Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
50Ф109095
Уровень инициативы:
Федеральный

Противодействие рекламным надписям по продаже наркотиков («спайсов») и вовлечению в их распространение, размещаемым на стенах зданий и других объектов

Во многих субъектах Российской Федерации в настоящее время широко распространена реклама наркотических средств («спайсы» и т.д.) путём нанесения соответствующих надписей на различных поверхностях в общедоступных местах. Так, факты наличия указанной рекламы наркотиков фиксировались мной на стенах жилых многоквартирных домов, торговых комплексов, автобусных остановках, заборах предприятий и строящихся объектов, щитах, расположенных вдоль автомагистралей и железнодорожных путей, надземных и подземных переходах, трансформаторных будках и иных объектах, в том числе расположенных в непосредственной близости от школ и иных образовательных учреждений.
В последние несколько лет наглость наркодельцов дошла до такой степени, что появилось два типа подобной рекламы – собственно по приобретению «спайсов» и предложения по их распространению с обещанием довольно солидного «заработка». И некоторые учащиеся польстились на данные предложения, пополнив число осуждённых. Естественно, что после привлечения по данной тяжкой уголовной статье жизнь многих представителей молодёжи почти что гарантированно поломана.
Данная проблема приобретает особую актуальность в связи с продолжающейся блокировкой рекламы наркотических средств в интернете (в том числе в социальных сетях и мессенджерах), когда у наркоторговцев (часто для первой покупки новичками) остаётся другой «рекламный щит» - улица, где противодействие данной проблеме парадоксальным образом в большинстве своём очень слабое и неэффективное.
По моим наблюдениям, общим для всей этой ситуации является то, что большинству собственников (в абсолютном большинстве - юридических лиц) данных зданий и сооружений, равно как и управляющим организациям, в ведении которых находятся многоквартирные жилые дома, по факту глубоко безразлична данная проблема. Реклама в большинстве случаев замазывается или силами общественных активистов, или с большой неохотой, после соответствующих обращений - должностными лицами порой спустя довольно продолжительное время. Например, встречается реклама «спайсов» на щитах, ограждающих железнодорожные пути, которые каждый день осматривают путевые обходчики и которые не могут не видеть этого.
Органы местного самоуправления и государственной власти, как показывает моя практика, также не горят особым рвением заниматься указанной проблемой. Да, после обращений надписи через некоторое время устраняются. При этом я не наблюдаю комплексной работы по данному направлению, когда реклама наркотиков ими самостоятельно, системно, целенаправленно выявляется и оперативно удаляется. Это подтверждается количеством надписей, порой в центре населённых пунктов, а также временем их нахождения в «нетронутом» состоянии – у меня имеется несколько фото, когда только менялись времена года (зима-лето), а указанные надписи оставались не ликвидированными.
В действующем законодательстве для собственников зданий, сооружений или организаций, осуществляющих управление МКД нет прямой обязанности по контролю за состоянием подведомственных объектов и оперативному удалению рекламы наркотических средств. Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса (далее – ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с ч.3 ст.162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом должен содержать перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ч.1.2 ст.161 указанного Кодекса состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 г. № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения». Данный перечень не содержит услуг по очистке фасадов от самовольно размещённых на них рисунках и надписей. В отношении иных собственников зданий и сооружений (нежилые здания, заборы, ограждающие щиты, автобусные остановки и т.д.) также нет прямого законодательного требования о мониторинге, выявлении и незамедлительном удалении указанной «рекламы».
Статья 6.13. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) «Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, новых потенциально опасных психоактивных веществ» устанавливает ответственность для лиц, рекламирующих данные наркотические средства, но не для собственников зданий, сооружений и других объектов, управляющих организаций МКД, которые вовремя не удаляют указанные надписи.

