужденных, а также сведения о принудительном исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц, кроме сведений, которые являются общедоступными в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве».
Правила и сроки хранения информации о привлечении к уголовной или административной ответственности в базах данных информационных центров (ИЦ) предусмотрены положениями секретных нормативно правовых актов для служебного пользования (дсп), извлечения из которых встречаются в судебных решениях, на сайтах органов власти и в других источниках.
В частности, порядок и сроки хранения в базе данных ИЦ сведений о привлечении граждан к уголовной ответственности регламентированы совместным приказом для служебного пользования Генеральной прокуратуры РФ и руководителей других ведомств, которым 12 февраля 2014 года утверждено «Наставление по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации».
На основании п.15.1 указанного Наставления предусмотрено хранение учетных документов независимо от снятия и погашения судимости.
В пофамильных картотеках учетные алфавитные карточки хранятся:
а) на приговоренных к пожизненному заключению; на приговоренных за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства; на осужденных, в отношении которых вступившие в законную силу приговоры отменены и уголовные дела прекращены по реабилитирующим основаниям, – постоянно;
б) на осужденных, в том числе за преступления, которые впоследствии были декриминализированы; лиц, совершивших запрещенные уголовным законом деяния, в отношении которых применены принудительные меры медицинского характера; на лиц, в отношении которых уголовные дела (уголовное преследование) прекращены по не реабилитирующим основаниям – до достижения ими 80-летнего возраста; (исключение составляют уголовные дела частного обвинения, прекращенные в связи с примирением);
в) на несовершеннолетних лиц, привлекавшихся в качестве обвиняемых и освобожденных от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия, - 15 лет со дня назначения данной меры.
Срок хранения информации о судимости или привлечении к уголовной ответственности определяется Приказа МВД России от 09.07.2007 года № 612 дсп «Об утверждении Наставления по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел РФ». При этом из различных публичных источников информации известно, что данные о судимости хранятся пожизненно, а данные о привлечении к уголовной ответственности – 25 лет. Ранее срок хранения данных о привлечении к уголовной ответственности определялся Приказом МВД России от 12.07.2000 года № 752 дсп «Об утверждении наставления по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических, розыскных учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек органов внутренних дел Российской Федерации» и составлял 15 лет.
При этом все вышеуказанные нормативно правовые акты остаются недоступными для ознакомления многими группами лиц, не опубликованы и не могут применяться в отношении любых лиц, т.к. они затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, но не опубликованы официально. Поэтому правила и сроки хранения данных о судимости или привлечении к уголовной ответственности законодательством РФ не установлены, учитывая положения ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и иного законодательства РФ.
Существуют опубликованные нормативные правовые акты о сроках хранения информации о привлечении к ответственности и судимости в судах РФ.
В частности, Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 21.12.2022 N 242 "Об утверждении Перечня документов, образующихся в процессе деятельности федеральных судов общей юрисдикции, с указанием сроков их хранения и Порядка хранения некоторых видов документов, предусмотренных Перечнем документов, образующихся в процессе деятельности федеральных судов общей юрисдикции, с указанием сроков их хранения" установлено, что статистическая отчетность о судимостях и о привлечении к уголовной ответственности в годовых отчетах судов РФ о целый ряд иной информации о деятельности судов хранятся постоянно.
Таким образом, данные о судимости или привлечении к уголовной ответственности могут храниться пожизненно, включая случаи последующего вынесения оправдательных приговоров или иных решений об оправдании конкретных лиц. При этом информация об оправдании и реабилитации должна быть указана в соответствующих базах данных.
Более того, на сайтах судебной системы постоянно сохраняется информация о привлечении к административной ответственности и других судебных решениях по делам об административных правонарушениях, а также о рассмотрении гражданских дел.
