Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф103225
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости разделения мер наказания за международные преступления, предусмотренные ч.1 ст.356 УК РФ, по степени их общественной опасности

Необходимо разделить меры наказания за преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 356 УК РФ, по степени общественной опасности каждого из указанных деяний, поскольку в данной норме УК, предусмотрена ответственность за жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортацию гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ, т.е. за деяния, обладающие различной степенью общественной опасности. При этом в санкции ч. 1 ст. 356 УК предусмотрено именно лишение свободы на срок до 20 лет без минимального его срока, т.е. срок лишения свободы по ч. 1 ст. 356 УК РФ составляет от 2 месяцев до 20 лет.
Перечень преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 356 УК РФ, включает такие деяния, как незаконное или вероломное использование знаков Красного Креста или Красного Полумесяца и иной символики, охраняемой международными договорами РФ, применение в вооруженном конфликте оружия, боеприпасов и иных предметов, применение которых в вооруженных конфликтов запрещено международными договорами РФ, пытки, казни без суда и иные незаконные смертные казни, а также целый ряд других деяний, нарушающих международные договоры РФ, т.е. деяний, представляющих различную степень опасности. Поэтому необходимо четкое распределение мер наказаний за их совершение в ст. 356 и (или) других нормах УК РФ.
До 2011 года минимальные сроки лишения свободы были предусмотрены в нормах УК РФ о всех особо тяжких преступлениях и о многих тяжких насильственных преступлениях. С 2011 года минимальные сроки лишения свободы отменены за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью человека (ст. 111), хищение предметов или документов, имеющих особую ценность (ст. 164), все виды кражи, мошенничества, присвоения и растраты (ст. 158 – 160), грабеж, предусмотренный ч. 2 ст. 161 УК РФ, разбой, предусмотренный ч. 1 и 2 ст. 162 УК РФ, и целый ряд других деяний, представляющих различную степень опасности. При этом максимальные сроки лишения свободы за любые из указанных преступлений не превышают 15 лет лишения свободы (лишение свободы за грабежи, разбои, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью любому количеству потерпевших и многие другие подобные опасные или наиболее тяжкие преступления предусмотрено на сроки до 7, 8, 10, 12 и 15 лет).
Исключение минимальных сроков лишения свободы за все виды умышленного причинения тяжкого вреда здоровью человека (ст. 111) и хищения предметов или документов, имеющих особую ценность (ст. 164), при его сохранении за ряд других видов насильственных и иных преступлений, создало несоответствие мер наказаний за различные преступления, учитывая сохранение минимального срока лишения свободы за квалифицированное истязания, не сопряженные с умышленным причинением средней тяжести или тяжкого вреда здоровью (ч. 2 ст. 117), и его минимальных сроков за особо квалифицированные хищения, не отнесенные к хищениям предметов или документов, имеющих особую ценность, или хищениям, квалифицируемым по ч. 1 ст. 356 УК РФ, т.к. умышленное причинение тяжкого вреда здоровью человека, сопряженное с истязанием, является более тяжким преступлением, чем истязание, повлекшее неосторожный или меньший вред, а грабеж или разбой, совершенный в отношении особо ценных предметов или в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 356 УК РФ, не является меньшим преступлением, чем иные виды грабежа или разбоя, но не может быть квалифицирован по ч. 3 ст. 161, ч. 3 или 4 ст. 162 УК РФ либо по ч. 3 или 4 ст. 356.1.
С 2022 года введена отдельная уголовная ответственность за мародерство (ст. 356.1 УК РФ) и установлены минимальные сроки лишения сроки лишения свободы за особо квалифицированное мародерство (3 и 8 лет (ч. 3 и 4 ст. 356.1 УК РФ)), но максимальные сроки лишения свободы за него не превышают 15 лет.
С 2022 года минимальные сроки лишения свободы введены за пытки (ч. 3 ст. 286, ч. 4 и 5 ст. 302 УК РФ), но подобные деяния, совершенные не по воле представителей власти или иных должностных лиц исключены из понятия пыток и отнесены к истязаниям (ст. 117, 112 и 111 УК РФ).
