Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф112385
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения в ФЗ Об оружии упрощенных видов лицензий и иных разрешительных документов на приобретение и хранение оружия, не являющихся лицензиями на коллекционирование оружия

Необходимо введение в ФЗ Об оружии упрощенных видов лицензий и иных разрешительных документов на приобретение и хранение оружия, не являющихся лицензиями на коллекционирование оружия или на приобретение оружия только определенными категориями граждан и (или) в определенных целях, не связанных с хранением оружия без совершения других действий с ним, либо иными специальными разрешительными документами, права на приобретение или хранение по регистрации ряда или многих видов оружия без получения указанных документов, и права приобретение и хранение без разрешительных документов наименее опасных видов оружия или многих видов оружия в определенных случаях, с правом на приобретение и хранение оружия в количестве до 5 единиц или в любом количестве без лицензии на коллекционирование оружия или специальных разрешительных документов на его приобретение по вышеуказанным упрощенным видам лицензий или разрешительным документам на любое оружие, правам на управление транспортными средствами (правила получения прав на управление транспортными средствами в части медицинских оснований являются более строгими, чем правила получения лицензий на оборот оружия) или по регистрации приобретаемого оружия либо свободно, в зависимости от степени опасности конкретных видов оружия, а также на свободное хранение любыми лицами всех видов оружия, приобретаемых без лицензии и не подлежащих регистрации в органах Росгвардии, холодного оружия и оружия, имеющего культурную ценность, и других подобных видов оружия, сходных по поражающей способности с распространенными в быту предметами или запрещенными к использованию в качестве оружия.
Внесение данных изменений необходимо, учитывая возможные негативные последствия для коллекционеров и других владельцев оружия, имеющего культурную ценность, и иного оружия, вынужденных сообщать о имеющихся у них предметах любой стоимости, для соблюдения законодательства, конституционные права человека, предусмотренные ст. 2, 17, 19, 35, 49, 55 и другими нормами Конституции РФ, нарушаемые как поставлением владельцев оружия и других подобных предметов в опасность нападений или мошеннических действий злоумышленников, так и их искусственным отнесением к нарушителям законодательства с созданием угроз изъятия оружия или других предметов и (или) возможного их привлечения к административной или уголовной ответственности за незаконный оборот оружия или других подобных предметов, введение с 25.08.2022г. запрета на коллекционирование оружия гражданами РФ, права на приобретение которого они не имеют, наличие права на приобретение только по лицензии на коллекционирование оружия старинного (антикварного) оружия (метательного, пневматического и огнестрельного оружия) и всех видов холодного оружия, имеющего культурную ценность (с 2018 года), а также ряда видов оружия (в частности, боевого, гражданского или иного оружия, как правило, приведенного в охолощенный или учебный вид, передаваемого государственными военизированными организациями гражданам, имеющим лицензии на коллекционирование оружия) и патронов к оружию, на приобретение которых необходимо получение разрешительных документов, приобретаемых в целях коллекционирования, согласно положениям ст. 13 ФЗ Об оружии и подзаконных актов, наличие запрета на хранение оружия, регистрируемого в органах Росгвардии, владельцем или его родственниками после истечения срока действия разрешения на него или смерти его владельца до решения вопроса о его реализации, наследовании, деактивации, ином выведении из категории оружия или сдачи органам власти в ФЗ Об оружии (ст. 20), а также отсутствие правил хранения оружия, не подлежащего регистрации в органах Росгвардии, при наличии запрета на хранение гражданами найденного ими или переданного им огнестрельного оружия, собственниками которого они не являются, или оружия, права на приобретение которого они не имеют, а также наличие в законодательстве СССР, РСФСР и РФ до 1993 года права на хранение оружия, регистрируемого в органах милиции, владельцем или его родственниками после истечения срока действия разрешения на него или смерти его владельца до решения вопроса о его реализации, наследовании или сдачи органам власти с отобранием обязательства о реализации оружия, если необходима именно его реализация.
Для лиц, владеющих одной или несколькими единицами оружия, имеющего культурную ценность, или иного оружия, и для коллекционеров оружия, обязанных получить или получивших лицензии на коллекционирование и (или) на приобретение оружия, возможны негативные последствия, заключающиеся в увеличении вероятности совершения в их отношении краж, мошенничества, разбойных нападений, должностных и других опасных преступлений, т.к. демонстрация предметов, непосредственно находящихся внутри своего места жительства, и оружия, которое может иметь высокую стоимость или иным образом заинтересовать преступников, и, тем более регулярное появление уполномоченных лиц для проведения проверок условий хранения зарегистрированного оружия, могут повлечь нападение или мошеннические действия в отношении владельца имущества по самым очевидным причинам, а обязанность получения именно лицензии на коллекционирование оружия для приобретения оружия, имеющего культурную ценность, в количестве даже одной или двух единиц или многих других видов гражданского оружия в количестве, превышающем 2 или 5 единиц, может создать впечатления о наличии у гражданина большого количества дорогостоящего оружия и других дорогостоящих предметов. Это необоснованно, в особенности, в отношении видов оружия, не представляющих большой опасности, или в случаях обеспечения владельцем сохранности оружия и безопасности его хранения.