В справке о привлечении или непривлечении к уголовной ответственности указывается информация о привлечении лица к уголовной ответственности по конкретной норме УК и дополнительная информация, если лицо не было оправдано, либо о том, что что привлечения к уголовной ответственности на территории РФ у лица не имеется, - если лицо не привлекалось к уголовной ответственности по законодательству РФ или привлекалось к ней, но позднее было оправдано.
При этом не выдаются справки о привлечении или непривлечении к административной ответственности за любые административные правонарушения или за многие административные правонарушения, привлечение к ответственности за которые существенно ограничивает права человека и гражданина.
Более того, на практике, встречаются случаи, когда судебные решения или иная информация об оправдании лица не публикуются либо удаляются из публичных сайтов судов.
В частности, в отношении осужденной в 2005 году за покушение на незаконный сбыт холодного оружия (двух немецких кортиков Веймарской республики), по уголовному делу которой были вынесены обвинительные приговоры и иные решения судебными инстанциями от мирового судьи судебного участка № 375 района Арбат до Верховного Суда РФ, Постановление Конституционного Суда РФ от 14.06.2014 № 18-П, декриминализировавшее незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 05.11.2014 N 109-П14, которым многие прежние судебные решения по данному делу были отменены, а уголовное дело было передано на новое рассмотрение в Пресненский районный суд города Москвы, а также решение Пресненского районного суда от 16 марта 2015 года об оправдании, не являющееся оправдательным приговором (таким решением суда является прекращение уголовного дела в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения), указанное решение об оправдании не опубликовано до настоящего времени, а информация о его вынесении была размещена на сайте Пресненского районного суда города Москвы, но несколько лет назад она стала недоступна по техническим причинам, а на более новом общем сайте судебной системы города Москвы («mos-gorsud.ru») указанная информация отсутствует. При этом на нем опубликована информация о многих обвинительных решениях по данному уголовному делу без указания на дальнейшее оправдание по нему и на вынесение Постановления Конституционного Суда РФ по данному делу, повлекшее частичную декриминализацию незаконного сбыта холодного оружия.
Аналогичная ситуация наблюдается и во многих других случаях оправдания ранее осужденных лиц.
На вышеуказанном сайте и других сайтах судебной системы РФ часто сохраняются опубликованные судебные решения по гражданским делам, вынесенные не ранее 2010 года, или информация о них.
Запрещена продажа иностранными гражданами любого гражданского и иного оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии, а лица без гражданства не имеют права на приобретение и продажу всех видов указанного оружия. Лицензия на торговлю гражданским оружием может быть получена только юридическим лицом, имеющим право на ее получение, но торговать данным оружием имеют право и юридические лица, получившие лицензию на производство оружия. На торговлю оружием, не предусмотренным ФЗ Об оружии, конструктивно сходными с оружием изделиями и другими предметами, не отнесенными к оружию, не требуется получения лицензии.
Поэтому нормы о незаконном сбыте и ином обороте различных видов оружия не упорядочены по степени их опасности и другим критериям.
Согласно ст. 1 ФЗ Об оружии холодным оружием является оружие, предназначенное для поражения живой или иной цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения.
Согласно ст. 3 ФЗ Об оружии гражданским холодным оружием является, в частности, холодное оружие, имеющее культурную ценность.
Согласно ч. 4 ст. 13 ФЗ Об оружии с 2018 года холодное оружие, имеющее культурную ценность, имеют право приобретать граждане РФ, получившие лицензию на коллекционирование оружия (выдаваемую с 14 лет), а с 2012 по 2018 год его виды, изготовленные до 1945 года, а также их копии или реплики имели право приобретать граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, без получения лицензии, а правила приобретения иного холодного оружия, имеющего культурную ценность, отсутствовали, что означало наличие права на его приобретения любыми лицами (с 2012 года любыми гражданами РФ).