Максимальный срок лишения свободы, предусмотренный санкцией ч. 1 ст. 356 УК, является слишком строгим наказанием за совершение многих деяний, предусмотренных ч. 1 ст. 356 УК, а отсутствие в санкции ч. 1 ст. 356 УК минимального срока лишения свободы, увеличивает вероятность назначения несправедливых наказаний и усиливает коррупционность данной нормы УК, а также создает коллизию нескольких норм УК, применяемых к определенным преступлениям, предусмотренным ч. 1 ст. 356 и рядом других норм УК, в частности, разграбление национального имущества на оккупированной территории и различные грабежи или разбои на данной территории, охватывают грабежи и разбои, предусмотренные ч. 3 ст. 161, ч. 3 и 4 ст. 162 УК, и могут быть отнесены к мародерству (ст. 356.1 УК). При этом в санкциях данных норм УК сохраняются достаточно длительные минимальные сроки лишения свободы, составляющие 6, 7 и 8 лет (максимальные сроки составляют 12 и 15 лет соответственно), но, т.к. ч. 1 ст. 356 является специальной нормой по отношению к ч. 3 ст. 161, ч. 3 и 4 ст. 162, ч. 3 и 4 ст. 356.1, данные нормы УК не могут быть применены в совокупности с ч. 1 ст. 356 УК.
Более того, истязания, совершенные с особой жестокостью, издевательством или мучениями для потерпевшего, либо при наличии других квалифицирующих признаков, пытки и простое убийство могут быть отнесены к деяниям, предусмотренным ч. 1 ст. 356 УК РФ, если они совершены путем применения запрещенных средств и методов ведения войны или являются указанными методами (пытки военнопленных или гражданского населения, убийства без особой жестокости и других квалифицирующих признаков путем применения запрещенных средств ведения войны, вероломных или иных незаконных действий на поле боя либо в других местах в зоне военных действий, смертных казней, исполняемых без решения суда или по решению суда, но незаконно, и других запрещенных методов ведения войны), но истязания, совершенные с особой жестокостью или при наличии других квалифицирующих признаков, пытки и простые убийства, совершенные без признаков преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 356 УК РФ, влекут лишение свободы на сроки от 3 до 7 лет (если они не сопряжены с умышленным причинением средней тяжести или тяжкого вреда здоровью), от 4 до 12, от 8 до 15 и от 6 до 15 лет по ч. 2 ст. 117, ч. 4 и 5 ст. 286, ч. 3 и 4 ст. 302 и ч. 1 ст. 105 УК РФ соответственно. Поэтому за них установлены сравнительно длительные минимальные сроки лишения свободы, но максимальные его сроки за их совершение составляют значительно меньше 20 лет.
Наказание в виде 20 лет лишения свободы может быть назначено любому лицу, совершившему соответствующее преступление в возрасте не моложе 18 лет, подлежащему уголовной ответственности, но данное наказание является наиболее строгим наказанием за одно особо тяжкое преступление во всех случаях, в которых за преступление предусмотрены пожизненное лишение свободы или смертная казнь, либо запрещено их назначение осужденному мужчине в возрасте от 18 до 64 лет, а также для мужчин, достигших возраста 65 лет, и женщин. Большие сроки лишения свободы могут быть назначены только по совокупности преступлений или приговоров (лишение свободы на сроки до 25, 30 или 35 лет). При этом в УК РФ отсутствуют правила, обязывающие назначать меньшие максимальные сроки лишения свободы по нормам УК РФ, не предусматривающим пожизненное лишение свободы или смертную казнь, чем по нормам, их предусматривающим, мужчинам, достигшим возраста 65 лет, женщинам, несовершеннолетним или многим другим лицам, которым запрещено назначение пожизненного лишения свободы или смертной казни. Поэтому любому совершеннолетнему лицу, осужденному за преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 356 УК РФ, или иное преступление, за которое установлено лишение свободы на срок до 20 лет, но не установлено пожизненное лишение свободы, может быть назначено 20 лет лишения свободы, также, как и осужденному за квалифицированное убийство или иное особо тяжкое преступление, предусматривающее пожизненное лишение свободы, а несовершеннолетнему осужденному может быть назначено максимальное наказание для несовершеннолетних – 10 лет лишения свободы.
