Необходимо декриминализировать незаконное изготовление холодного оружия, имеющего культурную ценность, и ввести в законодательство РФ запрет на криминализацию любых незаконных действий по обороту холодного оружия, имеющего культурную ценность, учитывая наличие в ч. 4 ст. 223 УК РФ уголовной ответственности за незаконное изготовление всех видов холодного оружия, признание в 2014 году Конституционным Судом РФ уголовной ответственности за незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, неконституционной Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.06.2014 № 18-П, отнесение к оружию, имеющему культурную ценность, широкого перечня видов оружия, включая современное художественное и авторское холодное оружие, отсутствие четкого запрета на отнесение к изготовлению холодного и иного оружия заточки лезвия, сборки оружия из частей, являющихся или не являющихся частями оружия (в особенности, его сборки из частей, находящихся в свободном обороте, из которых возможно собрать как оружие, так и иной предмет), замены клинков или иных частей предмета на части, относящие его к оружию, после их присоединения, и других подобных незначительных в сравнениями с техническими навыками, необходимыми для изготовления, ремонта или переделки оружия либо иного предмета, действий с предметами, и отсутствие в КоАП РФ отдельной административной ответственности за незаконное изготовление видов холодного оружия, имеющего культурную ценность (до 2021 года административная ответственность за незаконное изготовление оружия отсутствовала в КоАП РФ, а с 2021 года незаконное изготовление любого оружия влечет административную ответственность по ст. 20.10 КоАП РФ, если отсутствуют признаки уголовно наказуемого деяния (в частности, если незаконное изготовление холодного оружия (ч. 4 ст. 223 УК РФ) не представляет общественной опасности (ч. 2 ст. 14 УК РФ))), которая могла бы быть установлена вместо уголовной ответственности, а также наличие в ст. 16 ФЗ Об оружии обязанности получения лицензии на изготовление всех видов гражданского оружия, при невозможности отнесения к оружию многих видов мачете, кукри, игольчатых штыков, многих других предметов, сходных с холодным оружием, но не отнесенным к нему ФЗ Об оружии и (или) экспертными критериями, механических метательных устройств, не являющихся луками и арбалетами, газовых устройств, имеющих большую поражающую способность, чем гражданское газовое оружие (средств для самообороны от животных, специальных средств силовых структур и охранных организаций, а также газовых устройств, способных причинить вред здоровью или смерть человеку, не отнесенных к оружию массового поражения), огнестрельных устройств, не отнесенных к огнестрельному и иному оружию, и других устройств, не отнесенных к оружию.
С 2014 года Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.06.2014 № 18-П был декриминализирован незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность (ч. 4 ст. 222 и (с 2021 года) ч. 7 ст. 222 УК РФ), но в нормы УК РФ о незаконном сбыте и изготовлении холодного оружия (ч. 4 ст. 222 и (с 2021 года) ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ) соответствующие изменения не внесены до настоящего времени.
При этом незаконный сбыт оружия или иного предмета не отличается по критериям наличия или отсутствия в нем общественной опасности от его иного незаконного оборота. Поэтому признание незаконного сбыта холодного оружия, имеющего культурную ценность, неконституционным означает признание неконституционным и иного его незаконного оборота, который криминализирован или был криминализирован, т.е. его незаконного изготовления, криминализация которого сохраняется, и его незаконных приобретения или ношения, декриминализированных в УК РФ в 2003 году, его незаконного хранения, декриминализированного в общесоюзном законодательстве СССР, УК РСФСР и ряда других союзных республик в 1959 и 1960 годах, а также любых незаконных действий с ним, которые могут быть криминализированы.
Согласно ст. 54 Конституции РФ, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Поэтому признание неконституционной уголовной ответственности за незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, по причинам строгости и неопределенности данной ответственности означает не декриминализацию его незаконного сбыта с 2014 года, а декриминализацию его незаконного оборота со времени внесения изменений в ст. 66 Конституции РСФСР 1978 года в 1992 году и принятия Конституции РФ 1993 года с правом на реабилитацию для всех лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности за незаконные хранение, ношение или приобретение данного холодного оружия до их декриминализации в 1960 и 2003 годах, за его незаконный сбыт, а также за его незаконное изготовление.
