Реформирование системы государственного управления и государственной службы является составной частью комплекса мероприятий, направленных на создание сильного Российского государства способного конкурировать с другими странами на Мировой арене.
В настоящее время базовым законодательным актом, определяющим и регулирующим вопросы государственной службы, является Федеральный закон № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации», согласно которому государственная служба включает в себя следующие виды:
- государственная гражданская служба и муниципальная;
- военная служба;
- правоохранительная служба ( с 1.01.2016 года – государственная служба иных видов)
Одними из основных принципов построения и функционирования системы государственной службы являются единство правовых и организационных основ государственной службы, взаимосвязь видов государственной службы, в том числе включение в стаж (общую продолжительность) государственной службы одного вида продолжительность государственной службы других видов.
Так, Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" для граждан уволенных с военной службу по призыву и поступивших на другой вид государственной службы гарантирует следующие социальные гарантии:
Статья 10. Право на труд
ч. 3. Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Статья 23. Увольнение граждан с военной службы и право на трудоустройство
ч. 5. Гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей устанавливаются следующие дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение:
- зачет времени военной службы в стаж государственной службы государственного служащего в случае поступления на работу в органы государственной власти, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении иных социальных гарантий, связанных со стажем государственной службы, независимо от срока увольнения с военной службы и дня приема на государственную службу.
Анализируя указанную норму права, следует отметить ее императивный характер, не позволяющий каких-либо иных вариантов толкования, а во взаимосвязи с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» следует применять её ко всем гражданам Российской Федерации прошедших военную службу по призыву и поступивших на другой вид государственной службы.
Однако в действительности и по настоящее время социальные гарантии предусмотренные Федеральным закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" на практике применяются исключительно избирательно, предвзято и распространяются только на федеральных государственных гражданских и муниципальных служащих, а также на работников Суда РФ (пункт 3.2. статьи 3 Постановление Совета судей Российской Федерации от 23 мая 2013 года № 305 « Положение о порядке и условиях определения выслуги лет судей для установления ежемесячной доплаты за выслугу лет»);
В отношении же граждан поступивших на другие виды государственной службы - правоохранительную, после прохождения военной службу по призыву гарантированные права не распространяются, не применяются.
Причинами препятствующими соблюдения законности и выполнения гарантированных прав в отношении граждан поступивших на Правоохранительную службу являются:
1. Отмененный постановлением ГД ФС РФ № 1089-iv от 29.10.2004 года, законопроект № 125086-3 от 24.08.2001 года «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным Законом «О статусе военнослужащих», о чем свидетельствуют стенограмма № 135 от 13.12.2001 года обсуждения законопроекта при внесении его на рассмотрение в ГД СФ РФ и стенограмма № 56 от 29.10.2004 года принятия решения об отмене законопроекта.
2. Своевременно не внесенные с учетом требований федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» поправки в ФЗ № 166 от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ФЗ № 4468-1 от 12.02.1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
3. В нарушение требований части 2 статьи 55 Конституции России принятие без учета требований федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» последующих нормативно правовых актов регламентирующих деятельность правоохранительных органов, в том числе основополагающего закона о государственной службы ФЗ № 58 от 27.05.2003 года «О системе государственной службы Российской Федерации».
4. Не исполнение Правительством РФ требования части 2 статьи 29 Федерального Закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих», которому поручено привести свои нормативно правовые акты в соответствие с требованиями настоящего федерального закона.
Практический результат
Совершенствование правоприменительной практики с целью устранения дисбаланса гарантированных прав, вызванного пробелами в законодательстве, тем самым обеспечить неукоснительное исполнение установленных социальных гарантий гражданам уволенным с военной службы по призыву и поступившим на государственную службу иных видов.
Дополнительных затрат на бюджет не возлагается, ибо средства уже были запланированы в соответствующих бюджетах в связи с вступлением в действие Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Дополнительные материалы