Таким образом, лишение свободы на срок 20 лет по ч. 1 ст. 356 УК РФ является наиболее строгим наказанием для женщин, и мужчин, достигших возраста 65 лет, а также для мужчин, совершивших преступление в возрасте не моложе 18 лет, не достигшим возраста 65 лет, а для несовершеннолетних осужденных максимальным наказанием является лишение свободы на срок 10 лет. При этом лишение свободы на срок 20 лет является максимальным наказанием для женщин, и мужчин, достигших возраста 65 лет, совершивших квалифицированное убийство любого количества лиц или иное преступление, за которое предусмотрено пожизненное лишение свободы, а лишение свободы на срок 10 лет являет максимальным наказанием для несовершеннолетних, совершивших любые преступления, максимальный срок лишения свободы за которые составляет не менее 10 лет, или по совокупности преступлений либо по совокупности приговоров.
Подобное распределение наказаний не соответствует принципу справедливости, а в УК Узбекистана и целого ряда других стран мира предусмотрены нормы о смягчении максимальных наказаний за любые преступления для женщин и других категорий осужденных, которым не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или другие наиболее строгие наказания. При этом в УК многих стран мира предусмотрены нормы о смягчении максимальных наказаний для несовершеннолетних осужденных, совершивших любые преступления (как правило, предусмотрено сокращение максимальных сроков наказаний наполовину).
Уголовной ответственности по ст. 356, 357, 353, 164 УК РФ и многим другим нормам УК РФ подлежат лица, достигшие возраста 16 лет (ст. 20 УК РФ), поэтому лица в возрасте от 14 до 16 лет подлежат ответственности не по ст. 356, а по нормам об ответственности за грабеж, разбой, убийство и ряд других подобных преступлений, за которые предусмотрены минимальные сроки лишения свободы. При этом несовершеннолетнему осужденному минимальный срок лишения свободы может быть сокращен только наполовину.
Это нелогично и несправедливо, поэтому необходимо четко распределение норм УК, в которых отсутствуют минимальные сроки наказаний и норм, предусматривающих конкретные их сроки, по степени опасности предусмотренных ими преступлений.
В нормах УК РСФСР и иного законодательства РСФСР и СССР ответственность за деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 356 и другими нормами УК РФ о преступлениях против мира и безопасности человечества, была предусмотрена в различных нормах, в которых часто устанавливались минимальные сроки лишения свободы за дурное обращение с военнопленными, применение биологического и ряда других видов наиболее опасного оружия, а также за иные подобные опасные преступления (данные сроки часто составляли не менее 1, 3 или 5 лет). При этом максимальные сроки лишения свободы за их совершение не превышали 1, 3, 5, 10, 12 или 15 лет.
Учитывая принцип обратной силы уголовного закона (ст. 54 Конституции РФ и ст. 10 УК РФ), максимальные наказания за любые преступления, совершенные с 1958 по 1996 год, не могут превышать 15 лет лишения свободы по законодательству РФ, за любые преступления, совершенные с 1937 по 1958 год, - 10 или 15 лет, учитывая установление в то время за различные преступления сроков лишения свободы до 10, 15, 20 или 25 лет и сокращение максимального срока лишения свободы до 15 лет в 1958 году, за любые преступления, совершенные с 1922 по 1937 год, - 10 лет лишения свободы, т.к. данный его срок являлся максимальным, а за любые преступления, совершенные до вступления в силу УК РСФСР в 1922 году, 5 лет лишения свободы, т.к. Декретом СНК РСФСР от 21 марта 1921 года «О лишении свободы и о порядке условно-досрочного освобождения заключенных» максимальный срок лишения свободы был установлен равным 5 годам, а его увеличение до 10 лет произошло после вступления в силу УК РСФСР 1922 г.
