Необходимо опубликование полных текстов всех актов СССР, РСФСР и РФ об обороте оружия, предметов, которые не были отнесены к оружию в РФ до 1994 или 1997 года, и иных предметов, учитывая положения ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, основные конституционные принципы, обеспечивающие защиту прав человека, и отсутствие официального опубликования многих ведомственных актов об обороте оружия органов власти СССР, РСФСР и РФ до 1993 года, значимость указанных актов для соблюдения принципов обратной силы закона, презумпции невиновности и других конституционных принципов, а также наличие запрета на применение во всех случаях всех секретных актов и их отдельных положений, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ).
Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ 1993г., законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
При этом запрет на применение указанных неопубликованных актов был введен в Конституцию РСФСР в 1992 году, т.к. было введено следующее положение: закон, предусматривающий наказание граждан или ограничение их прав, вступает в силу только после его опубликования в официальном порядке (ч. 2 ст. 66).
Опубликование всех актов СССР, РСФСР и РФ, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, необходимо и в целях соблюдения конституционных принципов высшей ценности человека, его прав и свобод, равенства всех перед законом и судом, презумпции невиновности, обратной силы закона об ответственности за правонарушение и других конституционных принципов, которые были введены в Конституцию РСФСР с 1992 года и предусмотрены Конституцией РФ 1993г., т.к. все положения данных актов, устанавливающие или усиливающие ответственность за какие-либо нарушения, не имеют обратной силы, если они отменены, а ответственность смягчена или устранена, при наличии обратной силы у всех актов, смягчающих или устраняющих ответственность. Поэтому подлежат применению все акты органов власти СССР, РСФСР и РФ до 1993 года, которые не устанавливали ограничений на оборот оружия или других предметов, либо смягчали их, если их оборот совершался во время действия данных актов, но не подлежат применению все указанные акты, которые устанавливали ограничения на оборот оружия или других предметов, либо усиливали их, если указанные ограничения были отменены в законодательстве РФ, либо противоречат Конституции РФ, независимо от времени совершения оборота оружия или других предметов. При этом отсутствие доступа к тексту акта об обороте оружия или иного предмета является неустранимым сомнением в виновности лица, обвиняемого в нарушении конкретных правил.
Наличие в открытом доступе полных текстов данных законодательных актов необходимо для определения законности владения оружием, приобретенным до 1993 года, в случаях оформление документов на его приобретение, его отчуждения владельцем (продажи, дарения и т.п.) или его наследования, а также для проверки законности и выявления незаконных приговоров и иных решений судов и других уполномоченных на рассмотрение дел органов по уголовным и иным делам о незаконных действиях с оружием и (или) об изъятии или уничтожении оружия и применении иных принудительных мер в случаях, связанных с оборотом оружия, вынесенных в СССР, РСФСР и РФ до 1993 года.
При этом ФЗ Об оружии не регулирует оборот военного оружия, не отнесенного к боевому оружию в ст. 5 ФЗ Об оружии, артиллерийских орудий, боеприпасов к крупнокалиберному оружию и различных видов ручных и винтовочных гранат, мин и иных подобных видов боеприпасов, всех видов взрывных устройств и многих видов взрывчатых веществ, что требует опубликования всех актов органов власти СССР, РСФСР и РФ, регулировавших и регулирующих их оборот в РФ, для соблюдения положений Конституции РФ, ГК и иного законодательства РФ.
В ФЗ Об оружии не предусмотрены ряд видов холодного, метательного, огнестрельного и иного оружия, правила их оборота, и правила приобретения и (или) иного оборота, за исключением общих ограничений на торговлю гражданским оружием и его производство, части видов гражданского, боевого и иного оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии, не запрещенного к обороту в РФ. Это требует опубликования всех актов органов власти СССР, РСФСР и РФ, регулировавших оборот всех видов кортиков, антикварного и спортивного оружия и иных видов указанного оружия в качестве видов оружия или иных предметов в СССР, РСФСР и РФ, для соблюдения положений Конституции РФ, ГК и иного законодательства РФ.
До настоящего времени не опубликованы тексты многих приказов и других актов ОГПУ, НКВД, МООП, МВД, ВС и других органов исполнительной и законодательной власти СССР и РСФСР об обороте оружия и целого ряда других предметов, изданных с 1918 по 1991 год. Могут быть не опубликованы и приказы или иные акты МВД и других органов власти РФ, изданные в 1992 году.
В числе неопубликованных актов органов власти СССР и РСФСР: Инструкция N 132 от 7 мая 1923 года «О порядке приобретения охотничьего огнестрельного и холодного оружия и огнестрельных припасов, регистрации и учета их», различные инструкции НКВД СССР и РСФСР об обороте огнестрельного и холодного оружия, изданные в разное время до введения министерств в СССР, и инструкции МВД СССР и РСФСР, утвержденные соответствующими приказами, в частности, инструкции МВД СССР «О порядке приобретения, перевозки, хранения, учета и использования нарезного огнестрельного и холодного оружия, боеприпасов к нарезному оружию, открытия стрелковых тиров, оружейно-ремонтных мастерских, торговли нарезным огнестрельным и холодным оружием», утвержденные соответствующими приказами, издававшимися в 1956 и 1961 годах, и инструкции «О порядке приобретения, перевозки, хранения, учета и использования огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, производства холодного оружия, открытия стрелковых тиров, стрельбищ, стрелково-охотничьих стендов, оружейно-ремонтных мастерских, торговли огнестрельным оружием, боеприпасами к нему и охотничьими ножами», утвержденные Приказами МВД СССР от 4 декабря 1975г., от 17 ноября 1982г. и от 1 декабря 1987г. N 300, 366 и 246.