При этом многие владельцы оружия, имеющего культурную ценность, или иного оружия могут не коллекционировать его, а хранить одну или несколько единиц холодного или иного оружия, доставшегося по наследству либо приобретенного в далеком прошлом или до отнесения приобретенного предмета к оружию. Поэтому обязанность получения именно лицензии на коллекционирование оружия для приобретения оружия, имеющего культурную ценность, в любом количестве или многих других видов гражданского оружия в количестве, превышающем 2 или 5 единиц, является для данных лиц (в особенности, для лиц, не имеющих достаточных финансовых возможностей для покупки большого количества оружия, или не желающих его приобретать) обременительной и необоснованной, ставящей их в опасное положение, т.к. все лица, знающие о наличии у них лицензии на коллекционирование оружия могут предполагать, что они будут приобретать дорогостоящее оружие или оружие, которое возможно эффективно использовать для защиты или нападения. Наличие обязанности получать различные виды лицензий или иных разрешительных документов на приобретение и хранение многих видов оружия, также осложняет положение лиц, хранящих холодное или иное оружие как память, в целях коллекционирования или в иных законных целях, не являющихся специальными (охота, спорт и др.), и при отсутствии у данных лиц специальных статусов, предусмотренных ФЗ Об оружии для приобретения и хранения ряда видов оружия (профессиональный охотник, охотовед, мастер спорта по стрельбе, гражданин, награжденный оружием, государственный служащий в отставке, которому выдан кортик, состоящий на вооружении в РФ, или его наследник и др.), и ставит их в затруднительное и опасное положение, учитывая обязанность регистрации в Росгвардии многих видов приобретенного или хранящегося оружия с дальнейшими ежегодными проверками Росгвардией условий его хранения, которые могут привлекать внимание различных лиц, которые могут иметь умысел на совершение противоправных действий, и использоваться должностными лицами для злоупотреблений. При этом простое хранение оружия без его использования не является опасным, оружие, имеющее культурную ценность, запрещено использовать в качестве оружия, газовое, пневматическое, метательное и ряд других видов оружия не имеют большей поражающей способности, чем оружие, приобретаемое без разрешительных документов, и предметы, не отнесенные к оружию, а холодное не представляет большей опасности, чем распространенные в быту предметы, находящиеся в свободном обороте.
Поэтому необходимо минимизировать лицензирование приобретения и хранения оружия, отменив лицензирование приобретения холодного, метательного, нелетального и ряда других наименее опасных видов оружия, и его лицензирование в случаях хранения единичных экземпляров коллекционного оружия и оружия, не имеющего высокой поражающей способности (с дульной энергией до 50 или 150 Дж, удельной кинетической энергией до 1,5, 2 или 3 Дж на мм2 и т.п.), и установив для приобретения и хранения единичных экземпляров наиболее опасных видов оружия упрощенные виды лицензий, для получения которых не требуется наличия других специальных документов, или их регистрацию без получения лицензий или иных документов, либо отменить ограничения и на их приобретение и хранение в небольшом количестве, учитывая отсутствие опасности в самом хранении оружия и законодательный опыт целого ряда стран мира.
При этом необходимо введение в ФЗ Об оружии категории коллекционного оружия, т.е. любого оружия, не запрещенного к обороту в РФ, приобретаемого только в целях коллекционирования, и расширение перечня видов оружия самообороны, учитывая наличие права на самооборону с любыми видами оружия или иными предметами в ст. 37 – 39 УК РФ и ст. 24 ФЗ Об оружии, отнесение в ст. 3 ФЗ Об оружии к оружию самообороны гражданского огнестрельного длинноствольного гладкоствольного оружия с любыми разрешенными патронами к нему, включая патроны травматического действия с дульной энергией не более 150 Дж и патроны с металлическими дробью, пулями или картечью с любой дульной энергией, которая может достигать 3000 или 8000 Дж или даже превышать данные значения, и отнесение к оружию самообороны пистолетов и револьверов, являющихся огнестрельным оружием, в законах об оружии ПМР, Абхазии, Молдовы, Латвии, Литвы, Эстонии и многих других странах мира.
С 25.08.2022г. в ст. 25 ФЗ Об оружии введен запрет на коллекционирование оружия гражданами РФ, права на приобретение которого они не имеют. При этом отсутствуют четкие критерии отличия коллекционирования оружия от его хранения, т.к. Правила оборота гражданского и служебного оружия определяют, что коллекцией является количество оружия, превышающее количество, установленное ст. 13 ФЗ Об оружии (2 или 5 единиц гражданского оружия, приобретаемого по лицензии и подлежащего регистрации в уполномоченных органах, либо подлежащего ей, но приобретаемого по разрешению на хранение и ношение охотничьего оружия), но, по заявлению гражданина, коллекцией может быть признано и меньшее количество оружия, при наличии в ФЗ Об оружии обязанности получения лицензии на коллекционирование для приобретения в любом количестве старинного (антикварного) оружия и холодного оружия, имеющего культурную ценность, а также получения именно охотничьего билета, лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного или пневматического оружия и разрешения на его хранение и ношение для приобретения в любом количестве охотничьего холодного клинкового оружия.
