На данный момент в стране существует огромная потребность во врачебных кадрах, постоянно идут поиски государственных гарантий для медперсонала, стимулирование их, возможность привлечения для работы в сельской местности и провинциальных городах. Медицинские кадры являются главной ценностью нашего здравоохранения. С другой стороны, многие люди, не только юные школьники хотят и мечтают стать врачами, но не могут. В первую очередь это касается зрелых людей, которые уже работают в медицине. Многие годами работают медицинскими работниками, фельдшерами и рады бы выучиться на врача, но возраст, семья и доход не позволяет им изменить жизнь и сесть за одну парту со вчерашними школьниками. А также не каждый фельдшер, семейный человек с социальными обязательствами и детьми, сможет учиться очно 5 лет без постоянного дохода. Совмещать работу с очным обучением в зрелом возрасте чрезвычайно трудно.
Предлагаю рассмотреть дополнительные возможности для ускоренной подготовки лиц с средним медицинским образование (лечебное дело- фельдшер) до высшего медицинского образования (лечебное дело - врач).
Данным вопросом задавались еще в начале 20 века, когда были предприняты попытки ввести очное- заочное и заочное образование в медицинских институтах. В те времена были организованы отделения вечернего обучения и заочного обучения. Срок заочного обучения составлял 4 года с двумя сессиями в год по 1,5 мес. В учебном процессе предусматривалось самостоятельное изучение («проработка») заочниками той или иной дисциплины курса, руководство со стороны института, проведение конференций (аналога современных учебных сессий). На тот момент большой кризисной проблемой был недостаток информации и учебной литературы. Сравнимо с сегодняшними технологиями, этой проблемы быть не может, с учетом сети интернет, онлайн видео - лекций, вебинаров, и электронных книг. Предлагаю взять за основу существующий опыт и доработать его.
Для того чтобы обучаться по сокращенной программе очно-заочной и заочной форме обучения необходима имеющаяся база знаний. На данный момент это относится к фельдшерам (код: 31.02.01), которые имеют базу и (соответствие с приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 марта 2012 г. № 252н "Об утверждении Порядка возложения на фельдшера, акушерку руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи отдельных функций лечащего врача») по факту ведут работу участкового терапевта, и имеют желание, но не имеют возможности стать врачом с высшим медицинским образование.
Предлагаю Приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 N988 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 31.05.01 Лечебное дело" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.08.2020 № 59493) дополнить:
В п. 1.3. Обучение по программе специалитета в Организации осуществляется в очной форме и для лиц имеющие СПО медицинское образование очно- заочной форме, заочной форме;
В 1.9. Срок получения образования по программе специалитета (вне зависимости от применяемых образовательных технологий): включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, составляет 6 лет;
при обучении по индивидуальному учебному плану инвалидов и лиц с ОВЗ может быть увеличен по их заявлению не более чем на 1 год.
Срок получения образования по ускоренной программе специалитета для лиц имеющие СПО медицинское образование по той же квалификации составляет 3 года на очной форме обучения и 4 года на очно- заочной форме, заочной форме 5 лет.
А также в целях возможности получения второго высшего образования (в случае если первое образование не медицинское) и получения возможности воспользоваться целевой программой от медицинской организации по программам специалитета предлагаю в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "Об образовании в Российской Федерации" внести корректировки в ч.3 ст.5 и убрать из статьи следующее: «в случае получения гражданином образования данного уровня впервые».
И оставить в следующей редакции: Ч.3 ст.5 273-ФЗ В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Практический результат
Фельдшера смогут доучиться на врача по сокращенной программе в очной ли очно- заочной форме.
При поступлении в медицинский ВУЗ (при наличие первого высшего не медобразования) можно будет учувствовать в общем конкурсе по целевому бюджету.