В данных актах содержались правила о приобретении охотничьих ножей и кинжалов только по охотничьим билетам, об отсутствии разрешительной системы на хранение огнестрельного оружия, изготовленного до 1870 или 1878 года, об отсутствии разрешении милиции на приобретение, ношение и иной оборот национального холодного оружия в соответствующих местностях и на оборот охотничьих ножей и кинжалов в местностях, в которых развит охотничий промысел, а также целых ряд других менее строгих правил оборота оружия, чем предусмотренные законодательством РФ с 1994 года.
В числе опубликованных актов органов власти СССР и РСФСР: Постановление ЦИК СССР от 12 декабря 1924 г. «О порядке производства, торговли, хранения, пользования, учета и перевозки оружия, огнестрельных припасов, разрывных снарядов и взрывчатых веществ», Постановление СНК РСФСР от 23 января 1930 г. «О торговле охотничьим огнестрельным оружием и о хранении этого оружия», Постановление СНК СССР от 15 февраля 1938 г. N 170 «О порядке приобретения малокалиберных винтовок», Постановление Совета Министров СССР от 17 августа 1953 года N 2186 «Об улучшении снабжения охотников ружьями, боеприпасами и охотничьими принадлежностями», а также Постановление Совета Министров СССР от 11 мая 1959 года N 478 «О мерах по улучшению ведения охотничьего хозяйства».
Указанными законодательными актами вводились более четкие и, отчасти, менее строгие правила оборота оружия и других подобных предметов, чем предусмотренные законодательством РФ, а Постановлением Совета Министров СССР от 17 августа 1953 года N 2186 было введено право на приобретение гладкоствольных охотничьих ружей без охотничьих билетов, но Постановлением Совета Министров СССР от 11 мая 1959 года N 478 обязанность наличия охотничьих билетов для приобретение данных ружей была возвращена. При этом разрешения милиции на их приобретение вводились с 1961 года для граждан, находящихся в ссылке за уклонение от трудоустройства и другие подобные деяния (разрешение милиции было необходимо для получения ссыльным охотничьего билета), и с 1975 года – для всех граждан (различались разрешения на приобретение и хранение охотничьих ружей с правом охоты и без указанного права).
Одним из немногих опубликованных актов МВД СССР об обороте оружия является Приказ МВД СССР от 29 ноября 1984 г. N 244 О внесении изменений и дополнений в Инструкцию «О порядке приобретения, перевозки, хранения, учета и использования огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, производства холодного оружия, открытия стрелковых тиров, стрельбищ, стрелково-охотничьих стендов, оружейно-ремонтных мастерских, торговли огнестрельным оружием, боеприпасами к нему и охотничьими ножами», утвержденную Приказом МВД СССР N 366 от 17 ноября 1982г., в котором содержатся положения об обороте огнестрельного и холодного оружия, многие из которых отличаются от положений Закона РФ Об оружии 1993г., ФЗ Об оружии 1996г. и подзаконных актов, как действовавших, так и продолжающих действовать в РФ, в том числе и в части наличия менее строгих правил оборота оружия, чем в законодательстве РФ (хранить в сейфе обязывали только огнестрельное оружие, на приобретение, хранение, ношение и иной оборот национального холодного оружия в соответствующих местностях РСФСР не требовалось получения разрешения милиции и т.п.).
Метательное, пневматическое, газовое, сигнальное и другие виды оружия, не являвшиеся оружием по законодательству СССР, РСФСР и РФ до 1994 и 1997 годов, не были отнесены к оружию, которым в законодательстве СССР, РСФСР и РФ до 1994 года являлись только холодное и огнестрельное оружие, при наличии ограничений на оборот многих из них и их упоминания как видов оружия в технической литературе. При этом основные минимальные экспертные критерии огнестрельного, холодного, пневматического и метательного оружия устанавливались и изменялись с 1978 по 2002 год. Поэтому необходимо учитывать соответствие предмета действующим в РФ критериям различных видов оружия и его оборотоспособность как оружия или иного предмета по действующему законодательству РФ, что только подтверждает необходимость опубликования всех вышеуказанных актов об обороте предметов.
Поэтому необходимо опубликование данных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, в целях обеспечения защиты конституционных прав человека и упрощения решения вопросов, связанных с оборотом оружия, находившегося в обороте в СССР, РСФСР и РФ до 1993 года.
Учитывая вышеизложенное, необходимо опубликование полных текстов всех актов СССР, РСФСР и РФ об обороте оружия, предметов, которые не были отнесены к оружию в РФ до 1994 или 1997 года, и иных предметов.
При опубликовании данных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, необходимо опубликование всех норм, улучшавших положение владельцев оружия (иных предметов) и иных участников его оборота в сравнении нормами ФЗ Об оружии и иного действующего законодательства РФ об обороте оружия и других предметов, и опубликование или указание на невозможность опубликования и применения во всех случаях оборота предметов во время их действия всех актов или их норм, ухудшавших положение участников оборота оружия и иных предметов, которые могут или не могут быть опубликованы, учитывая положения Конституции РФ и законодательства об охране государственной или иной охраняемой законом тайне.
Опубликование данных актов позволит более четко определять изначальную оборотоспособность различных предметов, находившихся в обороте в СССР, РСФСР или РФ, законность привлечения к уголовной или административной ответственности за незаконные действия с ними в СССР, РСФСР и РФ до 1993 года, а также будет способствовать совершенствованию законодательства РФ об обороте оружия и других предметов.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии и иного законодательства, действующего в РФ.
Практический результат
Соблюдение конституционных прав человека и гражданина, противодействие коррупции и упорядочивание правовых норм ФЗ Об оружии и иного законодательства, действующего в РФ.