Согласно ч. 4 ст. 13 ФЗ Об оружии старинное (антикварное) оружие и холодное оружие, имеющее культурную ценность, имеют право приобретать граждане РФ, имеющие лицензию на коллекционирование оружия, выдаваемую в соответствии с положениями ст. 13 ФЗ Об оружии и подзаконных актов гражданам, имеющим постоянное место жительства и многие виды документов, необходимые для приобретения гражданского оружия, приобретаемого по различным видам лицензий, достигшим возраста 14 лет.
Правила приобретения иных видов оружия, имеющего культурную ценность, отсутствуют, поэтому они могут быть приобретены любыми гражданами РФ без лицензий и других документов, т.к. виды лицензий и правила приобретения оружия определяются ФЗ Об оружии и международными договорами РФ, если содержат иные правила, чем предусмотренные ФЗ Об оружии, а отсутствие правил приобретения или иного оборота оружия и других предметов означает их нахождение в свободном обороте, учитывая необходимость официального опубликования законов и других нормативно-правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека, в соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, и нахождение в свободном обороте предметов, правила оборота которых не определены законом или в порядке, установленном законом, в соответствии с п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ.
С 2012 по 2018 год старинное (антикварное) холодное и огнестрельное длинноствольное одноствольное дульнозарядное оружие, не предназначенное для стрельбы патронами, имели право приобретать без лицензии граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, а правила приобретения иного оружия, имеющего культурную ценность, отсутствовали.
До 2012 года ограничения на оборот оружия, имеющего культурную ценность, отсутствовали, поэтому его виды, не относившиеся к гражданскому или иному оружию, предусмотренному ФЗ Об оружии, находились в свободном обороте для любых лиц (граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства любого возраста), а его виды, сходные с оружием, предусмотренным ФЗ Об оружии, находились в свободном обороте, за исключением ношения такого гражданского оружия, в соответствии с Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, если они не были отнесены к боевому или запрещенному к обороту в РФ оружию положениями ст. 5 и 6 ФЗ Об оружии, но специфика и коллекционное назначение данных видов оружия указывали на их отнесения к принципиально иному виду оружия, нежели все виды гражданского, служебного и боевого оружия, т.е. на его отнесение к оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, находящемуся в свободном обороте.
При этом запреты на повреждение или уничтожение культурных ценностей, на уничтожение оружия, имеющего культурную ценность, или приведение его в негодное состояние применением способов, повреждающих его, и на использование оружия, имеющего культурную ценность, в качестве оружия или иным способом, не связанным с его хранением, коллекционированием или экспонированием, который может влечь его повреждение, предусмотренные в ст. 243 УК РФ (с 1994 по 1996 год – в ст. 230 УК РСФСР 1960г.), ст. 6 и 24 ФЗ Об оружии, указывают на невозможность отнесения к оружию оружия, имеющего культурную ценность, поэтому все ограничения на его оборот как вида оружия не имеют юридической силы.
Виды оружия, не предусмотренные ФЗ Об оружии, не ограниченные и не запрещенные к обороту международными договорами РФ, находятся на территории РФ в свободном обороте, учитывая положения ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ.
При этом в ст. 31 Конституции РФ предусмотрен запрет на ношение любого оружия на определенных в ней массовых мероприятиях. Иные ограничения и запреты на оборот видов оружия, не предусмотренных ФЗ Об оружии, если они не вводятся международными договорами РФ или федеральными законами, вносящими изменения в ФЗ Об оружии, могут быть введены только в случаях введения режимов контртеррористической операции, чрезвычайного или военного положения, в порядке установленном соответствующими федеральными или федеральными конституционными законами.
