С момента начала специальной военной операции в феврале 2022 г. российские спортивные команды и спортивные федерации были исключены из международных турниров, иностранные клубы и сборные отказываются играть с российскими командами.
Соревновательный уровень в командных видах спорта в российских лигах упал в силу того, что участие в международных турнирах приносило командам значительный объем дополнительного финансирования в десятки и сотни миллионов рублей. Кроме титула чемпиона первенства и(или) обладателя Кубка России победы во внутренних первенствах не имеют значения и не представляют интереса для болельщиков.
Необходимо отметить, что большая часть финансирования команд, участвовавших в международных турнирах, приходилась не на собственные коммерческие доходы от продажи билетов и атрибутики, а на финансирование от государственных корпораций и крупного бизнеса с государственным участием - Газпром, ВЭБ.РФ, НорНикель, Лукойл, ВТБ, СОГАЗ, РЖД, Ростелеком, Почта России и др., администрации субъектов Российской Федерации.
Спонсируя российские спортивные команды указанные организации и органы власти распоряжаются денежными средствами, имеющими государственную важность. По состоянию на июль 2023 г. российский бюджет уже имеет дефицит на несколько триллионов рублей, что признается Минфином РФ (дефицит федерального бюджета сократился до ₽2,6 трлн.).
В то же самое время множество российских команд в таких видах спорта, как футбол, хоккей, баскетбол, продолжают привлекать для участия только в российских внутренних турнирах десятки дорогостоящих легионеров (иностранных спортсменов), зарплаты которых исчисляются в иностранной валюте (доллары, евро), а с учетом падения курса рубля в июне-июле 2023 г. суммы, которые уходят на оплату труда иностранцев составляют сотни миллионов рублей в год.
Указанные огромные траты государственных корпораций и органов государственной власти субъектов РФ для достижения побед спортивных команд во внутренних турнирах вызывают социальное раздражение и негативную реакцию граждан России в связи с сопутствующим урезанием бюджета РФ в сферах социального обеспечения, здравоохранения, образования, науки.
В условиях проведения СВО и множества международных санкций российская экономика испытывает колоссальное давление, которое ощущают миллионы российских граждан в виде инфляции, падения реальных доходов, снижения уровня конкуренции на рынке потребительских товаров и услуг. В то же время большие спортивные клубы и их руководители продолжают делать вид, что "ничего не происходит". Продолжается "пир во время чумы". В частности, футбольные клубы продолжают подписывать большое количество легионеров из стран Латинской Америки, не давая играть и развиваться собственной молодежи.
Практический результат
1. Снижение "непрофильных" расходов государственных корпораций, государственных компаний, органов государственной власти субъектов РФ и организаций с участием РФ в уставном/акционерном капитале более 10% на спонсирование спортивных команд высших лиг, поскольку международные турниры отсутствуют.
2. Дополнительные возможности для развития молодых российских талантов в командных видах спорта, включая футбол, баскетбол и др., которые впоследствии смогут представлять интересы Российской Федерации на международной арене с настоящим чувством долга и ответственности перед страной, в отличие от граждан Бразилии, получивших гражданство РФ после начала СВО в сугубо личных коммерческих целях.
3. Повышение зрительского интереса к командным видам спорта, в которых будут участвовать молодые российские таланты.
4. Молодые таланты получат стимул для профессионального роста в силу "потолка зарплат", большие деньги будут недоступны для юношей в начале карьеры. Также не будет неоправданно завышенных зарплат у тех молодых спортсменов, которые снизили требования к себе или имеют проблемы с режимом, с репутацией, со здоровьем и не демонстрируют высокий класс спортивного мастерства.
5. Снижение уровня социальной напряженности и недовольства граждан РФ из-за неоправданно завышенных зарплат для иностранных спортсменов и российских спортсменов, получивших большой контракт только из-за наличия паспорта РФ, а не в силу спортивного мастерства.
6. Сохранение "государевых" денег, которые получены бюджетами государственных органов, государственных корпораций, организаций с участием государства за счет налогов граждан РФ и продажи полезных ископаемых за границу (нефть, газ, уголь, алмазы, цветные металлы, драгоценные металлы и т.д. Согласно законодательству РФ недра и полезные ископаемые в границах РФ являются собственностью государства). Экономия денежных средств в условиях дефицита бюджета в несколько триллионов должна стать основой государственной политики в сфере зрелищных мероприятий на ближайшие годы, пока продолжается СВО.
7. Появится возможность перераспределения высвободившихся денежных средств от бестолкового спонсирования больших спортивных команд в пользу региональных спортивных команд, в пользу развития массового спорта и инфраструктуры для граждан РФ всех возрастов. Государственные корпорации, государственные монополии, организации с государственным участием могут принять участие в роли меценатов для строительства спортивных объектов по всей стране. Также возможно денежные средства направить на финансирование иных статей государственного бюджета РФ, включая социальную сферу.
8. Стимулирование спортивных клубов к развитию коммерческой деятельности и улучшению работы с болельщиками и зрителями. В отсутствие 90% прежнего финансирования от государственных компаний и корпораций спортивные клубы будут вынуждены оптимизировать расходы на дорогостоящих иностранцев и российских спортсменов, демонстрирующих невысокий уровень мастерства, оптимизировать расходы на менеджмент и управляющий персонал. Рост выручки от торговли атрибутикой и публичных мероприятий, организованных спортивными командами с участием легенд спорта и команд, является основным критерием для повышения спонсирования со стороны органов государственной власти, государственных корпораций, государственных компаний и организаций с участием государства более 10%.