Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
26Ф107708
Уровень инициативы:
Федеральный

Совершенствование законодательства о противодействии коррупции, устранение ненужных барьеров при подаче сведений о доходах и расходах

Российское законодательство о противодействии коррупции (в том числе, в части обязанности по предоставлению сведений о доходах и расходах) основано на международных и европейских нормах и правилах.
Эффективность указанного законодательства такова, что настоящие «коррупционеры» и «взяточники» спокойно его обходят и уходят от ответственности, зарабатывая многомиллионные прибыли. В том числе, оформляя имущество на третьих лиц и передавая им денежные средства. Факт подачи либо неподачи такими чиновниками сведений о доходах и расходах ни на что не влияет.
При этом, в уголовном, уголовно-процессуальном законе, законодательстве о противодействию легализации доходов, нажитых преступным путем и других правовых актах имеются достаточные механизмы по выявлению уголовных преступлений, связанных с незаконным обогащением лиц, в том числе и чиновников, которые и необходимо задействовать для противодействия коррупции правоохранительным органам.
Как показала практика, чиновники, укравшие многомилионные суммы денег, без проблем отчитывались по своим декларациям о доходах и об имуществе и никаких вопросов к ним не возникало. Соответственно, данный законодательный механизм о предоставлении сведений о доходах неэффективен и подлежит корректировке.
А в большинстве своем добросовестные чиновники, вынуждены бесконечно собирать, а затем предоставлять данные, справки и выписки о своем имуществе, по своим счетам (брокерским счетам) о наличии денежных средств (остатков денежных средств), наличии акций, их номинале, стоимости и т.д.
Указанные сведения и так являются доступными для правоохранительных органов, могут получены и проверены ими самостоятельно. Что ими по факту и делается. А в случае действительно имеющих место нарушений компетентными органами могут быть применены механизмы конфискации (изъятия) незаконно полученных денежных средств.
Между тем, в связи с установленными в законе барьерами, каждый год добросовестные чиновники вынуждены предоставлять указанные сведения; эти сведения проверяются правоохранительными органами и даже в случае самых незначительных ошибок и несоответствий (зачастую вызванных нестыковками в данных самих налоговых органов, банков, росреестра) к чиновникам принимаются меры воздействия в «связи с предоставлением недостоверных сведений». Что само по себе создает коррупциогенную ситуацию, при которой, недобросовестные проверяющие еще и стараются заработать на добросовестных служащих.
Более того, служащие вынуждены еще и доказывать отсутствие своей вины в искажении и сокрытии своих доходов и сведений. Баланс прав и обязанностей в данном случае нарушен.
Добросовестные служащие и члены их семей вынуждены тратить львиную долю времени на поиск информации, запрос данных , заполнение деклараций, доказывание своей правоты, которое можно было бы с большей пользой использовать для совершенствования своих профессиональных навыков и общение с детьми.
Указанная ситуация с заполнением декларацией и предоставлением сведений уже стало «притчей по языцех»: нестыковки можно найти у всех и каждого. И-при удобном случае- указанные несоответствия использовать как инструмент давления на служащего и членов его семьи.
Хотя в чем может быть недобросовестность служащего и членов его семьи: ведь он же указанные сведения не скрывал (они и так являются доступными). Отсутствует юридический и практический смысл в сохранении обязанности служащего предоставлять сведения о доходах, о расходах и об имуществе, потому что указанные сведения в любом случае запрашиваются и проверяются правоохранительными органами. Целесообразности в сохранении этой двойной нагрузки по сведениям о доходах не имеется.
В связи с имеющимися несправедливыми перекосами в законодательстве добросовестные граждане вынуждены увольняться с государственной и муниципальной службы, происходит отток добросовестных служащих из органов власти, создаются и барьеры для членов семей служащих, не являющихся служащими (но по сути несущими обязанность по отчету о заработанных им денежных средствах).

Практический результат

Как свидетельствует нынешняя ситуация, отмена ненужных бюрократических барьеров в виде сдачи сведений о доходах, расходах и об имуществе будет только способствовать развитию и процветанию добросовестных граждан.
А «недобросовестные» чиновники будет отвечать по всей строгости уголовного закона.

Решение

С учетом новой общероссийской и общемировой ситуации предлагаю рассмотреть предложение на два года приостановить обязанность (объявить мораторий) по предоставлению служащими сведений о доходах, о расходах и об имуществе своих, супругов и детей.
При этом, сохранить сплошную проверку правоохранительными органами данных о доходах и об имуществе служащих и при выявлении нарушений принимать соответствующие меры, предусмотренные законом, с неотвратимым наказанием виновных лиц.
Необходимо устранение ненужных барьеров для добросовестных служащих и членов их семей, которые обязаны ежегодно собирать и предоставлять сведения о своих доходах и об имуществе, а также доходах и имуществе членов своей семьи.

К началу списка инициатив