Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф11146
Уровень инициативы:
Федеральный

Легализовать персонифицированные транзакции с криптовалютами (в частности с биткоин/bitcoin)

Данная петиция касается регулирования криптовалют на территории РФ (в частности биткоин/bitcoin).

27 января 2014 года Банк России сделал предостережение относительно сделок с криптовалютами
(в тексте Банка России криптовалюты именуются как "виртуальные валюты").
Отрывок из текста опубликованного на сайте Банка России:

Банк России предупреждает, что предоставление российскими юридическими лицами услуг по обмену «виртуальных валют» на рубли и иностранную валюту, а также на товары (работы, услуги) будет рассматриваться как потенциальная вовлеченность в осуществление сомнительных операций в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Спустя несколько дней, 6 февраля 2014 года Генеральная прокуратура и Федеральная служба по финансовому мониторингу по сути объявили вне закона любые сделки с криптовалютами.
Отрывок из текста опубликованного на сайте Генеральной прокуратуры:

Получившие определенное распространение анонимные платежные системы и криптовалюты, в том числе наиболее известная из них – Биткойн, являются денежными суррогатами и не могут быть использованы гражданами и юридическими лицами.

Отрывок из текста опубликованного на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу:

Росфинмониторинг информирует, что использование криптовалют при совершении сделок является основанием для рассмотрения вопроса об отнесении таких сделок (операций) к сделкам (операциям), направленным на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

То есть в России официальные власти объявили бескомпромиссную войну криптовалютам.

В тоже время, в США официальные власти не запрещают криптовалюты, а только рассматривают вопрос о регулировании сделок с криптовалютами.
В частности, 18 ноября 2013 года были проведены слушанья в Конгрессе посвященные криптовалютам.
Действующий на тот момент председатель совета управляющих Федеральной резервной системы США Бен Бернанке передал сенаторам письмо, в котором указывается, что несмотря на то, что виртуальные валюты (в контексте слушаний речь идёт о криптовалютах, в том числе о биткоин) могут быть использованы в незаконных целях, они могут способствовать распространению более быстрых, безопасных и эффективных платежных систем.

Официальные власти некоторых европейских стран сделали заявления, в которых они сообщали, что ввиду высокой волатильности обменного курса криптовалют граждане могут потерять свои сбережения в результате неосторожных сделок, а так же сообщили, что ввиду природы криптовалют транзакции не могут быть отменены, что в свою очередь может быть использоваться недобросовестными участниками сделок.

Но несмотря на все эти предостережения ни одна из европейских стран не объявила криптовалюты вне закона.

Более того, 3 марта 2014 года налоговый департамент Британского правительства объявил, что операции с криптовалютами не будут облагаться НДС, но будут облагаться стандартными налогами на прибыль.

В Японии криптовалюты было решено рассматривать как сырье и облагать налогами прибыль полученную от операций с криптовалютами.
В Сингапуре криптовалюты рассматриваются как цифровой товар и облагаются налогами по стандартной схеме.
В Дании было официально объявлено, что для открытия биржи криптовалют не требуется специальное разрешение.

Несмотря на то, что криптовалюты не запрещены в США, власти США успешно борются с преступлениями связанных прямо или косвенно с криптовалютами. Так 2 октября 2013 года Уильям Росс Ульбрихт был арестован в Сан-Франциско. Его обвиняют в наркоторговле, хакерских атаках и сговоре с целью отмывания денег. Уильям Росс Ульбрихт являлся владельцем одной из крупнейших торговых площадок, где покупатели и продавцы используя биткоин могли торговать любыми товарами, в том числе признанными незаконными во многих странах мира.

Данный пример наглядно демонстрирует тот факт, что использование криптовалюты не делает правонарушителей неуловимыми, и что подобные преступления могут быть эффективно раскрыты традиционными методами.