При этом с 1994 по 1997 год к холодному оружию относилось метательное стрелковое оружие (луки и арбалеты), а до 2020 года к холодному оружию относилось метательное бросковое оружие (метаемое холодное оружие), поэтому незаконный сбыт и иной незаконный оборот луков и арбалетов, имеющих культурную ценность, совершенный до 1997 года, и незаконный сбыт и иной незаконный оборот метательных ножей, сюрикенов, бумерангов и иного метательного броскового оружия (холодного оружия, метаемого рукой), имеющего культурную ценность, совершенный до 2020 года, не могут являться преступлениями, а лица, привлеченные к уголовной ответственности за него, подлежат оправданию и имеют право на реабилитацию.
За незаконный оборот любого оружия, включая незаконное изготовление холодного оружия, с 2021 года установлена административная ответственность, если отсутствуют признаки уголовно наказуемого деяния (ст. 20.10 КоАП РФ), поэтому незаконное изготовление любого оружия стало административным правонарушением.
Запрещена продажа иностранными гражданами любого гражданского и иного оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии, а лица без гражданства не имеют права на приобретение и продажу всех видов указанного оружия. Лицензия на торговлю гражданским оружием может быть получена только юридическим лицом, имеющим право на ее получение, но торговать данным оружием имеют право и юридические лица, получившие лицензию на производство оружия. На торговлю оружием, не предусмотренным ФЗ Об оружии, конструктивно сходными с оружием изделиями и другими предметами, не отнесенными к оружию, не требуется получения лицензии.
Поэтому нормы о незаконном сбыте и ином обороте различных видов оружия не упорядочены по степени их опасности и другим критериям.
Согласно ст. 1 ФЗ Об оружии холодным оружием является оружие, предназначенное для поражения живой или иной цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения.
Согласно ст. 3 ФЗ Об оружии гражданским холодным оружием является, в частности, холодное оружие, имеющее культурную ценность.
Согласно ч. 4 ст. 13 ФЗ Об оружии с 2018 года холодное оружие, имеющее культурную ценность, имеют право приобретать граждане РФ, получившие лицензию на коллекционирование оружия (выдаваемую с 14 лет), а с 2012 по 2018 год его виды, изготовленные до 1945 года, а также их копии или реплики имели право приобретать граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, без получения лицензии, а правила приобретения иного холодного оружия, имеющего культурную ценность, отсутствовали, что означало наличие права на его приобретения любыми лицами (с 2012 года любыми гражданами РФ).
Согласно ст. 14 ФЗ Об оружии с 2012 года иностранные граждане имеют право приобретать на территории РФ большинство видов гражданского оружия, включая холодное и иное оружие, имеющее культурную ценность, по лицензии, выдаваемой на основании ходатайств дипломатических представительств государств, гражданами которых они являются, с обязанностью его вывоза из РФ не позднее 10 дней со дня приобретения оружия. При этом иностранным гражданам запрещено продавать гражданское оружие учитывая положения ст. 15 ФЗ Об оружии, не относящие иностранных граждан к субъектам, имеющим право продавать оружие, предусмотренное ФЗ Об оружии.
Лица без гражданства с 2012 года не имеют права на приобретение и продажу оружия, имеющего культурную ценность, учитывая положения ст. 10 и 15 ФЗ Об оружии, не относящие лиц без гражданства к субъектам, имеющим право приобретать или продавать оружие, предусмотренное ФЗ Об оружии.
Согласно ст. 6 ФЗ Об оружии с 2018 года разрешен оборот в РФ в качестве гражданского и служебного оружия любого холодного оружия, имеющего культурную ценность.
