В связи с проведением Специальной военной операции возникло множество проблем в обществе и в государственном управлении.
Одна из проблем касается мобилизации и её процедуры. Военные комиссариаты в сотрудничестве с полицией хватают людей на улицах и призывают "одним днём" не проводя медицинские обследования и комиссии, не учитывая семейное и социальное положение человека, всячески нарушая его права на информацию и юридическую помощь, а также на общение с родными. Просто отнимают средства связи.
Даже при обычных призывных мероприятиях на срочную службу призывники сталкиваются с давлением. В абсолютном большинстве случаев, члены Призывной комиссии настроены на то, чтобы любой ценой принудить человека отправиться на службу. В ход идёт запугивание правоохранительными органами, проблемами при дальнейшем трудоустройстве, осуждением в обществе, звонками родителям и тд.
Отдельно стоит выделить людей, которые пытаются добиться замены срочной службы/мобилизации на альтернативную гражданскую службу (АГС), гарантированное Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом. В их случае, люди встречают уже явное презрение и осуждение. Вопреки установленному законом порядку рассмотрения заявление на АГС (Принятие-Рассмотрение Призывной Комиссией-Прохождением Медицинской комиссии...) всячески пытаются сначала провести медицинскую комиссию, потом сразу призывную комиссию. Ну а после отправить на службу, после отказа в замене на АГС. Сами заседания Призывной комиссии проходят в атмосфере презрения её участников друг друга и завуалированными или прямыми оскорблениями.
Сейчас одна из проблем заключается в предоставлении отсрочек/брони для мобилизованных и возможности для прохождения АГС. Получается, что людей с редкими профессиональными знаниями, социально значимых специалистов или многодетных отцов и отцов детей инвалидов отправляют обычными пехотинцами в зону СВО. Всё это вызывает негативные эмоции у населения, вызывает тревогу. Происходит куча ситуаций, когда приходится обращаться в надзорные органы, суды, депутатам и сенаторам, чтобы буквально вытащить людей с фронта.
Например, недавно была новость, что Военный комиссар Забайкальского края Юрий Шувалов сообщил, что Генштаб отменил директиву, которая предоставляла отсрочку от мобилизации многодетным отцам. Эта новость вызвала панику у населения. В последствие, новость была опровергнута. Ситуация, когда судьбоносные решения для жизни граждан прописываются в каких-то подзаконных актах и могут быть отменены росчерком пера, недопустимы.
Самый главный вопрос касается изданию указа об отмене мобилизации. Решение главы государства, оформленное в письменном виде, обязательно нужно. Мобилизацию объявили на основании нормативного акта, который действует либо до момента отмены, либо до специально прописанной в нем даты. В указе об объявлении мобилизации нет конкретных сроков. В силу ч.2 ст.4 закона «О мобилизации» руководитель страны может издавать акты по вопросам, связанным с мобилизацией, которые не отнесены к ведению других органов. Отмена мобилизации не отнесена к их компетенции, соответственно, президент вправе издать указ об отмене мобилизации.
Ещё одна проблема, которая вскрылась за время СВО - это безответственные заявления об использовании Ядерного оружия. Самым опасным видом вооружений в мире, которое способно превратить планету в безжизненное пространство, спокойно угрожают применением. Даже если все эти фразы используются для устрашения или чисто для получения политического рейтинга, то это не отменяет того факта, что у населения снижается понимание опасности его использования. В один момент, они могут начать требовать его применения.
Важно перестать вести "охоту на ведьм" и искать "врагов народа" в людях с другими взглядами. Поляризация общества, недоверие, ненависть к соседу могут привести к катастрофическим последствиям. Пример такого хорошо описан в романе Шолохова "Тихий Дон".
Практический результат
Усиление контроля за проведением призывных мероприятий со стороны надзорных органов, депутатского корпуса и общественных организаций.
Расширение доступности альтернативной гражданской службы, её популяризация. Реализация конституционного права.
Снижение уровня тревожности и агрессии в обществе.
1) Издать Указ о завершении мобилизации
2) Отсрочка от мобилизации для многодетных отцов с тремя и более несовершеннолетними детьми. Закрепление отсрочки в федеральном законе.
3) Отсрочка от мобилизации отцам детей инвалидов и инвалидов с детства. Закрепление отсрочки в федеральном законе.
4) Отсрочка/бронь от мобилизации для отдельных категорий граждан, исходя из их значимости для экономической, образовательной, технологической и иных сфер, имеющих стратегическое значение для страны.
К такой категории можно отнести, например, IT специалистов, учителей школ, преподавателей средних и высших учебных заведений, врачей и т.д. Стоит уделить внимание редкости специальности в районе, откуда мобилизованный призывается. Возможно, что заменить его будет некем.
5) Ввести возможность беспрепятственного присутствия на призывной и медицинской комиссиях депутатов Государственной Думы, сенаторов, депутатов законодательных органов субъекта и муниципальных депутатов для контроля их проведения. Включение их в состав Призывных комиссий.
6) Обеспечить присутствие на призывной и медицинской комиссиях представителей Военной прокуратуры и аппарата уполномоченных по правам человека для наблюдения за законностью проведения призывных мероприятий.
Особенно это важно на период проведения СВО.
7) Обеспечить возможность подачи электронных обращений через платформу обратной связи Госуслуг.
8) Закрепить в Федеральном законодательстве, что призывники и мобилизованные имеют полное пользоваться смартфонами в здании военных комиссариатов, вести аудио- и видеозапись всего, что там происходит, за исключением отдельных помещений со спец. допуском. Соответственно в данные помещения призывники и мобилизованные допускать не могут, как и проведение в них призывных мероприятий.
9) Заменять срочную службу на альтернативную гражданскую службу (АГС) заявительным порядком. "Доказывать" убеждение - это какая-то глупость. Убеждения недоказуемы.
10) Согласно закону "Прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, определяется федеральным законом.". Однако самого закона и процедуры для направления граждан в такие организации не принято и не определено. Необходимо уже решить данный вопрос. Для этого не придётся тратиться на предоставление жилья и проезда для АГСника.
11) Ввиду малого количества организаций, которые могут предоставить жильё, необходимо продумать иные варианты для обеспечения возможности прохождения службы. Например, компенсация за самостоятельную аренду жилого помещения.
12) В случае, если направить гражданина для прохождения альтернативной гражданской службы до достижения верхнего предела призывного возраста не предоставляется возможным, то гражданин освобождается от обязанности и ему выдается военный билет.
13) Так как большинство граждан, получаемых замену на альтернативную гражданскую службу являются по взглядам пацифистами, то необходимо запрашивать у них согласие на возможное прохождение АГС в организациях, подведомственных Министерству Обороны.
14) Запретить направление АГСников в зону проведения боевых действий, а также в районы, которые могут быть ими (боевыми действиями) затронуты. Запрет должен быть закреплён в Федеральном законе.
15) Лица, прошедшие альтернативную гражданскую службу, в случае мобилизации, автоматически подлежат и направляются на альтернативную гражданскую службу в соответствие с законодательством о мобилизации. Никаких дополнительных процедур по повторному её получении не требуется.
16) Обеспечить Конституционное право для мобилизованных прохождение альтернативной гражданской службы. В Государственной Думе уже имеется Законопроект № 207803-8 О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации (о праве граждан на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в период мобилизации), который необходимо