Согласно ст. 14 ФЗ Об оружии с 2012 года иностранные граждане имеют право приобретать на территории РФ большинство видов гражданского оружия, включая холодное и иное оружие, имеющее культурную ценность, по лицензии, выдаваемой на основании ходатайств дипломатических представительств государств, гражданами которых они являются, с обязанностью его вывоза из РФ не позднее 10 дней со дня приобретения оружия. При этом иностранным гражданам запрещено продавать гражданское оружие учитывая положения ст. 15 ФЗ Об оружии, не относящие иностранных граждан к субъектам, имеющим право продавать оружие, предусмотренное ФЗ Об оружии.
Лица без гражданства с 2012 года не имеют права на приобретение и продажу оружия, имеющего культурную ценность, учитывая положения ст. 10 и 15 ФЗ Об оружии, не относящие лиц без гражданства к субъектам, имеющим право приобретать или продавать оружие, предусмотренное ФЗ Об оружии.
Согласно ст. 6 ФЗ Об оружии с 2018 года разрешен оборот в РФ в качестве гражданского и служебного оружия любого холодного оружия, имеющего культурную ценность.
До 2012 года оружие, имеющее культурную ценность, не было предусмотрено ФЗ Об оружии и находилось в свободном обороте на основании положений ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ. При этом ряд видов холодного оружия, не имеющих культурной ценности, не предусмотрены ФЗ Об оружии до настоящего времени и находятся в свободном обороте.
Конструктивно сходные с оружием изделия, согласно ст. 13 и 14 ФЗ Об оружии, приобретаются без лицензии и не регистрируются, а правила оборота других видов предметов, не отнесенных к оружию, в ФЗ Об оружии не предусмотрены.
Виды оружия, не предусмотренные ФЗ Об оружии, не ограниченные и не запрещенные к обороту международными договорами РФ, находятся на территории РФ в свободном обороте, учитывая положения ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ.
При этом в ст. 31 Конституции РФ предусмотрен запрет на ношение любого оружия на определенных в ней массовых мероприятиях. Иные ограничения и запреты на оборот видов оружия, не предусмотренных ФЗ Об оружии, если они не вводятся международными договорами РФ или федеральными законами, вносящими изменения в ФЗ Об оружии, могут быть введены только в случаях введения режимов контртеррористической операции, чрезвычайного или военного положения, в порядке установленном соответствующими федеральными или федеральными конституционными законами.
Законодательно не запрещено отнесение каких-либо видов оружия к оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, т.е. их введение в свободный оборот для любых лиц.
Предметы, не отнесенные к оружию ФЗ Об оружии и (или) экспертными критериями, не могут быть ограничены или запрещены к обороту положениями ст. 31 Конституции РФ и в случаях введения режимов контртеррористической операции, чрезвычайного или военного положения, в порядке установленном соответствующими федеральными или федеральными конституционными законами.
Учитывая критерии холодного, метательного и иного оружия, разграничивающие оружие и другие предметы не по критериям поражающей способности конкретных предметов, а по формальным критериям отнесения предметов к холодному оружию или типу механизма для метания снарядов в механических метательных устройствах либо по способам их метения из любых стреляющих устройств и другим чисто формальным критериям, сохранение ограничений на оборот холодного и метательного оружия и, тем более, мер ответственности и наказаний за их нарушение не имеет смысла, т.к. многие виды предметов, имеющие большую поражающую способность, чем стандартные виды охотничьих или боевых ножей, кинжалов, шашек, луков и ли арбалетов, не отнесены к холодному или метательному оружию и находятся в свободном обороте, а ограничения на менее опасные предметы способствуют только распространению в обороте более опасных предметов и ограничению конституционных прав человека, и расширение перечня видов оружия или введение ограничений на оборот указанных предметов, не отнесенных к оружию, может только усилить ограничение конституционных прав человека.
Повреждение или уничтожение культурных ценностей, включая указанные виды оружия, патронов к оружию и сходных с ними предметов, влечет уголовную ответственность и строгие наказания по ст. 243 УК РФ (лишение свободы на сроки до 3 или 6 лет).