Поэтому ко всем лицам, совершившим особо тяжкие преступления до вступления в силу УК РФ, подлежащим уголовной ответственности на момент совершения преступлений и по срокам давности (если срок давности не применяется или прерван совершением нового преступления определенной категории), находящимся в живых на момент их осуждения должны быть применены нормы прежних УК и других законов, предусматривающие сроки лишения свободы менее 20, 15, или 10 лет. При этом для данных лиц, совершивших преступления до 1958 и, тем более, 1937 года сроки лишения свободы до 15, 10 или 5 лет могут быть пожизненными либо они могут быть освобождены от наказаний по состоянию здоровья или иным законным основаниям, но для большей части данных лиц, совершивших преступления до 1996 года, сроки лишения свободы до 10 или 15 лет не являются такими же строгими наказаниями, как сроки до 20 или более лет.
Максимальные сроки лишения свободы, не превышающие 15 лет, предусмотрены УК Германии и ряда других стран мира как максимальные сроки лишения свободы, менее строгие, чем пожизненное лишение свободы, и предусматривались в ряде стран мира как наиболее строгие уголовные наказания для части или всех категорий осужденных.
Учитывая вышеизложенное, необходимо введение правил пропорционального распределения наказаний для осужденных преклонного возраста и других категорий осужденных, которым запрещено назначать пожизненное лишение свободы и смертную казнь, или для которых лишение свободы является излишне строгим наказанием, решение вопроса о введении общих максимальных сроков лишения свободы за наиболее тяжкие преступления для конкретных категорий осужденных, и отмена лишения свободы за ненасильственные преступления или преступления, не повлекшие тяжких последствий.
В УК различных стран мира деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 356 УК РФ, указаны в различных нормах и разделены по наказаниям соответственно степени их опасности, поэтому за деяния, не связанные с убийством и другими насильственными особо тяжкими преступлениями, включая незаконное использование знаков Красного Креста и другой символики, охраняемой международными договорами, обычно предусмотрено не более 2, 5 или 7 лет лишения свободы, а за убийство военнопленных и другие наиболее тяжкие преступления предусмотрены наиболее строгие наказания, установленные законом (лишение свободы на сроки до 20 или более лет, пожизненное лишение свободы или смертная казнь (в зависимости от закона конкретного государства)).
Нелогичное и несправедливое распределение наказаний в ч. 1 ст. 356, ч. 3 и 4 ст. 356.1, ч. 2 и 3 ст. 161, ч. 3 и 4 ст. 162 и ст. 164 УК РФ можно устранить путем исключения минимальных сроков лишения свободы из санкций ч. 3 ст. 161, ч. 3 и 4 ст. 162, ч. 3 и 4 ст. 356.1 УК или установления таких сроков данного вида наказания за хищения, предусмотренные ч. 1 ст. 356 УК, а также установления не меньших сроков наказаний за пытки военнопленных, незаконные смертные казни и иные деяния, являющиеся пытками и убийствами, совершенными путем применения запрещенных средств и методов ведения войны, или отнесенными к указанным методам, чем сроки наказаний, предусмотренные за данные особо тяжкие преступления в других случаях.
При этом необходимо установление наиболее строгих наказаний за пытки и иное жестокое обращение с людьми, сопряженные с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью с особой жестокостью или умышленным причинением наиболее тяжкого вреда здоровью человека, влекущего лишение человека возможности самостоятельного удовлетворения необходимых потребностей и введение его в беспомощное состояние либо его смерть в течение нескольких месяцев или лет, либо с убийством, совершенным с особой жестокостью или в отношении многих людей, незаконные смертные казни и иные подобные деяния, четкое распределения наказаний по степени опасности за менее тяжкие преступления и отмена лишения свободы за деяния, не причинившие вреда здоровью человека, тяжких последствий или иного существенного вреда, который может непосредственно повлечь указанные последствия.
