Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф111296
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения в ФЗ Об оружии права на приобретение по лицензии на коллекционирование оружия или без лицензии пороха и капсюлей, а также основных частей огнестрельного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения

Необходимо введение в ФЗ Об оружии права на приобретение по лицензии на коллекционирование оружия или без лицензии пороха и капсюлей, а также основных частей огнестрельного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения и установление правил их оборота лицами, не владеющими соответствующими видами гражданского оружия, или не имеющими необходимых разрешений на их оборот, поскольку ФЗ Об оружии и Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему не допускают возможности отдельного коллекционирования и иного оборота пороха и капсюлей, а также основных частей огнестрельного оружия (стволов, затворов, барабанов, рамок и ствольных коробок) и огнестрельного оружия ограниченного поражения (перечень его основных частей в ФЗ Об оружии не указан, но должен быть таким же, учитывая сходство данного оружия с огнестрельным оружием).
Положения ФЗ Об оружии распространяются также на оборот боеприпасов и патронов к оружию (преамбула ФЗ Об оружии).
Все виды пороха и капсюлей строго ограничены ФЗ Об оружии и могут быть приобретены только гражданами РФ, имеющими разрешения на хранение и ношение огнестрельного длинноствольного оружия.
Дополнительные сменные и вкладные нарезные стволы к охотничьему огнестрельному оружию могут быть приобретены только гражданами РФ, имеющими лицензии на приобретение и разрешения на хранение и ношение указанного оружия, и регистрируются в лицензии на их приобретение. Оборот стволов иных видов огнестрельного оружия и других основных частей огнестрельного оружия является более ограниченным, т.к. владельцы огнестрельного оружия не имеют права на их ремонт или замену, но многие правила оборота основных частей огнестрельного оружия отсутствуют.
Правила оборота основных частей огнестрельного оружия ограниченного поражения отсутствуют, но Криминалистические требования к гражданскому и служебному оружию и патронам к нему 2022г. содержат запрет на наличие у огнестрельного оружия ограниченного поражения разборной конструкции.
Порох и капсюли не могут быть приобретены по лицензии на коллекционирование оружия и всем видам лицензий на приобретение любых видов оружия, выдаваемых гражданам, а также по многим видам разрешений на хранение и ношение оружия, кроме разрешения на хранение и ношение огнестрельного длинноствольного оружия, что не учитывает не большую степень опасности пороха и капсюлей, чем стрелкового оружия и патронов к нему, конструктивные особенности дульнозарядного огнестрельного оружия и иного оружия, не предназначенного для использования унитарных патронов, но использующего порох и (или) капсюли, а также части видов сигнального оружия и предметов, не отнесенных к оружию, сходных с указанными видами оружия, наличие равных для всех владельцев оружия медицинских противопоказаний к владению оружием и многих других ограничений, препятствующих получению лицензий на приобретение различных видов оружия или их коллекционирование, а также конституционные права и законные интересы владельцев указанных видов оружия или других предметов.
При этом патроны к оружию находятся в менее ограниченном обороте, чем порох и капсюли, а части огнестрельного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения, не являющиеся основными (включая любые магазины, обоймы и патронные ленты к данным видам оружия), и части других видов оружия или предметов, не являющихся оружием, но сходных с ним (включая стволы, затворы, барабаны и прочие части газового, сигнального, пневматического, метательного (ствольных арбалетов (шнепперов), многозарядных и т.п. арбалетов) и многих других видов оружия, а также предметов, не отнесенных к оружию (включая стволы, затворы, барабаны и прочие части предметов, конструктивно сходных с огнестрельным оружием, но имеющих удельную кинетическую энергию не более 0,5 Дж на мм2, не отнесенных газовому или иному оружию, стволы пружинных ружей и т.п.), дуги арбалетов, клинки холодного оружия и другие части различных видов оружия, а также предметов, не отнесенных к оружию), находятся в свободном обороте для любых лиц.
В частности, хранение патронов к гражданскому оружию запрещено лицам, не владеющим таким оружием на законном основании (п. 9 ст. 6 ФЗ Об оружии).
Патроны к гражданскому оружию, приобретаемому по лицензии, подлежащему регистрации в Росгвардии, служебному оружию и к боевому оружию, являющемуся наградным или выданным определенным категориям лиц, в установленном законом порядке, приобретаются по разрешениям на хранение соответствующих видов оружия.
Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему допускают возможность отдельного коллекционирования патронов ко многим видам данного оружия (если в лицензии имеется запись о праве на приобретение и хранения патронов к оружию), но указания на такую возможность отсутствуют в ФЗ Об оружии. Минимальный возраст получения лицензии на коллекционирование оружия составляет 14 лет, т.к. конкретный минимальный возраст ее получения не указан, а в соответствующем Регламенте Росгвардии предусмотрено обязательное наличие у лица паспорта гражданина РФ, выдаваемого с 14 лет. При этом именно с минимального возраста получения лицензии на коллекционирование оружия разрешено приобретать патроны к оружию по указанной лицензии и виды оружия, приобретаемые только по лицензии на коллекционирование оружия, а минимальные возраста приобретения охотничьего оружия, пороха и капсюлей до 2022 года составляли 18 или 16 лет (в зависимости от законов субъектов РФ), а с 2022 года они составляют 21, 19, 18 или 16 лет (в зависимости от категорий граждан РФ, к которым отнесены конкретные владельцы оружия, и законов субъектов РФ). Минимальные возраста приобретения спортивного и многих других видов гражданского оружия составляют 18 лет либо от 18 лет до 21 года или до 26 лет (в зависимости от возрастных ограничений на приобретение конкретных видов оружия различными категориями граждан РФ и от необходимости наличия стажа владения оружием). Минимальные возраста приобретения основных частей огнестрельного оружия и огнестрельного оружия соответствуют минимальным возрастам приобретения конкретных видов оружия, т.к. основные части многих видов оружия могут быть приобретены только вместе с данными видами оружия или после ремонта оружия уполномоченными на то лицами, а нарезные стволы – по документам на приобретение и хранение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом.
Правила приобретения и иного оборота патронов к оружию, имеющему культурную ценность, патронов к различным видам оружия, имеющих культурную ценность, и патронов к оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, либо к видам гражданского или иного оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии, правила приобретения которых отсутствуют, или приобретаемых только по лицензии на коллекционирование оружия без регистрации в Росгвардии, не предусмотрены. При этом отсутствуют и критерии отличия данных патронов от других видов патронов к гражданскому или боевому оружию.
При этом патроны к огнестрельному оружию, имеющие удельную кинетическую энергию не более 0,5 Дж на мм2, по экспертным критериям не являются патронами огнестрельному оружию и находятся в свободном обороте, но для патронов к другим видам оружия (газовому или сигнальному оружию либо огнестрельному оружию ограниченного поражения) минимальные критерии энергии не установлены, но указанные патроны, имеющие повышенные характеристики, могут быть отнесены к предметам, не являющимся патронами к оружию (газовые средства бытовой химии для самообороны от животных, сигнальные устройства, не отнесенные к оружию, травматические устройства, не отнесенные к огнестрельному и иному оружию и т.п.). Это требует введения минимальных критериев поражающей способности данных видов оружия и патронов или их исключения из перечня видов оружия и патронов к нему.
Нечетко определен правовой статус патронов, не являющихся унитарными, т.к. к патронам к оружию отнесены именно унитарные патроны (патроны, объединяющие при помощи гильзы заряд, метаемое снаряжение и средство инициирования), а критерии отнесения к каким-либо видам боеприпасов или оружия патронов к огнестрельному и иному подобному оружию, не являющихся унитарными, отсутствуют.
Значения удельной кинетической энергии, как превышающие, так и не превышающие 0,5 Дж на мм2, не применяются к отнесению к ограниченным к обороту предметам пороха и капсюлей и к распределению ограничений на их оборот.
При этом большинство видов огнестрельного оружия не отнесены к оружию при дульной энергии не более 3 или 7,5 Дж, учитывая их калибры, превышающие как 2,8, так и 4,5 мм, а минимальная дульная энергия охотничьего и иного огнестрельного оружия калибра более 8 мм превышает 25 Дж. Поэтому к огнестрельному оружию при дульной энергии не более 7,5 или 3 Дж могут быть отнесены только огнестрельные устройства калибра не более 4,5 или 2,8 мм.
Минимальные дульная и удельная кинетическая энергия охотничьего и иного метательного стрелкового оружия превышают 25 Дж и 0,5 Дж на мм2 соответственно, учитывая минимальные значения усилий натяжения тетивы луков и арбалетов, отнесенных к оружию (27 и 43 кгс соответственно). При этом к метательному стрелковому оружию отнесены только луки и арбалеты, поэтому пружинные ружья и другие механические метательные устройства, не являющиеся луками или арбалетами, не отнесены к метательному и иному оружию при любых значениях усилий при заряжании снарядов или кинетических энергий.
Учитывая вышеуказанные критерии видов оружия, критерии охотничьего и иного пневматического оружия, а также огнестрельного оружия очень малых калибров (не более 2,8 или 4,5 мм) являются заниженными, меньшими минимальных критериев многих видов огнестрельного оружия и метательного оружия. Это требует более четкого распределения минимальных критериев различных видов оружия и повышения минимальных значений дульной энергии, не превышающих 3, 7,5 или 25 Дж.
Незаконный оборот патронов к любому оружию, а также основных частей огнестрельного оружия с 2021 года влечет строгие административные наказания по ст. 20.10 КоАП РФ (штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей или административный арест на срок от 5 до 15 суток с возможной конфискацией данных предметов), а незаконный оборот патронов и основных частей многих видов огнестрельного оружия влечет уголовную ответственность и очень строгие уголовные наказания по ч. 1 - 6 ст. 222, ст. 222.2 и ч. 1 - 3 ст. 223 УК РФ (лишение свободы на сроки до 5 – 15 лет с возможными крупными штрафами), если он не является малозначительным деянием (ч. 2 ст. 14 УК РФ). При этом незаконный сбыт патронов к видам оружия, незаконные сбыт и изготовление которых криминализированы, а также основных частей гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения, с 2021 года влечет уголовную ответственность и строгие уголовные наказания по ч. 7 ст. 222 УК РФ (лишение свободы на срок до 4 лет с возможными крупными штрафами), если он не является малозначительным деянием (ч. 2 ст. 14 УК РФ). Иной незаконный оборот основных частей огнестрельного оружия ограниченного поражения не влечет уголовной или административной ответственности.
