Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населённых пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения (ч.1 ст.27 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
ТОС является одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении. К числу других форм, в частности, относятся местный референдум, муниципальные выборы.
ТОС может быть иметь одну из двух организационно-правовых форм - без образования юридического лица и с образованием юрлица в форме некоммерческой организации.
Органы ТОС вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
Одной из организационных проблем Территориального общественного самоуправления городского округа Балашиха «Центр-11» и значительного числа других ТОСов нашей страны является наличие содержащихся в законодательстве избыточных и ненужных барьеров и ограничений, мешающих функционированию института ТОС. К числу таковых, в частности, относится требование о наличии кворума не менее 1/3 граждан для организации и функционирования ТОС.
В соответствии с ч.6 ст.27 вышеуказанного Федерального закона, собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста; конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Я понимаю, что сравнивать выборы федерального, регионального и муниципального уровней с советом МКД некорректно, но тем не менее, почему на первых нижний порог явки отменен вовсе, а на вторых требуется 50-процентный кворум? При этом на тех же муниципальных выборах явка редко достигает более 25 процентов.
Кроме того, порой инициативным группам граждан по организации ТОСам приходится сталкиваться и с определённым противодействием, например, со стороны организаций, осуществляющих управление многоквартирными жилыми домами, некоторым из которых невыгодно единство жителей и их самоорганизация.
Фактически, федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ставит условием организации ТОС наличие активных и грамотных граждан, что в настоящее время в большинстве территорий, особенно в городах не соответствует реальному положению дел. Таким образом, получается своеобразный «замкнутый круг» – из-за неразвитости «гражданского общества» крайне сложно учредить ТОС и осуществлять его функционирование. Одновременно и общественные инициативы не в полной мере могут получить дополнительный шанс к развитию из-за отсутствия ТОС.
В контексте понимания вышеуказанного ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» получается следующее. Данный закон фактически ставит условием легитимности собрания или конференции по вопросам ТОС участие/представление интересов не менее 1/3 граждан. При этом на выборах в нашей стране нижний порог явки отсутствует. Таким образом получается, что организация и функционирование ТОСа чрезвычайно важнее, чем выборы в тот или иной государственный или муниципальный орган власти. К сожалению, редакция законопроекта № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», принятая ГД ФС РФ в I чтении 25.01.2022 г., также содержит указанные требования к территориальному общественному самоуправлению (ч.8 ст.45).
Действующим законодательством предусмотрена организация ТОС в двух организационно-правовых формах – с образованием юридического лица и без образования такового, причём размер фактических прав и обязанностей, а значит и последствий значительно отличается. Например, ТОС, являющийся юридическим лицом, может осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счёт средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета.
Практический результат
Упрощение создания территориального общественного самоуправления или избрания его органов, что сделает более доступным данный институт для граждан.