Отмена лишения свободы за деяния, не причинившие существенного вреда, и за ненасильственные деяния, не повлекшие наступления тяжких последствий, необходима в отношении всех лиц, осужденных за их совершение, учитывая негативное влияние данного наказания на личность и отсутствие реальной профилактики преступности при произвольном распределении лишения свободы и других строгих наказаний за различные по степени опасности деяния.
Недостатки распределения наказаний за преступления и другие противоправные деяния в законодательстве различных государств часто отмечались учеными и философами различных государств.
В частности, Ш.Монтескье в своем трактате «О духе законов» писал, что не следует смешивать преступлений с мелкими нарушениями полицейских правил, совершаемыми изо дня в день, указывая, что у полиции нет времени на проведение тщательного расследования дел о каждом нарушении и совершенно противно природе вещей, когда злоупотребляющий оружием не несет большей ответственности, чем тот, кто только его носит при себе, что имеет место в одной итальянской республике (Венеции).
Монтескье также писал в указанном сочинении о недопустимости применения одинаковых наказаний к лицам, совершившим воровство или убийство, указывая, что в Китае разбойников положено рассекать на части, а простых воров - нет, поэтому там воруют, но не убивают, а в Московском государстве, где воров и убийц наказывают одинаково, грабеж всегда сопровождается убийством, чтобы не оставлять в живых свидетелей преступлений, но в Англии не убивают, потому что воры могут надеяться на ссылку в колонии, а убийцы – нет.
Данное утверждение Монтескье можно отнести к любому несправедливому распределению наказаний за убийства и другие преступления, учитывая распространенность строгих наказаний, являющихся альтернативами смертной казни или устанавливаемых вместо смертной казни, к которым в настоящее время отнесены пожизненные и близкие к ним сроки лишения свободы, и опасность отбывания наказания вместе с преступниками, склонными к совершению убийств, а также другие негативные последствия осуждения за наиболее тяжкие преступления или к наиболее строгим уголовным наказаниям.
Проблемы, указанные Монтескье, остаются нерешенными и настоящее время, поскольку несправедливое распределение наказаний за различные нарушения и преступления встречается в законодательстве различных стран мира.
О негативном влиянии тюрем и других подобных мест лишения свободы писали различные юристы, другие ученые и философы (Н. С. Таганцев, С.П.Мокринский, П.А.Кропоткин, Л.Н.Толстой, Ф.Зимбардо и др.).
П.А.Кропоткин в своих работах «В русских и французских тюрьмах», «Записки революционера» и др. указывал, что тюрьмы, в которых установлены как строгие (в тюрьмах Российской империи), так и либеральные режимы содержания (в тюрьмах Франции) формируют склонности к криминальному образу жизни и являются высшими школами (университетами) преступности, поэтому необходим отказ от тюрем.
С.П.Мокринский в своей работе «Наказание. Его цели и предположения» указывал на негативное влияние лишения свободы, в особенности, его длительных сроков и указывал в качестве максимального срока лишения свободы, после которого происходит привыкание лица к изоляции и утрата лишением свободы функции наказания, 5 лет лишения свободы.
Идея С.П.Мокринского была временно реализована в законодательстве РСФСР принятием Декрета СНК РСФСР от 21 марта 1921 года «О лишении свободы и о порядке условно-досрочного освобождения заключенных», которым в качестве максимального срока лишения свободы был установлен срок 5 лет. Максимальный срок лишения свободы, составляющий 5 лет, планировали установить в проекте первого УК РСФСР, но уже в окончательной его редакции, принятой в 1922 году как УК РСФСР 1922г., данный срок составил 10 лет.
Л.Н.Толстой указывал во многих своих произведениях на вред для личности и общества лишения свободы, других наказаний, воинской повинности и иных принудительных мер. В особенности, осуждал он применение лишения свободы, телесных наказаний, смертной казни, воинских наказаний и иных строгих мер к людям, не совершавшим убийств и других подобных тяжких преступлений, виновных лишь в незначительных правонарушениях либо в отказе от исполнения воинской повинности (принесения присяги) или других государственных повинностей.