Незаконный оборот любого количества взрывчатых веществ (включая порох и вещества, предназначенные для снаряжения капсюлей) и взрывных устройств любой мощности с 2014 года влечет более строгие наказания, чем незаконный оборот оружия, по ст. 222.1 и 223.1 УК РФ, по которым с 2021 года предусмотрено лишение свободы на сроки до 8 - 20 лет с возможными крупными штрафами), если он не является малозначительным деянием (ч. 2 ст. 14 УК РФ).
Незаконный оборот капсюлей уголовной ответственности не влечет, а их незаконная продажа может влечь административную ответственность по ст. 14.2 КоАП РФ (незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством), т.к. они не отнесены к оружию, патронам к оружию, иным боеприпасам, взрывчатым веществам или взрывным устройствам, но четкие указания об этом в законодательстве РФ отсутствуют, поэтому их отнесение к отдельным видам предметов следует из их указания в качестве инициирующих средств для воспламенения заряда.
Отсутствуют правила оборота капсюлированных гильз и патронов Флобера (патронов без пороха). При этом наличие в свободном обороте различных видов холостых патронов, включая патроны без пороха к газовому оружию, приобретаемому без лицензии, указывает на свободный оборот капсюлированных гильз и холостых патронов Флобера, а также любых патронов к огнестрельному оружию с различными снарядами (пулей, дробью, солью, картечью и т.п.), имеющих удельную кинетическую энергию не более 0,5 Дж на мм2, и на ограниченный оборот данных патронов к гражданскому и иному ограниченному к обороту ФЗ Об оружии огнестрельному оружию, имеющих большую удельную кинетическую энергию, и патронов к другим видам оружия, приобретаемым по лицензии, или более строго ограниченным ФЗ Об оружии, незаконный оборот которых влечет административную или уголовную ответственность на общих основаниях.
Повреждение или уничтожение культурных ценностей, включая указанные виды оружия, патронов к оружию и сходных с ними предметов, влечет уголовную ответственность и строгие наказания по ст. 243 УК РФ (лишение свободы на сроки до 3 или 6 лет), а в ст. 6 и 24 ФЗ Об оружии предусмотрены запреты на уничтожение или приведение в негодность посредством применения методов и технологий, разрушающих конструкцию или художественное оформление оружия, имеющего культурную ценность, а также на его использование для поражения цели, подачи сигналов, осуществления выстрела и иное его использование, не связанное с его хранением, коллекционированием или экспонированием.
Учитывая вышеизложенное, необходимо введение права на приобретение пороха по лицензии на коллекционирование оружия или без лицензии с правом его коллекционирования лицами, не владеющими соответствующими видами оружия, и права на приобретение и иной оборот без лицензии капсюлей, а также любых основных частей огнестрельного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения.
До внесения данных изменений в ФЗ Об оружии, для соблюдения конституционных прав человека, необходимо принятие указа Президента РФ или постановления Правительства РФ, регламентирующего правила приобретения, продажи, дарения и иного несовершеннолетними и совершеннолетними лицами пороха и капсюлей, а также основных частей огнестрельного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения, исключающего применение любых правил, противоречащих Конституции РФ.
Указанные изменения необходимы для соблюдения положений Конституции РФ, обеспечивающих защиту прав человека, учитывая принципы высшей ценности человека, его прав и свобод, равенства всех перед законом и судом и другие основные принципы, обеспечивающие защиту прав человека, предусмотренные положениями Конституции РФ.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека, уменьшению коррупционной составляющей законодательства об обороте оружия и упорядочиванию его норм.

Практический результат

Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека, уменьшению коррупционной составляющей законодательства об обороте оружия и упорядочиванию его норм.

Решение

Необходимо введение права на приобретение пороха по лицензии на коллекционирование оружия или без лицензии с правом его коллекционирования лицами, не владеющими соответствующими видами оружия, и права на приобретение и иной оборот без лицензии капсюлей, а также любых основных частей огнестрельного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения.
До внесения данных изменений в ФЗ Об оружии, для соблюдения конституционных прав человека, необходимо принятие указа Президента РФ или постановления Правительства РФ, регламентирующего правила приобретения, продажи, дарения и иного несовершеннолетними и совершеннолетними лицами пороха и капсюлей, а также основных частей огнестрельного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения, исключающего применение любых правил, противоречащих Конституции РФ.
Указанные изменения необходимы для соблюдения положений Конституции РФ, обеспечивающих защиту прав человека, учитывая принципы высшей ценности человека, его прав и свобод, равенства всех перед законом и судом и другие основные принципы, обеспечивающие защиту прав человека, предусмотренные положениями Конституции РФ.

К началу списка инициатив