До 2012 года оружие, имеющее культурную ценность, не было предусмотрено ФЗ Об оружии и находилось в свободном обороте на основании положений ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ. При этом ряд видов холодного оружия, не имеющих культурной ценности, не предусмотрены ФЗ Об оружии до настоящего времени и находятся в свободном обороте.
Конструктивно сходные с оружием изделия, согласно ст. 13 и 14 ФЗ Об оружии, приобретаются без лицензии и не регистрируются, а правила оборота других видов предметов, не отнесенных к оружию, в ФЗ Об оружии не предусмотрены.
При этом в ст. 6 и 24 ФЗ Об оружии предусмотрены запреты на уничтожение или приведение в негодность посредством применения методов и технологий, разрушающих конструкцию или художественное оформление оружия, имеющего культурную ценность, а также на его использование для поражения цели, подачи сигналов, осуществления выстрела и иное его использование, не связанное с его хранением, коллекционированием или экспонированием.
Повреждение или уничтожение культурных ценностей, включая указанные виды оружия, патронов к оружию и сходных с ними предметов, влечет уголовную ответственность и строгие наказания по ст. 243 УК РФ (лишение свободы на сроки до 3 или 6 лет).
Таким образом, криминалистические экспертизы холодного и иного оружия, имеющего культурную ценность, запрещены положениями ст. 24 ФЗ Об оружии и ст. 243 УК РФ, что исключает его отнесение к оружию, а введение других минимальных критериев данного оружия будет противоречить ст. 2 и 19 Конституции РФ, а также нарушать другие конституционные принципы и принципы УК РФ, т.к. они будут нарушать запреты на применение уголовного закона по аналогии, объективного вменения и презумпции невиновности, а также право каждого владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, учитывая различие критериев конструктивно сходных предметов, определяющих ограничения и запреты на их оборот, а также меры ответственности и наказаний за их нарушение, влекущее произвольное ограничение прав человека, возможность привлечения к ответственности без вины лица (объективного вменения) и возникновение неустранимых сомнений в виновности лица (в особенности, в виновности в совершении преступления как общественно опасного деяния), толкуемых в пользу обвиняемого.
Незаконное изготовление холодного оружия, имеющего культурную ценность, может быть признано малозначительным деянием, на основании ч. 2 ст. 14 УК РФ, но малозначительность деяния оценивается, исходя из всех обстоятельств дела, и может признаваться в конкретных делах произвольно.
При этом деяние, являющееся малозначительным при любых обстоятельствах, необходимо декриминализировать, учитывая декриминализацию незаконного сбыта данного оружия, а также невозможность, в силу положений ч. 2 ст. 14 УК РФ, привлечения к уголовной ответственности за его совершение.
Учитывая вышеизложенное, следует ввести в ч. 4 ст. 223 УК РФ указание об исключении уголовной ответственности за незаконное изготовление холодного оружия, имеющего культурную ценность, и установить в законодательстве РФ (ФЗ Об оружии, УК РФ, КоАП РФ и др.) запрет на криминализацию любых незаконных действий по обороту холодного оружия, имеющего культурную ценность.
Следует отметить, что незаконное изготовление холодного оружия не влечет уголовной ответственности по УК Армении и целого ряда других стран постсоветского пространства, по УК большинства из которых незаконный оборот холодного оружия уголовной ответственности не влечет (по УК Узбекистана, Эстонии, Латвии, Молдовы, Грузии и др.), а также по УК Болгарии, Монголии и многих других стран мира.
Учитывая все вышеизложенное, имеются основания не только для внесения изменений, указанных в обращении, но и для полной декриминализации незаконного оборота холодного и метательного оружия, а также любого оружия, имеющего культурную ценность, с отменой ограничений на оборот всех его видов и существующих его экспертных критериев, т.к. любые положения о данных видах оружия аналогично положениям о холодном оружии, имеющем культурную ценность.
Внесение вышеуказанных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм, а также дальнейшей либерализации законодательства.
Практический результат
Внесение вышеуказанных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм, а также дальнейшей либерализации законодательства.