Виды гражданского оружия, не отнесенные к оружию, имеющему культурную ценность, оружию самообороны, сигнальному оружию, холодному клинковому оружию, предназначенному для ношения с национальными костюмами народов РФ или казачьей формой, или к видам современного гражданского оружия, правила приобретения которого отсутствуют, не запрещенного к приобретению или хранению гражданами по месту жительства или полностью запрещенного приобретению или хранению ими, могут законно приобретать граждане РФ, имеющие специальные документы, дающие им определенные дополнительные права (охотничьи билеты (для приобретения охотничьего оружия в целях охоты), спортивные удостоверения (для приобретения ряда видов спортивного или охотничьего огнестрельного или пневматического оружия для занятий спортом), справки с места работы или о наличии необходимого стажа владения определенными видами оружия (для приобретения ряда видов спортивного и охотничьего огнестрельного оружия), наградные документы о награждении оружием (в случае награждения оружием и оформления на разрешения на наградное оружие) и др.). При этом спортивное холодное клинковое и метательное оружие запрещено хранить и использовать вне спортивных объектов, за исключением определенных в ст. 6 ФЗ Об оружии случаев использования луков и арбалетов, а правила его приобретения и совершения многих других действий с ним отсутствуют, несмотря на отнесение спортивного холодного оружия к конструктивно сходным с оружием изделиям в ст.1 ФЗ Об оружии и подзаконных актах, введение указания на его отнесение к оружию, приобретаемому без лицензии, в ст. 9 ФЗ Об оружии с 2018 года и на полное конструктивное сходство спортивных ножей, луков и арбалетов с охотничьим холодным клинковым и метательным оружием.
Поэтому гражданин РФ, как имеющий лицензию на коллекционирование оружия, так и не имеющий ее, не может приобрести многие виды оружия, представляющие различную степень опасности, которые могут не иметь большей поражающей способности, чем виды оружия, которые он может приобрести, или предметы, не отнесенные к оружию, что нелогично.
Согласно п.14 Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, юридическим лицам и гражданам, имеющим лицензию на коллекционирование и экспонирование, как правило, передается охолощенное или приведенное в учебный вид оружие. При этом не указываются виды такого оружия и случаи, допускающие выдачу боеспособного оружия по такой лицензии.
Данным пунктом не учтено отсутствие в ФЗ Об оружии положений, относящих к оружию охолощенное или приведенное в учебный вид оружие, не являющееся огнестрельным, согласно положениям ст.1 ФЗ Об оружии, и отнесение охолощенного или приведенного в учебный вид огнестрельного оружия к списанному оружию в ст.1 ФЗ Об оружии.
Конструктивно сходные с оружием изделия приобретаются без лицензии и не регистрируются (ст.13 ФЗ Об оружии), а сбор и хранение таких изделий и других предметов, имеющих сходство с различными видами оружия, но не отнесенных к оружию, исправному оружию либо оружию, предназначенному не только для учебных или производственных целей, не является коллекционированием (пп. а) - д) п.34 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему).
Списанное оружие приобретается без лицензии, гражданами РФ, достигшими возраста 18 лет, и подлежит регистрации в Росгвардии с 2022 года (ст.13 ФЗ Об оружии). При этом оно приобретается без ограничений, установленных для приобретения видов оружия, приобретаемых по лицензиям или другим видам разрешительных документов (медицинских противопоказаний, ограничений по судимости и др.). Поэтому на его коллекционирование получения лицензии не требуется.
Словосочетание «как правило» дает основания полагать, что гражданам и юридическим лицам предоставлена возможность, в отдельных случаях, приобретать по лицензии на коллекционирование оружия исправное оружие, имеющееся в государственных военизированных организациях, но отсутствуют перечни как таких случаев, так и видов оружия, которые данные организации могут передавать (продавать) гражданам и юридическим лицам, имеющим лицензии на коллекционирование оружия. Это, в свою очередь, дает основания полагать, что государственные военизированные организации имеют право, по своему усмотрению, передавать (продавать) гражданам и юридическим лицам, имеющим лицензии на коллекционирование оружия, любое гражданское оружие, разрешенное к приобретению по лицензии на коллекционирование оружия, и боевое оружие, не запрещенное к обороту.
Согласно положениям ст. 20, 27 и ряда других норм ФЗ Об оружии, оружие, ограниченное к обороту, зарегистрированное или подлежащее регистрации в органах Росгвардии, изымается до решения вопроса о его судьбе в случаях отсутствия лицензий и разрешений на его оборот, их аннулирования или смерти законного владельца оружия, имеющего его на основании лицензий или разрешений, до решения вопроса о наследовании имущества, а также в случаях нарушения различных правил оборота оружия или его незаконного оборота. При этом, в случае смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества и получения лицензии на приобретение гражданского оружия, указанное оружие изымается для ответственного хранения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом (органами Росгвардии) либо органами внутренних дел.
Оружие может быть возвращено владельцу или унаследовано только в случаях, если его оборот конкретным лицом не запрещен законодательством, а у данного лица имеются лицензия, разрешение или иное законное основание владения указанным оружием, при отсутствии судебного акта, исключающего владение им. В иных случаях, если оружие не принадлежит другим лицам, или не вынесенного законного судебного акта о его конфискации, оружие может быть отчуждено владельцем или наследником под контролем уполномоченных органов в течение одного года, либо указанным лицам возмещается его стоимость, а в случае несовершения сделки по его отчуждению в течение одного года, - оружие подлежит принудительной реализации с выплатой владельцу или наследнику средств от его продажи, за вычетом расходов на его реализацию (ст. 238 и 1180 ГК РФ).