Практический результат

Ликвидация "уличного" способа рекламы наркотиков и вовлечения граждан в их распространение.
Считаю актуальным привести выдержки из письма Главного управления по контролю за оборотом наркотиков МВД России на моё имя от 09.12.2020 г. № 3/207720674584:
"Ваша активная гражданская позиция вызывает уважение, информация, изложенная в Вашем обращении, принята к сведению.
В настоящее время распространено размещение незаконных изображений, в том числе пронаркотического характера, на объектах, в связи с чем механизм реагирования на их устранение нуждается в совершенствовании.".
Безусловно, информация пронаркотического характера, размещённая на объектах, может опасно посягать на здоровье населения.
Дополнение КоАП России нормой, устанавливающей ответственность за непринятие мер по уничтожению незаконных изображений пронаркотического характера на объектах, представляется актуальным и после соответствующей проработки может быть использовано в дальнейшем совершенствовании нормативно-правового регулирования в данной области».
На мой взгляд, в конкретизации обозначенных выше инициатив можно применять по аналогии концептуальные идеи и из других нормативно-правовых актов. Например, в 2013 г. были приняты нормы об установлении ответственности региональной и муниципальной власти в сфере межнациональных отношений, в соответствии в которым глава муниципального образования может быть отправлен в отставку за то, что не предотвратил межнациональный конфликт (п.5 ч.2 ст.74.1 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В связи с этим считаю, что установление персональной ответственности главы муниципального образования, а равно и других ответственных должностных лиц в виде основательного штрафа или иных дисциплинарных мер вплоть до возможной отставки заставит органы местного самоуправления и другие органы власти принимать реальное и непосредственное участие в решении обозначенной проблемы.
Вышеуказанные вопросы, в частности, обозначались мной ранее в публикации «Закон должен защищать человека», размещённой в ежемесячном деловом журнале «Коммунальный комплекс России» (№№ 2-3 (176-177), стр.26-33) и на портале Общероссийского народного фронта в 2019 г., а также в соответствующих обращениях в профильные органы государственной власти. К сожалению, более чем за 5 лет каких-либо подвижек я не увидел. Кроме того, очень показательно проявилось истинное лицо довольно многих общественных деятелей, на словах заявляющих о своей любви к Родине, а на практике не захотевшими ничего делать.
Данная правовая инициатива в 2019 г. была отмечена Дипломом I степени Уполномоченного по правам человека в Московской области - за победу в XIII Ежегодном конкурсе на лучшее освещение проблем соблюдения прав человека и правозащитной деятельности «Слово в защиту!» в номинации «Правовой ликбез», а в 2021 г. - грамотой Международного молодёжного научного форума «Ломоносов-2021» на секции «Юриспруденция».

Решение

Можно обозначить следующие предложения по изменению сложившейся ситуации:
Первое. По моему убеждению, в указанной борьбе важна непрерывность и настойчивость – через месяц-другой, увидев бесперспективность нанесения рекламы, удаляемой ежедневно, наркоторговцы отойдут от данной практики. Поэтому целесообразно внесение соответствующего дополнения в КоАП РФ, касающегося ответственности для юридических лиц - собственников зданий, сооружений и иных объектов, управляющих организаций МКД за нахождение на подведомственных объектах рекламы наркотических средств в виде существенных денежных штрафов, персональной ответственности должностных лиц и иных санкций, накладываемых соответствующими органами власти по итогам внезапных внеплановых проверок, носящих системный характер. В частности, это могут быть санкции от 10 000 руб. за первое нарушение и к примеру до 1 млн. руб. за неоднократное бездействие, а также оборотный характер указанных штрафов. В отношении же введения подобной ответственности для физических лиц требуется отдельная и более детальная проработка данного вопроса. Так, процент данных надписей на заборах индивидуальных жилых домов составляет мизерный объём от их общего количества. Кроме того, не совсем справедливо наказывать людей, к примеру, за то, что они раз в неделю не наведываются на свою дачу в зимний период с целью проверки «чистоты» забора.
Второе. Ключевым фактором успеха в данной борьбе является время. При этом нынешние принципы работы государственных и муниципальных органов по организации проверок в рабочие дни и сопутствующие бюрократические процедуры по регистрации обращений в течении трёх рабочих дней и т.д. - залог проигрыша. Поэтому в данном вопросе, на мой взгляд, важно проводить внеплановые проверки, осмотр территории без лишней бюрократии и других проволочек.
Также в данном контексте часть 3.1. статьи 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ, устанавливающую исключения из данного закона в отношении порядка организации и проведения проверок, необходимо дополнить в отношении пресечения рекламы наркотиков, что позволит проводить внеплановые проверки по инициативе надзорных органов. Логично, что в данном вопросе не должен применяться мораторий на проведение проверок бизнеса.
Третье. Необходимо создание прямой линии взаимодействия и обмена информацией между соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления, гражданами, с одной стороны, и Роскомнадзором – с другой.
На официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в разделе интернет-приёмной имеются четыре формы коммуникации с данным органом власти – «обращение в прокуратуру», «запись на приём», «уведомление об экстремизме», «прямая линия для предпринимателей». По аналогии с двумя последними формами можно было бы сделать ещё одну по обозначенной проблеме, равно как и на сайтах других органов власти и местного самоуправления. Также представляется правильным широкое привлечение общественности посредством СМИ к решению данной проблемы.
Четвёртое. Необходим подход не только по ведомственному, но и по территориальному признаку. Например, в Московской области к органам власти, которые в силу закона в настоящее время призваны следить за чистотой и благоустройством, относятся Главное управление содержания территорий Московской области и Государственная жилищная инспекция (в отношении МКД). Поэтому нужен единый ответственный и координирующий орган на муниципальном уровне, которым в силу имеющихся властных полномочий и функций может стать орган местного самоуправления.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 98 728 голосов

1 272

Против решения: 44 голоса

К началу списка инициатив