При этом в ст. 6 и 24 ФЗ Об оружии предусмотрены запреты на уничтожение или приведение в негодность посредством применения методов и технологий, разрушающих конструкцию или художественное оформление оружия, имеющего культурную ценность, а также на его использование для поражения цели, подачи сигналов, осуществления выстрела и иное его использование, не связанное с его хранением, коллекционированием или экспонированием.
Таким образом, криминалистические экспертизы холодного, метательного и иного оружия, имеющего культурную ценность, запрещены положениями ст. 24 ФЗ Об оружии и ст. 243 УК РФ, что исключает его отнесение к оружию, а введение других минимальных критериев данного оружия будет противоречить ст. 2 и 19 Конституции РФ, а также нарушать другие конституционные принципы и принципы УК РФ, т.к. они будут нарушать запреты на применение уголовного закона по аналогии, объективного вменения и презумпции невиновности, а также право каждого владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, учитывая различие критериев конструктивно сходных предметов, определяющих ограничения и запреты на их оборот, а также меры ответственности и наказаний за их нарушение, влекущее произвольное ограничение прав человека, возможность привлечения к ответственности без вины лица (объективного вменения) и возникновение неустранимых сомнений в виновности лица (в особенности, в виновности в совершении преступления как общественно опасного деяния), толкуемых в пользу обвиняемого.
Незаконное изготовление холодного или метательного оружия, имеющего культурную ценность, может быть признано малозначительным деянием, на основании ч. 2 ст. 14 УК РФ, но малозначительность деяния оценивается, исходя из всех обстоятельств дела, и может признаваться в конкретных делах произвольно.
При этом деяние, являющееся малозначительным при любых обстоятельствах, необходимо декриминализировать, учитывая декриминализацию незаконного сбыта холодного оружия, имеющего культурную ценность, а также невозможность, в силу положений ч. 2 ст. 14 УК РФ, привлечения к уголовной ответственности за его совершение.
Учитывая вышеизложенное, следует ввести в ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ указание об исключении уголовной ответственности за незаконные сбыт и изготовление холодного и метательного оружия, имеющего культурную ценность, и установить в законодательстве РФ (ФЗ Об оружии, УК РФ, КоАП РФ и др.) запрет на криминализацию любых незаконных действий по обороту холодного и метательного оружия, имеющего культурную ценность.
Следует отметить, что незаконное изготовление холодного и метательного оружия не влечет уголовной ответственности по УК Армении и целого ряда других стран постсоветского пространства, по УК большинства из которых незаконный оборот холодного и метательного
оружия уголовной ответственности не влечет (по УК Узбекистана, Эстонии, Латвии, Молдовы, Грузии и др.), а также по УК Болгарии, Монголии и многих других стран мира.
Незаконные сбыт и изготовление холодного и метательного оружия являются единственными криминализированными деяниями, в перечне незаконных действий, составляющих его незаконный оборот, в уголовном законодательстве РФ и Южной Осетии – государстве, в котором действует УК РФ, но могут приниматься свои уголовные законы, его дополняющие. С 2014 по 2022 годы они являлись такими деяниями в УК ДНР и ЛНР до их включения в состав РФ. При этом действие Постановления Конституционного Суда РФ не распространяется на какие-либо другие государства, включая Южную Осетию, ДНР и ЛНР, а исключение уголовной ответственности за незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, не предусмотрено в УК РФ, ином уголовном законодательстве Южной Осетии, а также в УК ДНР и ЛНР. Поэтому в уголовном законодательстве Южной Осетии незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, остается преступлением в соответствии с ч. 7 ст. 222 УК РФ и будет им являться до принятия своих уголовных законов, его декриминализирующих, или вхождения в состав РФ либо декриминализации в УК РФ незаконного сбыта холодного оружия, а вместо УК ДНР и ЛНР с 2022 года на их территории действует УК РФ и иное законодательство РФ, включая постановления Конституционного Суда РФ, т.е. незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, декриминализирован в ДНР и ЛНР с 2022 года.