Правила изъятия или иного оборота любого оружия, не подлежащего регистрации в уполномоченном органе и (или) приобретаемого без разрешительных документов, включая оружие, правила приобретения которого отсутствуют, и оружие, не предусмотренное ФЗ Об оружии, в случаях аннулирования или истечения документов на его приобретение, иных обстоятельств, исключающих право на его приобретение, предусмотренных ФЗ Об оружии, либо смерти владельца до решения вопроса о наследовании имущества, отсутствуют. При этом гражданское оружие, приобретаемое без лицензии и не подлежащее регистрации, согласно положениям ч. 4 ст. 13 ФЗ Об оружии, может быть свободно приобретено любым совершеннолетним гражданином РФ или иностранным гражданином любого возраста, а виды гражданского оружия, правила приобретения которых отсутствуют, могут быть свободно приобретены любым гражданином РФ, но прямо не разрешены к приобретению без лицензии иностранными гражданами и (как и все виды оружия, предусмотренные ФЗ Об оружии) лицами без гражданства. Оружие, не предусмотренное ФЗ Об оружии, может быть свободно приобретено любым лицом, т.к. его оборот не регулируется законодательством РФ, а международные договоры РФ не предусматривают правил оборота большинства видов оружия. Законодательно не запрещены нахождение вышеуказанных видов оружия в совместной собственности нескольких лиц или их передача любым другим лицам, а отсутствие обязанности получения разрешительных документов на приобретение большинства из них означает возможность владения ими лицами, имеющими право на приобретение конкретных видов гражданского оружия (совершеннолетними и (или) несовершеннолетними гражданами РФ и иностранными гражданами), или любыми лицами.
Данные виды оружия могут быть конфискованы по решению суда только в случаях его незаконного оборота, влекущего административную ответственность (ст. 20.10 КоАП РФ), ряда нарушений правил его оборота, за которые нормами КоАП РФ предусмотрена конфискация, иных деяний, за которые она предусмотрена, или отнесения предмета к орудиям преступлений, принадлежащим обвиняемым (любые орудия преступлений, принадлежащие обвиняемым, подлежат конфискации, передаются в соответствующие учреждения или уничтожаются, а орудия преступлений, принадлежащие другим лицам, подлежат возвращению им). Иное их безвозмездное изъятие у собственника против его воли запрещено.
В ст. 20 ФЗ Об оружии предусмотрен запрет на хранение гражданами найденного ими или переданного им огнестрельного оружия, собственниками которого они не являются, или оружия, права на приобретение которого они не имеют.
Таким образом, граждане не имеют права хранить любое гражданское оружие, найденное ими или переданное им, не находящиеся в их собственности, если оно отнесено к огнестрельному оружию (оружию, предназначенному для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда, имеющему удельную кинетическую энергию, составляющую более 0,5 Дж на мм2) или к оружию, права на приобретение которого имеют не все категории граждан, не имеют граждане, которые обнаружили его или которым оно было передано (холодное, метательное, пневматическое, газовое, сигнальное и иное гражданское, служебное, боевое и запрещенное к обороту оружие, ограниченное к приобретению для ряда категорий граждан РФ и (или) иностранных граждан или запрещенное к приобретению ими (все указанное оружие запрещено к приобретению лицами без гражданства, если международным договором РФ не установлены иные правила его оборота)), а также будут лишены права на коллекционирование оружия, права на приобретение которого имеют не все категории граждан РФ и не имеют граждане РФ, хранящие его, т.е. запрещено хранение ими данного оружия в количестве более 2 или 5 единиц и может быть запрещено хранение в любом количестве оружия, в отношении которого подано заявление о признании его коллекцией, старинного (антикварного) оружия и холодного оружия, имеющего культурную ценность, а, возможно, и всех видов современного гражданского (охотничьего оружия, оружия самообороны и др.) и иного оружия, права на приобретение которого конкретные граждане РФ не имеют (кортиков, состоящих на вооружении в РФ, ранее выданных гражданам, проходившим определенные виды государственной службы, передаваемых по наследству, служебного оружия, боевого холодного и ручного стрелкового оружия, а также всех видов оружия, приобретение которых ограничено или запрещено международными договорами РФ либо актами, принимаемыми во время проведения контртеррористических операций, чрезвычайного или военного положения).
При этом оборот предметов, сходных с оружием, но формально не отнесенных к оружию, не может быть ограничен или запрещен положениями ст. 31 Конституции РФ и актами, принимаемыми во время проведения контртеррористических операций, чрезвычайного или военного положения, т.к. понятие оружия не предусмотрено Конституцией РФ и содержится только в ст. 1 ФЗ Об оружии, а минимальные критерии отнесения предметов к оружию предусмотрены только ФЗ Об оружии, подзаконными актами, касающимися оборота оружия, и экспертными методиками отнесения предметов к холодному, метательному или огнестрельному оружию в отношении пневматического, метательного, холодного и огнестрельного оружия, а отношении части видов оружия они не установлены, т.к. критерии их минимальной поражающей способности четко не определены. При этом законодательство о контртеррористических операциях, чрезвычайном или военном положениях не предусматривает введения ограничений и запретов на оборот предметов, не отнесенных к оружию, но сходных с ним.
