1. Подушевая система финансирования ВУЗов отрицательно сказывается на учебном процессе, заставляя руководствоваться экономическими соображениями, а не общественно значимыми, приводит к нежеланию администрации вузВУЗов отчислять неуспевающих студентов по той причине, что ВУЗ лишается значительного источника дохода, и это является одной из предпосылок появления специалистов с дипломом о получении высшего образования без должного уровня подготовки.
2. Действующая система директивного определения количества бюджетных мест в ВУЗах часто оказывается "оторванной" от реальных нужд региона.
3. Выпускники оказываются мало подготовленными к осуществлению практической деятельности в силу недостаточного количества практических навыков.
4. Выпускники сталкиваются с проблемой трудоустройства после получения диплома об образовании.
5. Возникают ситуации, когда государство вложило серьёзные финансовые средства, направленные на получение студентом высшего образования на бюджетной основе, однако после получения диплома выпускник не работает непосредственно по своей специальности, и в результате государство лишается такого важного фактора развития экономики, как квалифицированный специалист.
Практический результат
1. Расширение автономии ВУЗов в части самостоятельного определения количества бюджетных мест положительно скажется на возможности последующего трудоустройства студентов исходя из нужд регионов.
2. Стажировка по выбранной специализации поспособствует развитию практических навыков работы по специальности, в результате выпускник окажется более подготовлен к самостоятельной деятельности.
3. Распределение студентов можно рассматривать как гарантию для трудоустройства по специальности для абитуриентов, косвенно - как механизм развития экономики страны
1. Предлагается отказаться от подушевой системы финансирования ВУЗов и вернуться к финансированию по смете. Представляется правильным между контролем движения бюджетных средств и качеством образования выбирать последнее.
2. Отказавшись от системы подушевого финансирования, расширить автономию ВУЗов в части определения количества бюджетных мест на основе нужд региона, а не директивных указаний из федерального центра. Для этой цели ВУЗы должны заключать договоры с различными органами и организациями, которые будут предоставлять ВУЗу актуальную информацию об имеющихся вакансиях, и на основе этих данных ВУЗы самостоятельно будут определять количество бюджетных мест по той или иной специальности исходя из нужд региона и возможностей последующего трудоустройства студентов.
3. Ввести обязательную стажировку по выбранной студентом специализации в органе или организации, с которыми у вуза заключён договор, после сдачи ГИА как обязательного элемента по получению диплома в целях формирования практических навыков. Срок стажировки будет зависеть от выбранной студентом специализации. Студенты выбирают программу и место стажировки исходя из собственных пожеланий и реальных возможностей рынка предоставить соответствующее рабочее место. Не определившиеся с выбором студенты распределяются ВУЗом на оставшиеся места самостоятельно.
4. Поскольку обучение в ВУЗе на бюджетной основе является дорогостоящим мероприятием для государства, предлагается вернуть в несколько изменённой форме систему распределения студентов. В этой связи представляется правильным несколько изменить подход к организации получения высшего образования на бюджетной основе.
При поступлении в ВУЗ на бюджетной основе студент заключает с ВУЗом договор, по условиям которого после получения образования и прохождения стажировки студент обязуется отработать по специальности определённый срок. Предлагается всё-таки делать больше упор на личное желание выпускника, чтобы он был заинтересован в дальнейшей трудовой деятельности в организации. После прохождения стажировки до студента доводятся актуальные сведения о вакантных рабочих местах от органов и организаций, с которыми у ВУЗа заключён договор. Студент записывается на предлагаемое организацией место, где обязуется проработать определённый срок. При изъявлении студентом желания поступить на службу в государственные и муниципальные органы на него распространяются положения о порядке прохождения службы в конкретном органе. Не определившиеся с выбором студенты направляются ВУЗом на незанятые места самостоятельно.
Студенты имеют право самостоятельно найти будущего работодателя, с которым ВУЗ в последующем заключает договор и у которого студент обязуется проработать определённый срок.
Студенты, не изъявившие желания работать по системе распределения или не нашедшие самостоятельно будущего работодателя, обязуются возместить ВУЗу стоимость обучения в ВУЗе в полном объёме.
Во время обучения студента в ВУЗе потенциальные работодатели, с которыми у ВУЗа заключён договор, могут связываться с понравившимися студентами через посредника ВУЗа на предмет предложения работы, и в таком случае в случае удовлетворительного ответа студент может быть освобождён от выбора места работы после прохождения стажировки и сразу приступает к трудовой деятельности у этого работодателя.