В УК части других стран постсоветского пространства (Абхазии, ПМР, Украине, Казахстане, Белоруссии Таджикистане и др.) криминализированы незаконные ношение и (или) приобретение всех видов холодного оружия (исключения могут быть предусмотрены только для оборота охотничьего или национального холодного оружия в ряде местностей конкретных государств), а некоторых из них - их незаконные передача (в УК Таджикистана и стран, в которых она отнесена к незаконному сбыту) или ремонт (в УК Украины). Незаконное хранение холодного и метательного оружия декриминализировано во всех странах постсоветского пространства.
При этом в части из указанных государств (Украине и др.) к холодному оружию отнесено и метательное оружие, а критерии отнесения к холодному или метательному оружию являются более строгими, чем в законодательстве РФ, действующем с 2002 года (усилие натяжения тетивы, составляющее более 20 или 14 кгс (в законодательстве Украины, Казахстана и др.), а не более 27 и 43 кгс соответственно (в законодательстве РФ. Белоруссии и др.)).
В части вышеуказанных государств правила оборота оружия, имеющего культурную ценность, являются более строгими и могут соответствовать правилам оборота современного гражданского оружия, но в ряде других данных государств (в частности, в Абхазии, Грузии, ПМР, Молдове, а также в ДНР и ЛНР (до их включения в состав РФ)), правила оборота оружия, имеющего культурную ценность, и части видов современного холодного или иного оружия являются менее строгими, чем в ФЗ Об оружии и ином законодательстве РФ.
В США и части других стран мира полностью криминализирован незаконный оборот запрещенного холодного и метательного оружия (части или всех видов складных ножей, открываемых одной рукой, кастетов, нунчаков, сюрикенов, пружинных стреляющих ножей, тростей шпаг и т.п.) или ношение различных видов ножей, кинжалов и т.п. предметов (в УК ряда штатов США незаконный оборот холодного оружия частично или полностью декриминализирован), а оборот оружия, имеющего культурную ценность, не ограничен в целом ряде указанных государств.
Учитывая все вышеизложенное, имеются основания не только для внесения изменений, указанных в обращении, но и для полной декриминализации незаконного оборота холодного и метательного оружия, а также любого оружия, имеющего культурную ценность, с отменой ограничений на оборот всех его видов и существующих его экспертных критериев, т.к. любые положения о данных видах оружия аналогично положениям о холодном оружии, имеющем культурную ценность.
В других странах правила и сроки хранения информации о привлечении к уголовной или административной ответственности обычно предусмотрены законами или иными официально опубликованными нормативными правовыми актами.
В частности, согласно положениям Закона Республики Беларусь «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений», сведения о преступлениях хранятся 100 лет, а об административных правонарушениях – 10 лет.
При этом оправдание лица не исключает указанные сведения из базы данных, в которой просто делается отметка об оправдании лица.
Данный Закон Белоруссии является излишне строгим, в особенности, по отношению к оправданным лицам или к лицам, совершившим административные правонарушения или преступления, не представляющие большой общественной опасности, и другие преступления, не являющиеся наиболее тяжкими насильственными преступлениями, но он является официально опубликованным законодательным актом, с которым могут ознакомиться любые лица.
Поэтому возможно принятие в РФ подобного федерального закона, устанавливающего менее строгие правила хранения правила и сроки хранения информации о привлечении к уголовной или административной ответственности, чем предусмотренные данным Законом Белоруссии и нормативными правовыми актами РФ (как секретными, так и официально опубликованными).