Из всего этого следует, что криптовалюты не несут большей опасности для общества, чем традиционные наличные деньги. Более того, в системах криптовалют как правило используется запись всех когда либо совершенных транзакций (в частности так работает биткоин), что делает их даже более прозрачными и более безопасными, чем традиционные наличные деньги.

Объявив криптовалюты вне закона Российские власти не смогут решить проблему с черным рынком, так как ввиду децентрализованности транзакции невозможно будет заблокировать. Возможности обналичивания и покупки криптовалюты всегда останутся за пределами Российской Федерации, но при этом введение жестких законов и запретов на финансовые транзакции только повредит легальному бизнесу (в частности очень сильно пострадает российский ИТ бизнес связанный с поставкой услуг на зарубежные рынки). Следовательно лучше разумно регулировать криптовалюты, а не запрещать их.

Из всего этого можно сделать очевидный вывод, что официальные лица, которые приняли решения сделать криптовалюты нелегальными в РФ просто решили пойти по самому простому для них пути (т.е. полного запрета криптовалют), вместо того, чтобы разработать разумные методы регулирования криптовалют.

Практический результат

Как было сказано в описании проблемы запрещать криптовалюту абсолютно неэффективно и проблема с черным рынком в России не будет решена.

С другой стороны, децентрализованные системы с открытой и прозрачной системой финансовых транзакций (т.е. криптовалюты) гораздо более надежны, чем традиционные централизованные финансовые системы. С технической точки зрения децентрализованные финансовые системы не подвержены риску отключения центрального сервера (потому что его не существует в архитектуре), более того все транзакции основаны на ассиметричной криптографии, что делает систему практически неуязвимой к проблеме дублирования или двойной растраты одной и той же денежной единицы.
Все транзакции сделанные когда-либо доступны для просмотра любому участнику открытой и децентрализованной финансовой системы (например, так работает биткоин), что помогает эффективней бороться с отмыванием денег и делает экономику построенную на основе подобной системы более надежной и эффективной.

Как было упомянуто проблема анонимности не актуальна, хотя бы потому, что если все точки обмена на традиционную валюту требуют идентификации лица, то отмывание денег и торговля незаконными вещами становится невозможной. То есть уровень прозрачности криптовалют намного выше, чем у традиционных наличных денег.

Решение

Не запрещать криптовалюты (в частности биткоин), а регулировать их обращение следующим образом:

1. Обязать все обменники/биржи и магазины работающие с криптовалютами (в частности биткоин) проводить идентификацию лиц покупающих/продающих криптовалюту следующим образом:
1.1. Запрашивать паспортные данные;
1.2. Запрашивать данные не анонимной банковской карточки;

2. Обязать все обменники/биржи и магазины работающие с криптовалютами (в частности биткоин) предупреждать/предостерегать лиц покупающих/продающих криптовалюту о высоких рисках потери стоимости следующим образом:
2.1. Требовать подписать оферту предупреждающую о высоких рисках потери большой части капитала в следствие высокой волатильности обменного курса криптовалют;
2.2. Требовать предоставить доказательства наличия у лица минимального остатка денежных средств на банковском счету; (выписка с банковского счёта нужна чтобы убедится, что человек вкладывает не последние деньги и что он может себе позволить рисковать)

3. Запретить всем компаниям работающими с криптовалютами быть банком использующим частичное банковское резервирование;
Обоснование:

Обоснование первого пункта: никто не сможет отмывать в РФ деньги полученные преступным путём (причём неважно полученные они за рубежом или в РФ) потому, что все операции требуют идентификации лица участвующего в сделках с криптовалютами. Зарубежные биржи криптовалют уже давно требуют идентификацию клиентов.

Обоснование второго пункта: такая практика уже используется брокерами работающими на традиционных рынках ценных бумаг.

Обоснование третьего пункта: ввиду высокой волатильности частичное банковское резервирование крайне не рекомендуется хотя бы потому, что есть очень высокий риск массового требования обналичивания криптовалют в обычные деньги в случае резкого падения обменного курса (что уже случалось и не раз).

К началу списка инициатив