Экспериментально доказал вред лишения свободы (в особенности, его строгих режимов) психолог Ф. Зимбардо проведением в 1971 году «Стэнфордского тюремного эксперимента», заключавшегося в имитации отбывания тюремного заключения в тюрьме строгого режима студентами-добровольцами, поделенными на заключенных и охранников. Проведение «Стэнфордского тюремного эксперимента» показало, что люди, исполнявшие роль охранников, достаточно быстро стали приобретать склонность к насилию и жестокости по отношению к тем, кто исполнял роль заключенных, а люди, исполнявшие роль заключенных, стали приобретать склонность к насилию и жестокости, и другие негативные качества. Это повлекло досрочное прерывание «Стэнфордского эксперимента» (эксперимент предполагалось провести за 2 недели, но он длился только 6 дней) и явилось доказательством большого вреда для людей от лишения свободы.
Учитывая вышеизложенное, необходима именно отмена лишения свободы за незначительные деяния (а впоследствии, возможно, и полная его отмена), а не гуманизация его отбывания за их совершение или создание специальных мест лишения свободы и (или) отбывания других подобных наказаний.
В части усиления борьбы с насильственной преступностью, для справедливого распределения наказаний, необходимо введение наиболее строгих уголовных наказаний за совершение убийства, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью человека и другого подобного тяжкого преступления с особой жестокостью или в отношении большого количества людей с использованием любого превосходства в силе перед потерпевшими (нападение на гораздо более слабого человека или групповое нападение, либо нападение со спины или из засады, нападение с ножом, оружием и другими подобными предметами на безоружного человека, нападение с опасным огнестрельным оружием или другими подобными предметами на менее вооруженного человека и т.п.) или уязвимого состояния потерпевших (сон, ограниченность в передвижении по различным причинам и т.п.), либо с предварительным созданием условий для достижения превосходства в силе или уязвимого состояния потерпевших (зажимание в угол, прижимание к полу или стене, связывание, привязывание к чему-либо, обыск и обезоруживание, нанесение травм и т.п.), либо с использованием оружия массового поражения или иного подобного опасного оружия.
Внесение вышеуказанных изменений в УК РФ необходимо в целях: соблюдения прав человека, принципов справедливости и равенства перед законом и судом, экономии мер уголовной репрессии, сдерживания роста преступности, противодействия коррупции, правильной экономии бюджетных средств, исключения переполнения мест лишения свободы, упорядочивания правовых норм и дальнейшей либерализации уголовного законодательства.

Практический результат

Соблюдение прав человека, принципов справедливости и равенства перед законом и судом, экономия мер уголовной репрессии, сдерживание роста преступности, противодействие коррупции, правильная экономия бюджетных средств, исключение переполнения мест лишения свободы, упорядочивание правовых норм и дальнейшая либерализация уголовного законодательства.

Решение

Необходимо установление наиболее строгих наказаний за пытки и иное жестокое обращение с людьми, сопряженные с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью с особой жестокостью или умышленным причинением наиболее тяжкого вреда здоровью человека, влекущего лишение человека возможности самостоятельного удовлетворения необходимых потребностей и введение его в беспомощное состояние либо его смерть в течение нескольких месяцев или лет, либо с убийством, совершенным с особой жестокостью или в отношении многих людей, незаконные смертные казни и иные подобные деяния, четкое распределения наказаний по степени опасности за менее тяжкие преступления и отмена лишения свободы за деяния, не причинившие вреда здоровью человека, тяжких последствий или иного существенного вреда, который может непосредственно повлечь указанные последствия.
Отмена лишения свободы за деяния, не причинившие существенного вреда, и за ненасильственные деяния, не повлекшие наступления тяжких последствий, необходима в отношении всех лиц, осужденных за их совершение, учитывая негативное влияние данного наказания на личность и отсутствие реальной профилактики преступности при произвольном распределении лишения свободы и других строгих наказаний за различные по степени опасности деяния.

К началу списка инициатив