На сегодняшний день градостроительная деятельность на примере города Москвы показывает, что в приоритет ставятся массовые интересы, а не интересы местных жителей. Например, принимается решение о расширении двухполосной автомобильной дороги до шести полос, в результате чего уничтожаются объекты озеленения, имеющиеся пешеходные зоны, а проезжая часть приближается к жилым домам и дворам. Подобные решения объясняются тем, что по этой дороге ежедневно проезжает некое число людей, которое больше, чем число местных жителей, и именно интересы «проезжающих мимо» ставятся выше интересов местных жителей. Настоящая инициатива предлагает в корне изменить эту ситуацию принятием Федерального Закона «О преобладании интересов местных жителей при осуществлении градостроительной деятельности».
Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду, частью 2 статьи 1 Федерального Закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закреплено право принятия решений непосредственно населением по вопросам местного значения исходя из интересов самого населения.
В качестве инструмента, обеспечивающего защиту перечисленных прав при осуществлении градостроительной деятельности, в Градостроительном кодексе Российской Федерации предусмотрено проведение публичных слушаний по различным градостроительным проектам. Важно заметить, что по ряду градостроительных направлений закреплена не обязанность, а лишь возможность проведения публичных слушаний. Таким образом, на региональном уровне возможно даже законодательно отказаться от проведения публичных слушаний по ряду вопросов, что в январе 2013 года пыталась сделать Московская городская Дума по инициативе депутата Единой России Москвина-Тарханова, но благодаря значительному общественному вниманию, участию большого числа муниципальных депутатов и действиям фракции КПРФ в Мосгордуме этого удалось избежать. Сами же публичные слушания юридически не являются референдумом, где можно голосовать «за» или «против» проекта, на них можно лишь вносить «предложения» (рекомендательные) и «замечания» (которые могут не учитываться, если в проекте нет прямого противоречия законодательству). Почти всегда слушания проводятся таким образом, чтобы никто на них не пришел (нет должного оповещения), т.к. отсутствие жителей трактуется как отсутствие замечаний к рассматриваемому проекту. Кроме того, неоднократно были случаи, когда на слушания приводили жителей других территорий или даже мигрантов, которые создавали видимость поддержки проекта.
Местное самоуправление отдано муниципальным Советам депутатов, которые почти всегда являются политическими органами и не отражают реальных интересов местных жителей. А в примере города федерального значения Москвы муниципальные Советы депутатов практически не имеют полномочий для реального влияния на градостроительную деятельность, которая осуществляется органом исполнительной власти – Правительством Москвы.
Право на непосредственное принятие решений самим населением, которое закреплено ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в реальной жизни полностью отсутствует.
Практический результат
При осуществлении градостроительной деятельности местные жители получают возможность защищать свои интересы, а именно:
1. Жители должным образом оповещаются о публичных слушаниях.
2. При участии в публичных слушаниях жители имеют возможность защищать свои интересы, внося замечание со ссылкой на норму закона о преобладании их интересов над иными интересами.
3. В случае, если замечания со ссылкой на норму закона о преобладании интересов местных жителей были даны от более чем 50% числа участвовавших в публичных слушаниях жителей, проект подлежит обязательному отклонению и не может быть повторно вынесен на публичные слушания.
4. Видеозапись публичных слушаний и протокол публичных слушаний публикуется в сети «Интернет», чем гарантируется возможность общественного контроля за достоверностью результатов публичных слушаний.
Дополнительные материалы