Это порождает повышенные формализм и бюрократизм положений ФЗ Об оружии и подзаконных актов, т.к. гражданин не имеет права на свободное хранение холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой или национальными костюмами народов РФ, приобретаемого по лицензии, подлежащего регистрации в Росгвардии, видов холодного оружия, хранение или иной оборот которых гражданами строго ограничены или запрещены (кортиков, состоящих на вооружении в РФ, выданных гражданам, проходящим определенные виды государственной службы, или унаследованных от них, спортивного холодного клинкового оружия (которое отнесено к конструктивно сходным с оружием изделиям в ст. 1 ФЗ Об оружии и подзаконных актах, а ножи, отнесенные к нему Криминалистическими требованиями, сходны с охотничьими ножами, являющимися холодным оружием), боевого или запрещенного к обороту в РФ холодного оружия), а также видов холодного оружия, ограниченного к приобретению, хранение которого не было ограничено до 2022 года и четко не ограничено до настоящего времени (охотничьего холодного клинкового оружия и холодного оружия, имеющего культурную ценность), но имеет право на хранение холодного оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии (самодельные и иные, не подпадающие под ФЗ Об оружии, современные виды кортиков, стилетов, шпаг, рапир, мечей, палашей, сабель, кинжалов, алебард и т.п. холодного оружия), и предметов, не отнесенных к оружию (бытовых ножей и топоров, мачете, кукри, финских ножей, игольчатых и ряда других видов штыков, спортивных снарядов и т.п.), т.к. их приобретение не ограничено. Аналогичным образом распределены ограничения на оборот других видов оружия, включая гражданское оружие, приобретаемое без лицензии совершеннолетними гражданами РФ, и оружие, имеющее культурную ценность, не отнесенное к холодному оружию, и сходные с ними предметы, отнесенные к оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, или к предметам, формально не являющимся оружием (ружей для подводной охоты, пружинных пистолетов, ружей и пушек, рогаток, катапульт, не являющихся баллистами, пневматических и пороховых строительно-монтажных пистолетов и т.п.).
При этом гражданин не может быть награжден современными кистенями, кастетами, сюрикенами, бумерангами, складными ножами с длиной клинка и лезвия более 90 мм или иным подобным холодным оружием, открываемым одной рукой, гладкоствольными пистолетами, револьверами и ружьями под патроны к пистолетам и револьверам с нарезным стволом, а также к винтовкам или иному огнестрельному оружию с нарезным стволом, современным огнестрельным или многими иными видами подобного стрелкового оружия, имеющими в своей конструкции приспособления для бесшумной стрельбы и иными подобными предметами, отнесенными к оружию, но может быть награжден указанными предметами ударно-дробящего или метательного действия, отнесенными к оружию (холодному или метательному бросковому оружию), имеющему культурную ценность, или к спортивному холодному клинковому или метательному оружию, либо многими видами огнестрельного и иного стрелкового оружия, имеющими культурную ценность, и имеет право на установку приспособлений для бесшумной стрельбы на наградные пистолеты и револьверы, отнесенные не к гражданскому, а к боевому огнестрельному оружию.
В законодательстве СССР, РСФСР и РФ до 1993 года предусматривалось право на приобретение оружия в охранительных целях (особенно, до 1927 года), на свободное приобретение и хранение антикварного огнестрельного оружия, изготовленного до 1870 года, и на хранение оружия, регистрируемого в органах милиции (охотничьих ружей, карабинов и винтовок, а также газовых пистолетов и револьверов), владельцем или его родственниками после истечения срока действия разрешения на него или смерти его владельца до решения вопроса о его реализации, наследовании или сдачи органам власти с отобранием обязательства о реализации оружия, если необходима именно его реализация.
В Постановлении Совета Министров - Правительства РФ от 11 февраля 1993 г. N 109 "О мерах по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 8 ноября 1992 г. N 1341 "О специальных средствах самообороны, снаряженных веществами слезоточивого и раздражающего действия", утвердившем «Правила приобретения, регистрации и обращения специальных средств самообороны, снаряженных веществами слезоточивого и раздражающего действия», предусматривалось: «В случае смерти владельца специальное средство самообороны и патроны к нему хранятся его родственниками до решения вопроса о наследовании имущества. Если кто-либо из наследников имеет право на получение разрешения на владение специальным средством самообороны, то ему в установленном порядке органами внутренних дел может быть выдано такое разрешение. Если среди наследников не окажется лиц, имеющих право на хранение специального средства самообороны, оно должно быть в месячный срок направлено родственниками в органы внутренних дел для реализации. Вырученная от продажи денежная сумма за вычетом расходов по реализации выплачивается наследнику».
