Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф10967
Уровень инициативы:
Федеральный

Учредить государственный фонд для организации подъема легендарного крейсера «Варяг», и создать на базе крейсера плавучий музей воинской славы в Санкт-Петербурге

Проблема заключается в том, что знаменитый крейсер «Варяг», символ доблести военных моряков и гордость российского флота, покоится сейчас на глубине 8 (восьми) метров на дне моря недалеко от побережья Шотландии. А мог бы, в целях воспитания подрастающего поколения и будущих моряков, служить живым примером доблести российского флота.

«Варя́г» — бронепалубный крейсер 1-го ранга 1-й Тихоокеанской эскадры ВМФ России в 1901—1904 гг. Участник знаменитого боя у Чемульпо (1904). Японцы когда-то поднимали его и с 50-метровой глубины.

Для понимания проблемы, немного из истории. Полтора года японцы поднимали доставшийся им крейсер, затратив около одного миллиона иен, и после двух лет ремонта под названием «Сойя» он был зачислен в состав японского военного флота, причём на корме оставили, хотя и под иероглифами, надпись «Варяг», из уважения к храбрости русских моряков. Девять лет крейсер был учебным кораблем кадетской школы. И каждую новую команду кадетов выстраивали на палубе и объявляли, что они будут обучаться на русском корабле, отказавшемся сдаться и принявшем бой с целой японской эскадрой. После этого, русское правительство выкупает «Варяг» в 1916 году, и 21 марта он входит в бухту Золотой Рог. С тех пор «Варяг» комплектуется только гвардейскими экипажами. Зачисленный в состав флотилии Северного Ледовитого океана, он совершает переход из Владивостока в Романов-на-Мурмане (ныне Мурманск), после чего отправляется на ремонт в Великобританию, но увы, в роковое время — в феврале 1917 года. Далее следует разоружение крейсера союзнической Англией, конфискация и продажа на слом германским фирмам. В 1925 году, попав в сильный шторм при буксировке, корабль застревает в скалах в Ирландском море у берегов Шотландии, возле поселка Лэнделфут.

«Варяг» жив! В ходе официального визита в Сеул в ноябре 2010 году президенту Д.А.Медведеву торжественно вручили флаг крейсера, который как священную реликвию более века сохраняли в Корее. доктор технических наук, капитан 1 ранга А. Крамаренко: «При подъеме корпуса крейсера «Варяг» специалисты НИИ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» могут участвовать на всех этапах выполнения работ, в том числе и в составе формируемой экспедиции подводных работ особого назначения, как это было при подъеме линкора «Новороссийск», подводных лодок С-80 и «Курск», радиоактивного опытного судна «Кит» и других сложных для подъема объектов». МИД России предпринят комплекс мер, направленных на установление статуса останков «Варяга», выяснение требований британского законодательства в части получения разрешений на проведение работ по подъему останков крейсера и их вывозу в Россию. Получена нота МИД Германии, информирующая об отсутствии у германской стороны документальных подтверждений наличия у ФРГ прав собственности на остатки крейсера «Варяг». Посол России в Великобритании А.Яковенко сообщает: «В контакте с британскими властями продолжаем проработку вопроса о прояснении права собственности на останки крейсера «Варяг». Поступили ответы Агентства «Хисторик Скотланд» и Агентства «Марине Скотланд» о возможности поднятия останков крейсера, а также распечатка с интернет-форума британских дайверов, которая может представлять интерес в плане принятия решения о подъеме корабля». Заместитель директора Правового департамента МИД России Д.Гончар констатирует, что проработка международно-правовых аспектов подъема частей крейсера «Варяг» по линии МИД России завершена.

Создание государственного фонда организации подъема легендарного крейсера «Варяг» явится образцовым примером государственно-общественного партнёрства в реализации важных общественных проектов Российской Федерации, самоокупающейся общественной инициативы под чутким государственным контролем и поддержкой. Возможность непосредственного участия в важном проекте внушит ещё больше воодушевления и уверенности в мощи нашего государства широким слоям общественности.

Практический результат

Как писал председатель «Клуба адмиралов» адмирал флота В.И.Куроедов: «После ремонта частей корпуса крейсера и реставрационных работ станет возможным создать в морской столице России в городе Санкт-Петербурге на реке Неве у Дворцового моста напротив памятника Петру I «Музей-крейсер «Варяг». Создание мемориала подвигу его экипажа станет важным и вдохновляющим стимулом воспитания граждан России на патриотических примерах героического служения Отечеству военных моряков».

Решение

Учредить государственный фонд организации подъема легендарного крейсера «Варяг», как образцовый пример государственно-общественного партнёрства в реализации важных общественных проектов Российской Федерации.

Силами государственного фонда производить всенародный сбор средств как на поднятие и восстановление героического крейсера, так и на полное обеспечение работы самого фонда, вся работа которого явится примером самоокупающейся общественной инициативы под чутким государственным контролем и поддержкой. Производить оперативную публикацию детальной структуры всех текущих и предполагаемых затрат, конкурсную оценку текущих вариантов действий, график реализации.

И наконец, организовать непосредственно подъем легендарного бронепалубного крейсера «Варяг». Создать на базе крейсера и установить в Санкт-Петербурге, на реке Неве, у Дворцового моста, напротив памятника Петру I, «Музей-крейсер «Варяг» — плавучий музей воинской славы.

К началу списка инициатив