Ситуация, сложившаяся в России в сфере антимонопольного регулирования не имеет аналогов в мире: Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) не только сконцентрировала самый перечень функций, многие из которых не относятся непосредственно к профилю его деятельности (контроль над рекламой, госзаказом, торговлей, иностранными инвестициями и т.д.), но и возбуждает дел больше, чем все остальные страны мира, вместе взятые (ежегодно 55 тыс. дел всего, из них 10 тыс. – антимонопольные дела).
При этом, если из 100 антимонопольных дел ежегодно в США примерно 70% возбуждены против иностранных компаний, то есть конкурентов американского бизнеса, то из 10 тыс. российских дел ежегодно против иностранцев приходится в лучшем случае 10%.
Более того, все большее число дел возбуждается не против крупных компаний, а против малого и среднего бизнеса – 40-55% от дел, оспоренных в суде и до 80% - по делам. До суда не дошедшим. Очевидно, что дела ФАС против малого бизнеса вредят, а не улучшают конкуренцию, и зачастую на руку реальным монополистам.
Неспособность ФАС России справиться с монополистами налицо. Руководство ведомства публично обещало жилье в Москве по 1200 долларов за метр, бензин по 20 рублей за литр, но мы прекрасно видим результат этих обещаний. А поручения Правительства разобраться с ценами на гречку и сахар оборачиваются погоней за тем же малым бизнесом. А вот все крупные слияния ФАС России, наоборот, одобряет. То есть существование всех монополий санкционировано ФАС России.
Можно констатировать, что самые широкие полномочия и бурная деятельность ФАС России далеко не всегда используются для надлежащего выполнения своих функций. Действующая ситуация, при которой антимонопольный орган сам разрабатывает законодательство, регулирующее его деятельность, и сам себя контролирует, приводит к злоупотреблениям, коррупционным рискам и потере эффективности.
Практический результат
Изменение действующего законодательства в целях совершенствования антимонопольного регулирования и развития конкуренции приведет к положительным социально-экономическим последствиям. Оптимизация деятельности Федеральной антимонопольной службы избавит ее от непрофильной активности и позволит сконцентрироваться на борьбе с действительно значимыми нарушениями антимонопольного законодательства, содействуя развитию рыночных отношений.