При этом в Законе РФ Об оружии 1993г. уже указывалось на необходимость сдачи оружия до решения вопроса о его наследовании или реализации: «В случае смерти собственника гражданского оружия оно сдается в орган внутренних дел на временное хранение до решения вопроса о наследовании имущества (ст. 20)», а в ФЗ Об оружии ввели правило о незамедлительном изъятии оружия для ответственного хранения органами внутренних дел, его зарегистрировавшими, в случае смерти владельца оружия до решения вопроса о наследовании имущества.
Изменения, внесенные в ФЗ Об оружии с 2011 и 2016 годов, незначительно изменили указанное правило.
Законом РФ Об оружии 1993г. предусматривались открытые лицензии на приобретение газовых пистолетов и револьверов, т.е. лицензии, в которых приобретенное оружия регистрировалось только продавцом торговой организации, при его приобретении гражданином РФ, имеющем данную лицензию, а органы милиции только продлевали действие данной лицензии после окончания срока ее действия (5 лет) или перерегистрировали оружие в случаях его продажи, дарения или наследования.
Данные открытые лицензии были отменены ФЗ Об оружии.
В Якутии Постановлением о правилах оборота якутского ножа (Постановлением Правительства Республики Саха (Якутии) от 12 сентября 1995 года N 409 «Об утверждении Положения о порядке изготовления, сбыта, приобретения, ношения и перевозки якутского ножа на территории Республики Саха (Якутия)»), действовавшем с 1995 по 2003 год, предусматривались открытые лицензии на приобретение, хранение и ношение якутских ножей, выдаваемые гражданам РФ, достигшим возраста 16 лет, соответствующим требованиям, предъявляемым к владельцам оружия Законом РФ Об оружии 1993г., действовавшим 5 лет, но данное Постановление противоречило Закону РФ Об оружии 1993г. и ФЗ Об оружии 1996г., а приравнивание якутского ножа к холодному оружию противоречит минимальным экспертным критериям холодного оружия, поэтому якутские ножи находятся в свободном обороте. При этом в Законе РФ Об оружии 1993г. и правилах оборота оружия, не предусмотренного им, не предусматривались открытые лицензии на приобретение холодного и многих других видов оружия, а в ФЗ Об оружии не предусмотрено и самого понятия открытой лицензии. При этом законы субъектов РФ не могут предусматривать свои правила оборота оружия и противоречить ФЗ Об оружии. Поэтому все виды оружия, не предусмотренные ФЗ Об оружии, и предметы, не отнесенные к оружию, находятся в свободном обороте, а ограничения на оборот оружия законно действуют только на федеральном уровне в ФЗ Об оружии и подзаконных актах.
Введение запрета на хранение зарегистрированного оружия после истечения срока действия разрешения на него или смерти владельца не повлекло улучшения борьбы с преступностью и уменьшения количества вооруженных преступлений, т.к. преступники часто используют незарегистрированное или запрещенное к обороту огнестрельное и иное оружие либо предметы, не отнесенные к оружию, а в бытовых преступлениях часто используются кухонные ножи, топоры и другие подобные предметы. Встречаются случаи совершения особо тяжких насильственных преступлений с использованием зарегистрированного оружия, им принадлежащего, срок действия разрешений на которое не истек, а несчастные случаи с наступлением тяжких последствий наиболее часто встречаются на транспорте и при использовании бытовых предметов.
Необходимо и исключение административной и, тем более, уголовной ответственности лиц, хранящих оружие при истечении срока действия разрешения на него или оружия, принадлежавшего умершему лицу, не совершающих умышленных и неоднократных нарушений правил его оборота, или деяния которых не представляют опасности, либо предоставляющих оружие органам власти или организациям, имеющим право на торговлю им.
При этом необходимо решение вопроса о введении права владельца, зарегистрированного или приобретенного по разрешительным документам иного оружия, на передачу оружия лицам, которым он доверяет, и права на владение указанным оружием несколькими лицами (права на нахождение оружия в совместной собственности).
Учитывая вышеизложенное, необходимо введение в ФЗ Об оружии упрощенных видов лицензий и иных разрешительных документов на приобретение и хранение оружия, не являющихся лицензиями на коллекционирование оружия или на приобретение оружия только определенными категориями граждан и (или) в определенных целях, не связанных с хранением оружия без совершения других действий с ним, либо иными специальными разрешительными документами, права на приобретение или хранение по регистрации ряда или многих видов оружия без получения указанных документов, и права приобретение и хранение без разрешительных документов наименее опасных видов оружия или многих видов оружия в определенных случаях, с правом на приобретение и хранение оружия в количестве до 5 единиц или в любом количестве без лицензии на коллекционирование оружия или специальных разрешительных документов на его приобретение по вышеуказанным упрощенным видам лицензий или разрешительным документам на любое оружие, правам на управление транспортными средствами (правила получения прав на управление транспортными средствами в части медицинских оснований являются более строгими, чем правила получения лицензий на оборот оружия) или по регистрации приобретаемого оружия либо свободно, в зависимости от степени опасности конкретных видов оружия, а также на свободное хранение любыми лицами всех видов оружия, приобретаемых без лицензии и не подлежащих регистрации в органах Росгвардии, холодного оружия и оружия, имеющего культурную ценность, и других подобных видов оружия, сходных по поражающей способности с распространенными в быту предметами или запрещенными к использованию в качестве оружия.