Учитывая вышеизложенное, необходимо ввести в законодательство РФ запрет на ограничение конституционных и иных законных прав лиц, привлеченных к уголовной ответственности за незаконный оборот холодного оружия, имеющего культурную ценность, декриминализированный в РФ, совершенный в СССР, РСФСР, РФ, Южной Осетии, Белоруссии, иных странах постсоветского пространства и других странах мира, и сохранение на учете в базах данных МВД РФ, в базах судебных решений на сайтах судов РФ и уполномоченных органах указанных лиц как лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности.
При внесении данных изменений, учитывая конституционные принципы, предусмотренные ст. 2 и 19 Конституции РФ, необходимо установление сроков хранения информации о судимости или привлечении к уголовной ответственности, составляющих менее 100 и 50, 25 и 15 лет соответственно, по делам о преступлениях небольшой или средней тяжести и по делам об иных преступлениях, которые не представляют повышенной общественной опасности, и сроков хранения информации о привлечении к административной ответственности, не превышающих 1 года или иных сроков, в течение которых лицо считается подвергнутым административному наказанию, т.к. пожизненный срок хранения информации о судимости или иной подобной информации является несправедливым и излишним в случаях исправления или оправдания лица, привлеченного к ответственности за преступление, либо утраты или удаления информации о конкретном лице, при ее сохранении в отношении других лиц, привлекавшихся к ответственности за различные преступления. Наиболее несправедливым и излишним является пожизненный срок хранения информации о судимости за преступления небольшой или средней тяжести либо иные преступления, не представляющие высокой общественной опасности, или иной подобной информации об указанных преступлениях, либо информации об административных правонарушениях или иных деяниях, не являющихся преступлениями, учитывая недостаточную степень опасности данных деяний для применения указанных строгих мер, частые их декриминализацию, отмену административной или иной ответственности за их совершение либо легализацию, а также отсутствие правильной профилактики преступности при наличии пожизненных ограничений для лиц, совершивших незначительные деяния, или, тем более, лиц, незаконно привлеченных к ответственности, и формирование в государстве и обществе категорий лиц, лишенных основных или всех гражданских прав, противоречащее положениям ст. 2 и 19 Конституции РФ.
Сроки от 50 до 100 лет часто являются пожизненными, но продолжительность человеческой жизни может и превысить их, что ставит людей преклонного возраста в неравное положение в случаях возникновения необходимости получения справок об отсутствии судимости или привлечения к уголовной ответственности, а сроки от 15 до 25 лет могут быть длительными или пожизненными в преклонном возрасте или в иных случаях учета данного привлечения к уголовной ответственности при поступлении на работу или службу либо совершения других юридически значимых действий, но не всегда являются таковыми, что ставит людей любого возраста в неравное положение в случаях возникновения необходимости получения справок об отсутствии привлечения к уголовной ответственности.
При этом по делам о преступлениях небольшой или средней тяжести и по делам об иных преступлениях, которые не представляют повышенной общественной опасности, установление таких длительных сроков хранения информации о них является излишним, в большей степени ограничивающим конституционные права человека, чем способствующим профилактике преступности и борьбе с ней, поэтому необходимо их сокращение. Сроки хранения информации о привлечении к административной ответственности, превышающие 1 год или иной срок, отведенный КоАП для исполнения административных наказаний, являются излишними и не соответствуют степени опасности административных правонарушений, поэтому необходимо их сокращение и введение правил об исключении информации о незначительных административных правонарушениях после исполнения наказания или его отмены.
Учитывая все вышеизложенное, имеются основания не только для внесения изменений, указанных в обращении, но и для полной декриминализации незаконного оборота холодного и метательного оружия, а также любого оружия, имеющего культурную ценность, с отменой ограничений на оборот всех его видов и существующих его экспертных критериев, т.к. любые положения о данных видах оружия аналогично положениям о холодном оружии, имеющем культурную ценность, и на полное приравнивание декриминализации деяния к оправданию лица, его совершившего.
Внесение вышеуказанных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм, а также дальнейшей либерализации законодательства.
Практический результат
Внесение вышеуказанных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм, а также дальнейшей либерализации законодательства.