При этом необходимы отмена ограничений на хранение оружия, имеющего культурную ценность, и иных видов оружия, не подлежащих регистрации в уполномоченных органах (Росгвардии), приобретаемых по разрешительным документам на какое-либо оружие, а также всех видов холодного и метательного броскового оружия, сигнального оружия и иного оружия, которое может иметь бытовое назначение или не имеет большей поражающей способности, чем распространенные в быту предметы, либо не предназначено для причинения смерти человеку, либо не имеет большой поражающей способности, и четкое разграничения видов оружия, регистрируемых в уполномоченных органах, и иных видов оружия, включая виды оружия, приобретаемые без лицензии, по их степени опасности и поражающей способности.
Необходимо исключение административной и уголовной ответственности лиц, хранящих оружие при истечении срока действия разрешения на него или оружия, принадлежавшего умершему лицу, не совершающих умышленных и неоднократных нарушений правил его оборота, или хранящих холодное и иное подобное оружие, не имеющее большой поражающей способности, а также оружие, имеющее культурную ценность, либо деяния которых не представляют опасности, либо предоставляющих оружие органам власти или организациям, имеющим право на торговлю им.
При этом необходимо решение вопроса о введении права владельца, зарегистрированного или приобретенного по разрешительным документам иного оружия, на передачу оружия лицам, которым он доверяет, и права на владение указанным оружием несколькими лицами (права на нахождение оружия в совместной собственности).
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии и иного законодательства, действующего в РФ.

Практический результат

Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии и иного законодательства, действующего в РФ.

Решение

Необходимо введение в ФЗ Об оружии упрощенных видов лицензий и иных разрешительных документов на приобретение и хранение оружия, не являющихся лицензиями на коллекционирование оружия или на приобретение оружия только определенными категориями граждан и (или) в определенных целях, не связанных с хранением оружия без совершения других действий с ним, либо иными специальными разрешительными документами, права на приобретение или хранение по регистрации ряда или многих видов оружия без получения указанных документов, и права приобретение и хранение без разрешительных документов наименее опасных видов оружия или многих видов оружия в определенных случаях, с правом на приобретение и хранение оружия в количестве до 5 единиц или в любом количестве без лицензии на коллекционирование оружия или специальных разрешительных документов на его приобретение по вышеуказанным упрощенным видам лицензий или разрешительным документам на любое оружие, правам на управление транспортными средствами (правила получения прав на управление транспортными средствами в части медицинских оснований являются более строгими, чем правила получения лицензий на оборот оружия) или по регистрации приобретаемого оружия либо свободно, в зависимости от степени опасности конкретных видов оружия, а также на свободное хранение любыми лицами всех видов оружия, приобретаемых без лицензии и не подлежащих регистрации в органах Росгвардии, холодного оружия и оружия, имеющего культурную ценность, и других подобных видов оружия, сходных по поражающей способности с распространенными в быту предметами или запрещенными к использованию в качестве оружия.
При этом необходимы отмена ограничений на хранение оружия, имеющего культурную ценность, и иных видов оружия, не подлежащих регистрации в уполномоченных органах (Росгвардии), приобретаемых по разрешительным документам на какое-либо оружие, а также всех видов холодного и метательного броскового оружия, сигнального оружия и иного оружия, которое может иметь бытовое назначение или не имеет большей поражающей способности, чем распространенные в быту предметы, либо не предназначено для причинения смерти человеку, либо не имеет большой поражающей способности, и четкое разграничения видов оружия, регистрируемых в уполномоченных органах, и иных видов оружия, включая виды оружия, приобретаемые без лицензии, по их степени опасности и поражающей способности.
Необходимо исключение административной и уголовной ответственности лиц, хранящих оружие при истечении срока действия разрешения на него или оружия, принадлежавшего умершему лицу, не совершающих умышленных и неоднократных нарушений правил его оборота, или хранящих холодное и иное подобное оружие, не имеющее большой поражающей способности, а также оружие, имеющее культурную ценность, либо деяния которых не представляют опасности, либо предоставляющих оружие органам власти или организациям, имеющим право на торговлю им.
При этом необходимо решение вопроса о введении права владельца, зарегистрированного или приобретенного по разрешительным документам иного оружия, на передачу оружия лицам, которым он доверяет, и права на владение указанным оружием несколькими лицами (права на нахождение оружия в совместной собственности).
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 905 голосов

95

Против решения: 219 голосов

К началу списка инициатив